Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"
Оценка 4.8

Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"

Оценка 4.8
Лекции +1
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
16.03.2018
Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"
доклад по данной теме предназначен для освещения на педагогическом совете. тематика акцентирует внимание педагогов на воспитании подрастающего поколения, особенно патриотическое воспитание в условиях общеобразовательного учреждения, так как является одним из важнейших направлений "Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г"
доклад педсовет Гражд-патриотическое воспитание в школе.doc
Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения 13 января 2017 г Петрова Н.Ю. Здравствуйте! Произнесу одну судьбоносную дату: 26 сентября 1983 г. Кому­нибудь из вас она что­нибудь говорит? А оказывается, в этот день произошла игра со смертью. Дело в том, что нас могло бы и не быть сейчас в живых, и неизвестно, что бы было со всем человечеством, если бы не один очень отважный, смелый, решительный человек,   благодаря   которому,   мы   имеем   счастье   сейчас   наслаждаться   жизнью, мирным небом над головой. Этого человека зовут Станислав Евграфович Петров, офицер Советского  Союза. Он спас нашу планету и  предотвратил в 1983 году ядерную войну.  Что же случилось? Немного истории.  Началось всё с того, что за три недели до случившихся событий Советский Союз сбил Боинг­747, принадлежавший Южной Корее. После этого могла начаться холодная   война.   В   командный   пункт   поступил   приказ,   чтобы   работники Серпухова­15   немедленно   докладывали   властям   страны,   если   вдруг   начнётся ракетное нападение. Решение об ответном ударе принимало только руководство СССР. Как рассказывает сам Петров, ночью 26 сентября 1983г, когда он находился на дежурстве в командном пункте Серпухов­15, его компьютер подал сигнал о запуске ракет с базы США. Но Станислав Евграфович не стал сразу бить тревогу и докладывать   советским   властям   о   случившемся,   и   как   оказалось   –   своим поступком спас нас от ядерной войны. А всё потому, что советский полковник грамотно оценил ситуацию. Посмотрев, что запуски ракет (вследствие выяснилось, что их не было) были произведены только с одной точки и состояли из нескольких МБР, Станислав Петров решил, что это срабатывание ложное. Он принял решение и взял на себя ответственность не докладывать о случившемся. После   случая   с   ложным   срабатыванием   началось   немедленное расследование, которое установило, что датчики спутника были засвечены светом от солнца, что и стало причиной ложной тревоги. Впоследствии внесли изменения в космическую систему, которые такие ситуации должны исключать. «Человеческий фактор», как любим мы говорить, спас нас. И это проявление героизма, отваги, решительности, мудрости, великой любви к жизни. Другой пример: 26.04.198 6год ­ Авария на Чернобыльской АЭС, катастрофа мирового масштаба. Всё тот же «человеческий фактор» виноват в случившейся беде   –   политики   разрешили   построить   АЭС   (с   реактором   для   выработки оружейного   плутония   в   таком   густонаселенном   районе,   недооценив   опасность ядерной энергетики. Проектировщики при работе допустили ряд существенных ошибок. У сотрудников станции была низкая квалификация, нарушалась трудовая дисциплина.   Несвоевременное   оповещение   людей   об   аварии   усугубило 1 последствия катастрофы. А кто помешал им, каждому в отдельности, поступить по совести, с любовью и заботой об окружающих? И таких разнополярных примеров великое множество.  К чему я все это говорю? Я думаю, вы поняли.  Мы   –   все   живые   люди   со   своими   достоинствами,   недостатками, темпераментом,   мировоззрением,   мы   ежесекундно   живем   в   окружающих   нас обстоятельствах,   существуем   в   этой   среде,   общаемся   в   кругу   разных   людей, столько всего случается! А так как мы ­ педагоги, то непосредственно имеем дело с воспитанием подрастающего поколения.  Мы   представители   уникальной   профессии.   Уникальность   её   в   том,   что результат   нашего   труда,   качество   нашей   работы   можно   увидеть   лишь   по прошествии   определенного   времени,   иногда   долгого.   Как   поступит   наш воспитанник в конкретной ситуации? Как будет жить и воспитывать своих детей? Как будет работать на благо Родины, будет ли защищать её, гордиться ею? Каким будет гражданином? Вот вопросы, ответы на которые и есть плоды нашего труда. Вот почему так важно, какие будут эти плоды – худые или добрые.  Дерево и учитель познаются по плоду. Мы живем в непростое время. Было ли оно раньше лучше или хуже? Трудно сказать,   нет   ответа   на   этот   вопрос.   История   развития   цивилизации свидетельствует, что проблемы, трудности в человеческом обществе были, есть и будут всегда. Это закономерность развития. Что же происходит с образованием и обществом в наше время? (видеоролик Речь В.В.Путина) Многомерные   трансформации   в   государстве   и   обществе   последних десятилетий   в   значительной   мере   ослабили   внимание   к   таким   явлениям,   как социально­духовные   и   нравственные   ценности   в   подростковой   и   молодежной среде,  заметно   снизился   интерес   к   особенностям   формирования   менталитета   и мировоззрения молодых граждан России. Тяжело   наполнить   чашу,   если   она   уже   наполнена.   Тем   более,   если   её содержание не отвечает задачам воспитания. Нужна новая стратегия воспитания личности. Длительное отсутствие четких   самоустранение   государства   от   воспитания нравственных   ориентиров, подрастающего   поколения,   недооценка   воспитательной   компоненты   в   школе отрицательно сказались на состоянии нашего общества. В   настоящее   время   требуется   эффективная   воспитательная   система, основанная   на   общих   для   страны   принципах,   ценностях,   наполненная   свежим содержанием, использующая передовые формы и методы. Стратегические   ориентиры   воспитания   сформулированы   Президентом Российской Федерации В.В.Путиным: «…Формирование   гармоничной   личности,   воспитание   гражданина   России зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине,   общенациональная   и   этническая   идентичность,   уважение   к   культуре, традициям людей, которые живут рядом». 2 Такой документ был разработан. В   прошлом   году   Министерство   образования   и   науки   подготовило   проект «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. Проект документа был размещён 15 января 2015 года на сайте Министерства образования   и   науки   РФ.   Проходило   общественное   обсуждение   документа   на различных площадках, в СМИ, педагогической общественности, в общественных объединениях. В июне 2015 года Документ был утвержден. Стратегия   включает   десять   основных   направлений   развития   воспитания. Среди первых – поддержка семейного воспитания.  В   части   гражданского   и   патриотического   воспитания   стратегия   призывает сформировать   у   детей   «целостное   мировоззрение,   российскую   идентичность, уважение   к   своей   семье,   обществу,   государству   на   основе   культурного   и исторического   наследия»,   «мотивы   и   смысловые   установки   личности, позволяющие   противостоять   асоциальным   явлениям,   экстремизму,   ксенофобии, дискриминации»,   а   также   разработать   программы   воспитания   для   правовой, социальной,   культурной   адаптации   детей   мигрантов.   Духовно­нравственное развитие   детей,  согласно   стратегии,  должно   включать   «воспитание   уважения   к матери,   отцу,   учителю,   старшему   поколению,   сверстникам,   другим   людям», развитие   «коллективизма,   солидарности,   милосердия   и   сострадания».   Также авторы документа предлагают применять «разнообразные средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет­ресурсам». В   целом,   стратегия   направлена   на   «единение   российского   общества, переосмысление   таких   ценностей,   как   гражданская   идентичность,   патриотизм, ответственная жизненная позиция». Немного конкретики: Стратегия не дает ответа на вопрос, в каких единицах измеряется уровень патриотического  воспитания, но  зато  приводит  набор  показателей,  по  которым планируется   оценивать   успешность   или   неуспешность   опыта   патриотического воспитания. Целевых показателей в Стратегии насчитывается 14. На первом месте –   доля   россиян,   гордящихся   своей   страной,   которая   к   2020   году   должна увеличиться на 8%. На   сегодняшний   день   образованию   отводится   ключевая   роль   в   духовно­ нравственной   консолидации   российского   общества,   его   сплочении   перед   лицом внешних   и   внутренних   вызовов,   в   укреплении   социальной   солидарности,   в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности   личности   формируются   в   семье,   неформальных   сообществах, трудовых,   армейских   и   других   коллективах,   в   сфере   массовой   информации, искусства,   отдыха   и   т.д.   Но   наиболее   системно,   последовательно   и   глубоко духовно­нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. 3 Новая   российская   общеобразовательная   школа   должна   стать   важнейшим фактором,   обеспечивающим   социокультурную   модернизацию   российского общества, способствовать реализации Стратегии развития воспитания. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному   социальному   институту,   через   который   проходят   все   граждане России, является индикатором ценностного и морально­нравственного состояния общества и государства. Теперь обернемся к нашей школе.  Дети – наше будущее.  Три фактора формируют их личность: наследственность, воспитание, среда. Про   наследственность   мы   в   школе­интернате   знаем   не   понаслышке   и   с   этими трудностями сталкиваемся каждый день. Этому первым приоритетом посвящен раздел Стратегии воспитания – семейному воспитанию.  Про   целостное   воспитание   много   говорилось   выше   и   ждет   решения   и выполнения   поставленных   задач.  Но   они   невыполнимы   без   окружающей   среды, потому   что   мы   в   ней   живем.   Хорошая   среда   сама   по   себе   имеет   мощный воспитывающий фактор. А вот окружающая нас среда в данный момент времени очень далека от идеала. К   сожалению,   существующая   интернатная   система   –   не   лучшая   среда обитания для обездоленных детей. Система воспитания устроена таким образом, что способна растить только иждивенцев и бездельников, не приспособленных к реальной жизни вне стен интерната.  Между   тем,   отечественная   педагогика   располагает   бесценным   опытом   накопленным   талантливыми   последователями   Константина воспитания, Дмитриевича Ушинского. Хочу обратить ваше внимание на следующее. В истории любой науки есть люди, имена которых символизируют создание собственного   метода,   учитывающего   требования   времени,   на   основе   знаний   и опыта, накопленных предшественниками. К ним, бесспорно, принадлежит имя А.С.Макаренко.  Предлагаю посмотреть видеоролик и вспомнить стиль его работы (небольшой видеоролик   о   его   жизни,   системе   воспитания   в   коллективе,   отношение   к воспитанникам) У   А.С.Макаренко   есть   ученики   и   последователи   –   Семен   Афанасьевич   и Галина Константиновна Калабалины (фото).  Огромный жизненный опыт, педагогический талант, умелые взаимоотношения с воспитанниками, высокие организаторские качества, поразительная способность создавать сообщества единомышленников, атмосферу человеческого родства – все это снискало им почет и уважение не только в детской, но и во взрослой среде. У педагогов Калабалиных был замечательный девиз: Делать людей счастливыми! При этом: счастливое детство – не значит беззаботное. 4 Всю свою жизнь Семен Афанасьевич делом доказывал: система Макаренко безотказна в любых условиях – и в годы войны, и в спокойное мирное время, и в колониях правонарушителей, и в обычных детских домах. Калабалину   всегда   доставался   запущенный,   доведенный   до   ручки   детский дом.   Чем   прикажете   спасать   положение?   Проповедями?   Наставлениями   о достойной жизни? Нет, он обращается к урокам Макаренко: здесь, в нашем Доме должно   быть   красивее   и   интереснее,   чем   в   окружающей   действительности.   С первых дней работы Семен Афанасьевич включался в преобразования, привлекая ребят. К примеру, на общем собрании воспитанники решили: 1. Расширить   жилплощадь   путем   пристройки   к   спальному   корпусу дополнительных четырех спален. 2. Увеличить объем столовой и кухни. 3. Провести   подготовительные   работы   для   подводки   водопровода   и установки центрально­водяного отопления в спальном корпусе. 4. Построить спортивный городок. 5. Заложить гектар сада. 6. Вырастить   в   своем   подсобном   хозяйстве   картофель,   капусту   и   др овощи. 7. Помочь колхозу выращивать кукурузу на площади 5 га. 8. Вырастить 20 свиней. Вполне конкретные, осуществимые цели. А главное – их осознали и выдвинули сами   воспитанники,   и,   конечно,   они   приложат   все   усилия   и   радение,   чтобы добиться успеха. Сам С. А. Калабалин никогда не занимал позицию стороннего наблюдателя, а всегда находился в гуще детей, вместе с ними работал, участвовал в праздниках, переживал с ними и горе, и радость. Он старался наполнить детский дом здоровым детством. По сути – это педагогика Отца и Матери детского дома. Установленный   педагогами   своеобразный   домострой   не   только   определял жизнь   детского   учреждения,   но   и   ставил   воспитанника   в   позицию   активного соучастника   и   созидателя   новых   условий   жизнедеятельности,   а   не   просто потребителя,   иждивенца.   Правила   домашнего   устройства   и   нормы   поведения принимались всеми обитателями Дома, и уже это обеспечивало им хозяйственный и педагогический успех. В   таких   условиях   воспитание   могло   быть   только   трудовым.   Домострой обязывал культивировать труд как главную ценность и смысл жизнеустройства. И это давало возможность привить детям такие социально­значимые качества, как трудолюбие,   стремление   к   самостоятельности,   отвращение   к   праздности, тунеядству и лени. А также создать здоровый детский коллектив, т.е. то, без чего ребенок не может полноценно развиваться. Наш   современник,   Владимир   Васильевич   Морозов,   член   правления Российской макаренковской ассоциации (фото).  В   2016   г   в   Москве   состоялся   Международный   салон   образования.   На мероприятие съехались тысячи экспертов. Тема Круглого стола, организованного 5 Департаментом   государственной   политики   в   сфере   защиты   прав   детей министерства   образования   и   науки   РФ:   «Формирование   безопасной образовательной среды», на котором выступил В.В.Морозов. Он  говорит:  «Всех  волнует  здоровье  наших  детей. Чтобы  успешно  решать задачи   организованной   безопасности,   нужно   не   только   иметь   представление   об опасностях, но и знать природу их возникновения, что в действительности волнует и   беспокоит   нас,   педагогов,   и   наших   детей.   Реальная   жизнь   сплошь   и   рядом состоит   из   непредсказуемостей.   Вопросы   безопасности   имеют   педагогический контекст. Кроме образовательных предметов дети должны владеть умениями, как действовать в любых незнакомых ситуациях. Действовать на свой страх и риск – опасно.   Возможно,   необходимы   специальные   уроки   –   «немедленный   анализ   и немедленное   действие».   Этому   можно   учиться   у   А.С.Макаренко,   познавая   его воспитательную педагогику». Что   же   мы   имеем   в   итоге,   исходя   из   вышесказанного?   Как   все­таки, воспитывать наших детей в условиях интерната? Конкретного Ваню, Петю, Машу, с их конкретными интересами и требованиями, какие методы и приемы применить, все   учесть,   чтобы   они   были   наиболее   эффективны   здесь   и   сейчас?   Ведь   это невероятно трудно! Давайте попробуем сделать выводы. Каким должно быть воспитание? Каким должен быть педагог? Что нужно сделать? Помогайте, подсказывайте. Наследственность:  Учет особенностей здоровья, семейного воспитания. Индивидуальный подход.  Просвещение и информированность родителей в сфере воспитания.  Разнообразие форм работы с родителями.  Поиск   дополнительных   точек   соприкосновения,   новых   контактов   с родителями Воспитание:  Быть примером для подражания, образцом для них. Всегда помнить об этом.  Повышать   квалификацию.   Стараться   постоянно   самообразовываться, быть   интересным   для   окружающих,   быть   увлеченным   любимым занятием.  Неравнодушное   отношение   к   работе.   Действенность.   Высокая ответственность.  Иметь такт, педагогическое чутье. Быть хорошим психологом. Уметь общаться   с   детьми.   Уметь   различать   замаскированные   просьбы   о помощи. Быть правдивым, справедливым.  Любить   детей,   относиться   к   ним   «по­отечески».   Возлюби   ближнего своего, как самого себя.  Больше доверять детям, давать больше самостоятельности, относиться к ним с полной серьезностью, а не свысока. 6  Сочетать   строгость   и   требовательность   с   уважением.   Не   давить,   не приказывать, не унижать.  Опираться на интересы и желания детей, учитывать их предпочтения.  Применять   нестандартные,   интересные,   остроумные,   неожиданные приемы,   методы,   формы   работы.   Стараться   удивлять,   поражать, открывать новое.  Проявлять больше творчества.  Систематичность   и   последовательность.   Нельзя   говорить   налево,   а смотреть направо.  Определить   вектор   работы   на   позитив:   больше   одобрений,   похвалы, юмора, радости. Среда:  Увеличить   количество   кружков   и   секций,   чтобы   был   выбор   по интересам.  Обеспечить   материальную   базу   для   интересного,   полезного   досуга детей  Продумать систему поощрения. Повысить мотивацию  Заботиться об эстетичности, уюте, чистоте. Воспитывать вкус.  Расширить границы трудового самообслуживания.  Использовать КТД для сплочения коллектива. Укрепить детский орган самоуправления, дать ему больше прав и полномочий. Все верно. В заключение хочу сказать слова С.А.Калабалина.  Из интервью с педагогом: ­Какой, по Вашему мнению, самый большой недостаток воспитателя? С.А.Калабалин:   «Бездушие.   К   воспитанникам   надо   относиться,   как   к собственным детям. Сейчас у школы и учителя другие беды и проблемы, в них трудней   разобраться,  они   очень   разные,  но   у   них   есть   отличительный   признак. Признак этот – мертвечина. Недаром такими заумными мёртвыми словами говорят они о самом живом – о детях. Все есть в их педагогике: высокие слова, цитаты, ссылки на авторитеты, инструкции, постановления. Одного нет в их педагогике: души, детей. Когда   меня   спрашивают   о   педагогике   А.С.Макаренко,   когда   некоторые утверждают, что она пригодна только для исправления беспризорных детей и для того времени, а не для нас и наших школ, одним словом, ­ это история прошлого, ­ я отвечаю так: нет, эта система – наука о воспитании – делании человека. Эта боевая, творческая человечность и есть соль системы А.С.Макаренко, и её должны понять   вы,   будущие   педагоги,   вооружиться   ею   для   ответственного   участия   в строительстве Человека». Спасибо за внимание. 7

Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"

Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"

Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"

Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"

Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"

Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"

Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"

Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"

Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"

Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"

Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"

Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"

Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"

Доклад на педсовете "Реализация стратегии развития системы патриотического воспитания граждан в условиях общеобразовательного учреждения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018