Целью работы является разработка практических рекомендаций по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием.
Стадии развития личности, по мнению ученых, можно представить следующим образом:
1. От рождения до 3 лет.
2. От 3 до 6 лет.
3. От 6 до 13 лет.
4. От 13 до 19 лет.
«Укрепление психического здоровья детей старшего
дошкольного возраста»
Деятельность классного руководителя по воспитанию
ценностного отношения к здоровому образу жизни у
школьников
Абдуллаева Г.У. учитель физики
В современных дошкольных образовательных учреждениях актуализировалась
проблема психического здоровья подрастающего поколения.
Эта проблема заслуживает внимания не только специалистов в областях
психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей
дошкольных образовательных учреждений..
Однако в работах вышеотмеченных авторов не поднимался вопрос о
повышении уровня показателей психического здоровья современных детей
старшего дошкольного возраста.
Поэтому целью работы является разработка практических рекомендаций по
сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего
дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном
образовательном учреждении.
Здоровье это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней
или физических или психических дефектов, но и полным физическим,
духовным и социальным благополучием. Эта достаточно известная в
отношении здоровья позиция всемирной организации здравоохранения
применительно к детям должна быть дополнена 3 критериями.
1. Здоровье ребенка – это, прежде всего, оптимальный уровень достигнутого
развития соматофизического, психического и личностного, его
соответствие хронологическому возрасту.
2. Здоровье ребенка это его позитивная психическая и социальная адаптация
к жизни в обществе, определенная толерантность к нагрузкам,
сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям
(Президент Всемирной психиатрической ассоциации Н.Сарториус,1990)
3. Здоровье ребенка это его способность к формированию оптимальных
адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста (Вельтищев Ю.Е.)Для данного исследования актуально рассмотрение термина «психическое
здоровье личности». Ним определяют совокупность установок, качеств
и функциональных способностей, которые позволяют индивиду
адаптироваться к среде. Это одно из определений, которое является
общепризнанным учеными.
Независимо от социального или этнического происхождения, индивид,
живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать
совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих его
социальную адаптацию, то есть успешное функционирование в этом обществе.
Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного
продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий
характерен как набор задач, с которыми человек должен справиться так
и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться
к следующей стадии. Таким образом, психическое здоровье индивида
соотносится со стадией его развития, а также с его генетическим наследием
и культурным окружением. Стадии развития личности, по мнению ученых,
можно представить следующим образом:
От рождения до 3 лет. Ребенок должен научиться доверять миру взрослых,
осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды
их отсутствия.
От 3 до 6 лет. В этот период у ребенка формируется способность
устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, развивать
элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других
с мужским или женским полом.
От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение
которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает
развиваться нравственное чувство, в ходе игр возникает адаптация
к внесемейному окружению.
От 13 до 19 лет. Это трудный период сопровождается резким скачком
в физическом (преимущественно половом) развитии личности и конфликтом,
связанным с её будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период
начинается с почти безоговорочного следования настойчивым установкам
сверстников. Затем он переходит в фазу исследования
и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием
собственных стилей, целей и установок.Литература
Журнал. Вопросы психологии, № 2, 1996 – 96 с.
Захаров А.И. Детские неврозы. СПб., 1997 – 318 с.
Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред.
Дубровиной М.В./ Руководство практического психолога. Психическое
здоровье детей и подростков. М., 1995 – 571с.