Проект "Школа без агрессии"
Оценка 4.8

Проект "Школа без агрессии"

Оценка 4.8
Библиография +4
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
20.10.2018
Проект "Школа без агрессии"
Проект организации работы школьного психолога в рамках решения проблемы снижения детской агрессивности. Присутствуют теоретическая и практическая части, подробный список литературы. Стиль написания близкий к научному. Обработано большое количество литературы по вопросу. Может быть использован как основа для создания подобных проектов.
Школа без агрессии_ПРОЕКТ.doc
Проект «Школа без агрессии»  Авторы:  Заместитель директора по праву  Педагог­психолог МОУ СОШ  Социальный педагог  Классные руководители:  1 Структура проекта Введение  1. Теоретические основы проекта:  Проблема детской и подростковой агрессии в психологии и педагогике 2. Практическая реализация: 2.1. Виды выполняемых в рамках реализации проекта работ  2.2. Перспективный план реализации проекта «Школа без агрессии» Приложения  Список использованной литературы    2 Введение  Актуальность:     Постановка   вопроса   о   детской   агрессивности   вполне закономерна.   В   последние   годы   российское   общество   переживает перманентную   перестройку   социальных,   экономических,   политических институтов,   происходит   трансформация   сознания   и   системы   ценностей. Социальные   кризисные   процессы,   происходящие   в   современном   обществе, отрицательно   влияют   на   психологию   людей,   порождая   тревожность   и   Тяжёлое напряжённость,   жестокость   и   насилие.   озлобленность, экономическое   положение   страны   привело   наше   общество   к   серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости   и   многообразия   форм   аморальных   поступков, преступности   и   других   видов   отклоняющегося   поведения.   Статистика свидетельствует   о   росте   отклоняющегося   поведения   среди   лиц   различных социальных   и   демографических   групп.   Особенно   трудно   в   этот   период оказалось   подросткам.   Тревожным   симптомом   является   рост   числа   проявляющихся   в несовершеннолетних   с   девиантным   поведением, асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка,   хулиганство,   вандализм   и   др.).   Усилилось  демонстративное   и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи.   Появляются   всё   новые   виды   отклоняющегося   поведения: подростки   участвуют   в   военизированных   формированиях   политических организаций   экстремистов,   в   рэкете,   сотрудничают   с   мафией,   занимаются проституцией и сутенёрством.  По сравнению с недавним прошлым, возросло число   тяжких   преступлений,   обыденное   сознание   фиксирует   увеличение конфликтов   и   фактов   агрессивного   поведения   людей.   Мы   являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению 3 к   различным   формам   собственности.   На   почве   социальных   противоречий возникают   межгрупповые   и   межличностные   конфликты.   Рост   агрессивных тенденций   в  подростковой   среде   отражает   одну   из   острейших   социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные   повреждения.   Участились   случаи   групповых   драк   подростков, носящих ожесточённый характер.  В  современных   условиях   все  чаще   встречаются   прецеденты   проявления детской   агрессии.   Проблема   приобрела   повсеместный   уровень,   о   чем свидетельствует   факт   реализации   подобных   проектов   на   территории   не только   России,  но   и   Украины.   Педагоги   разных   школ   и   регионов   делятся опытом в преодолении детской агрессии. В частности, проект «Школа без агрессии» находит свое отражение в деятельности таких учебных заведений, как гимназия №2 город Балашиха Московская область1; МОУ Гимназия № 1, г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)2; КГСОУ «Норильская специальная (коррекционная)   общеобразовательная   школа­интернат   VIII   вида»   г. Норильск3.   Курс   «Школа   без   агрессии»   –   это   также   благотворительный проект, который является частью социальной программы проводимой ТОВ «Мистецтво   життя»   (Киев,   2006–2011   гг.)4.   Кроме   того,   существует Социальный   проект­   «Школа   без   агрессии»   (NAP),   который   имеет   свою страницу в социальной сети «В контакте»5 и организует курсы инструкторов. Таким образом, проблема в обществе существует, как существуют и способы ее решения.  1 Школа без агрессии // http://www.gimnaziya­zarya.ru/index.php? option=com_content&task=view&id=278&Itemid=1 2 Панкратова Н. Сценарий классного часа // http://www.gimnaziya­zarya.ru/index.php? option=com_content&task=view&id=278&Itemid=1 3 Гартман Ю.Ю. Школа без агрессии // Статьи фестиваля «Открытый урок» //  http://festival.1september.ru/articles/505691/ 4 «Школа без агрессии»­4­х часовая программа для детей 8­15 лет, проводимая по месту учебы или отдыха //  www.artofliving.org.ua/dl.php?id=13 5 Социальный проект «Школа без агрессии» (NAP) // http://vk.com/event33565991 4 В   этом   контексте   мы   считаем   важной   реализацию   данного   проекта, принятого  в  нашей школе  в 2010  г. На  наш  взгляд, работа  в  направлении преодоления детской и подростковой агрессии является не только социально значимой, но и необходимой.  Объект: безагрессивная образовательная среда МБОУ СОШ №70  Предмет:   детская   и   подростковая   агрессия,   формы   ее   проявления   и методы преодоления  Возрастные   рамки:   дети/подростки   от   7   до   18   лет   (1–4   классы,   5–7 классы, 8–11 классы) Цель:   сформировать   комфортное   образовательное   пространство   без проявлений детской и подростковой агрессии   Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд Задач: ­ рассмотреть факторы проявления детской агрессии;  ­   провести   диагностику   различных   проявлений   агрессивности   и предрасположенность к развитию агрессивного поведения;  ­ разработать методику преодоления агрессии, профилактики проявления негативного поведения у детей и подростков.     5 1. Теоретические основы проекта:  Проблема детской и подростковой агрессии  в психологии и педагогике Реализация   проекта   «Школа   без   агрессии»   предполагает   постановку проблемы,   выявление   факта   ее   существования   и   способов   ее   решения. Естественно, что проблема детской и подростковой агрессии является одним из направлений исследований психологической и педагогической наук. Один из   наиболее   авторитетных   ученых   –   Э.   Фромм,   рассматривая   проблему человеческой   агрессивности,   предложил   определение   агрессии   и классификацию   форм   ее   проявления.   Под   агрессией   Э.   Фромм   понимает «действия,   которые   причиняют   (или   намерены   причинить)   ущерб   другому человеку,   животному   или   неживому   объекту».   Автор   также   отмечает,   что агрессия свойственна человеческой природе, но человек обладает присущим только   ему   «деструктивным   потенциалом»6.  Типы   агрессии   по   Э.   Фромму можно представить следующей схемой:  Схема 1 Агрессия Доброкачественная Злокачественная  псевдоагрессия оборонительная  агрессия  Деструктивность  Жестокость Спонтанная   Связанная со  структурой  личности   Садизм    6 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994 // http://www.aquarun.ru/psih/agr/agr8.html 6 При   этом   под   «доброкачественной»   агрессией   ученый   понимает «биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни», то есть реакцию на угрозу «витальным интересам». Такая агрессия, по его мнению, «вмонтирована в мозг человека» и присуща ему как части животного мира. Эта   агрессия   является   спонтанной   реакцией,   цель   которой   –   устранение угрозы. Одним из типов такой реакции является псевдоагрессия, суть которой он   объясняет   «причинением   ущерба   без   злых   намерений».   Формами проявления   псевдоагрессии   можно   считать   случайный   (непреднамеренный) ущерб,   игровую   агрессию,   агрессию   самоутверждения.   Другим   типом доброкачественной   агрессии   является   оборонительная,   возникающая   в результате предположения о существующей угрозе, внушения или страха. Эти типы   агрессии   биологически   обусловлены,   присущи   человеку   как   части животного мира, вполне закономерны. Характерной только для человека Э. Фромм   считает   «злокачественную»   агрессию,   которую   определяет   как преднамеренное   причинение   ущерба.   Типами   этой   агрессии   он   называет деструктивность   и   жестокость.   При   этом   деструктивная   может   быть спонтанной и проявляться как отмщение, или носить экстатический характер, являясь   результатом   внутренних   переживаний   –   ощущения   тоски, одиночества,   беспомощности.   Другие   формы   проявления   деструктивности могут   быть   связаны   со   структурой   личности,   с   некоторыми   нарушениями восприятия   и   психики.   Крайней   формой   жестокости   является   садизм, который предполагает ощущение удовольствия от причинения вреда другому существу7.   Таким   образом,   проявления   человеческой   агрессивности   можно разделить   на   биологически   и   социально   обусловленные.   В   этом   контексте автор   обращает   особое   внимание   на   следующее:   «Важно   с   самого   начала уяснить:   отношения   между   личностью   и   окружающим   ее   миром   вовсе   не простые и не однозначные. Это связано с тем, что индивидуальный характер определяется   индивидуальными   факторами:   задатками   и   способностями, 7 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности …  7 обстановкой в семье, а также целым рядом чрезвычайных событий в жизни индивида. Факторы окружающей среды намного сложнее, чем предполагают обычно,   и   они   также   играют   огромную   роль   в   формировании   личности. Общество   –   чрезвычайно   сложная   система.   Проблему   урбанизации, принадлежности к той или иной религиозной или другой этнической группе (и многое   другое)   необходимо   учитывать   при   изучении   проблемы   личности. Развитие индивидуума  никогда  нельзя понять в достаточной степени, если рассматривать только его генетические и семейные корни. Если мы не знаем социальный статус его и его семьи в рамках общественной системы и дух этой системы, то мы не сможем понять, почему некоторые черты характера такие глубинные и такие устойчивые и так глубоко укоренились»8. Безусловно, проблема агрессии в психологии шире, чем представленное здесь   мнение.   Само   определение   агрессии   и   агрессивности   вызывает дискуссии в научном сообществе. Так, исследователи Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют три варианта наиболее распространенных определений агрессии:  1) любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим; 2) намерение обиды или оскорбления, приводящее к таким последствиям; 3) попытка нанесения другим телесных или физических повреждений9. Признавая   наличие   дискуссии   и   широкий   спектр   мнений,   авторы предлагают «рабочее определение» агрессии: Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или   причинение   вреда   другому   живому   существу,   не   желающему подобного обращения.  При этом особое внимание исследователи обращают на то, что агрессию следует рассматривать как модель  поведения, а не как эмоцию, мотив или установку.   Это   важное   утверждение   породило   большую   путаницу.   Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями – такими как злость; 8 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности … 9 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997 // http://www.aquarun.ru/psih/agr/agr10.html 8 с  мотивами  –   такими   как   стремление   оскорбить   или   навредить;   и   даже   с негативными   установками   –   такими   как   расовые   или   этнические предрассудки.   Несмотря   на   то,   что   все   эти   факторы,   несомненно,   играют важную   роль   в   поведении,   результатом   которого   становится   причинение ущерба,   их   наличие   не   является   необходимым   условием   для   подобных действий.   Злость   вовсе   не   является   необходимым   условием   нападения   на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так   и   чрезвычайно   эмоционального   возбуждения.   Также   совершенно   не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на   кого   направлены   их   действия.   Многие   причиняют   страдания   людям,   к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно10. Рассматривая   авторы   предлагают   следующую проблему   проявлений   агрессии, классификацию (основываясь на работах А. Басса): Таблица 1. Категории агрессии по Бассу Тип агрессии Примеры Физическая­ активная­прямая Нанесение   другому человеку  ударов   холодным   оружием,  избиение   или ранение при помощи огнестрельного оружия. Физическая­ Закладка мин­ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения активная­непрямая врага. Физическая­ пассивная­прямая Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой   сидячая цели   или   заняться   желаемой   деятельностью   (например, демонстрация). Физическая­ Отказ   от   выполнения   необходимых   задач   (например,   отказ   освободить пассивная­непрямая территорию во время сидячей демонстрации). Вербальная­ активная­прямая Вербальная­ активная­непрямая Словесное оскорбление или унижение другого человека. Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. 10 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия… 9 Вербальная­ пассивная­прямая Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д. Вербальная­ пассивная­непрямая Отказ   дать   определенные   словесные   пояснения   или   объяснения (например,   отказ   высказаться   в   защиту   человека,   которого   незаслуженно критикуют). То,  что   люди   часто   совершают   опасные   агрессивные   действия,  вряд   ли подлежит   обсуждению.   Тем   не   менее,   вопрос   о   том,   почему   они предпринимают   подобные   действия,   долго   был   предметом   серьезной дискуссии.   Высказывались   резко   отличающиеся   друг   от   друга   взгляды относительно   причин   возникновения   агрессии,   ее   природы   и   факторов, влияющих   на   ее   проявления.   При   всем   разнообразии   выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под  одну   из   четырех  следующих   категорий.  Агрессия  относится   в  первую очередь к:  1) врожденным побуждениям или задаткам;  2) потребностям, активизируемым внешними стимулами;  3) познавательным и эмоциональным процессам;  4)   актуальным   социальным   условиям   в   сочетании   с   предшествующим научением. Теория   социального   научения,   предложенная   А.   Бандурой,   уникальна: агрессия   рассматривается   здесь   как   некое   специфическое   социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как   и   многие   другие   формы   социального   поведения.   Схема   анализа агрессивного поведения с позиции теории социального научения представлена в  таблице.  В  интересах   дальнейшего   развития   теории,  которая   достаточно широка для того, чтобы вобрать в себя большинство существующих работ по агрессивному поведению,  А.  Бандура рассматривает  роль  биологических и 10 мотивационных  факторов,  хотя  делает  явный акцент на важности влияния социального научения. Таблица 2. Теория социального научения А. Бандуры Агрессия   приобретается посредством: Агрессия провоцируется: Агрессия регулируется: Биологических   факторов   (например,   гормоны,   нервная система). Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение). Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание). Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация). Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение). Инструкциями (например, приказы). Эксцентричными   убеждениями   (например,   параноидальные идеи). Внешними   поощрениями   и   наказаниями   материальное вознаграждение, неприятные последствия) (например, Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других). Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина). Согласно   А.   Бандуре,   исчерпывающий   анализ   агрессивного   поведения требует учета трех моментов: 1) способов  усвоения  подобных действий, 2) факторов,  провоцирующих  их   появление   и 3)  условий,  при   которых   они закрепляются. Таким образом, глубокое понимание агрессии предполагает знание тех же самых факторов и условий, которые могут потребоваться для аналогичного анализа многих других моделей поведения. В рамках этой теории агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. В этом качестве она является открытой для прямой модификации и   может   быть   ослаблена   с   помощью   многих   процедур.   Например,   весьма эффективным средством может стать устранение условий, поддерживающих агрессивное   поведение.   Злонамеренное   поведение   все   еще   остается   в репертуаре   индивидуумов,   но   в   иных   условиях   будет   гораздо   меньше 11 оснований для его открытого выражения в актуальном поведении. Во­вторых, подход с позиций социального научения не представляет людей как постоянно испытывающих   потребность   или   побуждение   к   совершению   насилия   под влиянием внутренних сил или вездесущих внешних (аверсивных) стимулов. Скорее   социальное   научение   предполагает   проявление   агрессии   людьми только   в   определенных   социальных   условиях,   способствующих   подобному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии11. Такой подход к пониманию сущности агрессии и форм   ее   проявления   наиболее   близок   нам,   поскольку   предполагает возможность преодоления агрессивного поведения.  Таким   образом,   теоретической   основой   нашего   проекта   является концепция   агрессии   как   модели   поведения,   заданной   биологическими   и социальными   условиями.   При   этом   более   значимую   роль   в   проявлении агрессивного поведения играет, на наш взгляд, «фактор социальной среды». Мы   предполагаем,   что   формирование   толерантной   среды,   социальная гармонизация приведут к снижению агрессивности детей и подростков.  При   этом   очевидной   является   сложность   работы   с   выбранной   нами возрастной группой. У детей и подростков  модели социального поведения отсутствуют   или   находятся   на   стадии   формирования.   Поэтому   особенно актуальным   является   воспитательное   воздействие,   которое   развивает социально адекватные модели поведения.    Психологи, работающие с детьми, наблюдающие проявления детской и подростковой агрессии, выделяют причины, факторы и способы преодоления агрессивности   детей   и   подростков.   Так,   на   основании   теоретических исследований   и   собственного   опыта   Ю.Ю.   Гартман  выделяет   причины, порождающие детскую агрессию, относя к ним: 11 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия … 12 1. Несформированность   у   детей   моральных   норм,   общественных ценностей; 2. Недостаточность произвольности в поведении; 3. Вседозволенность, наличие большого количества свободного времени, несформированность круга интересов12.  Автор отмечает, что большое значение в формировании модели поведения у   детей   имеет   система   семейных   отношений.   Семейное   воспитание закладывает   основы   социальной   адаптации,   создает   условия   для   развития, проявления или, напротив, подавления некоторых качеств личности, к числу которых можно отнести и агрессивность. При этом семейное воспитание не лишено ряда недостатков, провоцирующих агрессивное поведение. К числу таких недостатков Ю.Ю. Гартман относит следующие:  1. Неполная семья с нарушенными функциональными связями; 2. Гиперопека, чрезмерный контроль и нудные поучения, наставления; 3. Эмоциональная холодность, чрезмерная строгость; 4. Попустительский стиль воспитания; 5. Агрессивное отношение родителей к детям (физические наказания,  оскорбления и т.п.).  По   мнению   автора,   такие   условия   вполне   закономерно   приводят   к проявлению   агрессивности   в   поведении   ребенка.   Однако,   ограничивать факторы недостатками семейного воспитания было бы необъективно. Как мы уже   говорили   выше,   агрессия   является   результатом   комплексного воздействия биологических и социальных условий. И в этом контексте мы согласны с позицией Ю.Ю. Гартман, выделившей группы факторов, влияющих на   агрессивное   поведение   ребенка.   К   первой   группе   она   относит наследственно­характерологические, определяя в их числе  1. Наследственно­конституциональная   предрасположенность   к агрессивному поведению; 12 Гартман Ю.Ю. Школа без агрессии …  13 2. Психопатоподобное,   возбудимое   поведение   родителей   или родственников; 3. Наличие выраженной тревожности и гиперактивности у детей. Ко   второй   группе   факторов   автор   относит  резидуально­органические, понимая под ними  1. Травмы головного мозга; 2. Минимальная мозговая дисфункция. Третью группу составляют социально­бытовые факторы: 1. Неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе; 2. Неадекватно­жесткий родительский контроль; 3. Враждебное или оскорбительное отношение к ребенку; 4. Ситуация налаживания совместной деятельности; 5. Необходимость   соблюдения   социальных   норм   поведения   и взаимоотношений. Немаловажное   значение   имеет   также   четвертая   группа   факторов, названных автором ситуационными: 1. Ответная   агрессивность,   на   присутствие   новых   взрослых   или сверстников; 2. Чувствительность к оценке, осуждению, порицанию; 3. Введение   ограничений   в   поведение   ребенка   (увеличение   темпа   или сложности   деятельности,   отрицательная   оценка   успешности   выполнения заданий ребенком); 4. Новизна,   увеличивающая   тревогу,   или   привыкание,   снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации; 5. Нарастание утомления и пресыщение у ребенка и др.13 Таким   образом,   детская   агрессивность   является   следствием взаимодействия   «биологического   потенциала»   и   социальной   среды.   Как 13 Гартман Ю.Ю. Школа без агрессии … 14 комплексное   явление   она   требует   также   комплексного   подхода   к преодолению агрессивного поведения.  Рассматривая   агрессивное   поведение   детей,   автор   считает   возможным классифицировать типы агрессии следующим образом:   Таблица 3. Типы агрессии у детей14 Тип агрессии Характеристика Рекомендации родителям и Гиперактивный  ребенок Двигательно­расторможенные  Необходимо грамотно  дети. Чаще всего воспитываются в  семье по типу «кумира» или в  выстраивать систему  ограничений, используя в том  учителям Обидчивый и  истощаемый Ребенок с  оппозиционно­ вызывающим  поведением атмосфере вседозволенности числе игровые ситуации с  правилами Свойственна повышенная  Помогите ребенку разрядить  чувствительность, обидчивость,  психическое напряжение  раздражительность, ранимость.  Причины: недостатки воспитания,  (шумная игра, поколотите что­ нибудь). Стремитесь избегать  трудности обучения, особенности  созревания Н.С. ситуаций перенапряжения, если  ребенок всегда агрессивен. Часто грубит, но не всем, а только Попытайтесь решать проблемы  родителям, знакомым ему людям  вместе, в сотрудничестве с  ребенком, но не за него. (эти люди уже не образец для  подражания). Он переносит свое  настроение, проблемы на этих  людей. Агрессивно­ Враждебность, подозрительность  Работайте со страхами,  боязливый ребенок – средство защиты ребенка от  моделируйте опасную ситуацию и мнимой угрозы, «нападения» вместе с ребенком преодолевайте ее. Способность к эмоциональному  Нужно стимулировать  отклику, сопереживанию,  гуманные чувства. Приучайте  сочувствию к другим нарушена. ребенка нести ответственность за свои поступки Агрессивно­ безчувственный  ребенок 14 Там же.  15 Как   мы   видим,   в   таблице   представлены   не   только   характеристики основных поведенческих реакций, отнесенных автором к агрессивным, но и рекомендации родителям и учителям. Такой подход предполагает реализацию ряда мер, направленных на формирование социально­адаптивных и социально адекватных моделей поведения.  16 2.1. Виды выполняемых в рамках реализации проекта работ Реализация проекта «Школа без агрессии» предполагает работу с разными возрастными   группами:   дети/подростки   от   7   до   18   лет   (1–4   классы,   5–7 классы, 8–11  классы) на  протяжении  длительного  времени.  Работа  должна носить   комплексный   характер   сотрудничества   школьного   и   семейного воспитания,   серьезное   место   в   ней   занимают   проблемы   формирования правовой   грамотности,   создание   комфортного   психолого­педагогического пространства.  Закономерным   в   этом   контексте   является   тесное   сотрудничество школьного психолога, классных руководителей, родителей и специалиста по правовым вопросам и ювенальной юстиции. В соответствии с поставленными задачами реализация проекта идет в равно значимых направлениях:  ­ работа с учащимися;  ­ работа с педагогами;  ­ работа с родителями.  Этой   работой   будет   реализован   принцип   комплексного   подхода   в реализации   поставленной   цели.   В   рамках   указанных   направлений предполагается   проведение   классных   часов   и   родительских   собраний, индивидуальная   и   групповая   работа   школьного   психолога,   диагностика   и тренинги, беседы по актуальным правовым вопросам.  Естественно,   что   возрастные   рамки   каждого   школьного   звена   требуют специального подхода в реализации проекта. Так, если младшие школьники переживают   период   адаптации   к   школьной   жизни,   следовательно,   работа будет   идти   в   направлении   формирования   социально   адекватных   моделей поведения.   В   этом   возрасте   большое   значение   имеет   игровой   аспект деятельности, поэтому работа школьного психолога по выявлению агрессии и преодолению ее проявлений предполагает главным образом игровые формы. При   этом   работа   классного   руководителя   с   родителями   предполагает 17 установление контакта и взаимодействия, совместные усилия по воспитанию социально   значимых   качеств   личности,   преодолению   агрессивности.   Особо важно на этом этапе установление отношений сотрудничества семьи и школы.  В   среднем   звене   (5–7   классы)   младшие   подростки   переживают   период адаптации к новой социальной роли. Немаловажную роль играет в этом т.н. «гормональный взрыв» и связанные с ним физиологические и психологические особенности. В этот период происходит осознание социального неравенства (на этнической, имущественной, интеллектуальной основе и т. п.), ребенок находится   в   поиске   собственной   личности   и   занят   вопросом   постановки приоритетов, самоутверждения в сообществе. Такой «подростковый кризис» вполне   естественно   вызывает   реакции   неприятия,   агрессии   в   отношении сверстников   и   взрослых.   В   этой   ситуации   особую   важность   приобретает индивидуальная работа школьного психолога, своевременная и объективная диагностика   агрессивных   проявлений   в   поведении,   поиск   способов преодоления   реальных   или   кажущихся   ребенку   трудностей.   Не   меньшее значение имеет продолжение сотрудничества с родителями, совместный поиск путей   преодоления   кризиса,   способов   адаптации   ребенка,   формирование системы ценностей и моделей поведения.  Подростки   старшего   звена   (8–11   классы)   также   нуждаются   в   особой системе выстраивания взаимоотношений. В этот период для ребенка особую важность приобретает его социальная значимость, социальная роль и место в сообществе   (классе).   Происходит   оформление   жизненных   приоритетов, появляется   стремление   к   самореализации.   Характерны   для   этого   возраста также рефлексия и связанные с ней размышления о собственной личности, ее роли   и   перспективах   в   социуме.   С   детьми   этого   возраста   уже   вполне возможно проводить диагностику агрессивности по опроснику Баса­Дарки, устраивать   тренинги.   По­прежнему   индивидуальное   общение   психолога   с «проблемными»   детьми   имеет   огромное   значение,   так   же   как   и   работа   с родителями.  18 Таким   образом,   мы   можем   выделить   следующие   виды   работ   в   рамках реализуемого проекта:  ­ наблюдение; ­ диагностика (групповая и индивидуальная); ­ личное общение; ­ коррекция.  Эти   виды   работ   являются   своего   рода   универсальными   для   детей   всех указанных возрастных групп. Однако для каждой из них существуют и свои методы, реализация которых зависит от возрастных особенностей детей, черт характера, готовности к индивидуальной или групповой работе.  Совместные усилия педагогического коллектива, родителей и, безусловно, детей, помогут реализовать поставленные в проекте задачи.    19 2.2. Перспективный план реализации проекта «Школа без агрессии»  2010–2015 гг. Срок  Мероприятие  Содержание  Контингент  Ответственные выполнения 1 2 3 4 2010–2011 учебный год август Организационное собрание Определение   целей и   задач   проекта, Зам.   директора по праву, участников проекта последовательности мероприятий   в   его школьный психолог, 5 Зам. директора по праву рамках, утверждение перспективного плана   Ознакомление родителей учеников с   реализуемым   в школе   проектом, определение направлений совместной   работы, анкетирование родителей  Проведение диагностических мероприятий  сентябрь Организационное родительское собрание  октябрь Диагностика агрессивности детей  социальный педагог, классные руководители  Родители учеников  Классные руководители  Ученики   1–11 Школьный классов  психолог, классные руководители  Школьный ноябрь– Анализ полученных Обработка Ученики   1–11 декабрь данных январь Промежуточное отчетное   собрание участников проекта результатов диагностики  Составление   отчета по результатам   диагностики, выявление «проблемных» классов  психолог Участники проекта  Школьный психолог, классные руководители   20 февраль Родительское собрание  детей   Ознакомление родителей   результатами диагностических мероприятий, составление Родители учеников  с Классные руководители  март Собрание участников проекта   для памятки родителей  Определение направлений   и   мер коррекционной деятельности апрель Классный час  Проект «Школа без агрессии»   в   нашей май Отчетное   собрание участников проекта школе Обсуждение результатов диагностики учащихся, определение Зам.   директора по праву, Зам. директора   по школьный психолог, социальный педагог, классные руководители Ученики   5–11 классов праву, школьный психолог Классные руководители  Зам.   директора Зам. по праву, школьный психолог, социальный директора   по праву, школьный психолог направлений деятельности педагог, классные   в рамках проекта  руководители 1 2 3 4 5 август Организационное Определение Педагогически Зам. 2011–2012 учебный год 21 собрание направлений й   коллектив директора   по участников проекта сентябрь со   Работа школьным коллективом октябрь– Родительское ноябрь собрание  декабрь Общешкольный работы, инструктаж классных руководителей   и учителей  Психологический тренинг «Преодоление детской   агрессии   в школе» «Профилактика агрессивного поведения подростков» Подготовка школы праву, школьный психолог Педагогически й   коллектив Зам. директора   по школы Родители учеников   5–11 классов праву, школьный психолог Классные руководители    к Ученики   5–7, Классные праздник   «Новый год» празднику, формирование   у 8–11 классов руководители    детей умения работать   в   группе, создавать   что­то совместными январь Классный час усилиями  «Слово,   ругань, 5–7 классы  Классные февраль Семинар педагогического коллектива   –   что драка правильно?» «Ненасильственное взаимодействие   как основа   толерантной образовательной руководители  Педагогически й   коллектив Зам. директора   по школы март Классный час среды» «Насилие   – 8–11 классы  праву, школьный психолог Классные руководители  апрель Круглый стол  современная социальная норма?» Результаты, проблемы   и Школьный коллектив, Заместитель директора   по перспективы  приглашенные праву  22 май Общешкольное родительское собрание Отчетное   собрание участников проекта реализации   проекта гости   «Школа агрессии» «Меры предупреждению   детской агрессивности» Обсуждение промежуточных результатов без по Родители учеников Классные руководители Участники Зам директора проекта  по праву   профилактической работы  2012–2013 учебный год 1 август 2 3 4 5 Организационное собрание Определение направлений Педагогически й   коллектив Зам. директора   по участников проекта работы,   назначение ответственных лиц  школы  сентябрь Диагностика Анкетирование, Учащиеся   5–11 октябрь скрытой   и   явной детской и   опрос, индивидуальные классов праву, школьный психолог Школьный психолог, классные руководители  подростковой агрессии  Анализ полученных Ноябрь– декабрь данных беседы  Обработка результатов диагностики, заполнение индивидуальных   и групповых   карт социально­ адаптивной динамики, сравнение Учащиеся   5–11 Школьный классов  психолог 23 декабрь Промежуточное отчетное   собрание участников проекта результатов   с данными 2010–2011 гг.  Обсуждение полученных результатов, определение направлений коррекционной Участники проекта, классные руководители  Зам. директора   по праву, школьный психолог Общешкольный работы Подготовка   к Ученики   5–7, Классные праздник   «Новый год» празднику, формирование   у 8–11 классов руководители    детей умения работать   в   группе, создавать   что­то совместными усилиями  «Дом дружбы» Учащиеся   1–4 классов  январь Классный час «Умеем   ли   мы Учащиеся   5–7 общаться» «Толерантность   в классов Учащиеся   8–11 Классные руководители февраль Семинар педагогического коллектива  март Классный час  классов Педагогически й   коллектив Заместитель директора   по школы  праву  Учащиеся   1–4 Классные руководители классов  Учащиеся   5–7 классов современном обществе» «Правовые   аспекты и проявления   регулирования подростковой агрессивности» «Наш   дружный класс» «Способы преодоления конфликтных ситуаций» 24 апрель Круглый стол  май Общешкольное родительское собрание Отчетное   собрание участников проекта «Терпимость   – Учащиеся   8–11 основа   социальной гармонии» Результаты, проблемы и   классов Школьный коллектив, перспективы  реализации   проекта приглашенные гости Заместитель директора   по праву    «Школа агрессии» «Меры предупреждению   без по Родители учеников Классные руководители детской агрессивности» Обсуждение промежуточных результатов профилактической Участники проекта  Зам директора по праву   работы  2013–2014 учебный год август Организационное собрание Определение направлений Педагогически й   коллектив Зам. директора   по участников проекта работы,   назначение ответственных лиц  школы  Сентябрь– Диагностика Анкетирование, Учащиеся   1–11 май скрытой   и   явной и детской   опрос, индивидуальные классов подростковой агрессии  беседы  Наблюдение  праву, школьный психолог Школьный психолог, классные руководители  Индивидуальная работа   с «проблемными» детьми,   общение   с родителями  25 сентябрь Классный час  «Наш класс» «Как     добрый Учащиеся   1–4 Классные классов Учащиеся   5–7 руководители  Классные понять октябрь Анализ полученных ноябрь данных декабрь Общешкольный праздник   «Новый год» январь Общешкольное родительское собрание  другого человека» «Рука вперед   языка»   –   как наладить взаимоотношения  Обработка результатов диагностики, заполнение индивидуальных   и групповых   карт социально­ адаптивной динамики, сравнение результатов   с данными 2010–2011 гг.  Подготовка празднику, к   формирование   у детей умения   работать   в   группе, создавать   что­то совместными усилиями  Представление, обсуждение результатов   работы в   рамках   проекта, определение направлений классов Учащиеся   8–11 руководители  Классные классов  руководители  Учащиеся   5–11 Школьный классов  психолог Ученики   5–7, 8–11 классов Классные руководители  Родители учеников Классные руководители Школьный психолог   26 февраль Методический семинар педагогического коллектива  дальнейшей коррекционной работы  «Ролевые   игры   как способ диагностики Педагогически й   коллектив классные руководители коррекции   и агрессивного школы  поведения   детей   и подростков» март Классный час  Ролевые   игры, Учащиеся   1–11 классов  школьный психолог  заместитель директора   по праву   Классные руководители Школьный психолог  корректирующие проявления детской и   подростковой агрессии  Проект «Школа без агрессии»:   и результаты, проблемы перспективы  «Меры   предупреждению детской агрессивности» Обсуждение промежуточных результатов Педагогически й   коллектив Заместитель директора   по школы  праву  по Родители Классные учеников руководители Участники Зам директора проекта  по праву   апрель Круглый стол  май Общешкольное родительское собрание Отчетное   собрание участников проекта профилактической работы  2014–2015 учебный год август Организационное Определение Педагогически Зам. собрание участников проекта направлений работы,   назначение й   коллектив школы  директора   по праву, Сентябрь– Диагностика Анкетирование, Учащиеся   5–11 Школьный ответственных лиц  школьный психолог 27 май скрытой   и   явной опрос, классов психолог, детской   подростковой агрессии  и индивидуальные беседы  Наблюдение  Индивидуальная   работа «проблемными» с классные руководители  сентябрь Классный час  октябрь Анализ полученных ноябрь данных декабрь Общешкольный праздник   «Новый год» дружный детьми,   общение   с родителями «Наш   класс» «Услышать понять   и другого   человека   –   стоит ли?»  «Система взаимоотношений   в социуме» Обработка результатов диагностики, заполнение индивидуальных   и групповых   карт социально­ адаптивной динамики, сравнение результатов   с данными 2010–2011 гг.  Подготовка празднику, к   формирование   у детей умения   Классные руководители  Учащиеся   1–4 классов  Учащиеся   5–7 классов  Учащиеся   8–11 классов Учащиеся   5–11 Школьный классов  психолог Ученики   5–7, 8–11 классов Классные руководители  28 январь Общешкольное родительское собрание февраль Методический семинар Февраль– Классный час  март апрель Круглый стол  май Отчетное   собрание участников проекта работать   в   группе, создавать   что­то совместными усилиями  «Меры   предупреждению детской агрессивности» «Особенности профилактики детской   по Родители Классные учеников руководители Участники Зам директора проекта  по праву   и подростковой агрессии в школе» Ролевые корректирующие   игры, проявления детской и   подростковой агрессии  Итоги   реализации проекта «Школа без агрессии» Обсуждение результатов проекта «Школа без агрессии», выявление достигнутых результатов обнаруженных   и затруднений. Определение дальнейших направлений работы педагогического коллектива  Учащиеся   1–11 классов  Классные руководители Школьный психолог  Педагогически Заместитель й   коллектив школы Участники проекта  директора   по праву  Заместитель директора   по праву  29 30 ПРИЛОЖЕНИЯ 31 Рекомендации родителям  по профилактике агрессивного поведения детей15 Особое   место   следует   уделять   формированию   круга   интересов   детей, учитывая   особенности   его   характера   и   способностей.   Привлечение   к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст) Развитие   ребенка   осуществляется   в   деятельности.   Необходимо   создать возможность   подростку   реализовать   и   утвердить   себя   на   уровне   взрослых (средний   школьный  возраст).  Это   различные   виды   социально   признаваемой деятельности – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д. Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей. Важно   признать   необходимость   поиска   путей   решения.   «Я   вижу,   это действительно   важно   для   тебя.   Когда   ты   успокоишься,   мы   вместе   все обсудим. Я тебе помогу». Старайтесь   отмечать   положительные   и   интересные   стороны   своего ребенка,   не   концентрируйте   свое   внимание   только   на   отрицательных моментах. Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не   используйте   эту   информацию   для   наказания   или   для   упреков.   Важно, чтобы   и   сам   взрослый   умел   описать   и   выразить   свое   эмоциональное состояние. Для   детей   важно,   что   их   чувства   уважают   и   они   естественны:   злиться может любой человек. Агрессия   ­   это   процесс,   который   сопровождается   выбросом   большого количества энергии. Ваша задача – направить эту энергию в другое русло. Это может   быть   какая­либо   работа   или   возможность   порвать   бумагу,   сломать палку, побаловаться подушками. 15 Предложены: Гартман Ю.Ю. Школа без агрессии … 32 ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА16 Содержание Пути выполнения 1. Наладьте взаимоотношения со  своим ребенком, чтобы он  чувствовал себя с вами спокойно и  уверенно 2. Следите за собой, особенно в те  минуты, когда вы находитесь под    действием стресса и вас легко  вывести из равновесия 3. Если вы расстроены, то дети  должны знать о вашем состоянии  4. В те минуты, когда вы  расстроены или разгневаны,  сделайте для  себя что­нибудь приятное, что  могло бы вас успокоить 5. Старайтесь предвидеть и  предотвратить возможные  неприят­ности, которые могут  вызвать  ваш гнев 6. К некоторым особо важным  событиям следует готовиться  заранее – Слушайте своего ребенка; – проводите вместе с ним как можно больше  времени; – делитесь с ним своим опытом; – рассказывайте ему о своем детстве, победах и  неудачах; – если в семье несколько детей, постарайтесь  общаться не только со всеми вместе, но и  уделяйте свое «безраздельное» внимание  каждому из них в отдельности – Отложите совместные дела с ребенком; – старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты  раздражения – Говорите детям прямо о своих чувствах,  желаниях, потребностях: «Я очень расстроена,  хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в  соседней комнате» – Примите теплую ванну, душ; – выпейте чаю; – послушайте любимую музыку – Не давайте ребенку играть теми вещами,  которыми дорожите; – не позволяйте выводить себя из равновесия;  – научитесь предчувствовать наступление  собственного эмоционального срыва и не  допускайте этого, управляя собой и ситуацией – Изучайте силы и возможности своего ребенка; – если вам предстоит сделать первый визит  (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте  все заранее 16  Методическая разработка по психологии (5,6,7 классы) по теме: Снятие агрессии // Социальная сеть  работников образования // http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/snyatie­agressii 33 Коррекционно­развивающие занятия с младшими школьниками17 Занятие №1 Тема: «Дом дружбы» Цель занятия – профилактика агрессивного поведения учащихся  младшего школьного возраста в школе. Упражнение №1. «Сказки о добре и зле» Вспомни сказки, где добро побеждает зло. Например: «Красная шапочка»,  «Волк и семеро козлят», Чебурашка и крокодил Гена и другие (Э.Успенского  «Крокодил Гена и его друзья»). Назовите хороших, положительных героев, какими качествами они  обладают? А теперь назовите отрицательных героев сказок, и какими качествами они  обладают? Положительные герои Отрицательные герои         Упражнение №2 «Разукрась шары» Цель: научить детей разнообразным способом выражения агрессии Содержание: Задание: нарисуйте и разукрасьте шары. Каким цветом могут быть злые  шары? Каким цветом будут добрые шары? Раздаются индивидуальные листы с изображением мячей (злые и добрые  мячи), необходимо подобрать цвета и объяснить почему. Упражнение №3 «Считалочка» Цель: установление телесного контакта, снижение агрессивности. Все дети встали в круг, взялись за руки и приговаривают считалку:  17 Разработаны: Гартман Ю.Ю. Школа без агрессии // Статьи фестиваля «Открытый урок» //  http://festival.1september.ru/articles/505691 34 Мирись, мирись, мирись, И больше не дерись, А если будешь драться, то я буду кусаться! А кусаться не причем, буду драться кирпичом. А кирпич ломается –  Дружба начинается! Упражнение №4 «Бумажка» Цель: Учить выплескивать гнев в приемлемой форме. Нужно со всей силы, со всей злости скомкать бумажку. Выплеснуть всю  свою агрессию на лист бумаги и посмотреть, что с ним будет. Упражнение: №5 «Бумажный волейбол» Цель: учить детей выплескивать гнев в приемлемой форме. Сделанные бумажные шары используются в этом упражнении. Площадка  делится пополам и дети на 2 команды, у каждого свой бумажный шар. Задание перебросить все свои шары на поле противника. По сигналу игра  прекращается, и подсчитываются шары. У кого меньше шаров, тот выиграл. Упражнение №6 «Крестики­нолики» Цель: переключить с агрессивного состояния на иное.  Ведущий: «Я крестик буду на бумаге рисовать и злом, обидой его назову!  А ты быстрее этот крестик в кружочек заключи, забором обведи. Чем больше  крестиков обведем, тем быстрее хорошее настроение вернем». Занятие №2. Наш дружный класс. Цель: формирование дружного коллектива. Задачи:  1. Учить умению договариваться, обсуждать замысел работы и выполнение;  2. Развитие личностной и групповой активности. 35 3. Снижение уровня агрессивности, повышение терпимости друг к другу  через совместные виды деятельности. Содержание: 1. Вводная беседа. У каждого из нас есть дом, своя квартира. Мама и папа «строили» ее.  Какие усилия они прилагали, чтобы квартира стала уютной, чтобы в нее  хотелось приходить снова и снова? Сегодня и мы попробуем построить свой  школьный дом, но пока он будет из бумажных кирпичей. Каждый сделает свой неповторимый кирпичик. В результате у нас должен получиться свой  классный дом. 2. Коллективная работа. «Дом из кирпичей». Каждому учащемуся дается картонный кирпичик. Задание разукрасить и  украсить его как сам пожелает. Из кирпичей выстраивается на ватмане дом. 3. Упражнение «Спасибо за работу» Все встают в шеренгу. Каждый по очереди пожимает другим руку и  говорит «спасибо за работу» и встает в конец шеренги. Упражнение  заканчивается, когда первый ребенок встает на свое место.  4. Упражнение «нарисуй, я отгадаю» Участники строятся в колонну затылок друг другу. Ведущий выводит  букву алфавита на спине замыкающего колонну. Тот в свою очередь должен  молча угадать букву и «нарисовать» ее на спине впереди стоящего. И так  далее «по цепочке». Последний называет букву. Можно использовать  геометрические фигуры. 5. Упражнение «Закончи предложения» 1. У меня накапливается злость в школе от _____________________________________________________________ _________ 36 2. Я терпеть не могу, когда _____________________________________________________________ ______ 3. Я не хочу слышать, когда _____________________________________________________________ ______ 4. Я просто психую, когда _____________________________________________________________ ______ 5. Когда я злюсь, я _____________________________________________________________ __________ 6. Упражнение «Покажи, где в твоем теле прячется злость» Учащиеся указывают (на руки, на кулаки, на ноги, на голову, на рот и т.д.)  и объясняют. 7. Упражнение «Прогоним нашу злость» Дети выгоняют из своего тела злость: кричат, топают, хлопают в ладоши,  надувают щеки, сжимают кулаки, высоко встают на носочки и со всей силы  тянуться вверх. Занятие №3. «Наш добрый класс» Цель­ формирование детского коллектива. Задачи: 1. Содействовать формированию навыка самоуправления;  2. Снятие психоэмоционального напряжения; 3. Повышение учебной мотивации;  4. Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.  1. Вводное слово: 37 На прошлом занятии мы построили наш классный дом. Теперь очередь  поселить в него человечков. Сейчас каждый из вас сделает из пластилина  своего человечка и расскажет про него: как зовут, что он любит, его любимые  занятия дома, какие у него друзья, какой он этот человечек (добрый, злой),  нравиться ли ему учиться, как он учиться, что ему нравиться больше всего в  школе. 2. Упражнение «Пластилиновый человечек» Каждый лепит своего человечка и рассказывает про него. 3. Упражнение «Зеркало» Сначала работают в паре. Один показывает – другой повторяет. Потом, один показывает ­ все повторяют и по команде «стоп» все должны  замереть. Взрослый (а потом ведущий) ищет самую похожую фигуру, т.е.  лучшее зеркало и кого выбрали становиться ведущим. 4. Упражнение «Спасибо за работу» Все встают в шеренгу. Каждый по очереди пожимает другим руку и  говорит «спасибо за работу» и встает в конец шеренги. Упражнение  заканчивается, когда первый ребенок встает на свое место.  5. Упражнение «Джунгли» Все звери защищаются или нападают, но когда они это делают, они издают  звуки. Представьте, что вы звери, и вы нападаете, рычите. А теперь вы жертва, как вы будете отпугивать хищников. 6. Упражнение «Руки» Дети работают в парах, берут друг друга за руки и проговаривают: «Эй, рука трясись, трясись – только больше не дерись! Расслабляйся рука  и больше не кусайся!». Потом меняются в парах, и упражнение повторяется 2­ 3 раза. 7. Упражнение «Где вокруг прячется зло» 38 Учащиеся работают с раздаточным материалом, смотрят на картинки, и  указывают, в какой из них прячется зло.  Занятие №4. «Наш добрый класс» Цель­ формирование детского коллектива. Задачи: 1. Содействовать формированию навыка самоуправления;  2. Снятие психоэмоционального напряжения; 3. Повышение учебной мотивации;  4. Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.  Содержание: 1. Вводное слово: На предыдущих занятиях мы сделали наш классный  домик, населили его человечками. Но чтобы он был красивым, интересным  давайте посадим свой сад. 2. Упражнение «Дерево настроения» Цель: научить детей разнообразным способом выражения своих эмоций  через цвет. Содержание: Детям раздаются лепестки из бумаги, это листья дерева. Каждый ученик  это листочек, а дерево с листочками это класс. Учащиеся должны разукрасить свои листочки, так чтобы было видно какое у него настроение. Оформляется  дерево. 3. Упражнение «Цветки желаний» Цель: научить детей разнообразным способом выражать желания и  делиться ими с одноклассниками Содержание: 39 Детям раздаются шаблоны цветков из бумаги, они должны написать в  середине цветка свое желание. Каждый отвечает на вопрос «Я хочу, чтоб в  моем классе_______________». На ватман с домом прикрепляются цветки. 4. Упражнение «Цыпленок из яйца» Цель: установление телесного контакта, снижение агрессивности. Содержание: Дети делятся на пары. Один уч­ся – цыпленок в скорлупе, другой уч­ся  курочка­наседка. «Цыпленок» садится на стул и группируется (подтягивает  ноги к себе), «наседка» обнимает его и старается согреть своим теплом. В  течение 1­2 минут происходит это действие, а потом из скорлупы  вылупляется цыпленок. Скорлупу может имитировать белая туалетная  бумага. Потом дети меняются ролями. 5. Упражнение «Спрячь обиду» Цель: стимуляция положительных эмоций у жертвы и отрицательного  подкрепления агрессора. Содержание: Ведущий берет мелкий предмет и обращается к обиженному ребенку  «Давай­ка обиду возьмем (маленький предмет) и обидчику незаметно под  рубашку спрячем». Остальные   дети   стоят   в   кругу   с   закрытыми   глазами.   Когда   предмет спрятан (это может быть прищепка), дети говорят версии, у кого спрятан и почему18. 18 Гартман Ю.Ю. Школа без агрессии // Статьи фестиваля «Открытый урок» //  http://festival.1september.ru/articles/505691/ 40 Коррекционная работа с учащимися 5–7 классов  Тренинги: снятие агрессии19 1. Участники сидят в кругу. Одному из них (агрессивному) завязывают глаза, а его сосед указывает на кого­нибудь рукой, так чтобы все видели, кроме,   естественно,   агрессивного.   Участник,   указавший   жертву,   говорит зажмурившемуся:   «Вымести   свою   злость   на   этом   человеке!»,   —   и   тот высказывает   все   накопившееся   в   неизвестно   чей   адрес.   Потом   ему развязывают   глаза   и  показывают,   кого  он  столь   нелестно   охарактеризовал. Смущенный   автор   высказываний   извиняется   перед   невинной   жертвой вербальной агрессии, например, так: «Я вовсе не Вас имел в виду, извините!»  Чуть усложненный вариант этой игры: участнику, завязавшему себе глаза (не   обязательно   агрессивному),   его   сосед   предлагает   хорошенько   отругать одного участника от имени другого. Хулитель не знает ни имени того, кого придется ругать, ни того, от чьего имени это делается. После развязывания глаз   участник,   от   имени   которого   все   говорилось   (сам   он   не   произнес   ни слова), говорит участнику, который был обруган, что­нибудь типа: «Извините, я был несдержан. Вырвалось!»  Как правило, после такой процедуры страсти стихают и нравы смягчаются. Игру следует проводить по кругу. После двух­трех выступлений спросите, есть   ли   еще   желающие   ругаться,   и,   если   есть,   предоставьте   им   слово, предварительно   завязав   глаза,   а   затем   остановите   игру   и   переходите   к дальнейшим   занятиям.   Если   слишком   много   желающих   высказаться,   то прервите   игру   после   того,   как   кто­либо   из   соседей   укажет   на   игрока   с завязанными   глазами   как   на   объект   агрессии   и   автора   выступления одновременно, т. е. участник будет ругать сам себя от своего имени. Обычно 19 Методическая разработка по психологии (5,6,7 классы) по теме: Снятие агрессии // Социальная сеть  работников образования // http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/snyatie­agressii 41 всем становится смешно, когда кто­нибудь прохаживается в свой собственный адрес.  Не пытайтесь играть в эту игру с людьми, лишенными чувства юмора.  2. Предложите участникам нарисовать на листах бумаги портрет человека, к   которому   они   питают   агрессивные   намерения,   или   написать   его   имя корявыми, некрасивыми буквами. Когда это будет сделано, попросите всех одновременно разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину для бумаг, предусмотрительно взятую Вами на тренинг.  3. Упражнение по нынешним временам дорогое, но что не сделаешь ради профессионального успеха! Вы показываете что­нибудь типа «Сникерса» и говорите, что эту конфету вручите сейчас самому агрессивному, а занявшие второе и третье место удовольствуются «Марсом». Претенденты на призовые места должны сделать самовыдвижение. Если несколько человек претендуют на звание самого агрессивного, то группа должна определить, кому же именно достанется сей батончик из молочного шоколада. Затем Вы предлагаете кому­ нибудь   из   участников   —   самому   доброму,   как   Вы   заявляете,   вручить победителям конфеты. После того, как агрессивные получат свое, выньте из укромного места коробку хороших конфет для всех остальных.  Упражнение   это   следует   проводить   в   конце   занятия,   перед   чаепитием. Особенно   хорошо   его   проводить   с  группами   школьников.   Они   никогда   не прячут полученные конфеты в сумочки.  4.   Тренер   предлагает   собрать   фигуру   из   всего   плохого,   злого   и агрессивного, что есть в каждом участнике группы. Участники по очереди отдают на общее дело свои когти, зубы, шипы, жала, перепончатые крылья и т. п.   Существо,   получающееся   в   итоге,   целиком   состоит   из   угловатого, кусающего,   карябающего.   Затем,   путем   одновременного   нажатия   кнопок осуществляется   старт   стула   с   сидящим   на   нем   воплощением   агрессивных поползновений группы в межзвездное пространство, где оно и канет навеки в пучину забвения.  42 ИГРЫ на снятие агрессивного состояния 2 Истины и 1 Ложь Каждый   человек,   пишет   2   правдивых   и   1   лживую   вещь   о   себе.   Затем передают   по   очереди   бумагу   группе,   чтобы   другие   угадали,   что   является ложью.  1­2­добрый день Играют   все   по   цепочке.   Надо   считать   по   порядку   от   одного   до бесконечности (сколько получится), но вместо чисел, которые оканчиваются на три или делятся на три, надо говорить "добрый день". Т. е. первый говорит "один",   второй   ­   "два",   третий   ­   "добрый   день",   четвертый   ­   "четыре", пятый­"пять",  шестой­"добрый   день",  и  т.д.  Тот,  кто   ошибся,  выбывает   из игры, пока не останется один победитель.  10 свойств На первом этапе игры детям говорится примерно следующее: “вспомните какого­нибудь   человека   (своего   знакомого,   известного   артиста   и   т.   п.)   и выпишите на листок 10 его любых качеств: что ест по утрам, на каком этаже живет, сколько лет, цвет глаз, волос, зубов и т.д.”. После того, как все это напишут, начинается второй этап, на котором надо эти качества найти среди присутствующих. Напротив каждого качества пишется имя того, у кого это качество было обнаружено. Кто быстрее, тот и молодец.  Несколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом   водящий   отворачивается,   участники   меняются   местами   и   водящий должен правильно назвать их по именам.  10 слов Нужны   2   знающих   принцип   игры   человека.   Один   выходит   из   комнаты, второй остается и игроками, все вместе они загадывают любое слово. Потом 43 составляется   список   из   10   слов,   в   который   включается   загаданное   слово. Входит   первый   человек,   второй   ему   перечисляет   этот   список,   и   первый безошибочно   угадывает   загаданное   без   него   слово.   Секрет   прост   ­   перед загаданным словом должно быть названо слово на 4 опорах. Пример: загадано слово   КОМПЬЮТЕР   Список:   блокнот,   чашка,   ручка,   стул,   компьютер, стакан,   папка,   календарь,   плакат,   часы   Отгадка:   стул   на   четырех   ногах, поэтому загаданное слово – компьютер. 10 способов использования предмета условия: надо описать 10 способов использования предмета (желательно необычных   способов)   и   потом   задать   свой   предмет   для   описания. Пример: маленькая чайная ложечка    1. Прямое применение – засовывание в банку с вареньем, а потом в рот  2.   средство   для   пускания   солнечных   зайчиков..   Надо   только   натереть получше.  3. Средство для копания ямок (только не спрашивайте, каких)  4. Их классно гнуть взглядом  5. Их классно заворачивать в бантики (особенно в школьной столовой)  6. Можно увидеть смешную физиономию в отражении ложки (весело)  7. Можно изображать Амели (взять ложку между большим и указательным пальцем и мило улыбнуться)  8. Можно носить в кармане (ну ведь можно же?)  9. Ложка ­ лучший друг Еленки!!!  10. Чайная ложка незаменима при открывании дверей, ПОМНИТЕ ЭТО!!!  Синий надувной шарик...  И т.д. по кругу…  1 Водящий стоит спиной к игрокам, кто­то из игроков шлепает его по спине, оборачиваясь   водящий   видит   вытянутые   в   его   сторону   руки   (с   пальцы 44 сложены в "автостоп") и должен угадать, кто его хлопнул, угадает ­ меняется местами с игроком.  Еще один вариант этой игры, но осаленные замирают на месте,  раскрыв  руки,  они   могут   быть   заново   расколдованы,   если   водящий допустит к ним других игроков, водящим становится последний осаленный.  2 Игра с мячом, в нее обычно играют девочки. По очереди, ударяя мячом о стену,   перепрыгивают   через   отскочивший   на   землю   мяч,   если   прыжок   не удается, игроку присваивают имя по очередному слову ключевой фразы. Как только фраза заканчивается игрок выбывает из игры Большая психологическая игра "Новоселье" 1. Название: “Новоселье”.  2. Задачи игры: создать условия для взаимодействия ребят друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества; развитие рефлексии. 4.   Предполагаемый   психологический   результат:   данная   игра   должна способствовать   формированию   понятия   сотрудничества,   дать   возможность детям увидеть друг друга и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры в повседневную жизнь.  5. Описание сюжетной канвы, тип сюжета. Данная игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.  Сюжет. Все ребята получают квартиры в только что построенном доме. Естественно, всё создано по последним тенденциям архитектурного дизайна. Участники игры одновременно заселяются в дом и обживаются в квартирах. (В   холле   каждый   сам   себе   создаёт   “жилое”   пространство:   некоторые стараются украсить “квартиру” реальными вещами, находящимися под рукой в классе, некоторые – воображаемыми изысками).  45 Даётся некоторое время, чтобы дети смогли сходить друг к другу в гости, познакомиться с соседями. Далее начинается “жизнь”. Ребятам предлагаются разные ситуации, в которых надо принимать решение и осуществлять выбор (похоже на социометрию). Вот какие ситуации возникают:  1. Уже поздно, закрыты магазины, очень нужен хлеб. К кому из соседей пойдёшь с просьбой угостить тебя хлебом?  2.   Ты   уезжаешь   в   командировку   на   несколько   дней.   Кому   из   соседей доверишь котёнка?  3. Хочется устроить вечеринку. Кого пригласишь?  4.   Сосед   с   верхнего   этажа   залил   потолок   в   большой   комнате.   Выясни ситуацию.  Ситуаций может быть много, всё зависит от времени на игру и текущей межличностной обстановки в отряде. Хочется отметить, что ребята играют по­настоящему. Задания раздаются по ходу игры персонально, а я фиксирую, как   удалось   разрешить   проблему,   кого   из   участников   игры   включили   в процесс.  6.  Время   на  игру  и  на   обсуждение:  60  минут   игра,  не  менее  10  минут обсуждение.  7. Участники: 7 детей. Ведущим может быть один взрослый. Хотелось бы обойтись без наблюдателей. Если взрослый не включён в игровой процесс, он не может присутствовать на игре.  8. Возможное продолжение игры в деятельности вожатого: естественно, в качестве игры на улице во время прогулки, групповой формы работы на уроке можно   повторить   идею.   Но,   как   мне   кажется,   необходимо   по­другому расставлять   акценты   в   игре,   не   провоцировать,   уходить   от   конфликтных ситуаций,   если   взрослый   не   уверен,   что   сумеет   их   разрешить.   В   качестве психологической игры, или, как я представляю эти игры ребятам, “игры с двойным дном”, проведение эффективно только на соответствующих уроках с тренером.  46 9. Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа.  № этапа  Время на проведение  Содержание каждого этапа  Задачи, решаемые на каждом этапе  Материалы, необходимые для проведения каждого этапа  1. 10 минут Начало игры. Ведущий рассказывает о правилах, вводит детей в   ситуацию   новоселья.   Способствовать   созданию   игровой   атмосферы, отслеживать принцип равноправия во время “благоустройства квартир” Холл, стулья – всё, что находится в помещении и в портфелях учеников (по их желанию)  2. 7 минут Создание проблемной ситуации 1 Социометрия. Наблюдение над   способами   разрешения   проблемных   ситуаций.   Создание   и   фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации  3. 7 минут Создание проблемной ситуации 2 Социометрия. Наблюдение над   способами   разрешения   проблемных   ситуаций.   Создание   и   фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации  4. 7 минут Создание проблемной ситуации 3 Социометрия. Наблюдение над   способами   разрешения   проблемных   ситуаций.   Создание   и   фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации  5. 7 минут Создание проблемной ситуации 4 Социометрия. Наблюдение над   способами   разрешения   проблемных   ситуаций.   Создание   и   фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации  6. 10 минут Завершение игры. Наводим порядок в холле Переключение с игровой атмосферы на реальность. Перенос навыков взаимодействия  7. 10–15 минут Обсуждение Формирование навыков рефлексии  10. Формы обсуждения игры: В заключение мы переносимся из игровой ситуации   в   реальность.   Процесс   наведения   порядка   очень   важен.   Он   даёт возможность   постепенно   переключиться   на   работу   “здесь   и   сейчас”   и 47 перенести создавшиеся формы взаимодействия во время игры на реальную ситуацию. Затем я предлагаю ребятам обсудить то, что мы делали, как играли. Конечно   же,   это   вопросы   плана   “понравилось   –   не   понравилось”,   “какие чувства вызывало то или иное действие?” и т.д. Затем вопросы посложнее: чему научился во время игры? Что нового узнал о ком­то из класса? Чему был приятно удивлён в процессе игры, а что тебя огорчило? Что нужно сделать, чтобы играть стало интереснее? Можно ли какие­то элементы взаимодействия во время игры использовать в повседневной жизни? Что это нам даёт? Под конец высказываю своё мнение об игре, говорю по несколько слов поддержки о каждом участнике. Материалом, собранным в процессе игры, обязательно делюсь с коллегами. Знание межличностной ситуации в коллективе детей и перспективы   развития   даёт   возможность   более   эффективно   строить воспитательный процесс, учить детей сотрудничеству.  Процедура "Агрессивный контакт" Процедура предлагается для отработки приемов неагрессивного ответа на давление и агрессию.  1   этап:   Сначала   участникам   тренинга   дается   краткое   описание   семи приемов ответа на агрессию:  ­   УПС   (фиксация   замешательства):   “Я   просто   растерялся   от   такого напора”  ­ «Сиреневый туман»: «В таких случаях обычно говорят о существовании зависимости   между   субъективными   факторами   восприятия   и   параметрами деятельности индивида»  ­   Я­высказывание:  когда  на   меня   кричат   (  интерпретация   действий агрессора ) я обычно не в состоянии нормально работать; давайте перейдем в другое помещение и разберем Вашу претензию.)  ­   Вы­посыл   (персонализация   ответственности):   Вы   хотите   сказать,   что уверены в том, что …  48 ­ Вам важно (фиксация причины обращения): см. одноименное упражнение по теме “Получение информации”.  ­   «Гадости   на   радости»   (Мне   приятно   …):   всегда   можно   найти   повод сказать  искреннее  спасибо   аргессору,   например,   “мне   приятно,   что   Вы следите за моими успехами”.  ­ «Ширма» (фиксация параметров  имиджа): “Мы готовы  удовлетворить желания любого клиента”  Важно   отметить,   что   цель   применения   этих   приемов   –   не   допустить наращивания   агрессии.   Поэтому   никакой   агрессии,   сарказма   и   издевки   в ответ.  2 этап. Участники делятся на три группы, каждая из которых получает бланк   с   написанными   на   нем   фразами   агрессивного   контакта.   Задача участников в группах – вписать в бланк варианты ответов, используя один из предложенных   приемов.   На   эту   работу   дается   не   более   семи   минут, мотивируя это тем, что в разговоре обычно нет времени долго думать над ответом.   А   в   упражнении   будет   возможность   обменяться   удачными вариантами ответов в коллективном обсуждении.  3 этап. Участники отвечают на фразы, зачитываемые тренером. При этом принимается ответ от каждой группы. На доске параллельно отмечается, к какому   типу   реакции   на   агрессию   относится   тот   или   иной   ответ.   В   ходе упражнение   участники   могут   записывать   с   рабочие   тетради,   наиболее понравившиеся варианты ответов. Если в ходе работы отмечать, какое число ответов   каждого   типа   было   использовано   участниками,  получится   сводная картина приоритетный для данной способов ответа на агрессию.  Комментарий:   в   ходе   упражнения   могут   появиться   удачные   ответы, которые   не   вписываются   в   список   предложенных   приемов.   Это   позволит вписать   в   список   дополнительные   приемы,   «авторами»   которых   станут участники тренинга. Одним из таких приемов является прием «Я еще и …», сходный с принципом доведения до абсурда…  49 3. Бланк  Вопросы агрессивного контакта  1.   Мы   оценили   Вашу   работу   и   нам   показалось,   что   Вы   не   знаете элементарных основ своей профессии.  2.   Наши   молодые   сотрудницы   утверждают,   что   Вы   их   сексуально провоцируете.  3.И на какую карьеру Вы рассчитываете с такой внешностью?  4. Вам не кажется, что Вы слишком молоды, чтобы претендовать на работу у нас?  5.     Возникает   ощущение,   что   из­за   свойственной   Вам   небрежности,   Вы способны сильно подставить нашу фирму.  6.   Вы   понимаете,   что   в   связи   с   отсутствием   у   Вас   опыта,   Вы   можете претендовать только на минимальную зарплату?  7. Мне кажется, у Вас нет перспектив в нашей организации.  8. Почему Вам постоянно звонят в рабочее время какие­то посторонние люди? Создается ощущение Вашей неорганизованности.  9. Вы абсолютно не умеете себя вести в общении с руководством.  10.   Почему   устраиваясь   к   нам   на   работу,   Вы   не   предупредили,   что беременны?  11. Вам не кажется, что Вы слишком часто критикуете других?  12. Ох, и зануда же Вы, и это не только мое мнение, но и мнение всего коллектива. 4. Еще вопросы  Вопросы агрессивного контакта  13. Какого черта вы сюда пришли. Неужели вы думаете, что можете представлять для нас интерес… 14. А Вы вообще кто такие… 15. Знаете, есть люди гораздо более опытнее Вас в этом вопросе  16. У меня нет времени Вас слушать 17. Если мы заинтересуемся Вашим предложением, мы Вам перезвоним. 18.   Мы   оценили   Вашу   работу   и   нам   показалось,   что   Вы   не   знаете элементарных основ своей профессии. 19.   Наши   молодые   сотрудницы   утверждают,   что   Вы   их   сексуально провоцируете. 20. И на какую карьеру Вы рассчитываете с такой внешностью?  21. Вам не кажется, что Вы слишком молоды, чтобы претендовать на                                                                50 работу у нас? 22. Возникает ощущение, что из­за свойственной Вам небрежности, Вы способны сильно подставить нашу фирму. 23. Вы понимаете, что в связи с отсутствием у Вас опыта, Вы можете претендовать только на минимальную зарплату? 24. Мне кажется, у Вас нет перспектив в нашей организации. 25. К сожалению, похоже, что мы с Вами не сработаемся. 26.   Почему   Вам   постоянно   звонят   в   рабочее   время   какие­то посторонние люди? Создается ощущение Вашей неорганизованности. 27. Вы абсолютно не умеете себя вести в общении с руководством.  28.   Почему   Вы   постоянно   подаете   в   своих   отчетах   искаженную информацию? 29.   Почему   устраиваясь   к   нам   на   работу,   Вы   не   предупредили,   что беременны? 30. Нам, руководству, кажется, что Ваш приход в отдел плохо сказался на взаимоотношениях наших сотрудников. 31. Вам не кажется, что Вы слишком часто критикуете других? 32. К сожалению, на мой взгляд, Ваш конкурентоспособный потенциал приближается к нулю. 33. Ох, и зануда же Вы, и это не только мое мнение, но и мнение всего коллектива. 34.   Вам   не   кажется,   что   надо   быть   более   разборчивым   в   личных контактах?  35. Анализируя результаты Вашей работы, я прихожу к выводу, что Вы больше работаете на конкурентов.  36. По­моему, Вы в последнее время меня подсиживаете? Стремитесь на мое место?  37. Знаете, Ваши семейные проблемы все более негативно отражаются на Вашей профессиональной успешности.  38.   Такое   ощущение,   что   Вы   специально   отпугиваете   наших покупателей.  39. С чего Вы взяли, что можете мне понравиться как сотрудник, и я Вас возьму на работу ?  40. Были мнения, что Вас можно использовать в управленческой работе, но есть большие сомнения, что Вы с этим справитесь.  41.   Я   думаю,   что   Вы   не   отрабатываете   свою   зарплату.   Вывод   один: будем понижать Вас в должности.                                                             51 52

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"

Проект "Школа без агрессии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2018