Доклад на родительский лекторий "Профилактика аутодеструктивного поведения несовершеннолетних (подростковый суицид)"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 07.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Профилактика аутодеструктивного (суицидального) поведения несовершеннолетних. Закрывать глаза или делать вид, что данная проблема не существует, значит, мириться с массовым уходом из жизни людей и детей в том числе. Мы говорим очень осторожно, тема очень деликатная. Мы, взрослые говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям? Как помочь нашим детям? Вот об этом сегодня хотелось бы поговорить Жить, как жил раньше, подросток не хочет, а что-то изменить не в силах. Особенно, если конфликт исходит из семьи, то есть ребенок не находит успокоения даже в стенах родного дома.Профилактика аутодеструктивного (суицидального) поведения несовершеннолетних. Закрывать глаза или делать вид, что данная проблема не существует, значит, мириться с массовым уходом из жизни людей и детей в том числе. Мы говорим очень осторожно, тема очень деликатная. Мы, взрослые говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям? Как помочь нашим детям? Вот об этом сегодня хотелось бы поговорить Жить, как жил раньше, подросток не хочет, а что-то изменить не в силах. Особенно, если конфликт исходит из семьи, то есть ребенок не находит успокоения даже в стенах родного дома.
Иконка файла материала Доклад Профилактика аутодеструктивного поведения.docx
Психолог  Петренко Елена Александровна,  СШ№115, г. Костанай Профилактика аутодеструктивного поведения несовершеннолетних (подростковый суицид)    Добрый день уважаемые родители. Сегодня мы с вами собрались в  экстренном режиме по очень важным вопросам. Профилактика  аутодеструктивного (суицидального) поведения несовершеннолетних.      Закрывать глаза или делать вид, что данная проблема не существует,  значит, мириться с массовым уходом из жизни людей и детей в том числе.  Мы говорим очень осторожно, тема очень деликатная. Мы, взрослые говорим,  что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А  легко ли сегодня в этом мире нашим детям?  Как помочь нашим детям? Вот об этом сегодня хотелось бы поговорить Жить, как жил раньше, подросток не хочет, а что­то изменить не в силах. Особенно,  если конфликт исходит из семьи, то есть ребенок не находит успокоения даже в стенах родного дома.  Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка –  глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог  или родитель, ­ не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из  сложной ситуации нет.                                            Определение понятий Суицид – умышленное причинение себе вреда со смертельным исходом,  (лишение себя жизни).  Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реакции на   аффект, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в  которой волей неволей  оказывается человек.  Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и  находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться  со своими проблемами.Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.  Демонстративное поведение  В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка  обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно  справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи.  Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с  целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью  напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка,  «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном  поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде  порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения  Аффективное суицидальное поведение  Суицидальные действия, совершенные  под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не  имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции ­ обида, гнев, ­  затмевают собой реальное восприятие действительности и  подросток, руководствуясь ими,  совершает суицидальные действия. При  аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам  повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.  Истинное суицидальное поведение  Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом  действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При  таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки,  адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и  объясняют причины своих действий.  Поскольку действия являются  продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.  При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к  спрыгиванию с высоты.                  Причины суицида Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть  следующее:1). Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не  означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно  будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти  формируется не раньше 18 лет.  2). Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением  "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности  и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков  часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не  могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее  достижения.  3).  Дисгармония в семье.  4). Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация  общества).  5). В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте  до 15 лет связано с реакцией  протеста, особенно частым источником  последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или  внутригрупповые взаимоотношения.  6). Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к  суицидальному поведению.  Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками  депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать  удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые  раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и  становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком  овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность.  Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают  приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные  жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения  сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги  проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются  ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою  нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к  заключению, что жизнь не имеет смысла.  Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких­либо привычных вещей (например, местапривычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем  человек может не осознавать приближающейся даты.  Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и  психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно  обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает  суицидальные намерения.  Подавляющее большинство людей, испытывающих депрессивные состояния,  не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда  поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку  самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует  достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые  не заканчивают жизнь самоубийством.  К  «группе риска» по суициду относятся подростки:  с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;  злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся  девиантным или криминальным поведением, включающим физическое  насилие;   с затяжным депрессивным состоянием;  сверхкритичные к себе подростки;  страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат,  от хронических или смертельных болезней;  страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;   из социально­неблагополучных семей ­ уход из семьи или развод  родителей;  из семей, в которых были случаи суицидов. Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида  потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или  повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,  частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе,  головные боли, постоянную усталость, частую сонливость), необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,  постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,   ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или  выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,   уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,   нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,   погруженность в размышления о смерти,  отсутствие планов на будущее,  внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из­за мелочей.  Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные  чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на  спасение.  Возможные мотивы Поиск помощи ­ большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят  умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что­либо  (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства  безнадежности).  Безнадежность ­ жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не  приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему. Множественные проблемы ­ все проблемы настолько глобальны и  неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их  по одной. Попытка сделать больно другому человеку ­ «Они еще пожалеют!» Иногда  человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит  жизнь своей семье.Способ разрешить проблему ­ человек рассматривает самоубийство как  показатель мужества и силы. Профилактика суицидов За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!  Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не  может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в  ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной  возможностью вмешаться в кризис одиночества. Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики  суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют  родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и  другие признаки депрессивного состояния ­  необходимо сразу же,  немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого  состояния. Во­первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о  его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы  обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку  оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен  добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном  виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы  его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую  самооценку подростка. Можно сравнить только подростка­сегодняшнего с  подростком­вчерашним и настроить на позитивный образ подростка­ завтрашнего. Во­вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что­ нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести  привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные  маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать  новые способы выполнения домашних обязанностей,  посетить кинотеатр,  выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее  животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о  беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на  позитивный лад.  В­третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо  проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался,достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными  видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо  поддерживать физическое состояние подростка в этот период.  И в­четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу,  психотерапевту.  Часто задаваемые вопросы  1. Почему данная тема в настоящее время актуальна?  Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о самоубийстве  возникают у каждого пятого подростка. Суицид с годами "молодеет": о нем  думают и пытаются предпринять совсем еще дети. В последующие десять лет  число суицидов будет, быстрее всего, расти у подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет. 2. Передается ли склонность к суициду от предков потомкам?  От родителей можно унаследовать цвет глаз, форму бровей и губ, веснушки  т. д. Суицидальные наклонности по наследству не передаются. Тем не менее,  если в семье подростка суицид уже имел место, ребенок оказывается в зоне  повышенного суицидального риска. Для примера можно представить себе  семью, где родители пьют, курят или употребляют наркотики. В такой семье  ребенок подвержен риску перенятия вредных привычек родителей, поскольку  на него воздействует так называемый "фактор внушения". 3. Суицид – следствие  одной проблемы или  их совокупности?  Многим знакомо образное выражение по поводу последней капли,  переполнившей чашу терпения. Так вот, приводящие к суициду причины  подобны таким каплям. Каждая из них сама по себе – ничто. Даже двум, пяти  и десяти доверху чашу не наполнить. Однако, если их сотни, в какой­то  момент чаша окажется переполненной. 4. Кто способен на самоубийство, каждый человек или с  определенным складом характера?  Предотвращать суицидальные попытки было бы легче, если бы их совершали  люди, лишь определенного склада характера, но, к сожалению, тип  суицидоподверженного подростка пока не установлен и, как полагают,  сделать это невозможно.Например, дети из обеспеченных семей подвержены суицидальным  настроения ничуть не меньше, чем дети из семей малоимущих. С жизнью  расстаются не только те подростки, у которых плохая успеваемость и  разлаженный контакт с окружающими, но и те, у кого нет проблем ни в семье,  ни в школе. Из всего вышесказанного следует главный вывод, что, для того чтобы ценить  жизнь, человеку необходимы две вещи: внимание и любовь окружающих, а  также любовь к себе самому.  Наш совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте  искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе,  чаще говорите своему ребенку слова любви и благодарности". Наша с  Вами миссия создать для детей пространство любви и понимания.  Я свяжу тебе жизнь из пушистых мохеровых ниток,  Я свяжу тебе жизнь ­ не солгу ни единой петли.  Я свяжу тебе жизнь, где узором по полю молитвы,  Пожелания счастья в лучах настоящей любви.  Я свяжу тебе жизнь из весёлой меланжевой пряжи,  Я свяжу тебе жизнь и потом от души подарю.  Где я нитки беру? Никогда, никому не признаюсь:  Чтоб связать тебе жизнь, я тайком распускаю свою.