Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»
Оценка 4.7
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
08.04.2018
Устное народное творчество является исключительно благоприятным материалом для развития речи младших дошкольников. Пословицы и поговорки, загадки, шутки, потешки, скороговорки - они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, а лексика разнообразно и образна. Мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, развивают мышление, воображение.
Для развития звуковой культуры речи можно учить детей совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте, изучаемые звуки.
устное народное творчество.docx
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Лесная сказка»
Доклад (на семинаре):
«Использование устного народного творчества в
речевом развитии младших дошкольников»
Подготовила:
Рублева Ю.В.,
воспитатель I кв. категории
2018 Устное народное творчество является исключительно благоприятным материалом для
развития речи младших дошкольников. Пословицы и поговорки, загадки, шутки, потешки,
скороговорки они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда
ясная, а лексика разнообразно и образна. Мелодичность, четко выраженный ритм
произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, развивают мышление,
воображение.
Для развития звуковой культуры речи можно учить детей совместно произносить слова,
договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте, изучаемые
звуки.
Сел комарик под кусточек,
На еловый на пенечек,
Свесил ноги на песочек,
Сунул носик под листочек
Спрятался!
Большой интерес вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями.
Например, в колыбельных песнях часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать
колыбель, обещают разные награды за работу: «кувшин молока», «кусок пирога», «белый
платочек на шею». Упоминание кота в песнях связано с бытовыми поверьями: считалось,
что кот приносит сон и покой ребенку; существовал даже обычай прежде ребенка в
колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал.
Котя, котенькакоток,
Котясеренький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать,
Прибаюкивать.
Широко известны и народные песенкипотешки («Ладушки», «Сорока» и др.). Как и
колыбельных песнях, в них важную роль играет ритм. С маленькими детьми надо работать
иначе: брать руки ребенка в свои, хлопать ими в ладоши, в такт, разводить в стороны,
поднимать на голову ребенка. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое
сопровождение педагога и произносят слова, сопровождая их движениями.
Эти забавные песенкипотешки не только ненавязчиво заставляют ребенка говорить,
сопровождая слова движениями, но и приобщают к правилам поведения. Например.
Щедрая сорокабелобока накормила всех, только один остался без каши, лентяй:
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печку не топил,
Кашку не варил...
Песенкипотешки создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию
умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи; учат разговорной речи
(большинство из них построено на диалогах).
Чистоговорки и скороговорки можно использовать в качестве тренировочных
упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно). Чистоговорки и скороговорки закрепляют
правильное произношение звуков.
Жажажа иголки у ежа.
Жужужу чтото расскажу.
У Маши на кармашке
Маки и ромашки.
В старину наши бабушки и дедушки пели детям песенкипотешки, играли в «Ладушки»,
«Идет коза...» и т. д., сопровождая речь движениями рук. А современные исследования
подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук.
Для развития внимания и мелкой моторики рук можно использовать игры с пальчиками,
сопровождаемые чтением народных стиховпотешек: «Водичка, водичка...», «Сидит белка
на тележке...» и т.д.
Эти игры способствуют также обогащению и активизации словарного запаса детей,
развитию пространственных ориентировок, мышления, памяти и воображения.
Пестушки, поскакушки побуждают ребенка к бодрствованию, обучают его двигать
ручками, ножками, головкой, пальчиками. Как и в колыбельных песнях, важную роль здесь
играет ритм, однако характер его иной — бодрый, веселый:
Тратата, тратата,
Вышла кошка за кота...
Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топтоптоп,
Топтоптоп.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топтоптоптоптоп,
Топтоптоптоптоп!
Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки — с
подскакиванием на коленях у взрослого.
Прибаутки — это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием.
Сюжеты прибауток очень простые (одномотивные или кумулятивные), напоминающие
«маленькие сказочки в стихах». Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел
съеден волками; кысонькамурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого...
Однако главная роль прибауток — познавательная. Ребенок узнает о людях, животных,
явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто этому служат кумулятивные
сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т. д.
Среди прибауток особое место занимают небылицыперевертыши. Их установка —
создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств.
Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и
явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может
прямо указываться: Где это видано.
Где это слыхано,
Чтоб курочка бычка родила.
Поросенок яичко снес... и т. д.
Игровые приговорки и припевки содержание этих произведений определяла сама
игра.
В играх дети изображают семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовит их к
взрослой жизни. Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток.
Прибаутки вносили в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный
ряд — ритмичность, звукоподражания.
Едемедем,
к бабек деду,
на лошадке,
в красной шапке,
по ровной дорожке
на одной ножке,
по пням и по кочкам
в одном лапоточке,
прямо и прямо,
а потом
вдруг
БУХ!
в яму!
Заклички и приговорки — генетически наиболее древние формы детских словесных
игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых. От взрослых в
детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные
обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить
старый, выпавший зуб на новый, крепкий; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не
высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети
считают.
Заклички — это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие
призыв или просьбу. Содержание закличек близко к заботам и чаяниям земледельцев:
потребность дождя или, напротив, солнышка.
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи.
Хлеба краюшку.
Пирога горбушку.
Заклички выкрикиваются хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились
индивидуально и негромко. Они содержут просьбузаговор, обращенный к улитке, божьей
коровке, мышке...
Дразнилки и насмешки, а также уловки, мирилки, отговорки. Они представляют
собой короткие, преимущественно стихотворные тексты, рассчитанные на того слушателя,
которому адресованы индивидуально. Сатирические жанры регулируют социальное поведение ребенка, определяют его место
в детском коллективе. Дразнилки высмеивают то, что воспринимается детьми как
негативное. Их объекты — жирный, беззубый, косой, лысый, рыжий, жадный, ябеда,
вор, плакса, воображая, попрошайка, «жених и невест», а также сам дразнила
(Дразнила — собачье рыло). Насмешки, в отличие от дразнилок, обычно не мотивированы.
Они возникают из прозвищ, т. е. рифмованных прибавлений к имени (Алешкалепешка,
Андрейворобей...); из повторений разных форм имени ребенка(ВаняВаняВаленок ,
ВаськаВасёк, КатяКатяКатерина...). Уловки учат быть начеку, рассчитаны на то,
чтобы обмануть собеседника, поставить его впросак и потребовать расплаты за глупость
или оплошность:
— Таня, Саня, Лизавета
Ехали на лодке.
Таня, Саня утонули.
Кто остался в лодке?
— Лизавета.
— Хлоп тебе за это.
Мирилки придумали, чтобы помириться, и больше не ссориться:
Мирись мирись, больше не дерись.
Если будешь драться
Я буду кусаться!
А кусаться не причем,
Буду драться кирпичом!
Нам кирпич не нужен,
Давай с тобой подружим!
Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»
Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»
Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»
Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»
Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.