Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»
Оценка 4.7

Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»

Оценка 4.7
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
08.04.2018
Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»
Устное народное творчество является исключительно благоприятным материалом для развития речи младших дошкольников. Пословицы и поговорки, загадки, шутки, потешки, скороговорки - они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, а лексика разнообразно и образна. Мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, развивают мышление, воображение. Для развития звуковой культуры речи можно учить детей совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте, изучаемые звуки.
устное народное творчество.docx
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Лесная сказка» Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников» Подготовила:  Рублева Ю.В.,  воспитатель I кв. категории 2018 Устное народное творчество является исключительно благоприятным материалом для развития речи младших дошкольников. Пословицы и поговорки, загадки, шутки, потешки, скороговорки ­ они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная,   а   лексика   разнообразно   и   образна.   Мелодичность,   четко   выраженный   ритм произведений   фольклора   воспитывают   эстетическое   чувство,   развивают   мышление, воображение.      Для развития звуковой культуры речи можно учить детей совместно произносить слова, договаривать и подговаривать,  выделять голосом  некоторые  слова в тексте, изучаемые звуки. Сел комарик под кусточек, На еловый на пенечек, Свесил ноги на песочек, Сунул носик под листочек Спрятался!          Большой интерес вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. Например,  в  колыбельных песнях  часто упоминается кот. Его зовут ночевать,  качать колыбель, обещают разные награды за работу: «кувшин молока», «кусок пирога», «белый платочек на шею». Упоминание кота в песнях связано с бытовыми поверьями: считалось, что   кот   приносит   сон   и   покой   ребенку;   существовал   даже   обычай   прежде   ребенка   в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал. Котя, котенька­коток, Котя­серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мою детоньку качать, Прибаюкивать.       Широко известны и народные песенки­потешки («Ладушки», «Сорока» и др.). Как и колыбельных песнях, в них важную роль играет ритм. С маленькими детьми надо работать иначе: брать руки ребенка в свои, хлопать ими в ладоши, в такт, разводить в стороны, поднимать на голову ребенка. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение педагога и произносят слова, сопровождая их движениями.          Эти забавные песенки­потешки не только ненавязчиво заставляют ребенка говорить, сопровождая   слова   движениями,   но   и   приобщают   к   правилам   поведения.   Например. Щедрая сорока­белобока накормила всех, только один остался без каши, лентяй: Он по воду не ходил, Дрова не рубил, Печку не топил, Кашку не варил...      Песенки­потешки создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи; учат разговорной речи (большинство из них построено на диалогах).          Чистоговорки   и   скороговорки  можно   использовать   в   качестве   тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно). Чистоговорки и скороговорки закрепляют правильное произношение звуков. Жа­жа­жа ­ иголки у ежа. Жу­жу­жу ­ что­то расскажу. У Маши на кармашке Маки и ромашки.      В старину наши бабушки и дедушки пели детям песенки­потешки, играли в «Ладушки», «Идет коза...» и т. д., сопровождая речь движениями рук. А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.      Для развития внимания и мелкой моторики рук можно использовать игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов­потешек: «Водичка, водичка...», «Сидит белка на тележке...» и т.д.          Эти игры способствуют также обогащению и активизации словарного запаса детей, развитию пространственных ориентировок, мышления, памяти и воображения.          Пестушки, поскакушки побуждают ребенка к бодрствованию, обучают его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками. Как и в колыбельных песнях, важную роль здесь играет ритм, однако характер его иной — бодрый, веселый: Тра­та­та, тра­та­та, Вышла кошка за кота... Пестушка забавляется ритмом, изменяя его: Большие ноги Шли по дороге: Топ­топ­топ, Топ­топ­топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке:  Топ­топ­топ­топ­топ, Топ­топ­топ­топ­топ! Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки — с подскакиванием на коленях у взрослого.           Прибаутки — это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Сюжеты   прибауток   очень   простые   (одно­мотивные   или   кумулятивные),   напоминающие «маленькие сказочки в стихах».  Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден   волками; кысонька­мурысонька не   оставила   маслица,   чтобы   угостить   другого... Однако главная роль прибауток — познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях,   предметах,   об   их   типических   свойствах.   Часто   этому   служат   кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т. д.       Среди прибауток особое место занимают небылицы­перевертыши. Их установка — создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений.   Персонажи   небылиц   ведут   себя   несообразно   действительности,   на   что   может прямо указываться: Где это видано. Где это слыхано, Чтоб курочка бычка родила. Поросенок яичко снес... и т. д.          Игровые приговорки и припевки  содержание этих произведений определяла сама игра.      В играх дети изображают семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовит их к взрослой жизни. Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток. Прибаутки вносили в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд — ритмичность, звукоподражания. Едем­едем, к бабе­к деду, на лошадке, в красной шапке, по ровной дорожке на одной ножке, по пням и по кочкам в одном лапоточке, прямо и прямо, а потом вдруг БУХ! в яму!       Заклички и приговорки — генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых. От взрослых в детский   быт   перешли   и   устные   приговорки.   Это   короткие,   обычно   стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый,   выпавший  зуб  на  новый,   крепкий;  к  ястребу,  чтобы  не  кружил   над  домом,  не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.      Заклички — это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв   или   просьбу.   Содержание   закличек   близко   к   заботам   и   чаяниям   земледельцев: потребность дождя или, напротив, солнышка. Дождик, дождик, пуще! Я вынесу гущи. Хлеба краюшку. Пирога горбушку.      Заклички выкрикиваются хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержут просьбу­заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке...          Дразнилки и насмешки, а также уловки, мирилки, отговорки. Они представляют собой короткие, преимущественно стихотворные тексты, рассчитанные на того слушателя, которому адресованы индивидуально. Сатирические жанры регулируют социальное поведение ребенка, определяют его место в   детском   коллективе.   Дразнилки   высмеивают   то,   что   воспринимается   детьми   как негативное. Их объекты — жирный, беззубый, косой, лысый, рыжий, жадный, ябеда, вор,   плакса,   воображая,   попрошайка,   «жених   и   невест», а   также   сам  дразнила (Дразнила — собачье рыло). Насмешки, в отличие от дразнилок, обычно не мотивированы. Они возникают из прозвищ, т. е. рифмованных прибавлений к имени (Алешка­лепешка, Андрей­воробей...); из   повторений   разных   форм   имени   ребенка(Ваня­Ваня­Валенок   , Васька­Васёк,   Катя­Катя­Катерина...). Уловки   учат   быть   начеку,   рассчитаны   на   то, чтобы обмануть собеседника, поставить его впросак и потребовать расплаты за глупость или оплошность: — Таня, Саня, Лизавета Ехали на лодке. Таня, Саня утонули. Кто остался в лодке? — Лизавета. — Хлоп тебе за это. Мирилки придумали, чтобы помириться, и больше не ссориться:  Мирись­ мирись, больше не дерись. Если будешь драться­ Я буду кусаться! А кусаться не причем, Буду драться кирпичом! Нам кирпич не нужен, Давай с тобой подружим!

Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»

Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»

Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»

Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»

Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»

Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»

Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»

Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»

Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»

Доклад (на семинаре): «Использование устного народного творчества в речевом развитии младших дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2018