Доклад на тему " Методика формирования навыка чтения у младших школьников" ( 1 - 4 классы , литературное чтение )
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
чтение
4 кл
15.04.2018
В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального общего образования и одна из главных проблем в работе учителя начальных классов. Эта статья поможет учителям начальных классов,родителям младших школьников при решении столь важной задачи обучения.
Методика формирования навыка чтения у младших школьников.doc
Приёмы,упражнения, методики по формированию
навыка чтения у младших школьников
( выступление на научнопрактической конференции по теме «Проблемы
чтения в начальной школе»)
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей
навыка чтения, которое является фундаментом всего последующего
образования.
Навык чтения включает в себя ( по программе начальной школы ) 4
составляющие:
осознанное чтение
правильное ( безошибочное ) чтение
выразительное чтение
темп (скорость) чтения.
Задача данной статьи:
Раскрыть пути, методы, приёмы, позволяющие нашим учителям начальных
классов формировать эти 4 составляющие и достигать высоких результатов.
Осознанность чтения достигается в неразрывной связи с развитием речи
младшего школьника.
Используются следующие приёмы:
1)ответы на вопросы;
2)составление вопросов к тексту;
3)различные пересказы ( полные, краткие, творческие придумать
свою концовку, пересказ от лица автора, или лица главного героя)
4. Пересказу надо учить( речь детей очень корявая, жесты заменяют слова у
детей)
Сначала: пересказ по вопросам по плану с опорными словами по
самостоятельно составленному плану.
Далее связь с русским языком: свободные диктанты
изложения
сочинения
Этому способствует тетрадь по чтению у Р.Н.Бунеева ,где автор
предлагает систему заданий по выработке осознанности чтения)
5.Выразительность чтения.
1) Образец чтения учителя;
2) Работа с партитурой текста: учить ставить логическое ударение, т.е.
выделять наиболее важное по смыслу слово или группу слов и подчёркивать
одной чертой); учить ставить паузы логические,
ритмические : малые, / средние, // большие и психологические перед
словами, передающими напряжение.
интонация голоса: повышение голоса / ,
понижение , монотон
темп отмечать сбоку справа
( 1,2 строка строго, умеренный темп
3,4 строка радостно, средний темп)
Сначала расставить партитуру, потом читать.
Практиковать эту работу на уроке 1 раз в 2 недели.
6.Темп чтения.
С психологической точки зрения это стресс. Наиболее спорный вопрос
проверять ли, требовать, а норматив есть в программе начальной школы.
Но это не предмет сегодняшнего разговора. Мы остановимся на методиках и
технологиях по выработке темпа чтения.
Наиболее распространённая и широко используемая методика
Зайцева( показ брошюры)
а ) жужжащее чтение (ежедневное чтение на уроках чтения, природоведения
и других по 5 минут, читают одновременно все, каждый в своём темпе и свою
книгу)
б ) чтение парами ( в 12 классах 1 абзац читает ребёнок, 2 абзац родитель,
потом меняются. В итоге текст прочитан 2 раза.)
в ) облегчённое чтение ( при просмотре диафильмов)
г ) чтение перед сном дома ( хорошо откладывается в памяти )
д ) многократное чтение небольшого отрывка ( 1 раз ребёнок прочитал
отрывок за 1 минуту и отметил, 2 раз повтор этого самого же отрывка темп
увеличивается, появляется стимул, 3 раз читает этот же самый текст, но не
останавливается, и 11,5 строчки он прочитает в большем темпе).
Если это упражнение делать каждый день ,то результат будет через 23
недели.
е ) чтение в темпе скороговорки (1 раз читает быстро, но окончания не
должны проглатываться, 2 раз читает чуть медленнее, но выразительно).
ж ) зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко для развития
оперативной памяти ( целая система )
з ) домашнее чтение 3 порциями по 1015 минут через 11,5часа ещё раз и
перед сном.
Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на
успеваемость ( а таких факторов по оценке психологов более 200).
Оптимальное чтение это оптимальный темп разговорной речи от 120 до 150
слов в минуту, именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста
ребёнком.
Средняя скорость чтения диктора телевидения130 слов в минуту. Если ребёнок читает ниже 120(90) слов, ему необходимо для понимания
перечитывать два, а то и три раза.
Методика Эдегей.
На протяжении многих лет её применяет Акимова Н.Б. и Семёнова
И.А.,учителя гимназии ( показ книги)
В основе методики АНАГРАММЫ (отдельные слова типа ЕПХУТ и
тексты). Разработаны 3 набора слов,где нужно переставить буквы местами, по
частям речи: существительные,прилагательные,глаголы. И тексты,начиная с 2
3 простых предложений и заканчивая более сложными текстами с объёмом в
67 предложений.
Методика Е.В.Заика.
Журнал «Вопросы психологии №6 1995. Статья «Формирование навыка
чтения у младших школьников».
Предусматривает занятия с группой детей из 34 человек.
Периодичность: ежедневно, через день, 2 раза в день.
Продолжительность занятий: от 510 до 30 минут.
Срок занятий, обеспечивающий заметный положительный результат от 3 до 7
недель.
В основе системы упражнений лежит методика нейропсихологической
диагностики. Всего 26 упражнений, назову некоторые.
чтение строчек наоборот по словам;
чтение строчек наоборот по буквам;
поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;
чтение только второй половины слов, т.е. озвучивается вторая
половина слова)
чтение строчек с прикрытой нижней половиной
чтение строчек с прикрытой верхней половиной и т.д.
Чтобы достичь хороших результатов, нужна система занятий, а не от случая к
случаю. Из собственного опыта: если ваш ребёнок читает ежедневно 23
страницы вслух дома, то темп чтения формируется автоматически.
Отсюда следует, контроль взрослых и самоконтроль ребёнка
1) тетрадь учёта домашнего чтения ( рекомендована Зайцевым)
2) самозамеры
3) колоссальная работа учителя с родителями ( родителям некогда,
компьютеры и телесериалы заменили книги)
4) должен быть пример родителей, читающих книги (если ребёнок не видит
читающих родителей, то откуда у него возникнет желание читать).
Последнее, и главное. Современные дети не хотят и не любят читать. Поэтому основная задача
учителя заинтересовать ребёнка и научить этому родителей
Интерес к чтению.
1) литературные праздники, викторины;
2) инсценирование, драматизация;
3) просмотр диафильмов, видеофильмов, театральных постановок по
изученному материалу;
4) посещение библиотеки с прослушиванием тематических бесед;
5) тематические праздники, посвящённые юбилеям детских писателей;
6) создание рукописного журнала «Звонок»;
7) создание сборников творческих работ( сочинения, рисунки );
8) работа с логопедом ( ребёнок не может читать изза логопедических
нарушений)
Доклад на тему " Методика формирования навыка чтения у младших школьников" ( 1 - 4 классы , литературное чтение )
Доклад на тему " Методика формирования навыка чтения у младших школьников" ( 1 - 4 классы , литературное чтение )
Доклад на тему " Методика формирования навыка чтения у младших школьников" ( 1 - 4 классы , литературное чтение )
Доклад на тему " Методика формирования навыка чтения у младших школьников" ( 1 - 4 классы , литературное чтение )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.