УМК «Перспективная начальная школа». Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе. Программа составлена в соответствии с требования ФГОС. Включает в себя пояснительную записку, цели и задачи курса, общую характеристику учебного предмета, содержание тем учебного курса, планируемые предметные результаты, календарно-тематическое планирование…
лит. чтение 4 класс.doc
1.Пояснительная записка
Нормативноправовая база разработки учебного плана при реализации ФГОС начального
общего образования:
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса разработана и составлена на
основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы
Н. А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа».
ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 г. N373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г.,
регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и
науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707) и от 22 сентября
2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011
г., регистрационный N 22540)
санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.282110 (постановление главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России
03.03.2011 г., рег. номер 19993);
нормативные правовые акты министерства образования Саратовской области, регламентирующие
деятельность образовательных учреждений
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе формирование грамотного читателя,
который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и,
ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также
сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
Основные задачи курса:
развитие умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать
нравственные позиции на основе художественных произведений;
формирование умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
формирование умения различать разные способы построения картин мира в художественных
произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно
средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
формирование умения ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным
аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и
осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
Общая характеристика учебного предмета
Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в
конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и
без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для
анализа художественных произведений).
Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных
жанров и произведений авторской литературы.
• Фольклор, вопервых, предшествует авторской литературе; вовторых, существует параллельно с
авторской литературой; втретьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде
композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а)
жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетнокомпозиционные
1 особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых
имеет древнейшее происхождение.
• Миф это способ жизни человечества в древности, в дописьменный период истории, помогавший
установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной
части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора,
так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядовоигровой характер.
Загадка это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка —
способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка древний способ тайного счета и способ бросать
жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке
о животных находят выражение древнейшие представления о животныхтотемах. В волшебной сказке
животноетотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает
древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого в прохождении
посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое
качество.
Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют
международный характер.
Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает
авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными
являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, главным становится
жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения это
уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты это повторяющиеся истории
выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над
ним и восстановлением нарушенного порядка.
Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение»
понятие художественного образа.
• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами:
олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.
Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в
начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую
укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением
предметов и явлений; в основе сравнения древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости
всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях
Любой художественный прием в силу присущей его природе двуплановости является первоклеткой
художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать
художественные приемы это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.
На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности
художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала на материале классических иллюстраций
к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что
писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев
может быть похожа, но выражена разным языком языком литературы или языком живописи (графики);
потом на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных
сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия
правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств
и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.
Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры
литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо
показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы
повествования.
Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и
литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная
песенка закличку; рассказ сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать
2 сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять
неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.
Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и
условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов,
которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть
эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в
основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой),
потому что ЭПОС далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА
далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.
Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться
особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область
искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник
почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать
формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера
(последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа
окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.
На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать
нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить
видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.
Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления
художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития. Она
впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую
практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит в фольклор более широкий
контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего
представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с
такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале
фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное
народное творчество фабульных элементов истории (то есть географических и исторических названий,
примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что
при этом жанровые особенности фольклорных произведений сохраняются. Выявление конкретно
исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных
отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА,
как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе это история, историческое
движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является
сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью авторской
литературы является конкретный человек с присущим ему миром переживаний. Программа 4 класса
продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи.
Живописные произведения «Музейного Дома» каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым
эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые
проблемы общими проблемами художественной культуры.
Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной
выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам
демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и
изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверенность женских
окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в
содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской
строфы.
Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с
прозаическими и поэтическими текстами и впервые знакомятся с драматическим произведением. Это
является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением
литературы на эпос, лирику и драму.
3 Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и
художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям.
Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об
особенностях авторской литературы.
Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение:
проблемы выражения чувств в лирике;
проблемы несовпадения мировосприятия рассказчика и героя (программа предусматривает только
случаи самоочевидного несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя, когда мир
воспринят глазами собачки, волчицы или трехлетнего ребенка);
проблемы перевода (детям предлагаются для сравнительного анализа разные переводы одного и
того же стихотворения: сначала с именами переводчиков, потом без имен, чтобы дети попытались
сами установить имена переводчиков).
Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает
формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы
для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской
литературы.
Программа обеспечена следующим учебнометодическим комплектом:
1. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 4 класс: в 2 ч. / Н. А. Чуракова. М: Академкнига/ Учебник, 2014.
2.Малаховская, О. В. Литературное чтение. 4 класс: Хр. / О. В. Малаховская; под ред. Н. А. Чураковой.
М.: Академкнига / Учебник, 2014
3.Малаховская, О. В. Литературное чтение. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2 / О.
В. Малаховская. М.: Академкнига / Учебник 2016.
4.Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 4 класс: метод, пособие для учителя / Н. А. Чуракова, О. В.
Малаховская. М.: Академкнига / Учебник, 2012
Место литературного чтения в учебном плане.
По учебному плану на изучение математики в 4 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. По
программе – 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, коллективные, фронтальные.
Типы контроля.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального
устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно),
выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных
произведений в основном в устной форме. Возможно проведение письменных работ небольшие по
объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельных работ с книгой,
иллюстрациями и оглавлением. Для этого использовать и тестовые задания типа "закончи
предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в
устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых
заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки
подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста
осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят
как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения
вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
Формы контроля и критерии оценивания
4 Текущий контроль уровня усвоения учащимися учебного материала осуществляется в виде устных
опросов учащихся, тестовых заданий, самостоятельных и творческих работ.
Проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в
классный журнал по следующим критериям : беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой
четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования
или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке,
когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по
беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" выполнены правильно все требования
Оценка "4" не соблюдены 12 требования
Оценка "3" допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" выполнены все требования
Оценка "4" допущены ошибки по одному какомуто требованию
Оценка "3" допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская
главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ
на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" допускает 12 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно
передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" не может передать содержание прочитанного.
Учебно – методическое обеспечение
для учащихся:
Чуракова Н.А., Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2х ч. М.: Академкнга/Учебник, 2012 г.
5 Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.
Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2.
М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. М.:
Академкнига/Учебник, 2012 г.
для учителя:
Чуракова Н.А., Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2х ч. М.: Академкнга/Учебник, 2012 г.
Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.
Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2.
М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. М.:
Академкнига/Учебник, 2012 г.
2. Содержание тем учебного курса
(природного)
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о
мире (13 часов)
Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности,
помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве
как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и
тотемных растениях как о прародителях человека. Волшебная сказка. Отражение древних
(мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном
мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности
сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к
цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над
волшебным миром как восстановление социального
порядка и
справедливости).Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов
мира, в старославянских легендах и русских народных сказках. Былина как эпический жанр
(историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель
в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий
своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).Проникновение
фабульных элементов истории (в виде примет конкретноисторического времени, исторических и
географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской
царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к
истории, а авторской сказке интерес к миру чувств (12 часов)
Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и
обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к
торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и
силы любви (в авторской сказке). Жизнь жанров фольклора во времени. Взаимоотношения обрядов
и праздников. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»):
жанровое и лексическое сходство. Народная и авторская сказка.
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. (12 часов)
Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Жанровые
особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий,
многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые
особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и
волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа
и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие
характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла:
не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе
6 нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик. Особенности поэзии.
Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница
картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии:
использование приемов олицетворения,
сравнения, антитезы (контраста); лексического и
композиционного повтора. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом
стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской
строфой).
Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. (14 часов)
Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:
а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;
б) сложность характера героя и развитие его во времени;
в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная
победа»);
г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств,
которая может существовать в контексте вымысла и воображения;
д) выразительность художественного языка.
Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. (11 часов)
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой
биографии писателя (поэта, художника):
роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного
произведения;
участие воображения и фантазии в создании произведений;
диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками
(авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. (13 часов)
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с
произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к
разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на
основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и
переживаний).
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое
отечество. (11 часов).
Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее
элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках
иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и
сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и
этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся
на страницах литературных произведений. Представление о библиографическом словаре (без
использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления
небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта. Формирование умений выбирать книги в
библиотеке на основе рекомендованного списка.
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. (7 часов)
Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного
чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.
3. Планируемые предметные результаты
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
7 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,
сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему
живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной
речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к
своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям
других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по
ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста;
составлять простой и сложный план текста;
писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и
определять свои эмоции;
8 понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям
других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь,
отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX
в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской
литературы;
относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
видеть языковые средства, использованные автором
В результате освоения курса «Литературное чтение» учащиеся должны знать/понимать:
содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;
названия 12 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);
основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским
формам.
В результате освоения курса «Литературное чтение» учащиеся должны уметь:
читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять
план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню,
рассказ; отличать народные произведения от авторских;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных
произведений; выявлять авторское отношение к герою;
читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его
фрагментами или отдельными строчками из произведения;
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница
«Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять
аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для того, чтобы:
самостоятельного выбора книги в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно
рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию»,
аннотации, иллюстрациям);
самостоятельного чтения выбранных книг;
высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
работы с разными источниками информации.
4.Календарнотематическое планирование
№
п/п
1
2
Тема урока
Тип урока
Планируе
мые
сроки
проведен
Как люди в древности представляли себе окружающий
мир.
Древнегреческое сказание «Персей». Поход в
«Музейный Дом». Икона «Христос спускается в ад»
Урок открытия
нового знания
Урок открытия
нового знания
9
ия
1.09
4.09
Фактиче
ские
сроки
проведе
ния 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Древнегреческое сказание «Персей».
Поход в «Музейный Дом». Икона с изображением
Георгия Победоносца
Русская народная сказка «Сивкабурка». Особенности
героя волшебной сказки.
Русская народная сказка «КрошечкаХаврошечка»
Русская сказка «Морской царь и Василиса
Премудрая»
Русская сказка «Морской царь и Василиса
Премудрая»
Русская народная сказка «Морозко»
Русская народная сказка «Финист ясный сокол»
Русская народная сказка «Финист ясный сокол».
Слушаем музыку. Музыкальная пьеса Анатолия
Лядова «Бабаяга»
Русская народная сказка «Иван царевич и серый
волк»
Башкирская народная сказка «Алтынсака
золотая бабка»
Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной
сказки: отыскиваем в ней отражение древних
представлений о мире»
Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник»
Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник».
Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М.
Врубеля «Богатырь»
Былина «Илья Муромец и Святогор». Поход в
«Музейный Дом».Репродукция картины В.
Васнецова «Богатыри»
Былина «Садко».
Поход в «Музейный Дом». Репродукция
картины Н. Рериха «Заморские гости»
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок открытия
нового знания
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок
общеметодологичес
кого направления
Урок открытия
нового знания
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Г.Х. Андерсен «Снежная королева». «История первая,
в которой рассказывается о зеркале и его осколках».
«История вторая. Мальчик и девочка»
Г.Х. Андерсен «Снежная королева». «История пятая.
Маленькая разбойница». «История шестая. Лапландка
и финка»
Г.Х. Андерсен «Снежная королева». «История
седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы
и что случилось потом».
Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, Урок развивающего
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
контроля
10
7.09
8.09
11.09
14.09
15.09
18.09
21.09
22.09
25.09
28.09
29.09
2.10
5.10
6.10
9.10
12.10
13.10
16.10
19.10
20.10
23.10
26.10
27.10 26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36.
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
основанными на фольклоре» Тесты
В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство».
Поход в «Музейный Дом». Репродукциикартин И.
Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в
лиственном лесу. Папоротники»
Давид Самойлов «Красная осень». Николай
Заболоцкий «Сентябрь». Поход в «Музейный Дом».
Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина»
Николай Заболоцкий «Оттепель»
Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...»,
«Детство»
Владимир Набоков «Обида»
Владимир Набоков «Обида». Поход в «Музейный
Дом». Репродукция картины Эмили Шанкс «Наём
гувернантки»
Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно
жалею...»
Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!».
Поход в «Музейный Дом».Репродукция картины С.
Лучишкина «Шар улетел»
Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»
Борис Сергуненков «Конь Мотылек». Репродукция
картины В. Батенина «Голуби в небе»
Джералд Даррелл «Землянично розовый дом»
(отрывок из повести «Моя семья и другие звери»).
Репродукции картин Г. Захарова «Зимние разговоры»
и «Пейзаж с карасями»
Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников
видеть красоту природы и красоту человека»
Леонид Андреев «Петька на даче»
Леонид Андреев «Петька на даче»
Леонид Андреев «Петька на даче».
Репродукции картин Н. Богданова Бельского
«Ученицы», «У дверей школы»
Антон Чехов «Ванька».Поход в «Музейный Дом».
Репродукция картины Н. Богданова Бельского
«Визитеры», «Дети за пианино»
Антон Чехов «Мальчики»
Антон Чехов «Мальчики»
А. Погорельский «Черная курица, или подземные
жители»
А. Погорельский «Черная курица, или подземные
жители»
А. Погорельский «Черная курица, или подземные
жители»
А. Погорельский «Черная курица, или подземные
жители»
11
Урок открытия
нового знания
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок открытия
нового знания
Урок
общеметодологичес
кого направления
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
9.11
10.11
13.11
16.11
17.11
20.11
23.11
24.11
27.11
30.11
1.12
4.12
7.12
8.12
11.12
14.12
15.12
18.12
21.12
22.12
25.12
28.12 48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
А. Погорельский «Черная курица, или подземные
жители»
А. Погорельский «Черная курица, или подземные
жители»
Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших
сверстников, живших задолго до нас»
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и
будущее. Тесты
И. Пивоварова «Как провожают пароходы»
Л. Улицкая «Бумажная победа» ознакомительное
чтение
Л. Улицкая «Бумажная победа» анализ произведения
Поход в Музейный Дом З. Серебрякова «Катя с
натюрмортом»
С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!»Поход в
«Музейный Дом». Репродукция картины Ван Гога
«Огороженное поле»
Владимир Соколов «О умножение листвы на
золотеющих дорожках!»
Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок)
Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага,
все карандаши»
Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр»
Сергей Козлов «Лисичка»
Обобщение по теме «Пытаемся понять, как на нас
воздействует КРАСОТА»
Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями»
Сельма Лагерлёф
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями»
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»
12
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок
общеметодологичес
кого направления
Урок развивающего
контроля
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок
общеметодологич
еского
направления
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
29.12
15.01
18.01
19.01
22.01
25.01
26.01
29.01
1.02
2.02
5.02
8.02
9.02
12.02
15.02
16.02
19.02
22.02
26.02
1.03 68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
Константин Паустовский «Теплый хлеб»
Константин Паустовский «Теплый хлеб»
К. Паустовский «Теплый хлеб».Поход в «Музейный
Дом». Репродукции рисунков углем В. Серова
«Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет
Клеопатры Обнинской».
Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны
особого зрения. Выясняем, что помогает человеку
стать человеком»
Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины
Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)».
Мария Вайсман «Шмыгимышь».
Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П.
Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик»,
М. Шагала «День рождения»
А. Ахматова «Тайны ремесла», В. Хлебников
«Кузнечик» Поход в «Музейный Дом». Репродукция
картины Франца Марка «Птицы».
А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».
Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины
Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой»
А.Кушнер «Сирень».Поход в «Музейный Дом».
Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень»
В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
Афанасий Фет «Это утро, радость эта...»
Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь...»
М. Лермонтов «Парус»
Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и
пугливо умчался вдаль».Поход в «Музейный Дом».
Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый
вал»
Самуил Маршак «Как поработала зима!»
А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год
осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»
Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства
есть своя, особенная, правда»
13
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок
общеметодологич
еского
направления
Урок открытия
нового знания
Урок открытия
нового знания
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок
общеметодологич
2.03
5.03
9.03
12.03
15.03
16.03
19.03
22.03
23.03
5.04
6.04
9.04
12.04
13.04
16.04
19.04
20.04 85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
Алексей Пантелеев «Главный инженер»
Алексей Пантелеев «Главный инженер».Поход в
«Музейный Дом». Репродукция картины А. Дейнеки
«Окраина Москвы»
Алексей Пантелеев «Главный инженер».
Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П.
Пикассо «Герника»
Анна Ахматова «Памяти друга»
Н.Рыленков «К Родине»
Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!».
Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2,
Сочинение 18»
Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с
гречихою...».Поход в «Музейный Дом». Репродукция
картины В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер»
Древнегреческий гимн природе. Государственный
гимн Российской ФедерацииПоход в «Музейный
Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева
«Вербный торг у Спасских ворот».
Плиний Младший «Письмо Тациту»Поход в
«Музейный Дом». Репродукция картины К.
Брюллова «Последний день Помпеи».
А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул
клубом...»Сведения о писателях Статья о Пушкине
Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у
людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое
отечество»
Путешествие в Казань. В мастерской художника.
Поход в «Музейный Дом». Репродукции картины И.
Колмогорцевой «Мост через Казанку»,
В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом».
Репродукции картины И. Колмогорцевой «Улица
Муссы Джалиля», «Казанский кремль»,
«Ивановский монастырь», «Петропавловский
собор»
Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое,
настоящее и будущее»
Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое,
настоящее и будущее»
100
Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое,
настоящее и будущее»
14
еского
направления
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок открытия
нового знания
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок
общеметодологич
еского
направления
Урок открытия
нового знания
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок
развивающего
контроля
Урок
развивающего
контроля
Урок
развивающего
контроля
23.04
26.04
27.04
30.04
3.05
4.05
7.05
10.05
11.05
14.05
17.05
18.05
21.05
24.05
25.05
28.05 101
Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его
прошлое, настоящее и будущее»
102
Итоговое заседание клуба «Ключ и заря». Тесты.
31.05
Урок
общеметодологич
еского
направления
Урок
развивающего
контроля
15
Литературное чтение - рабочая программа - 4 класс
Литературное чтение - рабочая программа - 4 класс
Литературное чтение - рабочая программа - 4 класс
Литературное чтение - рабочая программа - 4 класс
Литературное чтение - рабочая программа - 4 класс
Литературное чтение - рабочая программа - 4 класс
Литературное чтение - рабочая программа - 4 класс
Литературное чтение - рабочая программа - 4 класс
Литературное чтение - рабочая программа - 4 класс
Литературное чтение - рабочая программа - 4 класс
Литературное чтение - рабочая программа - 4 класс
Литературное чтение - рабочая программа - 4 класс
Литературное чтение - рабочая программа - 4 класс
Литературное чтение - рабочая программа - 4 класс
Литературное чтение - рабочая программа - 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.