Доклад на тему : "Подготовка учащихся к ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ по русскому языку"
Оценка 5
Педсоветы
docx
русский язык +1
Взрослым
22.01.2017
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки к ОГЭ и ЕГЭ стала одной из самых актуальных.Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки к ОГЭ и ЕГЭ стала одной из самых актуальных.
Доклад.docx
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Бакировой Марины Викторовны
по теме: «Подготовка учащихся к ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ по русскому
языку»
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И
от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних
общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента
введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки к
ОГЭ и ЕГЭ стала одной из самых актуальных.
У меня сложилась определенная система подготовки учащихся к итоговой
аттестации. И этим опытом я хочу поделиться. Большое внимание в своей
работе я уделяю самообразованию для грамотной и квалифицированной
подготовки учащихся к экзаменам.
Свою работу по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ я базирую на «трех
китах»:
психологическое просвещение;
информационная работа;
учебнотренировочная подготовка.
Эти «три кита» тесно связаны между собой и отсутствие хотя бы одного из
них не может привести к положительному результату.
1. В чем я вижу важность психологической подготовки?
Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен
являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием
социальной и психологической готовности школьников к постоянно
меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая
устойчивость старшеклассников является одной из основных
характеристик, способствующих успешной аттестации.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
сомнение в полноте и прочности знаний;
сомнение в собственных способностях;
неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.
Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать
недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности,
связанной с самой процедурой ЕГЭ и ОГЭ.
2. Информационная работа. Важным условием формирования психологической устойчивости
обучающихся является организация информационной работы по подготовке
к экзамену.
В течение учебного года с девятиклассниками, одиннадцатиклассниками и
их родителями проводится изучение нормативно правовых документов
по итоговой аттестации.
В ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ необходима тесная связь с родителями.
Подготавливая в 20122013 учебном году своих одинадцатиклассников к
ЕГЭ, я неоднократно проводила родительские собрания, в том числе и
совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей
предметников. На этих собраниях мы информировали родителей о
структуре и содержании контрольноизмерительных материалов, о
процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания. Также для
родителей проводился анализ пробного ЕГЭ.
Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ОГЭ и
ЕГЭ (прежде всего, части С). Знание данных критериев позволяет избежать
ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем,
помогает ученику объективно оценивать собственную работу.
В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать
готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает
понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И
уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те
требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический
подход будет полезен как ученику, так и учителю.
3. Учебнотренировочная подготовка.
В отличие от традиционного экзамена ОГЭ и ЕГЭ не предлагает
определенный перечень тем и вопросов, а требует знание всего учебного
материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у
подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они
не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более
реальной, необходима помощь в распределении материала, определении
ежедневной нагрузки.
1. Ключевым моментом по подготовке к экзамену считаю ведение
«Справочника». Это общая тетрадь, в которую в виде схем, таблиц,
опорных конспектов учащимися с 5 класса записывается изучаемый
материал. Причем, темы, входящие в ОГЭ и ЕГЭ, мы отмечаем на полях.
Таким образом, к 9 классу у ребят имеется полный комплект материалов
по основным темам школьной программы. Такой приём позволяет иметь
всю информацию в одном месте и вместе с тем даёт возможность быстро
находить нужный раздел.
2. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и
требует предварительной подготовки. В связи с этим активно ввожу тестовые технологии в систему обучения уже с 5 класса. Тренировки в
выполнении тестовых заданий позволяют реально повысить тестовый балл.
Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет
тратить время на понимание инструкции. Кроме того, во время таких
тренировок формируются соответствующие навыки психологической
саморегуляции и самоконтроля, позволяющие мобилизовать себя в
решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, способствуют
развитию навыков мыслительной работы.
Тестовая работа должна быть выполнена в строго отведенное время.
Поэтому нужно учить детей правильно ориентироваться во времени. Для
этой цели могут проводиться диагностические замеры – небольшие
проверочные работы, требующие выполнения заданий в уме и фиксирование
только окончательного ответа, причём в строго отведённое время.
Например, при изучении темы «Правописание приставок» в начале урока
вывожу на 34 слайдах задания в форме А6 (ОГЭ) или А15 (ЕГЭ). Слайд
задерживается несколько секунд, за это время ученики должны
проанализировать мысленно 4 предложенных варианта и записать в
тетрадь только цифру правильного ответа.
Такая форма позволяет учителю быстро провести проверку усвоения
изученного материала (при необходимости можно проанализировать
допущенные ошибки), а ученику – привыкнуть к распределению времени.
Особое внимание следует уделять работе с формулировками,
характерными для экзаменационных материалов. Часто непривычная
формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика.
Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта
неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, нужно предлагать
возможно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно
привыкает к этому разнообразию, учится вдумчиво читать условие, искать
неявные смыслы в тексте.
3. Одним из направлений организационнометодической работы является
создание банка тестовых заданий, подбор учебнометодической
литературы. За последние годы мой кабинет пополнился материалами для
использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 11. Учащимися
58 классов приобретаются пособия, в которых тестовый материал не
просто помогает проверить усвоение знаний по определенной теме, но и
сформулирован в формате ОГЭ и ЕГЭ. В 9,10 и 11 классах приобретаем
учебнометодические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых
являются разработчики контрольноизмерительных материалов. Эти
пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в
классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный
и индивидуальный подход, составлять свои тестовые задания.
При подготовке к ЕГЭ в 10 классе работаем с тематическими заданиями, а
в 11 классе переходим на типовые варианты. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала,
закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды
тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на
соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или
ложности.
Интернеттестирования, всероссийская игра –конкурс «Русский
медвежонок – языкознание для всех» также способствуют внедрению
тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к
ЕГЭ.
4. Более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является
формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и
создание собственного текста. Этому способствует использование метода
межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы
деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и
отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически
выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми
навыками.
Кроме того, при работе с художественным текстом на уроке литературы
предлагаю уже с 5 класса задания по формулировке темы и проблемы
текста, авторской позиции, подбору аргументов к той или иной проблеме.
Так как один из аргументов в части С должен опираться на читательский
опыт, уже с 78 класса собираем базу аргументов по разным проблемам. В
1011 классе формулирую темы сочинений исходя из определенной
проблемы, чтобы учащиеся на основе только что изученного произведения
могли грамотно аргументировать собственное мнение по данной проблеме.
5. В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые
образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые очень
эффективно помогают в подготовке к экзамену моим ученикам.
Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они
позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства
преподавателя.
Не имея технической возможности проводить в рамках урока
тренировочные и диагностические работы в режиме online, предлагаю
старшеклассникам выполнить их в домашних условиях. Опыт показывает,
что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации
учащиеся активно выполняют работы в режиме online и обращаются за
консультацией по поводу трудностей или ошибок. Я рекомендую
учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты edu, fipi. Для 9
классников – сайт «По уши в ГИА». Также предлагаю поработать с
заданиями в режиме online на проверенных сайтах учителей русского
языка и литературы. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в
необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.
6. Немаловажным моментом является создание реальных условий
проведения ГИА и ЕГЭ. Совместно с администрацией в школе проводятся
пробные экзамены. Опыт
свидетельствует, что такая организация
деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над
тестом, снижает уровень тревожности перед итоговой аттестацией, вселяет
веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях ЕГЭ.
В качестве вывода могу сказать, что средств для помощи в подготовке
выпускников к итоговой аттестации много. Остается лишь один
момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку.
Вот над ней и нужно работать на всех этапах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в
сдаче экзамена.
Благодарю за внимание! Надеюсь, что мой опыт комунибудь поможет.
Доклад на тему : "Подготовка учащихся к ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ по русскому языку"
Доклад на тему : "Подготовка учащихся к ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ по русскому языку"
Доклад на тему : "Подготовка учащихся к ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ по русскому языку"
Доклад на тему : "Подготовка учащихся к ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ по русскому языку"
Доклад на тему : "Подготовка учащихся к ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ по русскому языку"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.