Методическая рекомендация "Формативное оценивание на уроках русского языка"
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
русский язык +1
Взрослым
22.01.2017
В современное время трудно переоценить роль формативного оценивания в образовательном процессе: мониторинг,коррекция знаний, продвижение к поставленным целям,а тем самым повышение успешности в обучении.В статье говорится о значении, общих принципах, опыте применения, практической значимости формативного оценивания на уроках русского языка и русской литературы.
Формативное оценивание статья.docx
«Формативное оценивание
на уроках русского языка и русской литературы»
Я, учитель первой категории русского языка и русской литературы,
считаю важными составляющими педагогической деятельности
успешность преподавания, качественно проведенные занятия, качество
знаний учащихся.
Передовая педагогическая практика показала, что система
оценивания учащихся является эффективным инструментом не только
измерения достижений учащихся, но и повышения качества образования.
А именно формативное оценивание дает возможность отслеживать
процесс образования, процесс продвижения учащихся к целям
обучения.
Формативное оценивание – это непрерывный целенаправленный
процесс наблюдения за учением обучающегося.
Формативное оценивание отличается от существующих методов
оценки тем, что дает возможность преподавателю работать с учеником
на индивидуальном уровне, диагностировать уровень владения материала
учащимися и помогает правильно организовать учебный процесс.
Формативное оценивание является «неформальным»
оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с
выработанными учителем критериями и предполагает обратную связь.
То есть под оцениванием понимается не только тот механизм,
который используется при выставлении отметок, а и механизм
организации диагностикоразвивающей деятельности полноправных
участников образовательного процесса.
Исключительность использования техники формативного оценивания
заключается в том, что учитель и ученики могут влиять на уровень
образования на ранних этапах обучения.
Составляющими звеньями формативного оценивания являются: •Диагностирование обучения с учетом результатов оценивания.
• Влияние оценивания на мотивацию учащихся.
• Участие учащихся в процессе учения.
•Умение учащихся оценивать знания.
• Наличие обратной связи с учащимися.
При использовании формативного оценивания учащиеся видят ясно
свои пробелы, сами понимают, как улучшить имеющийся результат.
Для эффективной работы по данной задаче я решила применить
методы исследования:
•анкетирование
• сбор и обработка работ учащихся
• беседа
• наблюдение за деятельностью учащихся
На уроках русского языка и русской литературы я работала с
новыми методами оценивания учащихся , наблюдала за их
эффективностью.
Уделяю внимание таким формам оценивания, как самооценивание и
взаимооценивание. Использую на уроках русского языка и русской
литературы листы оценивания для анализа результатов собственного
учения и учения одноклассника. Проводила и обрабатывала работы
учащихсяминитесты, сочинения, анкеты, составляла карты
результативности с критериями, по которым нужно оценить работу,
выяснить причину ошибок и поставить задачи для их исправления .
На уроках русского языка и русской литературы учащимся особенно
нравятся такие стратегии оценивания как «Синквейн»,«Две звезды и одно
желание», минитесты, выборочные эссе и другие. Применение данных
технологий способствует развитию критического мышления и
сознательного отношения к учебе. «Синквейн» позволяет учащимся на основе анализа сделать выводы о различиях и сходствах языкового
явления, развивает и творческое мышление . Работая над синквейнами, я
предлагаю учащимся в качестве фразы приводить афоризмы, крылатые
выражения, цитаты, раскрывающие тему. Открыла с учащимися и другие
стихотворные формулы , которые способствуют развитию
самоутверждения и мотивации. Например, стихотворная формула «Я
знаю» из 6 строк, она учит ставить цели, критически оценивать себя.
Стратегия в стихотворном жанре «Я не знаю» показывает слабые стороны
ученика, помогает учителю планировать действия по улучшению
качества обучения.
Стратегия «Две звезды и одно желание» дает возможность
воспитывать критическое оценивание ответов и уважительное отношение
к выступающим. Учащиеся учатся слушать, анализировать, оценивать
ответы.
Оценить знания по определенному материалу можно с помощью
минитеста из 710 вопросов. По итогам разбираются вопросы, вызвавшие
затруднения.
При проведении выборочного теста использую работу с карточками
разного цвета, размера или формы. Их поднимают учащиеся при
определении количества служебных частей речи в предложении, при
обозначении части речи выделенного в предложении слова, при постановке
определенного знака препинания в предложении и т.п. Варианты ответов
учащиеся обязательно объясняют . Данная работа позволяет учителю
определить уровень понимания учащимися изученной темы, позволяет
исправить допущенные ошибки.
При работе с карточками разного цвета можно быстро получить картину
уровня понимания нового материала. Например, если ученик поднимает
карточку зеленого цвета, он понял все. Карточка желтого цвета говорит о частичном понимании материала, карточка красного цвета об отсутствии
понимания.
Учитель имеет возможность своевременно принять решение о
повторном изучении материала, закреплении его или продолжении
обучения.
Карточки разного размера использую после прохождения раздела, темы,
произведения. Карточка прямоугольной формы дает задание перечислить
основные идеи пройденного материала (раздела, темы, произведения).
Карточка треугольной формы дает задание перечислить недопонятые
вопросы. Карточка овальной формы дает задание сформулировать
непонятные моменты.
Эссеопрос служит для выяснения уровня понимания темы. Учащиеся за
35 минут дают ответы на вопросы:
Что является главным и по данной теме?
Что осталось непонятным по данной теме?
Формативное оценивание, правильно отобранные стратегии на стадии
рефлексии способствуют успешному развитию самомотивации учащихся.
Это путь к повышению качества образования. Учащимися видят и ценят
свою роль в процессе обучения, видят свои плюсы и минусы.
Их оценивание даёт мне возможность качественно организовывать
весь учебный процесс . Положительный момент и в проявление интереса
к учёбе своего ребёнка родителей. Они имеют возможность отследить
результаты обучения по их работам.
В процессе работы я увидела и факторы, снижающие мотивацию
учащихся:
Недоброжелательность в общении
Отсутствие результатов
Отсутствие поощрений Пренебрежение одноклассников
К положительным сторонам данной работы я отношу снижение
тревожности, возможность самооценки, самоанализа и контроля.
Новые формы оценивания подняли активность работы учащихся на
уроке. Они стали свободнее выражать свои мысли , смелее предлагать
свои идеи, критически мыслить и оценивать свои работы и работы
одноклассников.
У учащихся появился интерес к учебе, констатировала появление
ответственности. Большой положительный момент вырабатываются
навыки самостоятельной работы, работы в группе. Не менее важный
аспект воспитываются чувства коллективизма, взаимопомощи.
Методическая рекомендация "Формативное оценивание на уроках русского языка"
Методическая рекомендация "Формативное оценивание на уроках русского языка"
Методическая рекомендация "Формативное оценивание на уроках русского языка"
Методическая рекомендация "Формативное оценивание на уроках русского языка"
Методическая рекомендация "Формативное оценивание на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.