Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"

  • Лекции
  • docx
  • 21.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Так как Ставропольский край имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности, поэтому нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка и литературы. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.Лекция для учителей русского языка и литературы о региональном компоненте при изучении данных предметов.
Иконка файла материала Филологическое образование предполагает не только прак.docx
Филологическое образование предполагает не только практическое  освоение учащимися коммуникативных возможностей слова и текста,  теоретическое постижение языка/речи как многофункциональной системы, но  и духовное, эстетическое приобщение к красоте и богатству художест­ венного слова, к национальной картине мира, воплощённой, в частности, и в  произведениях классической литературы, к отечественной и мировой  культуре в целом. Средствами «Русского языка» и «Литературы»  формируется языковая личность, ментальность носителя языка, его  национально­культурная идентичность, создаются богатые возможности для  благоприятного личностного развития и позитивной самореализации  учащихся.  Современный этап развития методики преподавания русского языка  характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка.  Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями  использования языковых средств не только в разных стилистических  проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном  аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности.   Ставропольский   край   имеет   ярко   выраженные   территориальные, природные, национальные, культурно­исторические и языковые особенности, поэтому нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка и литературы. Такой подход в преподавании является одним из направлений  в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет  воспитательное значение, так как способствует развитию уважения  и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся. Актуальность данной проблемы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при изучении родного языка с учетом регионального   компонента,   т.е.   использовать   региональную   лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова  жителей Ставрополья и   Северного   Кавказа),   а   также   краеведческие   материалы,   факты   истории, биографии   знаменитых   ставропольцев,   исторические   очерки   старопольских писателей.Ведь  живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования .   Очень интересны для учащихся разный возрастов такие темы: "Говоры Ставропольского края", "Топонимы Ставрополья", "Топонимия Ставрополья и   Северного   Кавказа",   "Языковые   особенности   фольклора   народов Ставрополья и Северного Кавказа.   Для   реализации   регионального   компонента   в   преподавании   русского языка  можно предложить следующие методы:*   репродуктивный   (воспроизводящий   материал   в   готовом   виде   в   слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.); * проблемно­поисковый (как ведущий); * коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др. Включение местного материала в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования,   грамматики   (задания   и   упражнения   по   культуре   речи, дидактические   языковые   материалы   ­   отрывки   из   произведений   местных поэтов   и     писателей)   предполагает   возможность   интегрированных   уроков, уроков­экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков ­ путешествий и т.д. На   мой   взгляд,   обучение   школьников   с   учетом   региональных особенностей   и   местонахождения   школы,   необходимость   использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной , но и с воспитательной  стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком и найти свое место в мире,   осознать   себя,   начиная   с   родной   земли,   с   окружающей   их   "малой" родины.   Главное   ­   вызвать   интерес   к   родной   земле,   родному   языку   в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и       В   настоящее   время   учитель   русского   языка   при   подготовке   к проведению   конкретного   урока   может   использовать   в   качестве   материала связные тексты, которые могут быть использованы не  на одном уроке, а на целом   ряде   уроков   и   расширят   знания   учащихся   о   нашей   стране,   родном городе и крае , его истории, природе, животном мире и т. п. Методическим   средством,   которое   служит   основой   создания   на уроках   русского   языка   не   только   обучающей,   но   и   развивающей   речевой среды, является текст. В связи с этим в работе я предлагаю использовать краеведческий   материал   в   первую   очередь   на   уроках   развития   речи,   в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся. Включение в уроки русского языка краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях   художественной   литературы,  в  печати,  в  фольклоре   нашего края.   Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка.  Для   анализа   художественных   произведений   не   обязательно   выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу необходимо проводить систематически (начиная с V класса) на уроках русского языка и литературы.   использовать   тексты   рассказов   известных ставропольских   писателей   ­   Михаила   Усова,   Андрея   Губина,   Ивана Кашпурова, Владимира Ветрова, Александра Дубинина и др.    Например,Так, при изучении теоретических сведений о существительных сообщается, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а нередко и место, и время того, о чем говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность. Покажем это на примере текстов ставропольских поэтов: Брянщина родимая­ Горький­горький голос. Боль неутолимая. Одинокий колос. Дымные пожарища. Тополь что­то ропщущий . Враг, повсюду шарящий, Все живое топчущий.  (А.Екимцев)                      При изучении глаголов показывается, что сообщение о действиях предмета характеризует предмет:    Кузнечики на скрипочках  Пиликают окрест, Встает трава на цыпочки И слушает оркестр. Трава пружинит мускулы­ Дрожат в росе лучи. А луговая музыка Со всех сторон звучит.      (Иван Кашпуров).  При изучении причастий и деепричастий привлекается внимание учащихся к причастным и деепричастным оборотам, их роли в речи и пунктуационным особенностям предложений, содержащих подобные обороты:               Над селом развернулись, гудя, бомбовозы,  Развернулись, гудя, над селом, а потом На завалинку падали стекла, как слезы, Горько плакал, дрожа, наш бревенчатый дом.    ( А..Екимцев ).  Анализ   мини­отрывков   из   художественных   произведений   может   сопровождать   и традиционную   орфографическую   работу.   Так,   обучающий   диктант   любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.п.), формирует определенный навык правописания.   В   этом   случае   ученики,   записав   под   диктовку   предложения   и прокомментировав   их   со   стороны   правописания,   обращают   внимание   на   то,   как каждый из этих отрывков по­разному живописует явление действительности, какие наблюдения   поэтов   и   писателей   обогащают   наше   представление   об   этом   явлении, какие   образные   языковые   средства   помогают   точнее   и   ярче   описать   разные   его признаки:«На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»,на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка…А на краю горизонта тянется серебряная   цепь   снеговых   вершин,   начинаясь   Казбеком   и   оканчиваясь   двуглавым Эльбрусом…Весело жить в такой земле!»                                                                             ( М.Ю.Лермонтов).    Местный  материал   очень   удобен  для   анализа,  полезен   при   записи  различного  рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.    Знакомство с биографиями знаменитых земляков можно проводить в форме диктантов или контрольных работ (в том числе и работа по карточкам).  Кроме цельных текстов для всего класса можно использовать карточки   и тесты с учетом регионального компонента как индивидуальная   проверка уровня знаний по русскому языку отдельных учащихся.  Например, карточки со следующим заданием:  Расставить предложения в правильном порядке: 1.Предки по отцу проживали в селе Сабля. 2.Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске, на улице Пушкина,ныне Богдана Хмельницкого , в доме своего  деда по материнской линии Захара Щербака. 3.Ставропольская земля стала родиной   выдающегося   писателя   А.И.Солженицына,   без   произведений   которого невозможно представить нашу литературу.  Реализовать региональный компонент в преподавании русского языка можно и в урочное, и во внеурочное время. Однако я в своей работе обращу внимание только на урочное  работу.  В этом  случае  региональный   компонент  можно  рассматривать  как углубленную   лингвокраеведческую   работу.   Воспитание   произносительной   культуры речи учащихся может стать одним из направлений такой работы.     Диалектный язык ­ часть духовной культуры народа. Речь жителей Ставрополья содержит целый комплекс  диалектных явлений, свойственных южнорусскому наречию в целом, и в то же время говор ставропольчан отличается в некоторых аспектах от говора   жителей   других   регионов,   например,   Краснодарского   края   или   Ростовской области.     Местная   топонимия   ­   это   название   городов   сел,   деревень, поселков, области, края, это городская микротопонимика (названия улиц, площадей, переулков   и   т.п.),   это   названия,     которые   неразрывно   связаны   с   природными особенностями   и   историческим   прошлым   края,   с   именами     знаменитых людей,проживавши и проживающих ныне. Топонимия часто привлекает учителей­словесников, т.к. географические названия таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка. Топонимика служит прекрасным средством стимулирования познавательного интереса подростка­школьника к изучению  прошлого и настоящего своего края путем поиска связей   между   географическими   условиями   местности,    историей,  языком   народа   и отражением   их   в   географических   названиях   .   Кроме   того   ,   в   топонимии Ставропольского края мы найдем историю ее заселения и освоения, характеристику природы, значение в формировании русского государства, хозяйственную деятельностьи т.п. В топонимах обнаруживается,   кроме русского языка и его диалектов, следы древних народов, живших или кочевавших на ее территории:   скифских, тюркских, угро­финских, древнеславянских и др.   Топонимика   ­   важнейший   элемент   лингвокраеведческой   работы.   Она   служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего своего   края   путем   поиска   связей   между   географическими   условиями   местности, историей, языком народа и отражением их в географических названиях. Приобщение   школьников   к   лингвокраеведческой   работе   по   изучению   топонимики способствует   нравственному   воспитанию   подростков,   расширяет   их   кругозор, содействует углубленному усвоению знаний по разным наукам: географии, истории, лингвистике.     примеров   в   топонимике   множество,   встретимся   мы   с   ними   и   в Ставрополье. На Ставрополье в многочисленных названиях рек, гор, живописных долин, городов и районов, улиц и отдельных уголков встают перед нами то седая, овеянная легендами старина,то недавние события, свидетелями которых были наши деды, отцы и даже мы сами. В географических названиях региона переплетаются, в силу исторического развития, то   остатки   слов  языков   уже   исчезнувших   племен,  то   собственные   имена,  то   слова языков многочисленных кавказских и степных народов, населявших и населяющих наш край поныне.      К.Д.Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной  педагогики и школы, отмечал, что "поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека". Они  помогают и возгореться " искрами любви к Отечеству". Ушинский обосновал  необходимость включения местного материала в преподавание учебных  предметов, связывал с преподаванием "отчизноведения" развитие речи детей,  изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей "инстинкта местности". Умение сопоставлять изучаемое со знакомой местностью ­  способность, чрезвычайно полезную и "в практической жизни" Литературное краеведение ­ это та же сфера, где творчество учителя и  учащегося может проявиться наиболее полно. Подход к литературному  краеведению не только как к узкому региональному началу, но и имеющему  важность для культуры всей страны позволяет считать его основным  краеведческим компонентом в литературном образовании; может изучаться в  любой школе