Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"
Оценка 5

Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"

Оценка 5
Лекции
docx
русская литература +2
Взрослым
20.01.2017
Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"
Так как Ставропольский край имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности, поэтому нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка и литературы. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.Лекция для учителей русского языка и литературы о региональном компоненте при изучении данных предметов.
Филологическое образование предполагает не только прак.docx
Филологическое образование предполагает не только практическое  освоение учащимися коммуникативных возможностей слова и текста,  теоретическое постижение языка/речи как многофункциональной системы, но  и духовное, эстетическое приобщение к красоте и богатству художест­ венного слова, к национальной картине мира, воплощённой, в частности, и в  произведениях классической литературы, к отечественной и мировой  культуре в целом. Средствами «Русского языка» и «Литературы»  формируется языковая личность, ментальность носителя языка, его  национально­культурная идентичность, создаются богатые возможности для  благоприятного личностного развития и позитивной самореализации  учащихся.  Современный этап развития методики преподавания русского языка  характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка.  Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями  использования языковых средств не только в разных стилистических  проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном  аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности.   Ставропольский   край   имеет   ярко   выраженные   территориальные, природные, национальные, культурно­исторические и языковые особенности, поэтому нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка и литературы. Такой подход в преподавании является одним из направлений  в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет  воспитательное значение, так как способствует развитию уважения  и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся. Актуальность данной проблемы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при изучении родного языка с учетом регионального   компонента,   т.е.   использовать   региональную   лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова  жителей Ставрополья и   Северного   Кавказа),   а   также   краеведческие   материалы,   факты   истории, биографии   знаменитых   ставропольцев,   исторические   очерки   старопольских писателей.Ведь  живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования .   Очень интересны для учащихся разный возрастов такие темы: "Говоры Ставропольского края", "Топонимы Ставрополья", "Топонимия Ставрополья и   Северного   Кавказа",   "Языковые   особенности   фольклора   народов Ставрополья и Северного Кавказа.   Для   реализации   регионального   компонента   в   преподавании   русского языка  можно предложить следующие методы: *   репродуктивный   (воспроизводящий   материал   в   готовом   виде   в   слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.); * проблемно­поисковый (как ведущий); * коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др. Включение местного материала в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования,   грамматики   (задания   и   упражнения   по   культуре   речи, дидактические   языковые   материалы   ­   отрывки   из   произведений   местных поэтов   и     писателей)   предполагает   возможность   интегрированных   уроков, уроков­экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков ­ путешествий и т.д. На   мой   взгляд,   обучение   школьников   с   учетом   региональных особенностей   и   местонахождения   школы,   необходимость   использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной , но и с воспитательной  стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком и найти свое место в мире,   осознать   себя,   начиная   с   родной   земли,   с   окружающей   их   "малой" родины.   Главное   ­   вызвать   интерес   к   родной   земле,   родному   языку   в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и       В   настоящее   время   учитель   русского   языка   при   подготовке   к проведению   конкретного   урока   может   использовать   в   качестве   материала связные тексты, которые могут быть использованы не  на одном уроке, а на целом   ряде   уроков   и   расширят   знания   учащихся   о   нашей   стране,   родном городе и крае , его истории, природе, животном мире и т. п. Методическим   средством,   которое   служит   основой   создания   на уроках   русского   языка   не   только   обучающей,   но   и   развивающей   речевой среды, является текст. В связи с этим в работе я предлагаю использовать краеведческий   материал   в   первую   очередь   на   уроках   развития   речи,   в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся. Включение в уроки русского языка краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях   художественной   литературы,  в  печати,  в  фольклоре   нашего края.   Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка.  Для   анализа   художественных   произведений   не   обязательно   выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу необходимо проводить систематически (начиная с V класса) на уроках русского языка и литературы.   использовать   тексты   рассказов   известных ставропольских   писателей   ­   Михаила   Усова,   Андрея   Губина,   Ивана Кашпурова, Владимира Ветрова, Александра Дубинина и др.    Например, Так, при изучении теоретических сведений о существительных сообщается, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а нередко и место, и время того, о чем говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность. Покажем это на примере текстов ставропольских поэтов: Брянщина родимая­ Горький­горький голос. Боль неутолимая. Одинокий колос. Дымные пожарища. Тополь что­то ропщущий . Враг, повсюду шарящий, Все живое топчущий.  (А.Екимцев)                      При изучении глаголов показывается, что сообщение о действиях предмета характеризует предмет:    Кузнечики на скрипочках  Пиликают окрест, Встает трава на цыпочки И слушает оркестр. Трава пружинит мускулы­ Дрожат в росе лучи. А луговая музыка Со всех сторон звучит.      (Иван Кашпуров).  При изучении причастий и деепричастий привлекается внимание учащихся к причастным и деепричастным оборотам, их роли в речи и пунктуационным особенностям предложений, содержащих подобные обороты:               Над селом развернулись, гудя, бомбовозы,  Развернулись, гудя, над селом, а потом На завалинку падали стекла, как слезы, Горько плакал, дрожа, наш бревенчатый дом.    ( А..Екимцев ).  Анализ   мини­отрывков   из   художественных   произведений   может   сопровождать   и традиционную   орфографическую   работу.   Так,   обучающий   диктант   любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.п.), формирует определенный навык правописания.   В   этом   случае   ученики,   записав   под   диктовку   предложения   и прокомментировав   их   со   стороны   правописания,   обращают   внимание   на   то,   как каждый из этих отрывков по­разному живописует явление действительности, какие наблюдения   поэтов   и   писателей   обогащают   наше   представление   об   этом   явлении, какие   образные   языковые   средства   помогают   точнее   и   ярче   описать   разные   его признаки: «На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»,на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка…А на краю горизонта тянется серебряная   цепь   снеговых   вершин,   начинаясь   Казбеком   и   оканчиваясь   двуглавым Эльбрусом…Весело жить в такой земле!»                                                                             ( М.Ю.Лермонтов).    Местный  материал   очень   удобен  для   анализа,  полезен   при   записи  различного  рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.    Знакомство с биографиями знаменитых земляков можно проводить в форме диктантов или контрольных работ (в том числе и работа по карточкам).  Кроме цельных текстов для всего класса можно использовать карточки   и тесты с учетом регионального компонента как индивидуальная   проверка уровня знаний по русскому языку отдельных учащихся.  Например, карточки со следующим заданием:  Расставить предложения в правильном порядке: 1.Предки по отцу проживали в селе Сабля. 2.Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске, на улице Пушкина,ныне Богдана Хмельницкого , в доме своего  деда по материнской линии Захара Щербака. 3.Ставропольская земля стала родиной   выдающегося   писателя   А.И.Солженицына,   без   произведений   которого невозможно представить нашу литературу.  Реализовать региональный компонент в преподавании русского языка можно и в урочное, и во внеурочное время. Однако я в своей работе обращу внимание только на урочное  работу.  В этом  случае  региональный   компонент  можно  рассматривать  как углубленную   лингвокраеведческую   работу.   Воспитание   произносительной   культуры речи учащихся может стать одним из направлений такой работы.     Диалектный язык ­ часть духовной культуры народа. Речь жителей Ставрополья содержит целый комплекс  диалектных явлений, свойственных южнорусскому наречию в целом, и в то же время говор ставропольчан отличается в некоторых аспектах от говора   жителей   других   регионов,   например,   Краснодарского   края   или   Ростовской области.     Местная   топонимия   ­   это   название   городов   сел,   деревень, поселков, области, края, это городская микротопонимика (названия улиц, площадей, переулков   и   т.п.),   это   названия,     которые   неразрывно   связаны   с   природными особенностями   и   историческим   прошлым   края,   с   именами     знаменитых людей,проживавши и проживающих ныне. Топонимия часто привлекает учителей­словесников, т.к. географические названия таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка. Топонимика служит прекрасным средством стимулирования познавательного интереса подростка­школьника к изучению  прошлого и настоящего своего края путем поиска связей   между   географическими   условиями   местности,    историей,  языком   народа   и отражением   их   в   географических   названиях   .   Кроме   того   ,   в   топонимии Ставропольского края мы найдем историю ее заселения и освоения, характеристику природы, значение в формировании русского государства, хозяйственную деятельность и т.п. В топонимах обнаруживается,   кроме русского языка и его диалектов, следы древних народов, живших или кочевавших на ее территории:   скифских, тюркских, угро­финских, древнеславянских и др.   Топонимика   ­   важнейший   элемент   лингвокраеведческой   работы.   Она   служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего своего   края   путем   поиска   связей   между   географическими   условиями   местности, историей, языком народа и отражением их в географических названиях. Приобщение   школьников   к   лингвокраеведческой   работе   по   изучению   топонимики способствует   нравственному   воспитанию   подростков,   расширяет   их   кругозор, содействует углубленному усвоению знаний по разным наукам: географии, истории, лингвистике.     примеров   в   топонимике   множество,   встретимся   мы   с   ними   и   в Ставрополье. На Ставрополье в многочисленных названиях рек, гор, живописных долин, городов и районов, улиц и отдельных уголков встают перед нами то седая, овеянная легендами старина,то недавние события, свидетелями которых были наши деды, отцы и даже мы сами. В географических названиях региона переплетаются, в силу исторического развития, то   остатки   слов  языков   уже   исчезнувших   племен,  то   собственные   имена,  то   слова языков многочисленных кавказских и степных народов, населявших и населяющих наш край поныне.      К.Д.Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной  педагогики и школы, отмечал, что "поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека". Они  помогают и возгореться " искрами любви к Отечеству". Ушинский обосновал  необходимость включения местного материала в преподавание учебных  предметов, связывал с преподаванием "отчизноведения" развитие речи детей,  изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей "инстинкта местности". Умение сопоставлять изучаемое со знакомой местностью ­  способность, чрезвычайно полезную и "в практической жизни" Литературное краеведение ­ это та же сфера, где творчество учителя и  учащегося может проявиться наиболее полно. Подход к литературному  краеведению не только как к узкому региональному началу, но и имеющему  важность для культуры всей страны позволяет считать его основным  краеведческим компонентом в литературном образовании; может изучаться в  любой школе

Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"

Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"

Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"

Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"

Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"

Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"

Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"

Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"

Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"

Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"

Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"

Доклад "Региональный компонент как часть филологического образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017