Преподавание географии в рамках реализации стандарта
второго поколения
Учитель – человек из будущего.
Ему необходимо вооружиться глубокой верой
в познавательные способности каждого школьника
Ш.А. Амонашвили
В нашей школе по стандартам второго поколения обучаются учащиеся 5-7 классов. Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне деятельности педагогов.
Целью своего учительского труда вижу в воспитании целостной личности, в формировании у учащихся ключевых компетенций через разные виды деятельности, развивая их творческие способности, что позволяет добиться положительной динамики качества образования.
Моя цель ориентирована на создание условий для саморазвития личности, повышения уровня образованности.
Задачи деятельности следующие:
Научить учиться решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, анализировать информацию, объяснять явления действительности, их сущность, причины, используя соответствующий научный аппарат, т. е. решать познавательные задачи.
Приоритетным направлением в своей работе считаю использование как традиционных наглядных пособий: карты, глобусы, макеты, так и современные проектные и информационные технологии: компьютеры, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы, интерактивную доску, что позволяет сделать любой урок более привлекательным и современным.
Согласно концепции ФГОС уроки географии провожу с расширением границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы: через проекты, кружки, факультативы, практическую работу и т.д., использование педагогических технологий: учебные игры, проблемные уроки, дискуссии, конференции, класс - проекты.
Использую такие современные образовательные технологии в учебном процессе:
1. Проблемное обучение – обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.
Пытаясь разбудить детскую мысль, помогаю ребятам думать, анализировать, сравнивать.
Цель данной работы – показать возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.
2. Технология исследовательского обучения
Исследовательские проекты. В первую очередь формирует у детей географические чувства и представления или картину мира. На основе проектно-исследовательской методики предлагаю создать проекты по географии с использованием новейших информационных технологий.
Например, на уроке географии в 6 классе при изучении темы «Горные породы» предлагаю провести исследование по вопросу: «Что превращает гранит в песок?» Ребята определяют цель исследования: «Изучить процесс разрушения гранита»; задачи исследования: «Определить факторы разрушения гранита». В ходе исследования выдвигаются гипотезы, которые подтверждаются или опровергаются.
Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения Им прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
3. Модульное обучение - возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что обучающийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением.
Начиная работу с новым модулем, провожу входной контроль знаний учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. Важно осуществлять промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом “Проверь себя” и т.д.) После изучения всей темы провожу выходной контроль (контрольная, проверочная работа). Выходному контролю обязательно предшествует краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах, их анализ и совместное решение. При обобщении использую самые разнообразные формы и методы.
При таком обучении мотивирую, организовываю, координирую, консультирую, контролирую деятельность ученика.
3. Тестовые технологии.
В своей работе использую индивидуальные тестовые задания, которые составлены мной в зависимости от уровня подготовленности ученика.
Большинство разработанных мной тестов состоят из 4-х групп.
Первая группа вопросов позволяет проконтролировать знания географических терминов, понятий, явлений.
Вторая группа вопросов охватывает решение простейших или типовых задач. При этом акцент ставится не на математической стороне решения задачи, а на правильности анализа географических явлений.
Вопросы третьей группы проверяют знания географических законов, причинно-следственных связей.
Четвертая группа вопросов связана с решением проблемных задач.
Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.
5. Компьютерные технологии. География, являясь наукой комплексной, тесно связана с естественными, гуманитарными, математическими и техническими областями и нуждается в постоянном процессе актуализации.
В 5 классе при изучении раздела «Путешествие по планете Земля» использование презентаций позволяет анализировать работу учащихся. Например, на этих уроках в качестве домашнего задания предлагаю опережающие творческие задания: на основе своих знаний (используя дополнительную литературу) подготовить сообщения с презентациями на темы: «История в лицах» (сообщения о первооткрывателях Америки). Учащиеся с удовольствием выполняют такие задания.
В 7 классе, при изучении географии материков и океанов уроки-презентации, видеофильмы, слайд–шоу, интерактивные карты, ресурсы Интернет (фото) помогают сформировать у учащихся знания о разнообразии природы нашей Земли, о многообразии стран и культуре народов мира.
В 8-9 классах на уроках удобно использовать интерактивную доску при выполнении практических работ. Большинство практических работ выполняется в виде систематизирующих таблиц, которые заранее готовятся к урокам. При объяснении темы «Климат» в 8 классе большой интерес у учащихся вызывают карты погоды. В 9 классе при изучении темы «Межотраслевые комплексы» презентации помогают раскрыть особенности отраслей промышленности, формируют представление о размещении главных центров промышленного производства.
В моей методической «копилке» имеется много уроков – презентаций и видеоматериала для 5-9 классов.
Исследовательская методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, большая часть исследовательской работы - поиск информации, её обработка и анализ, подготовка материала презентации - осуществляется во внеурочное время.
Результатом использования данных технологий является:
· Уменьшение количества учеников, не выполняющих домашнее задания.
· Повышение успеваемости по географии.
· Увеличение количества учащихся, включенных в создание творческих работ.
· Положительная динамика качества обучения за три последних учебных года.
Такие формы уроков развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации учащихся.
Свои наработки оформляю в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами.
В своей работе я стараюсь не просто дать сумму знаний, умений и навыков, а сформировать развитую личность, умеющую применять образование в любой области науки, адаптироваться к современным условиям, самореализоваться в интеллектуальной и духовной сфере жизнедеятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.