Доклад на тему: "Дифференцированный подход в обучении младших школьников".

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 09.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а другой - затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала
Иконка файла материала Доклад..docx
Муниципальное бюджетное учреждение «Школа№74» Доклад Дифференцированный подход в обучении младших школьников. Выполнила: учитель начальных классов Колесникова И.В.                                                           Тольятти2017 Дифференцированный подход в обучении младших школьников.          Дифференцированный подход является основным путем осуществления  индивидуализации обучения. Даже начинающий учитель знает, что при любом  коллективном или фронтальном обучении усвоение учениками знаний и  умений происходит индивидуально, в соответствии с особенностями их  мыслительной деятельности и личностными качествами.                Один из наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня ­ качественное  усвоение программного материала всеми учащимися. Самостоятельное  выполнение задания ­ самый надежный показатель качества знаний, умений и  навыков. При разработке вопроса об индивидуализации и дифференциации процесса  обучения в начальной школе мы исходили из основных направлений, по  которым идет процесс совершенствования обучения в последние годы: ∙ усиление практической направленности учебно­воспитательного процесса; ∙ управление не только содержательной, но и операционной стороной учебной  деятельности (например, какие действия и в какой последовательности нужно выполнять при решении орфографической, грамматической, речевой,  арифметической задачи); ∙ формирование системы знаний и умений на основе усвоения учащимися  связей между понятиями, между умениями; ∙ воспитание в процессе обучения; ∙ системный подход к обучению; ∙ формирование умения учиться. Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в  домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются учителем с  учетом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны  детям разного уровня подготовки, иначе может получиться так, что один  ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а  другой ­ затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него  материала. При этом один ребенок не найдет применения своим способностям, не будет  тренировать себя на трудном для него материале, а у другого разовьется  чувство неуверенности в своих силах. И в том и в другом случае у учащихся  угаснет интерес к обучению. Только дифференцированный подход позволяет  сделать учебный процесс более плодотворным, интересным. Навык самостоятельности в работе лучше формируется через  дифференцированные задания с учетом индивидуальных особенностей  учащихся. Дифференцированный подход невозможен, если не соблюдается  принцип обучения прогрессивными методами.Необходимо обучать детей на наивысшем уровне их познавательных  возможностей. Следование данному принципу позволяет выявлять более способных учеников и создавать для них условия, благоприятные для их развития. Для детей,  испытывающих затруднения в обучении, дифференцированный подход  способствует созданию условия для формирования базовых знаний на  доступном для них уровне. Сегодня в условиях массовой общеобразовательной школы необходимо  создать предпосылки для оптимального развития тех детей, которые  испытывают те или иные трудности в обучении. Это тем более важно, что  пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальный период обучения, как  правило, приводят к стойкой неуспеваемости, развитию стойкой  дезадаптации, потере учебной мотивации.  Организация учителем внутриклассной дифференциации включает  несколько этапов:    1. Определение критерия, на основе   которого выделяются группы учащихся  для дифференцированной работы.    2. Проведение диагностики по выработанному критерию.    3. Распределение детей по группам  с учётом результатов диагностики.    4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий   для созданных групп учащихся.    5. Реализация дифференцированного  подхода к школьникам на различных  этапах урока.    6. Диагностический контроль за  результатами работы учащихся, в   соответствии с которым может  изменяться состав групп и   характер дифференцированных заданий [30].    Для организации дифференцированного  обучения используется групповая  форма. В группы детей формируются по способу обученности, а также на  основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов.    Первая  группа комплектуется из учащихся с   высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями  успеваемости, а также учащиеся со средними учебными возможностями и  высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы  главным является организация обучения в соответствующем темпе, не  тормозящая естественный ускоренный процесс развёртывания  психологических функций. Существенным моментом является ориентация на  самостоятельность учащихся. Для наиболее одарённых детей  разрабатываются индивидуальные задания и упражнения.    Вторую  группу комплектую из учащихся со средними показателями  успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным для учителя  будет деятельность по формированию произвольной внутренней мотивации  учащихся, стабилизации школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.Третью  группу составляют учащиеся с низкими  познавательными  способностями, низким уровнем сформированности познавательного  интереса, низкими показателями успеваемости по предметам.    Наибольших  усилий требует работа со школьниками  третьей группы.  Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся этой группы  предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в  обучении внутри самой группы.    Осуществляя групповую дифференциацию, необходимо  руководствоваться следующими требованиями: создать атмосферу,  благоприятную  для учащихся, ибо для того, чтобы учебный процесс был  мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным  возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и  понимать, чего от него ждут.    В работе с младшими школьниками целесообразно, на мой взгляд,  использовать два  основных критерия дифференциации: «обученность» и  «обучаемость». По мнению психологов, обученность – это определённый итог  предыдущего обучения, т.е. характеристики психологического развития  ребёнка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями  обученности могут служить достигнутый уровень усвоения знаний, качества  знаний и навыков, способы и приёмы их приобретения.    Обучаемость – это восприимчивость школьника  к усвоению новых знаний  и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни  умственного развития [31].    Важными показателями высокого уровня являются  восприимчивость к помощи другого  человека, умение осуществлять перенос,  способность к самообучению, работоспособность  и т.д.    Дифференцированное  обучение по своей структуре понятие  многогранное,  поэтому на своих уроках, вводя элементы дифференциации, мы  придерживаемся в основном одной цели – обеспечить одинаковый темп  продвижения каждого ученика при выполнении самостоятельной работы, т.е.  каждый ученик работает в полную меру своих творческих сил, чувствует  уверенность в себе, ощущает радость труда, прочно и более сознательно  усваивает программный материал.    Внутри  математического образования, возникли существенные  противоречия, которые  не позволяют школе получать ожидаемый  эффект.  Прежде всего,  это доминирование в существующем педагогическом процессе  коллективных и фронтальных форм обучения, которые не соответствуют ярко выраженной индивидуальности в усвоении и применении различных знаний;  во­вторых, это не адекватность традиционно сложившихся приемов учебной  деятельности индивидуальным возможностям и способностям учащихся  (особенно это ярко проявляется при обучении математике).    Говоря  о дифференцированном обучении, следует  указать некоторые её  особенности, а также требования к ней.Выделяю следующие требования: Осуществлять внутреннюю дифференциацию не за счет содержания обучения  (усложнение или  упрощение), а за счет соответствующей помощи учащимся,  не меняя при этом содержание обучения.    Обучение  математике при этом находится  в несколько  особом положении  в связи с особой ролью системы решаемых задач. За счет задачного материала  можно осуществлять дифференциацию обучения, формально не затрагивая  его содержания. С другой стороны содержание базового образования для  учащихся, не обладающих особыми способностями и интересом к математике, у нас традиционно очень высок, что часто не позволяет всем учащимся с ним  справиться. Вот почему в последнее время говорят о нескольких уровнях  обучения математике. В процессе обучения математике важно показать роль математической  деятельности не только в самом курсе математики, но и на практике в  смежных науках, приобщить учащихся к непосредственному участию а этом  процессе. Основной целью дифференцированного обучения является развитие всех  форм самостоятельности учащихся, включающая в себя стремление к  самообразованию, самовоспитанию, самоконтролю [31].    Уровневая дифференциация обучения  математике в обычной школе,  учитывая индивидуальные особенности и способности, должна иметь место во всех классах школы, однако для каждого возраста она должна иметь свои  особенности.       Таким образом, для изучения познавательных интересов наиболее  распространёнными методами являются наблюдение, беседа, сочинения и  анкеты. Для изучения интересов используется и диагноз знаний. При этом  исходят из факта, что ученик, интересующийся какой­либо областью знаний,  обладает здесь относительно большими знаниями. Так, например, диагноз  предварительных знаний можно использовать и в целях изучения интересов  учащихся. Литература 1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М.М.  Безруких, С.П. Ефимова.­ М.: Просвещение, 1991. ­ 1 с. 2. Блейзер Г.Д. Дифференциация обучения — условие гуманизации и  демократизации образования. [Текст] / Г.Д. Блейзер // Вечерняя средняя школа.  ­1991. ­ № 5. ­ С. 3. Блинков А.Ц., Лови М.М., Стратовая О.В. Дифференциация обучения  [Текст] / А.Ц. Блинков, М.М. Лови, О.В. Стратовая // Завуч. ­1998.­ № 4. С. 26­ 32.4. Борисова И.В. Дифференцированный подход при выполнении домашних  заданий в малокомплектной школе. [Текст] / И. В. Борисова // Начальная школа.  – 2004. ­ № 7. ­ С. 30­34. 5. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в  начальной школе. [Текст] / Н.Н. Деменева// Начальная школа.­ 2005. ­ № 3. С. 38­ 43. б. Новикова, Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе  обучения. [Текст] / Л.И. Новикова // Начальная школа.­ 2002. № 1. С. 17­21.