Доклад на тему: "Дифференцированный подход в обучении младших школьников".
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
классное руководство +1
Взрослым
09.02.2019
Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а другой - затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала
Доклад..docx
Муниципальное бюджетное учреждение
«Школа№74»
Доклад
Дифференцированный подход в обучении младших школьников.
Выполнила:
учитель начальных классов
Колесникова И.В.
Тольятти 2017
Дифференцированный подход в обучении младших школьников.
Дифференцированный подход является основным путем осуществления
индивидуализации обучения. Даже начинающий учитель знает, что при любом
коллективном или фронтальном обучении усвоение учениками знаний и
умений происходит индивидуально, в соответствии с особенностями их
мыслительной деятельности и личностными качествами.
Один из наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня качественное
усвоение программного материала всеми учащимися. Самостоятельное
выполнение задания самый надежный показатель качества знаний, умений и
навыков.
При разработке вопроса об индивидуализации и дифференциации процесса
обучения в начальной школе мы исходили из основных направлений, по
которым идет процесс совершенствования обучения в последние годы:
∙ усиление практической направленности учебновоспитательного процесса;
∙ управление не только содержательной, но и операционной стороной учебной
деятельности (например, какие действия и в какой последовательности нужно
выполнять при решении орфографической, грамматической, речевой,
арифметической задачи);
∙ формирование системы знаний и умений на основе усвоения учащимися
связей между понятиями, между умениями;
∙ воспитание в процессе обучения;
∙ системный подход к обучению;
∙ формирование умения учиться.
Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в
домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются учителем с
учетом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны
детям разного уровня подготовки, иначе может получиться так, что один
ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а
другой затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него
материала.
При этом один ребенок не найдет применения своим способностям, не будет
тренировать себя на трудном для него материале, а у другого разовьется
чувство неуверенности в своих силах. И в том и в другом случае у учащихся
угаснет интерес к обучению. Только дифференцированный подход позволяет
сделать учебный процесс более плодотворным, интересным.
Навык самостоятельности в работе лучше формируется через
дифференцированные задания с учетом индивидуальных особенностей
учащихся. Дифференцированный подход невозможен, если не соблюдается
принцип обучения прогрессивными методами. Необходимо обучать детей на наивысшем уровне их познавательных
возможностей.
Следование данному принципу позволяет выявлять более способных учеников
и создавать для них условия, благоприятные для их развития. Для детей,
испытывающих затруднения в обучении, дифференцированный подход
способствует созданию условия для формирования базовых знаний на
доступном для них уровне.
Сегодня в условиях массовой общеобразовательной школы необходимо
создать предпосылки для оптимального развития тех детей, которые
испытывают те или иные трудности в обучении. Это тем более важно, что
пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальный период обучения, как
правило, приводят к стойкой неуспеваемости, развитию стойкой
дезадаптации, потере учебной мотивации.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает
несколько этапов:
1. Определение критерия, на основе
которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
2. Проведение диагностики по выработанному критерию.
3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.
4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий
для созданных групп учащихся.
5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных
этапах урока.
6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в
соответствии с которым может изменяться состав групп и
характер дифференцированных заданий [30].
Для организации дифференцированного обучения используется групповая
форма. В группы детей формируются по способу обученности, а также на
основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов.
Первая группа комплектуется из учащихся с
высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями
успеваемости, а также учащиеся со средними учебными возможностями и
высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы
главным является организация обучения в соответствующем темпе, не
тормозящая естественный ускоренный процесс развёртывания
психологических функций. Существенным моментом является ориентация на
самостоятельность учащихся. Для наиболее одарённых детей
разрабатываются индивидуальные задания и упражнения.
Вторую группу комплектую из учащихся со средними показателями
успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным для учителя
будет деятельность по формированию произвольной внутренней мотивации
учащихся, стабилизации школьных интересов и личностной направленности на
интеллектуальный труд. Третью группу составляют учащиеся с низкими познавательными
способностями, низким уровнем сформированности познавательного
интереса, низкими показателями успеваемости по предметам.
Наибольших усилий требует работа со школьниками третьей группы.
Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся этой группы
предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в
обучении внутри самой группы.
Осуществляя групповую дифференциацию, необходимо
руководствоваться следующими требованиями: создать атмосферу,
благоприятную для учащихся, ибо для того, чтобы учебный процесс был
мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным
возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и
понимать, чего от него ждут.
В работе с младшими школьниками целесообразно, на мой взгляд,
использовать два основных критерия дифференциации: «обученность» и
«обучаемость». По мнению психологов, обученность – это определённый итог
предыдущего обучения, т.е. характеристики психологического развития
ребёнка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями
обученности могут служить достигнутый уровень усвоения знаний, качества
знаний и навыков, способы и приёмы их приобретения.
Обучаемость – это восприимчивость школьника к усвоению новых знаний
и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни
умственного развития [31].
Важными показателями высокого уровня являются
восприимчивость к помощи другого человека, умение осуществлять перенос,
способность к самообучению, работоспособность и т.д.
Дифференцированное обучение по своей структуре понятие многогранное,
поэтому на своих уроках, вводя элементы дифференциации, мы
придерживаемся в основном одной цели – обеспечить одинаковый темп
продвижения каждого ученика при выполнении самостоятельной работы, т.е.
каждый ученик работает в полную меру своих творческих сил, чувствует
уверенность в себе, ощущает радость труда, прочно и более сознательно
усваивает программный материал.
Внутри математического образования, возникли существенные
противоречия, которые не позволяют школе получать ожидаемый эффект.
Прежде всего, это доминирование в существующем педагогическом процессе
коллективных и фронтальных форм обучения, которые не соответствуют ярко
выраженной индивидуальности в усвоении и применении различных знаний;
вовторых, это не адекватность традиционно сложившихся приемов учебной
деятельности индивидуальным возможностям и способностям учащихся
(особенно это ярко проявляется при обучении математике).
Говоря о дифференцированном обучении, следует указать некоторые её
особенности, а также требования к ней. Выделяю следующие требования:
Осуществлять внутреннюю дифференциацию не за счет содержания обучения
(усложнение или упрощение), а за счет соответствующей помощи учащимся,
не меняя при этом содержание обучения.
Обучение математике при этом находится в несколько особом положении
в связи с особой ролью системы решаемых задач. За счет задачного материала
можно осуществлять дифференциацию обучения, формально не затрагивая
его содержания. С другой стороны содержание базового образования для
учащихся, не обладающих особыми способностями и интересом к математике,
у нас традиционно очень высок, что часто не позволяет всем учащимся с ним
справиться. Вот почему в последнее время говорят о нескольких уровнях
обучения математике.
В процессе обучения математике важно показать роль математической
деятельности не только в самом курсе математики, но и на практике в
смежных науках, приобщить учащихся к непосредственному участию а этом
процессе.
Основной целью дифференцированного обучения является развитие всех
форм самостоятельности учащихся, включающая в себя стремление к
самообразованию, самовоспитанию, самоконтролю [31].
Уровневая дифференциация обучения математике в обычной школе,
учитывая индивидуальные особенности и способности, должна иметь место во
всех классах школы, однако для каждого возраста она должна иметь свои
особенности.
Таким образом, для изучения познавательных интересов наиболее
распространёнными методами являются наблюдение, беседа, сочинения и
анкеты. Для изучения интересов используется и диагноз знаний. При этом
исходят из факта, что ученик, интересующийся какойлибо областью знаний,
обладает здесь относительно большими знаниями. Так, например, диагноз
предварительных знаний можно использовать и в целях изучения интересов
учащихся.
Литература
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М.М.
Безруких, С.П. Ефимова. М.: Просвещение, 1991. 1 с.
2. Блейзер Г.Д. Дифференциация обучения — условие гуманизации и
демократизации образования. [Текст] / Г.Д. Блейзер // Вечерняя средняя школа.
1991. № 5. С.
3. Блинков А.Ц., Лови М.М., Стратовая О.В. Дифференциация обучения
[Текст] / А.Ц. Блинков, М.М. Лови, О.В. Стратовая // Завуч. 1998. № 4. С. 26
32. 4. Борисова И.В. Дифференцированный подход при выполнении домашних
заданий в малокомплектной школе. [Текст] / И. В. Борисова // Начальная школа.
– 2004. № 7. С. 3034.
5. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в
начальной школе. [Текст] / Н.Н. Деменева// Начальная школа. 2005. № 3. С. 38
43.
б. Новикова, Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе
обучения. [Текст] / Л.И. Новикова // Начальная школа. 2002. № 1. С. 1721.
Доклад на тему: "Дифференцированный подход в обучении младших школьников".
Доклад на тему: "Дифференцированный подход в обучении младших школьников".
Доклад на тему: "Дифференцированный подход в обучении младших школьников".
Доклад на тему: "Дифференцированный подход в обучении младших школьников".
Доклад на тему: "Дифференцированный подход в обучении младших школьников".
Доклад на тему: "Дифференцированный подход в обучении младших школьников".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.