Доклад на тему: «Духовный аспект преподавания факультативов»

  • Лекции
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад на тему «Духовный аспект преподавания факультативов» Духовный аспект - это уровень нашей культуры, наличие у нас моральных норм, ценностей, которые определяют целостность нашей личности. Неудовлетворенность состоянием воспитанности учащихся со стороны общества, связанная с затуханием воспитывающей функции школы, обусловила повышение интереса к духовно-нравственной тематике. Вместе с тем, согласно данным Минобразования России, только 30% школ, охваченных инновационной деятельностью, ведут поиск новых подходов к содержанию воспитания, которое, как нам представляется, должно быть непосредственно связано с содержанием образования, их ценностным потенциалом.Духовный аспект - это уровень нашей культуры, наличие у нас моральных норм, ценностей, которые определяют целостность нашей личности.
Иконка файла материала 1124841674.docx
Доклад на тему:     «Духовный аспект преподавания факультативов» Сегодня людям вновь пытаются навязать мировоззрение, в котором нет места святыням. Сердце человека — престол Божий — пытаются занять уродливые безблагодатные идолы материального преуспеяния: Успех, Богатство, Комфорт, Слава. Оттого­то и свирепствует в обществе разгул разрушительных страстей — злобы и похоти, властолюбия и тщеславия, лжи и лицемерия. Но знайте все: голый материальный интерес, в какие бы благонамеренные одежды он ни рядился, не может стать основой народной жизни. Бизнес плодит компаньонов, ВЕРА — рождает подвижников правды и добра. Митрополит Иоанн (Снычев) Духовный аспект ­ это уровень нашей культуры, наличие у нас моральных норм, ценностей, которые определяют целостность нашей личности. Неудовлетворенность   состоянием   воспитанности   учащихся   со   стороны общества,   связанная   с   затуханием   воспитывающей   функции   школы, обусловила повышение интереса к духовно­нравственной тематике. Вместе с тем, согласно данным Минобразования России, только 30% школ, охваченных инновационной  деятельностью, ведут поиск новых подходов к содержанию воспитания, которое, как нам представляется, должно быть непосредственно связано с содержанием образования, их ценностным потенциалом. Одним из примеров нового подхода, по нашему мнению, является создание казачьих школ. А если быть точными, в нашем случае, её возрождение. В   современных   условиях   использование   имеющегося   богатейшего   опыта казачьего воспитания является одним из основных направлений в духовно­ нравственном   становлении   молодежи,   формировании   гуманистических, социально­   значимых   ценностей   и   образцов   гражданского   поведения, толерантного сознания. Казачье воспитание – это система, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения. Целью   деятельности   казачьих   школ   является   формирование   качественно новой   образовательной   среды,  в   которой   трудится   учитель,   и   развиваются учащиеся на основе идеи возрождения лучших традиций, обычаев   предков­ казаков, формирующих нравственно здоровую, культурную личность.Изменения, произошедшие после присвоения нашей школе статуса казачьей, коснулись в первую очередь учебного плана. В его вариативную часть были включены   новые   предметы   и   факультативы.     Самыми   первыми   новыми факультативами   стали   «Основы   православной   культуры»   и   «История казачества   России»   и   это,   естественно,   не   случайно.   С   чего   начинать постижение казачьего духа и устоев, как не с богатой истории  казачества, а также основ православия, которое всегда было неразрывно с казачеством. Мы решили, что изучение основ православной культуры будет способствовать реанимации национального сознания, заполнению существующего у молодёжи духовного вакуума, даст надёжные национальные ориентиры, вытекающие из традиций национального сознания. Любой   человек   должен   иметь   право   воспитываться   в   той   культурно­ религиозной   и   национальной   традиции,   к   которой   он   принадлежит   по рождению.   Утверждение   национального   образа   жизни,   основанного   на национальных идеалах и духовных ценностях, способствует формированию принципов   жизнеспособной   цивилизации.   Поэтому   изучение   основ православной   культуры   необходимо   для   поддержания   нравственной составляющей общества. Так же единый духовный стержень консолидирует нацию, способствует укреплению   социальной   стабильности   общества,   позволяет   твёрдо противостоять   таким   явлениям   современной   жизни   как   политический экстремизм, религиозный радикализм,терроризм. Духовное   оздоровление   нации   невозможно   без   работы   по   восстановлению бинарного типа мышления, где присутствуют только два полюса ­ «добро» и «зло».   Оно   заменяется   в   последние   годы   на   медиальное   мышление,   с размытыми   гранями   этих   понятий,   и   даже,   в   некоторых   случаях,   их совмещение   (это,   например,   появление   героя,   который   борясь   со   злом, использует ещё большее зло). Предмет   «Основы   православной   культуры»   и   призван   заполнить   данное бездуховное   пространство   конструктивным   содержанием,   утвердить   в сознании   молодёжи   закреплённый   в   генетической   памяти   народа православный образ жизни как норму или идеал, к которым надо стремиться. Ну   и   ещё   одна   задача   знакомства   кадет   с   православной   культурой   ­   это раскрытие   и   привитие   им   понятия   греха.   Борьба   с   социальными   язвами современного   общества   –   наркоманией   и   алкоголизмом   –   традиционными средствами, т.е. уговорами, разъяснениями вреда, санитарным просвещением и т.д. оказалась неэффективной. Причина тому в том, что человек при этом не имеет   достаточной   внутренней   мотивации   для   самостоятельной   борьбы   с болезнью  (не  только  телесной,  но, прежде  всего, духовной).  Православныенормы, идеалы и духовные ценности, в том числе понимание природы греха, способны   создать   внутренний   стимул,   сильнейшую   внутреннюю   мотивацию для   борьбы   с   ним.   Основы   православной   культуры   призваны   утвердить понятие   святости   (неприемлемости   греха),   добра,   справедливости   путём создания у молодого человека внутренней мотивации и потребности борьбы с грехом через веру. В нашей школе факультатив «Основы православной культуры» вёлся с 7­го по 11   класс   по   1   часу   в   неделю.   Рабочая   программа   была   составлена преподавателем   Батыревой   Татьяной   Викторовной   на   основе   авторской программы И.И. Арсентьевой, Н.Н.Полоротовой, К.А. Стародубцевой (Чита, 2005г.). Хочется   отметить   преимущества   программы   и   учебного   пособия   этих авторов, проделавших большой труд.   «Основы православной культуры» не «учебный материал», который можно выучить и забыть после сдачи зачёта или экзамена. Здесь не может быть подхода по принципу количества преподанного или массовости охвата. Цель авторов не выдать порцию информации, и этим «поставить галочку», а в том, чтобы оставить в душах молодых людей след, который направлял бы их на устроение более правильной жизни. В данном учебном пособии представлены основы христианского вероучения, роль православия в развитии русской культуры.  Для   систематизации   изучения   в   конце   каждой   темы   приводятся   ключевые понятия и термины, вопросы и задания, темы докладов и литература. В первом приложении к учебному пособию, которое является его логическим продолжением,   представлен   православный   этикет   –   правила   поведения православного человека в различных ситуациях. Второе приложение содержит материалы из области прикладной православной этики, т.е. показано как с помощью православия можно решать актуальные проблемы современности. Изучение   православной   культуры   обязательно   предполагает   практические занятия с посещением храмов и богослужений, рассказ о наиболее известных православных   святых,   рассказ   о   православном   образе   жизни,   праздниках, постах, о подготовке к таинству исповеди. Занятия по основам православной культуры проводились не только в школе, но и в стенах нашей церкви, где ребята знакомились с устройством храма, посещали службы. Очень большую, если не главную, роль в преподавании основ православной культуры   играет   личность   учителя.   Здесь   мало   быть   хорошим   педагогом, имеющим   профессиональные   награды,   соответствующую   курсовую подготовку   и   высокую   квалификационную   категорию.   Для   педагога   очень важна личная вера в Бога и опыт церковности. На учителя такого предмета смотрят как на священника, и как он сам соблюдает те заповеди, о которыхрассказывает.   Сильнее   любого   слова   будет   личный   пример   достойного поведения   и   праведной   жизни.   Язык   изложения   сложных   для   восприятия детьми тем должен быть понятен и доходчив.  Надо   сказать,   что   Татьяне   Викторовне   удавалось   как   раз   так преподносить материал, что он не казался детям скучным и трудным. Много работы кадеты выполняли самостоятельно: готовили рефераты, сообщения, иллюстрации. Проверку знаний учитель тоже проводила через разные виды деятельности:   выполнение   практических   работ,   ответы   на   вопросы   тестов, викторины, игры. Татьяна   Викторовна   была   в   нашей   школе   как   раз   тем   педагогом, который   мог   преподавать   этот   особенный   курс,   в   первую   очередь,   по большому желанию и велению души. После её отъезда такой кандидатуры на должность   преподавателя   «Основ   православной   культуры»   в   школе   не нашлось. А превращать этот курс в обычный школьный предмет, по нашему мнению, не стоило. По этой причине в последние годы такой важный для казачьей школы курс не ведётся. Хочется надеяться, что сегодняшняя встреча позволит нам решить эту проблему.  Но   это   не   значит,   что   в   казачьей   школе   забыли   о   воспитании духовности.   Формирование   моральных   ценностей   и   норм   продолжается   на внеклассных мероприятиях, в рамках учебных предметов и факультативов.  Педагогами   школы   была   разработана   программа   интегрированного факультатива «Духовное наследие казаков», рассчитанного на учащихся с 6­ го по 8 класс. На котором в течение года учащиеся изучают законы, заповеди, традиции   и   культуру   забайкальского   казачества.   На   самых   достойных примерах   дети   постигают   общечеловеческие   нравственные   ценности, истинные святыни казака. Родная духовная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Россия – родина для многих.   Но   для   того   чтобы   считать   себя   её   сыном   или   дочерью,   ребенку необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней. Главная   цель   духовного   воспитания  ­   обретение   внутренней   системы ценностей в соответствии с требованиями современности. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс формирования   духовно­нравственных   ценностей   длительный,   быстрого результата  быть  не  может, но  та  работа,  которая  проводится  родителями, педагогом, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка.«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и  юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…  Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» В.А. Сухомлинский