Доклад на тему "Формирование позитивных социальных компетенций у обучающихся ПОО"
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
09.06.2017
Доклад, с которым выступила на заседании научно-методического совета. Тема доклада актуальна - "Формирование позитивных социальных компетенций у обучающихся профессиональных образовательных организаций". Использование технологии "Духовные скрепы" при организации воспитательной работы позволяет получить ответы на вопросы ЧТО? воспитывать, КАК? воспитывать и КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ?Доклад "Формирование позитивных социальных компетенций у обучающихся ПОО"
Доклад 2.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОО (В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ НА БАЗЕ
ГБПОУ ПТПСМ)
Елена Николаевна Подшивалова
ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов»
Уважаемые коллеги!
Позвольте представить вашему вниманию опыт Первомайского техникума по
апробации и внедрению технологии «Духовные скрепы».
В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть
сформированы общие и профессиональные компетенции (раздел III ФГОС по ТОП50).
Анализ научной литературы, посвященной теории компетентности, позволяет
определить понимание компетенции как «знание в действии».
Общие компетенции (ОК) – это совокупность социальноличностных качеств
выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном
квалификационном уровне.
Оценивается ли сегодня, если – да, то каким образом – сформированность
социальноличностных качеств?
Внеаудиторная работа в образовательном учреждении СПО традиционно
организуется по следующим направлениям:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Нравственное воспитание
Гражданскопатриотическое воспитание
Учебноисследовательская деятельность
Формирование здоровьесберегающего пространства
Профилактика асоциальных явлений
Профориентационная работа
Профессиональное воспитание
Но мониторинг сформированности социальных качеств, обучающихся не ведется. В
Статье 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации» «мониторинг» определяется как «систематическое
стандартизированное наблюдение за учебными и
внеучебными достижениями
обучающихся». Реально оцениваются следующие показатели:
удельный вес численности студентов очной формы обучения, получающих
стипендии, в общей численности студентов очной формы обучения;
уровень безработицы выпускников, завершивших обучение по образовательным
программам среднего профессионального образования в течение трех лет,
предшествовавших отчетному периоду;
удельный вес численности выпускников, завершивших обучение по
образовательным программам
образования,
трудоустроившихся в течение одного года после завершения обучения, в общей
численности выпускников, завершивших обучение по образовательным программам
среднего профессионального образования.
профессионального
среднего
Но сегодня важно знать – насколько выражены такие качества у молодежи, как
ответственность, духовность, гражданственность, которые названы в Послании Президента
Путина В.В. в 2012 г. Эти и другие позитивные качества востребованы и работодателем. В процессе развития обучающийся совершает те или иные поступки. Преподаватель
должен инициировать только позитивные, но результатом может быть, как изменение
человека в лучшую сторону, так и в худшую сторону.
Слово «воспитание» в русском языке означает восхождение, возрастание. На
первом курсе по учебному плану программы подготовки специалистов среднего звена на
обучение отводится 1404 часа. На проведение классных часов – всего 39 часов. И
преподаватели, в первую очередь, классные руководители за это время должны
«наполнить» первокурсника позитивными социальными качествами (компетенциями).
Методика проведения социализационных занятий «Отбор содержания
социализации» и «Оценивание социализованности» позволяет определить дельту прироста
позитивной социализованности.
Каким образом? Рассмотрим этот вопрос подробно.
Преподаватель профессионального цикла, формируя комплект контрольно
оценочных средств по дисциплине, указывает показатели оценки результата освоенных
умений, усвоенных знаний, сформированности общих компетенций. Но как можно
определить, например, на сколько обучающийся «умеет нести ответственность за
собственные решения и поступки»? Оценка будет только субъективной.
Если данную таблицу представить в другом виде и применить методику в начале и в
конце изучения дисциплины/курса, то тогда можно увидеть дельту прироста позитивной
социализованности, и тогда оценка будет уже объективизированной.
Мы говорим об этом уверенно, так как данную методику, предложенную
профессором Молчановым, уже второй год применяем в Первомайском техникуме и
можем поделиться опытом.
Вернемся к традиционному планированию воспитательной работы. В начале года
классный руководитель спрашивает у обучающихся, какие они хотели бы провести
мероприятия в новом учебном году. Хорошо, если ребята активны. Но большинство из них
молчит, проявляя полное безразличие к происходящему. Из предложений ребят классный
руководитель составляет план мероприятий, т.е. воспитательной работы. Но часто
оказывается, что эти мероприятия не востребованы
Инновационность методики ОСС состоит в том, что она позволяет начать работу
куратора (классного руководителя) в каждом новом учебном году с вопросов:
«Какие качества вы, студенты, хотели бы обрести (освоить)?
Или:
«Какие качества вы цените в вашем сверстнике, в вашей сверстнице?»
После обработки ответов, куратор будет знать, ответ на вопрос ЧТО? Что
формировать, что воспитывать? Какие качества? Какие социальные компетенции?
О нашем опыте использования в воспитательной работе новых методик расскажет
коллега, классный руководитель Аскарова Т.И. (ответ на вопрос КАК?)
Хотелось бы отметить, что каждый студент (юноша или девушка) выступает как в
роли эксперта, так и в роли оцениваемого. Апробирование методик проходит в 15 группах.
Важно, что это будет оценка не со стороны классного руководителя, а со стороны
самих ребят, именно в конкретной группе, именно «здесь и сейчас».
Такой опрос может проводиться систематически, например, 1 раз в семестр, или по
окончанию учебного года. Сравнение числовых значений последовательно проведенных
опросов послужит для фиксации динамики изменений выраженности компетенций, для
фиксации дельты увеличения/уменьшения выраженности каждой компетенции. Это и будет мониторинг сформированности общих компетенций. Таким образом, мы получим ответ на
вопрос КАКОВ?
Уже сам процесс обработки экспертных листов даёт классному руководителю,
педагогупсихологу информацию для размышления.
После проведения нескольких
замеров можно проводить анализ воспитательной работы в группе, индивидуально со
студентом.
Педагогический персонал техникума осваивает обсуждаемые методики.
В рамках инновационной площадки проводятся:
заседания рабочей группы;
родительские собрания (общетехникумовские, в группах);
мастерклассы;
собрания классных руководителей и мастеров п/о.
Опыт внедрения методик проведения социализационных занятий «Отбор
содержания социализации» и «Оценивание социализованности» профессора С.Г.
Молчанова описан в статьях, опубликованных в журналах «Профессиональное образование
и рынок труда» (г. Екатеринбург), «Вестник Академии» (Института стратегии развития
образования РАО, г. Москва), сборник статей по итогам НПК в г. Тобольске,
«Инновационное развитие профессионального образования» (ЧИРПО).
Участие в конференциях, заседаниях:
Научнопрактическая конференция в г. Тобольске, 15.02.2016 г., Молчанов С.Г. ..
Заседание областного методического объединения заместителей директоров по
воспитательной работе, социальных педагогов, ЧИРПО, июнь 2016 г., Молчанов С.Г.,
Аскарова Т.И., Подшивалова Е.Н..
Научнопрактическая конференция в г. Троицке, педагогический колледж, октябрь
2016 г., Подшивалова Е.Н., Мартюшова М.В..
Совет директоров ПОО Коркинского муниципального района, май 2017 г.
Информация о деятельности инновационной площадки размещена на сайте
техникума в рамках открытого публичного Всероссийского смотраконкурса
образовательных организаций.
•
•
•
•
Работы предстоит много. Но уже сегодня большинство преподавателей техникума
уверены, что данные методики позволяют провести анализ и оценивание воспитательной
работы на всех уровнях управления: персональном, групповом, административном, а также
организовать эту деятельность исходя из потребностей студентов и их родителей, т.е.
выполнить социальный заказ.
Доклад на тему "Формирование позитивных социальных компетенций у обучающихся ПОО"
Доклад на тему "Формирование позитивных социальных компетенций у обучающихся ПОО"
Доклад на тему "Формирование позитивных социальных компетенций у обучающихся ПОО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.