«Формирования культуры здоровья у дошкольников»
Компоненты здорового образа жизни
Здоровье - это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.Класс!
МБДОУ МО Плавский район – детский сад п. Молочные Дворы
Доклад на тему:
«Формирования культуры здоровья у дошкольников»
Подготовила воспитатель:
Евмешкина С.А.
2018 год«Формирования культуры здоровья у дошкольников»
Здоровье это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.
Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма,
саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Здоровье это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического,
физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в
дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Дошкольное детство период интенсивного роста и развития организма и повышенной его
чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к
профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.
Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и
адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном
учреждении закономерностям формирования его организма.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный
путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период
идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма,
закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и
окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических
навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях
физической культурой и спортом.
Компоненты здорового образа жизни:
правильное питание;
рациональная двигательная активность;
закаливание организма;
развитие дыхательного аппарата;
сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
На этом и основана наша работа с детьми, которая предполагает различные формы,
средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.
Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные
соревнования и праздники («День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья»). Два
раза в год проводятся спортивные праздники (зимний и летний), в которых принимают
участие все группы детского сада.
В режиме дня и НОД мы рационально используем двигательные и эмоционально
психологические разгрузки (физкультурные минутки, минутки здоровья, двигательные
разрядки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, элементы релаксации).
На НОД по «Познанию» мы формируем представления детей о человеке как живом
существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от
образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека.Во время образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром
экологической направленности формируются представления дошкольников об условиях,
необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
В ходе физкультурнооздоровительной работы, а это: закаливающие процедуры в летний
период – зарядка на воздухе, босохождение по полу, обливание проточной водой всего
тела, сон без маек, воздушные ванны длительный период в теплое время. В зимний период
– это: зарядка, босохождение по коврику, умывание лица и рук до локтя, короткие
воздушные ванны. Всё это развивают физические, психические качества детей,
воспитывают самостоятельность.
Воспитываем у детей культурногигиенические навыки, которые предусматривают
формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта,
пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
Физкультурные досуги в нашей группе способствуют созданию условий эмоционального
восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их
систематизации. Их содержание направлено на обучение правильному и безопасному
поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Режимные моменты мы используем для формирования и закрепления у детей санитарно
гигиенических навыков, опыта закаливания.
Также средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у
дошкольников являются дидактические и сюжетноролевые игры, художественная
литература, продуктивная и предметнопрактическая деятельность. В сюжетноролевых
играх "Больница", "Семья» мы формируем у дошкольников поведение, способствующее
ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его
влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора,
использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно
гигиенических процедур.
Условия нашего детского сада соответствуют возрастным потребностям роста и
развития ребенка и обеспечивают его гармоничное развитие, обучение и воспитание.
Результативность такого процесса во многом зависит от того, насколько активно
участвуют в нем родители. Совместное участие родителей и детей в праздниках, досугах
и викторинах, посвященных физической культуре и здоровью неотъемлемая часть
созидания здоровья.
Родительская семья важнейший институт формирования культуры здоровья
подрастающих поколений. И для родителей в нашей группе оформлен стенд, где всегда
есть памятки, консультации о здоровье детей. Также мы привлекаем медицинскую
сестру для консультации наших родителей и сами консультируемся по вопросам
здоровья. Проводятся различные консультации, ознакомление родителей с содержанием
физкультурнооздоровительной работой в д/саду.