Доклад на тему: "Игровые технологии и их использование при обучении математике младших школьников"
Оценка 4.6

Доклад на тему: "Игровые технологии и их использование при обучении математике младших школьников"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
математика
Взрослым
18.11.2018
Доклад на тему: "Игровые  технологии и их использование   	при обучении  математике	 младших  школьников"
Счёт, простейшие вычисления, элементарные задачи близки первоклассникам, связаны с жизнью. Интерес к урокам поддерживается и разнообразной практической работой с наглядным счётным материалом, которая очень напоминает игру. В связи с этим особое значение приобретают в обучении игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
доклад.doc
Игровые  технологии и их использование   при обучении  математике младших  школьников           В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности, обеспечивающим основные  психические новообразования, является игра. По своей природе игра, отмечал Л.А.Венгер, это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет   игры,   берут   на   себя   соответствующие   роли,   распределяют   игровой материал,   намечают   и   развивают   содержание   игры,   выполняя   те   или   иные игровые действия.           Однако с приходом ребёнка в школу эти важные предпосылки свободной деятельности, заложенные в предшествующий дошкольный период, не всегда   находят дальнейшего подкрепления и развития. Зачастую учитель сам на уроке ставит   учебные   цели,   сам   определяет   содержание   и   последовательность   его освоения, сам оценивает успехи детей.                     Среди   младших   школьников,   особенно   первоклассников,   трудно встретить   тех,   кто   не   любит   считать,   решать.   Не   будем   заниматься исследованием   всех   причин   интереса   маленьких   школьников   к   занятиям математикой. Бесспорно то, что счёт, простейшие вычисления, элементарные задачи   близки   первоклассникам,   связаны   с   жизнью.   Интерес   к   урокам поддерживается и разнообразной практической работой с наглядным счётным материалом, которая очень напоминает игру.           Другая сторона дела – как усваивают учащиеся математические знания, умения и навыки. Интерес к внешней стороне занятий не всегда переходит в интерес к познанию.           Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса,  обращением   к   личности   ребёнка,  направленностью   на  развитие   его лучших качеств и формирование разносторонней полноценной личности.            Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей.  Обучение  должно  быть развивающим,  направленным  на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.           В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.            Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность   таких   процессов,   как   внимание   и   память.   Игровые   задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости и сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых  усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.                           Главное, чтобы игра органически сочеталось с серьёзным, напряжённым трудом,   чтобы   игра   не   отвлекала   от   учения,   а,   наоборот,   способствовала интенсификации умственной работы.                     При   интегрировании   в   ход   урока   дидактических   игр   нужно руководствоваться   не   только   необходимостью   повысить   познавательную активность   и   интерес   учащихся,   но   и   желанием   сформировать   адекватные взаимоотношения   в   коллективе,   помочь   младшим   школьникам   освоить социальные роли.   Во время игры личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь игры с жизнью очевидно. Это   позволяет   активно   реализовывать   в   игре   потребность   детей   в самоутверждении, в самореализации.                     Ролевые игры позволяют ребенку стать школой приобретения опыта   Игровая   модель общественной   жизни, жизнедеятельности   не   ощущается   как   тренажер   социальной   и   личностной   социальной   активности. активности, эта и есть сама жизнь, в которой всегда находится место творчеству и импровизации. Общепризнанным положением современных дидактических подходов к обучению   и   развитию   младших   школьников   является   мысль   о   том,   что математика   это   мощный   фактор   интеллектуального   развития   ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. И долг учителя – убедить ученика в интересе к предмету в изяществе и красоте математики. И это при том, что математика « ценна тем, что она ум в порядок приводит!» и в общем   случае   является   мощнейшим   аппаратом   дальнейшего   развития способностей младших школьников.           При использовании на уроке математики игрового метода важно, чтобы игровая   задача   совпадала   по   содержанию   с   учебной   задачей.   Только   таким путем   удается   обеспечить   мотивацию   учебной   деятельности,   показать   детям смысл в усвоении различных знаний и умений. И постепенно, усваивая все новые и   новые   виды   познавательной   деятельности,   младшие   школьники   начинают интересоваться собственно учебными задачами. Именно поэтому особенным для первого   класса   является   большой   объем   дидактических   игр,   упражнений игрового   характера   на   уроке.   В   начале   учебного   года   игровых   упражнений требуется   больше,   чем   в   дальнейшем   на   этапах   усвоения   материала   (при объяснении, закреплении).            В действующей программе по математике по каждой теме дается перечень типичных   игровых   упражнений,   ориентируясь   на   которые   можно   составить целый ряд других. По мере усвоения математических понятий, когда ставиться задача   повысить   уровень   абстрактного   мышления   детей,   роль   игрового материала меняется. Игровые ситуации используются прежде всего для того, чтобы объяснить смысл того или иного действия, понятия. И уже в старших классах   начального   звена   игровые   элементы   включаются   в   урок   на   этапе закрепления   знаний,   потому   что   они   –   самые   надежные   стимулы   в   момент выполнения тренировочных упражнений. Идея   использования   дидактической   игры   в   обучении   математики настолько велика, что учителя самостоятельно разрабатывают игровые сюжеты. Рассмотрим примеры разработанных сюжетно­ролевых игр.           Игра «Лучший летчик». Цель: Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10. Оборудование: рисунки самолетов.                  До игры учитель проводит небольшую беседу, выясняет у детей: «Кто хочет стать летчиком? Каким должен быть летчик? Что он должен хорошо знать и уметь ?»  На   доске   записано   3   столика   примеров,   ниже   их   рисунки   самолетов.   Выше каждого примера 3 ответа, 1 из них правильный, другие неверные. Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначается летчик. Учитель вызывает к доске 3­х   летчиков,   остальные   контролеры.   Каждый   из   них   производит   расчеты,   и правильно ведет свой самолет по намеченному курсу. В конце игры подводятся ее   итоги.   Учитель   показывает   на   пример,   контролеры   подтверждают   или исправляют путь движения самолета. Все правильные ответы записывают справа от примера, другие ответы стирают. Выявляют лучшего летчика.           Игра «Капитал». Цель: Проверить знания, умения и навыки по пройденной теме. Оборудование:   монетки,   карточки   с   названиями   городов,   карточки   для индивидуальной работы.           Перед уроком учитель раздает каждому ученику по 6 монеток, рисует на доске Банк Знаний. Учитель выступает в качестве президента Банка Знаний и предлагает всем учащимся открыть счеты. Минимальный вклад равен 4 монетам. Одно   правильно   выполненное   задание   соответствует   вложению   одного   или нескольких   монет.   Президент   Банка   предупреждает,   что   согласен   работать только с надежными клиентами. Для этого все должны пройти вступительные экзамены (тесты). I этап. Учитель предлагает одно задание для самостоятельной работы, например задание с заведомо ошибочным  решением. Дети выполняют задание и сверяют свои ответы с образцом. Те ученики, которые выполнили задание без ошибок,  отдают   свою   монету   в  Банк   Знаний  (кладут   в   коробочки).  Учитель сообщает   о   результатах   проверки   и  фиксирует   степень   надежности  (уровень подготовки) учеников.           II этап. Учитель предлагает познакомиться с банковской системой, узнать, в каких городах существуют филиалы нашего Банка Знаний, и раздает задания для   работы   в   парах.   У   каждой   пары   в   результате   выполнения   задания составляется название города из 7 букв. Учащимся предлагаются одни и те же задания,   но   набор   букв     у   каждой   пары   разный.   Ниже   приведем   пример указанных заданий для уроков математики. На доске записаны выражения:         1)  4 + 4 ,   2)  5 + 1 ,    3) 6 – 3 ,    4) 4 + 0 ,     5) 7 + 3 ,    6) 5 + 4 ,  7) 4 + 3 . На   партах   у   учеников   лежат   карточки   с   ответами.   Каждому   ответу соответствует   определенная   буква.   Вычислив   значения   первого   выражения ученики узнают первую букву и т.д. В результате у каждой пары получается название   города.   Учащиеся   находят   карточку   с   названием   этого   города   тем самым осуществляя самопроверку. Если ученик правильно решил примеры и нашел название города, то он «вкладывает» в Банк 2 монеты.             III этап. Учитель сообщает, что компания «Капитал», которая является учредителем   Банка   Знаний,   объявляет   20­   минутные   курсы   по   подготовке специалистов.   На   этом   этапе   учащимся   предлагаются   задания   трех   уровней сложности.   Каждый   учащийся   может   выбрать   для   себя   любой   уровень.   При правильном выполнении заданий первого уровня ученик «вкладывает» в Банк 1 монету, второго уровня – 2 монеты, третьего – 3 монеты.                   IV  этап. Подведение итогов работы. Учитель сообщает, что учащиеся, вложившие   в   ходе   игры   в   банк   по   4   монеты,   становятся   вкладчиками, вложившие   по  5   монет,  становятся   агентами   Банка,   вложившие   по  6   монет, становятся консультантами.            Игра «Домино». Цель: Проверка навыка сложения и вычитания до 5, установления соответствия между числом рисунков и цифрой. Оборудование: карточки, на первой половине которого некоторое количество рисунков, а на второй половине – выражение.             Детям раздаются по 3 – 4 карточек и дается задание построить цепочку из карточек.   В   ходе   игры   учащиеся   закрепляют   навык   сравнения,   быстроту вычислений, развивают внимательность.            Игра «Чей номер телефона ? » Цель:   Закрепление   навыков   вычитания   вида   10­   ,   математическую терминологию, развитие внимания, памяти.                     Учитель   читает   примеры,   используя   изученную   математическую терминологию.   Дети   записывают   ответы.   В   результате   в   тетрадях   окажутся записанным номер телефона одного из учеников.             Конечно, качество проводимых игр на занятиях математики во многом зависит от личности учителя, знания детской психологии, владения классом.                   Систематическое  применение обучающих игр приводят к тому, что игровые   интересы   стимулируют   познавательные,   которые   в   последствии становятся   ведущими   в   учебной   деятельности   ребенка.  Игра   должна   помочь сделать   серьезный   напряженный   труд   занимательным   и   интересным   для учащихся. Список литературы 1. Педагогика:   Учебное   пособие   для   студентов   высших   педагогических учебных   заведений/   Сластенин   В.А.,   Исаев   И.Ф.,   Шиянов   Е.Н.;   под редакцией Сластенина В.А.. . – М., 2002.­576 с. 2. Азнабаева Ф.Ф.  Обучаем развивая. – Уфа: Китап, 2004.­ 120 с. 3. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 1989.­ 47 с. 4. Шабалина   З.П.   Твой   первый   класс,   учитель:   Кн.   Для   учителя.  –   М.: Просвещение, 1993.­ 191 с.    .

Доклад на тему: "Игровые технологии и их использование при обучении математике младших школьников"

Доклад на тему: "Игровые  технологии и их использование   	при обучении  математике	 младших  школьников"

Доклад на тему: "Игровые технологии и их использование при обучении математике младших школьников"

Доклад на тему: "Игровые  технологии и их использование   	при обучении  математике	 младших  школьников"

Доклад на тему: "Игровые технологии и их использование при обучении математике младших школьников"

Доклад на тему: "Игровые  технологии и их использование   	при обучении  математике	 младших  школьников"

Доклад на тему: "Игровые технологии и их использование при обучении математике младших школьников"

Доклад на тему: "Игровые  технологии и их использование   	при обучении  математике	 младших  школьников"

Доклад на тему: "Игровые технологии и их использование при обучении математике младших школьников"

Доклад на тему: "Игровые  технологии и их использование   	при обучении  математике	 младших  школьников"

Доклад на тему: "Игровые технологии и их использование при обучении математике младших школьников"

Доклад на тему: "Игровые  технологии и их использование   	при обучении  математике	 младших  школьников"

Доклад на тему: "Игровые технологии и их использование при обучении математике младших школьников"

Доклад на тему: "Игровые  технологии и их использование   	при обучении  математике	 младших  школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018