ДОКЛАД на тему «Индивидуальное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
классное руководство
Взрослым
06.02.2017
Трудоустройство молодого специалиста и начало работы по специальности - важнейший этап его профессиональной жизни, а успешность трудоустройства - один из главных показателей качества образования. Действенным механизмом реализации важных социальных функций является комплексная система профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и социально-трудовой адаптации обучающихся.
В данном докладе рассматривается как в комплексе реализуется работа в этом направлении в учебном заведении.Действенным механизмом реализации важных социальных функций является комплексная система профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и социально-трудовой адаптации обучающихся.
Индивидуальное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Черногорский техникум торговли и сервиса»
«Индивидуальное сопровождение профессионального
ДОКЛАД
самоопределения обучающихся в условиях
непрерывности образования»
Специальность СПО 100801: Товароведение и экспертиза качества потребительских
товаров.
Из опыта работы Обручевой И.В., преподавателя,
кураторы группы 1ТЭ2ТЭ
20132015 года выпуска.
г. Черногорск, 2016 г.
«Каждый человек, по моему разумению,
является должником своей профессии»
Бэкон Ф.
Трудоустройство молодого специалиста и начало работы по специальности
важнейший этап его профессиональной жизни, а успешность трудоустройства один
из главных показателей качества образования.
1 В настоящее время вопросы занятости и трудоустройства выпускников
учреждений профессионального образования приобретают особую актуальность.
Одной из серьёзных проблем для молодёжи является сложность
усугубляется неадекватностью самооценки,
которая
трудоустройства,
пассивностью, нежеланием самостоятельно вести поиск работы, отсутствием
грамотного поведения на рынке труда.
Поэтому одним из значимых направлений работы техникума становится
содействие занятости выпускников и уделяется особое внимание.
Действенным механизмом реализации важных социальных функций является
комплексная система профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и
социальнотрудовой адаптации обучающихся.
В нашем учебном учреждение эта работа ведётся комплексно в нескольких
аспект
выступление
хочу
затронуть
своём
направлениях.
В
ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ВЫПУСКНИКА.
карьеры», одним из авторов которого являюсь.
РАЗВИТИЯ
С этой целью разработан и реализуется проект «Шаги
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
Цель проекта: формирование у обучающихся групп способности выбора и
проектирования будущей профессиональной деятельности, опыта трудовых и
производственных отношений, умений строить карьеру, адаптироваться на
производстве.
Работа в этом направлении ведётся поэтапно.
На 1 этапе общая подготовка, которая осуществляется на основе ФГОС с
учётом современных подходов к выбору технологий и форм обучения. И здесь
большое внимание отводится учебным и производственным практикам по
профессиональным модулям:
ПМ.01 Управление ассортиментом товаров;
ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров;
ПМ.03 Организация работ в подразделении организации.
Обучающиеся проходят следующие виды учебных практик:
УП. 01.01 Выполнение работ по управлению ассортиментом товаров (108 ч.);
УП 02.01 Выполнение работ по оценке качества товаров (72 ч.),
где получают первоначальные умения и навыки работы по специальности.
Прохождение производственных практик по ПМ, а именно:
2 ПП.01.01 Управление ассортиментом товаров (72 ч.);
ПП 02.01 Оценка качества товаров (36 ч.);
ПП 03.01 Организация работ в структурном подразделении организации (36 ч.),
закрепляет определённые трудовые приёмы на рабочем месте.
Преддипломная практика на предприятие в объёме 144 ч. совмещает в себя все
виды практик профессиональных модулей, способствует формированию и
закреплению у будущих выпускников профессиональных намерений.
Все виды практик помогают студентам по специальности Товароведение и
экспертиза качества потребительских товаров овладевать профессиональными
компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Управление ассортиментом товаров.
ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.
ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.
ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.
ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.
5.2.2. Проведение экспертизы и оценки качества товаров.
ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.
ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.
ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении
товароведной экспертизы.
5.2.3. Организация работ в подразделении организации.
ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности
организации.
ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ
исполнителями.
ПК 3.5. Оформлять учетно‐отчетную документацию.
2 этап – специальная подготовка, направленная на формирование
предпринимательских компетенций и приобретения навыков построения
предпринимательской карьеры. Для этого будущим выпускникам необходимо
обладать таким качеством, как мобильность, иметь нестандартное мышление и уметь
нести ответственность за принятые решения.
Применяются урочные и внеурочные формы работы и используются
нестандартные формы и методы обучения в виде: предпринимательских игр,
конференций, круглых столов, деловых игры, семинаров.
3 Для обучающихся выпускных групп проводим следующее мероприятия:
круглый стол «Секреты общения в поисках работы», семинары – практикумы
«Адаптация обучающихся на рынке труда», испытание «Кадровый подиум».
Приобретённые умения на этом этапе помогут в будущем выпускникам учебных
заведений подготовиться более серьёзно к собеседованию и первой встрече с
работодателем.
Практические занятия проводятся в форме деловой игры «Открытие фирмы» и
«Создание бизнеспроекта», где обучающиеся учатся регистрировать фирму в
налоговых органах и рассчитывать показателей экономической деятельности
предприятия.
С целью повышения уровня профессионализма, обучающиеся группы
принимают участие в мероприятиях различного уровня, таких как «Ярмарка
вакансий рабочих мест», конкурс «Рабочая смена Хакасии», Республиканская
профессиональная
олимпиада «Лучший по профессии Продавец»,
республиканская студенческая конференция «Открытая трибуна», республиканский
этап Национального чемпионата «Карьера в России». Имеются результаты, которые
представлены на слайде.
Кроме этого организуются экскурсии на предприятия города и встречи с
работодателями предприятий города. Работодатели города или их уполномоченные
лица участвует в работе предметно цикловой комиссий «Сферы обслуживания» и
экзаменационных комиссий промежуточных и итоговых аттестаций. Налажено
сотрудничество с ИП Вербиановой Светланой Алексеевной, директором ООО
«Командор» Гибадулиной Лидией Витальевной, директором торг сервиса №3
«Светофор» Ларченко Еленой Алексеевной, директором ТЦ «Октябрьский»
Никитиной Оксаной Сергеевной. Взаимодействие с работодателями помогает
устроить студентов на практику и отличившихся учеников трудоустроить после
выпуска.
Всё это в комплексе позволяет у студентов формировать
общепрофессиональные компетенции и развивать проектнопредпринимательские
компетенции.
4 А для того, чтобы отследить путь становления студента как будущего
профессионала, ведётся ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВЫПУСКНИКА группы на протяжении
3 х лет, после выпуска (Приложение 1). Осуществление обратной связи со
студентами выпускной группы по устройству на работу свидетельствует об их
востребованности на рынке труда и позволяет составить географию трудоустройства
выпускников техникума.
Ожидаемым результатом профессиональной ориентации должно стать
личностное профессиональное самоопределение
деятельности.
студента в выбранной
Эффективность работы проекта «Шаги карьеры» оценивается
мониторингом трудоустройства выпускников и регулярным взаимодействием с ними
(рис 1 «Мониторинг трудоустройства выпускников» группы 20132015 года
выпуска).
12
11
12
10
8
6
4
2
0
1
1
3
2
2
1
1
2015 г.
Ряд 3
Анализ трудоустройства выпускников показал:
Выпуск группы 17 человек. Из них, после окончания учебного года в 2015г.
трудоустроены 12 чел.(70,6%), в 2016 году – 13 чел. (76,5%). В сфере торговли в
2015 году работали 11 чел. (64,7%), в 2016 году 70,6%. Рост составил 5,9%. В службе
занятости населения г. Черногорска в 2015 г. состояло 2 чел. (11,8%), в 2016 г. они
были сняты с учёта в связи с трудоустройством. В отпуске по уходу за ребенком, в
2015 году находились 2 чел. (11,8%), в 2016 г. – 3 чел. (17,6%). Проходил службу в
5 армии 1 чел. (5,9%), в дальнейшем он продолжил обучение, успешно закончил и в
данный момент трудоустроен.
В
ходе проделанной работы были выявлены определённые трудности,
связанные с трудоустройством выпускников:
1.
Работодатели принимают на работу выпускников без заключения трудового
договора, что является нарушением Трудового законодательства. Подтверждающие
документы (Трудовые книжки) факта приёма на работу смогли предоставить 2
человека.
2.
По квалификации «Товароведэксперт», обучающихся сразу не принимают, они
работают по рабочим профессиям: продавецконсультант, продавец, контролёр
кассир, экспедитор по перевозки грузов и т.п.
3.
Лицам, оставшимся без попечения родителей, выгоднее состоять на учёте в
службах содействия по трудоустройству (Центры занятости населения), так как
выплаты этой категории граждан больше, чем заработная плата.
4.
Девушки, как правило, уже на последнем курсе, а также вскоре после
окончания учебного заведения готовятся стать мамами и поэтому находятся в
отпусках по уходу за детьми до 3 лет.
5.
Парни после окончания учебного заведения проходят службу в рядах
Вооружённых сил.
Все это несколько снижает показатель трудойстройства выпускников.
Тем не менее,
результаты работы проекта «Шаги карьеры» имеются.
Отслеживая профессиональную карьеру каждого выпускника группы по
специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» на
данный момент, нужно отметить следующее (рис 2):
%
17.6
5.9
76.5
82.4
трудоустроены
предпринимательс
тво
в т.ч. В сфере
торговли
в декретном
отпуске
82,4 % выпускника
трудоустроены, 76, 5% работают в сфере торговли;
6
1 чел из них (5,9 %) открыл своё дело и стал предпринимателем, и это
подтверждает данный документ (слайд Свидетельство государственной регистрации
физического лица).
Всё это свидетельствует о том, что предложенная система профессионального
самоопределения и сопровождения профессиональной карьеры обучающихся
помогает пройти профессиональную, производственную и социальную адаптацию
будущих квалифицированных рабочих и специалистов, готовит молодёжь к трудовой
деятельности, укрепляют у неё мотивацию выбора профессии или специальности. А
это, в свою очередь, способствует созданию ситуации успеха в профессиональной
деятельности,
компетенций, которые в дальнейшем помогут выпускнику выстроить свою карьеру.
развитию общепрофессиональных и предпринимательских
«В том, что касается будущего, я повторяю одно:
за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца.
Не обязательно достигать какогото звездного успеха,
но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно»
Де Ниро Р.
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
профессионального развития выпускника 2015 года
Черногорский техникум торговли и сервиса
Фамилия Имя Отчество
Наименование получаемой специальности
СПО
Номер учебной группы
Дополнительные квалификации
Место прохождения производственной
практики
Реквизиты договора о целевой контрактной
подготовке (при наличии)
Контактные данные (тел, email)
Цели трудовой деятельности выпускника:
Приобретение практических умений опыта деятельности полученной специальности и
приобретение профессиональных компетенций в условиях реального производства
План достижения выпускником поставленных целей
7 Месяц
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Наименование мероприятий
Ожидаемый результат
Производственная практика
Подготовка выпускной квалификационной работы
Защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к поступлению в образовательную
организацию высшего образования ПГВ
Подготовка к поступлению в образовательную
организацию высшего образования ПГВ
Оформление приема на работу
Работа по специальности
Работа по специальности
Работа по специальности
Мониторинг реализации плана достижения выпускником поставленных целей
4 неделя месяца
Теоретическая
1 неделя месяца
Теоретическая
2 неделя месяца
Теоретическая
3 неделя месяца
Теоретическая
Месяц
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
подготовка
подготовка
подготовка
подготовка
Условные обозначения
Вид деятельности
Производственная практика
(преддипломная)
Подготовка выпускной
квалификационной работы
Защита выпускной
квалификационной работы
Оформление приема на работу
Работа по специальности
Работа не по специальности
Подготовка к поступлению в
образовательную организацию
высшего образования
Обучение в образовательной
организации высшего образования
Профессиональная переподготовка
Код
ПДП
Вид деятельности
Повышение квалификации
ПВКР
Внутрикорпоративное обучение
ЗВКР
ОПР
РС
РНС
ПГВ
ОВ
ПП
Нахождение на учете в центре
занятости
Отпуск по беременности и родам
Отпуск по уходу за ребенком до
достижения им возраста трех лет
Призыв в Вооруженные Силы
Российской Федерации
Военная служба в Вооруженных
Силах Российской Федерации
Перевод на другую работу
Увольнение с работы
Код
ПК
ВКО
ЦЗ
РО
ОЖ
ПВС
СВС
ПВ
УВ
8 Сведения о трудоустройстве выпускника
Дата трудоустройства
Предприятие (организация)
Должность (место работы)
Необходимость обучения,
переподготовки
Условия трудоустройства
(постоянная или временная
работа)
Другие характеристики
Сведения о продолжении образования выпускника
Дата поступления
Наименование образовательной
организации
Специальность/наименование
программы дополнительного
профессионального образования
Форма обучения
Другие характеристики
Выводы по результатам мониторинга достижения выпускником
поставленных целей
9
ДОКЛАД на тему «Индивидуальное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»
ДОКЛАД на тему «Индивидуальное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»
ДОКЛАД на тему «Индивидуальное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»
ДОКЛАД на тему «Индивидуальное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»
ДОКЛАД на тему «Индивидуальное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»
ДОКЛАД на тему «Индивидуальное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»
ДОКЛАД на тему «Индивидуальное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»
ДОКЛАД на тему «Индивидуальное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»
ДОКЛАД на тему «Индивидуальное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.