Доклад на тему: «Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся»
Оценка 4.9
Педсоветы +1
docx
администрации
5 кл—11 кл
19.11.2018
Какой должна быть новая модель образования и как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса изменить свою работу с целью выполнения социального заказа, и сделать привлекательной эту модель для самих учащихся? Одним из решений этой проблемы может быть организация учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской, проектной деятельности, что способствовало бы формированию выше указанных качеств будущих выпускников.
sistemy controlya.docx
Глазковский филиал имени Героя Советского Союза Н.Н.Шерстова
МБОУ Кочетовская СОШ
Методический семинар
доклад на тему: «Инновационные системы
контроля и оценки знаний учащихся»
Подготовила учитель математики Щекочихина Л.А.
1 2018
«Человек, который работает, нуждается в
определенном отношении к тому, что он
делает, испытывает потребность в том,
чтобы результаты его труда оценивались.
Больше всего он нуждается в одобрении, в
положительной оценке.»
(Липкина А.И.)
Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся
В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой
“обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда
учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Контроль знаний
является одним из основных элементов оценки качества образования. Педагоги ежедневно
контролируют учебную деятельность своих учеников путем устных опросов во время
занятий и путем оценки различных письменных работ.
Цели оценки знаний и умений учащихся:
диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках
деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что
результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами,
выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает допустимый уровень, что,
очевидно, ограничивает ее ценность.
Различия между оценкой и отметкой.
Оценка – отношение к результату проверки знаний в сравнении с эталоном (требования
программы). Отметка – это зафиксированный в баллах результат оценки (пятибалльная
шкала, процентная шкала, диаграмма успешности…).
• Оценка процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
• Отметка результат этого процесса, его условноформальное (знаковое) выражение
(выражает субъективное мнение, впечатление).
• Функции отметки:
•
•
•
контролирующая
(на каком уровне усвоен материал);
стимулирующая
2 •
•
•
•
•
•
•
•
констатирующая
(занимается ученик по этому предмету или нет);
уведомляющая
(какой балл получил ученик за изученный материал);
карательная
(все нормально в учебе или пора принимать меры);
регулирующая
(позволяет добывать положительные отметки).
Почему технология оценивания занимает сегодня все более важное место?
• Меняется формат: автономия учащегося – необходима техника мониторинга и
самооценки.
• Меняется среда : возможность мерить то, что раньше было неизмеряемо.
• Оценивание все больше становится механизмом развития учащегося (формирующее
оценивание).
• Оценивание становится механизмом развития образовательного учреждения и всей
системы образования страны.
• Качественное оценивание необходимо для подотчетности обществу.
Новые формы оценивания знаний.
• Создание условий для включения в самостоятельную познавательную
деятельность учащихся;
• Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели,
обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации
успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального
фона;
• Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
• Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для
развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и
обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не
теряющимися в любой жизненной ситуации.
Традиционные и новые средства оценки результатов обучения
3 В педагогической теории и практике различают следующие виды контроля: текущий,
промежуточный и итоговый.
Текущий контроль основной вид проверки знаний, умений и навыков учащихся. Его
задача регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он
позволяет получать первичную информацию о ходе и качестве усвоения учебного
материала, а также стимулировать регулярную, напряженную и целенаправленную работу .
Этот контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с
изложением закрепляемым повторением и применением учебного материала.
Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося,
допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в
системе знаний, умений и навыков познавательной деятельности. Диагностика помогает
получить достоверные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного
процесса.
Нельзя допускать больших интервалов в контроле. Иначе ученики перестают регулярно
готовиться к занятиям, а, значит, и систематически закреплять пройденный материал.
Периодический (рубежный) контроль позволяет определять качество изучения
учащимися учебного материала по разделам, темам, предметам. Обычно такой контроль
проводится несколько раз в полугодие. Примером такого контроля могут служить
контрольные работы.
Рубежный контроль, как правило, охватывает учеников всего класса и проводится в виде
устного опроса или письменных работ.
Обязательные контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения
темы или раздела (модуля). Сроки их проведения необходимо определять таким образом,
чтобы избежать перегрузки учащихся
Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление
степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных в результате
изучения отдельного предмета.
Итоговый контроль это интегрирующий контроль и именно он позволяет судить об общих
достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение
и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания и умения на новый
уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в
большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно
интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.
Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, модульную и
рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения
автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни
одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может.
Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью
4 эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый
контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.
Однако не все тесты могут дать желаемый результат. Пользоваться необходимо
соответствующими тестовыми измерителями, разработанными и проанализированными в
соответствие с правилами и требованиями тестологии, на уровне мировых стандартов. При
этом в настоящее время такой тестовой продукции пока слишком мало. В нашей стране
только создаются службы сертификации тестовых материалов. Недостаточно
квалифицированных специалистов, способных обеспечить высокое качество создаваемых
тестов. В связи с чем целесообразно каждому педагогу, школе создавать свой тестовый
банк на основе требований Центра тестирования МОиН РФ для проведения внутреннего
тестового контроля знаний по всем предметам и направлениям подготовки выпускников.
Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной
учебной работы в течение всего учебного года.
Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной
четырехбалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого
учащегося.
Рейтинг (от английского «rating») это оценка, некоторая численная характеристика
какоголибо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная
оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». В вузовской практике рейтинг это
некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале
(например, 20балльной или 100балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и
уровень знания учащегося по одному или нескольким предметам в течение определенного
периода обучения (семестр, год и т.д.).
Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже давно; она
применяется во многих западных университетах и некоторых вузах России.
Процесс внедрения рейтинговой системы в школах нашей страны связан с изменением
образования в соответствие с современными запросами общества, которое должно
сопровождаться изменением стратегии обучения, и, способов оценки достижений
обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для
проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного
взаимодействия чему будет способствовать рейтинговая система оценки знаний, которая
может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным
задачам.
Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:
1) учитывает текущую успеваемость учащегося и тем самым значительно активизирует его
самостоятельную и равномерную работу в течение всей четверти;
2) более объективно и точно оценивает знания учащегося за счет использования дробной
100бальной шкалы оценок;
3) создает основу для дифференциации учащегося, что особенно важно при переходе на
многоуровневую систему обучения;
5 4) позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым учащимся.
В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме понятия
«диагностика» все чаще стали использовать понятие «мониторинг».
Под мониторингом в системе «педагог обучающийся» понимается совокупность
контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием
процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися
материала и его корректировку.
Иначе говоря, мониторинг это непрерывные контролирующие действия в системе
«педагог обучающийся», позволяющие наблюдать и, по мере необходимости,
корректировать продвижение обучаемого от незнания к знанию. Мониторинг это
регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном
процессе.
В педагогической науке выделяют шесть функций мониторинга.
Таблица 1
Функция
педагогическо
го
мониторинга
Характеристика
интегративна
я
обеспечивает комплексную характеристику процессов,
происходящих в системе образования
диагностическ
ая
оценка состояния системы образования и происходящих в ней
изменений
экспертная
осуществление экспертизы состояния, концепций, форм, методов
развития системы образования
информационн
ая
регулярное получение информации о состоянии и развитии системы
образования
эксперимента
льная
поиск и разработка диагностических материалов и апробация их на
технологичность, надежность
образовательн изучение и удовлетворение образовательных потребностей
педагогов по проблемам контрольнооценочной деятельности
6 ая
Мониторинг качества образования призван сыграть особую роль в управлении качеством
образования. Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в
образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через
внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как
правило, государственными органами (внешний мониторинг).
Современная мировая образовательная практика исходит из нескольких фундаментальных
подходов к построению, описанию и анализу образовательных процессов, каждый из
которых определяет основные особенности процессуального содержания. Рассмотрим три
основных понятия теории управления качеством образовательных процессов: оценка,
диагностика и мониторинг.
Оценка представляет собой единовременное действие или взаимодействие между
преподавателем и учеником, результатом которого является количественный или
качественный результат, отражающий достижения субъекта на определенном этапе
образования.
Диагностика, в отличие от оценки, предполагает не только оценку, но и сравнение этой
оценки с некоторыми стандартизированными нормами. Соответственно, диагностика, как
правило, применяется не чаще двух раз на протяжении одного курса: в начале изучения
(диагностика остаточных знаний или входного уровня компетентности) и в конце изучения
(диагностика уровня достижений).
Мониторинг включает в себя и оценки и диагностику, однако не сводится ни к тому, ни к
другому. Задача мониторинга, в организации целостной системы оценивания и
диагностики, позволяющей не только получать объективную информацию о ходе и
результатах образования, но о состоянии и динамике всех образовательных факторов,
включая содержание, технологии, результаты и способы их оценки.
В теории социального управления мониторинг рассматривается как механизм контроля и
слежения за качеством образования. В процессе мониторинга выявляются тенденции в
развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия
принимаемых решений. Иными словами, в рамках мониторинга проводится выявление и
оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная
связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности
педагогической системы ее конечным целям.
Описание любой системы мониторинга должно предполагать выяснение следующих
моментов:
название модели мониторинга;
краткое описание способа применения методики;
контекст модели (где и при каких условиях модель эффективна);
7 внутренние возможности оптимизации модели;
управление (указания по разработке и внедрению методики);
требования, предъявляемые к студентам, задействованным в проведении системы
мониторинга;
требования к материальнотехническому обеспечению учебного заведения, на базе
которого будет применяться разработанная система;
интегративная модель оценивания (указания по использованию текущих оценок на
промежуточной или итоговой аттестации);
принципиальные преимущества и недостатки модели.
8
Доклад на тему: «Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся»
Доклад на тему: «Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся»
Доклад на тему: «Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся»
Доклад на тему: «Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся»
Доклад на тему: «Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся»
Доклад на тему: «Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся»
Доклад на тему: «Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся»
Доклад на тему: «Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.