Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».
Оценка 4.6

Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
труд
Взрослым
06.02.2017
Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».
В работе описан опыт работы по использованию нестандартных форма и методов обучения с обучающимися по профессии НПО "Продавец, контролёр-кассир". Раскрыты преимущества такого подхода к обучению и описаны применяемые автором формы и методы работы. Описаны урочные формы обучения в виде уроков -практикумов, уроков--конкурсов и неурочные формы обучения в виде проведения семинаров-конференций.Представлен опыт работы по применению нестандартных форм и методов обучения.
Нестандартные формы.doc
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Республики Хакасия  «Черногорский техникум торговли и сервиса» Доклада по теме:    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ». (из опыта работы преподавателя  Обручевой И.В.) Введение  «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего,  разбудить у учеников серьёзную любовь к нему,  доказав превосходства этого предмета, его пользу,  приятность и что только можно». Ян Амос Каменский. Требования современного производства к профессиональной подготовке специалиста подразумевает   наличия   у   него   умения   осуществлять   непрерывное   самообучение, совершенствование   профмастерства,   доподготовку,   объём   которой   он   сам   же   должен определять. С этих позиций вполне объяснимо, что формирование у учащегося на всех этапах обучения готовности к самообразованию в обязательном порядке предполагает наличие предварительно сформированных общетехникумовских   умений, которые позже должны перерасти в навыки.             Такой подход заставляет искать те формы образовательной деятельности, которые бы всерьёз   и  по­настоящему  стимулировали   бы  познавательную   активность   обучающихся. Итогом этого поиска и стало изучение использования нестандартных форм и методов обучения, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.  Преимущество этих форм обучения перед другими состоит в том, что они, ­ во­первых, создают разнообразные условия для позитивной самореализации ребёнка, тем самым, способствуя развитию его индивидуальности; ­   во­вторых,   стимулируют   его   творческую   активность,   активность   познающей   мир личности; ­ в – третьих,   ­  в предупреждение утомления и  создание комфортной среды обучения и воспитания.           И таким образом, способствуют  формированию  качеств, выражающихся в умении управлять своим эмоциональным состоянием.         Организация педагогического процесса профессиональной подготовки специалистов на   основе   такого   подхода   позволит   повысить   качество   и   эффективность   учебного процесса,   активизирует   познавательную   деятельность     обучающихся     и   расширить границы конкурентоспособности выпускников.                          Главная роль по формированию у обучающихся устойчивого профессионального интереса   к   выбранной   профессии   отводится   мастеру   производственного   обучения/ преподавателю   учебной   практики,   так   как   они   вводят   обучающихся   в   мир профессии/специальности.   Преподаватели   междисциплинарных   профессиональных курсов тоже вносят свою лепту по профессиональной подготовки учащихся.   Ещё М.В. Ломоносов писал, что «при обучении школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство. Все средства хороши, если они могут пробудить интерес к предмету, любознательность или, наконец, просто   любопытство,   что   тоже,   полезно».   Поэтому   выбранные   формы   и   методы нестандартного подхода к обучению должны способствовать  повышению качества знаний студентов и профессиональному становлению обучающихся. Конечно, урок, в том числе и по экономическим соображениям, долго будет оставаться основной формой обучения, но уже не единственной. Всё новые и новые формы образования уже прокладывают себе путь во все ступеньки образования.  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ УРОЧНОЙ И НЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        В практике своей работы  использую  следующие  нестандартные формы и методы обучения урочной и неурочной деятельности 1.1. УРОКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ          Игровое моделирование не случайно завоевало столь прочные позиции в педагогике, поскольку   опирается   на   природные   качества   и   потребности   растущей,  развивающейся личности   на   каждом   возрастном   этапе.     Игра,   если   она   правильно   педагогически сконструирована   и   организована,   больше,   чем   какая­либо   другая   деятельность,   даёт возможность свободно выражать эмоции, развивают интеллект и практические учебные навыки.   Не случайно такой большой мастер воспитания, как В.Н. Терский, выдвинул формулу: «игра­ творчество­ жизнь».          В практике работы применяются различные виды игр: театрализованные, ролевые, деловые,   дидактические   и   используются   как   форма   проведения   урока   или   элемент игровой   ситуации.   В   методике     проведения   урока,     игра   может   стоять   в   различных структурных   элементах:   её   можно   провести   в   начале   урока   для   создания   мотивации урока, в конце – для проверки знаний и поставить  в середине урока – для изучения, закрепления или обобщения всего программного материала. Не обязательно привлекать абсолютно всех учащихся к игровой деятельности, но надо всем показать, насколько игра может быть полезной каждому.        Игровая форма позволяет педагогу, с одной стороны, совместно с воспитанниками участвовать   в   деятельности,   организовывать   её,   а   с   другой   стороны   –   активно   и целенаправленно   воздействовать   на   воспитанников.   Для   того,   чтобы   игра   пошла, необходимо всем её участникам, независимо от возраста, выполнять правила и требования ролей, которые они берут во время игры.               На   уроках   производственного   и   теоретического   обучения   часто   используются дидактические   игры   разнообразные   по   формам   и   целям:   «Найди   ошибку»,   «Снежный ком», «Лото», «Заполни кроссворд», «Переводчик» ­ при заучивании профессиональных терминов. Использование в процессе обучения д/и по форме и содержанию, способствует активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей. Повышает качество усвоения учебного материала.                 Очень помогают игровые ситуации, которые оживляют учебный процесс и создают атмосферу раскованности и свободы   мышления. Изучая темы культуры обслуживания покупателей,   с     учащимися     моделируем   ситуации   и     разыгрываем   в   парах   правила профессионального   поведения   продавца,   агента.   Назидания   сменяются   коллективной работой,   находящей   своё   выражение   в   театральном   действие   или   игре,   диспуте   или семинаре, где равнодушие сменяется заинтересованностью, а преподаватель становится зрителем.                     Деловая игра является способом активизации учебной деятельности и наиболее интересной формой проведения уроков производственного обучения, т.к. она наиболее приближенна к максимальным условиями здесь наиболее важно определить проблему, с которой учащиеся должны справиться.         Игровой характер учебной деятельности. Внесение в ней элементов театрализации, импровизации, соревновательности значительно повышает интерес к учению. 1.2. УРОКИ­ПРАКТИКУМЫ             Чтобы   учащиеся   могли   учиться   работать   самостоятельно,   применяются   уроки­ практикумы, которые заставляют проявлять мыслительную деятельность и творческую активность   обучающихся.   Уроки­практикумы   можно   использовать   как   на   уроках производственного обучения, так и на уроках спецтехнологий.                    Часто   такой   вид   урока   применяется   по   предмету   «Деловая   культура»   при прохождении тем, связанных с профессиональной этикой и психологией общения, так как наиболее   ответственная   и   вместе   с   тем   сложная   задача   курса  выработать   у   будущих продавцов   квалификацию   в   вопросах   обслуживания   покупателей.   Основой   такой квалификации служат теоретические знания в сочетании с практическими умениями и навыками.                  Если это проходит на занятиях учебной практики и рассматриваются темы по изучению   ассортимента   какой­либо   группы   товаров,   то   такой   урок     проходит   в   виде практической работы.  Педагог вначале объясняет материал, рассказывает о ассортименте товаров определенной группы, об основных требованиях к качеству и методах контроля качества, о расфасовке, упаковки и маркировки, а затем предлагается учащемся самим поучаствовать в эксперименте, т.е. определить качество и сорт определённой продукции. Работу   можно   проводить,   используя   как   групповые   формы   работы   с   группой,   так   и парные.   Суть   такой   формы   работы   заключается   в   следующем,     что   когда   каждый учащейся   сам   участвует   в   роли   эксперта   по   определению   качества   товаров,   то значительно   повышается   интерес   к   результатам   труда   и   лучше   запоминается   и усваивается материал, причём осмысленно. После проведённой экспертизы обязательно проходит обсуждение, и подводятся итоги. Такая форма проведения занятия  требует от обучающегося максимума энергии, ума, выдержки и через усилие ведёт к удовольствию, при этом увлекая всех участников процесса, снимает усталость.             Таковы   в   самых   общих   чертах         отдельные         звенья   единого      учебно­ воспитательного    процесса.   Каждое   из  них неразрывно связано с остальными, но решает разные задачи и соответственно требует подкрепления различным практическим материалом и неодинаковой формы его подачи. 1.3. УРОКИ ­ КОНКУРСЫ        Программа учебной практики по всей свой обширности и ограниченности отведённых на него учебных часов оставляет обучающимся мало времени для проявления усвоенных знаний, умений и навыков. Решить эту проблему помогают, в том числе уроки ­ конкурсы, позволяющие продемонстрировать эрудицию, расширить кругозор, знания по изучаемой теме   и   навыки   работы   на   торговом   оборудовании.   Такие   уроки   лучше   проводить   в преддверии   итоговой   проверочной   работы,   когда   учащиеся   овладели   необходимым объёмом знаний, умений, навыков.                Такая форма обучения воспитанников профессии является обязательной  во время проведения недели профессионального мастерства,  где выявляются лучшие студенты по профессии/специальности.   Обязательно   до   конкурса   необходимо   провести предварительную   беседу   с   обучающимися,   чтобы   их   заинтересовать,   вызвать   желание участвовать в нём.                 Конкурсы профессионального мастерства включают следующие обязательные этапы:  Визитка   участника   или   участников   команды,  где   они   должны   рассказать   о   том, почему   они   выбрали   свою   профессию/специальности,   и   представить   свои творческие планы на будущее.  Теоретический   тур,   который   включает   вопросы   по   истории   возникновения осваиваемой   профессии,   профессиональным   терминам,   технологии   розничной торговли, правилам использования и применения технологического оборудования и т.д. и разбор торговых ситуаций.  Практический тур, где учащиеся показывают свои практические навыки работы.                 Такие конкурсы открывают пред учащимися новые страницы в выбранной профессии, являются   хорошей   проверкой     усвоения   профессионально   значимых   знаний, сформированности   умений   и   навыков,   способствуют   развитию   смекалки,   творчества, инициативы и носят соревновательный характер и проводятся между участниками разных курсов по одной профессии.                Целью   конкурсов   профессионального   мастерства   является   выявление   лучших учащихся   по   профессии.   Урок   –   конкурс   подготовить   непросто.   Но   зато   он   очень нравиться обучающимся и помогает педагогу сделать любую учебную тему понятной и привлекательной.    1.4. СЕМИНАРЫ И КОНФЕРЕНЦИИ                    Творческие задатки, способности присущи любому из нас, в любом возрасте, начиная с самого раннего.   Для этого целесообразно использовать внеурочное общение с учащимися   для   формирования   у   них   профессионального   устойчивого   интереса   к выбранной профессии.   Для такого общения хорошо подойдут такие формы проведения внеурочной деятельности как семинары и конференции, так как они прививают интерес к профессии,   развивают   умения   и   навыки   самостоятельной   работы,   стремление   к творческому поиску.           Обычно семинарские занятия и конференции проводятся в конце изучаемой темы, но для   развития   самостоятельности   практикуются   опережающие   семинары,   когда   новый материал   излагают   сами   учащиеся   в   виде   небольших   сообщений,   рефератов,   также   с обязательным   использованием   мультимедийных   программ   и   демонстрационного эксперимента.   Такие   формы   работы   хороши,   когда   в   программе   стоит   несколько небольших вопросов, которые рекомендованы для дополнительного и самостоятельного изучения учащимися.  Тогда эти вопросы объединяются в одну большую тему и выносятся на рассмотрения во внеурочное время и проводятся, как правило, во время месячников профессионального   мастерства.     Эти   формы   обучения     полезны   ещё   и   тем,   что   к подготовке   и   проведению   можно   подключить   учащихся   смежных   специальностей (например,   парикмахеров,   так   как   темы   «Парфюмерные   товары»   и   «Имидж   делового человека» перекликаются) и проводить в виде бинарных уроков. Во время проведения таких видов семинаров и конференций происходи обмен опытом между учащимися, что в итоге   создаёт   положительный   эффект   в   обучении   и   вызывает   повышенный   интерес   к изучаемым   темам.   Разновидностью   такой   формы   проведения   уроков   и   внеклассной деятельности   являются   проведение   микро­семинаров,   когда   подготовка,   сообщение   и анализ усвоения знаний проводится за один урок.              Такие формы обучения показывают, что уровень усвоения, глубина и прочность знаний намного выше, чем в тех, когда проводятся обычные занятия, т.е. преобладает слово учителя.  Заключение          Итак, альтернативные формы образования не есть противопоставление уроку. Это добавление   к   уроку,   и,   часто   даже   добавление   в   урок.   Любые     разделения   и классификации – условность. В реальной жизни часто эти формы проникают друг  в друга или дополняют друг­друга. Не бывает универсальных методов преподавания, так как на практике не всё срабатывает так, как задумывалось, и тогда приходится искать новое и ещё раз новое.            Рассмотренные технологии обучения в той или иной степени отвечают целевому прогнозу образования: ­   предприимчивость,   ответственность,   мобильность   формируются   и   развиваются   в обучающем   поле   познавательной   активности,   творческой   деятельности   учащихся,   в технологии встречных усилий учителя и ученика; ­ способность к сотрудничеству, динамизм, конструктивность, готовность к решению в ситуации   выбора   поддерживаются   как   технологией   интерактивного   обучения,   так   и созданием ситуации успеха в учебной деятельности и т.д.              Завершить свои размышления мне хочется словами К.Д. Ушинского, так как они актуальны   и   на   сей   день,     и   точно   отражают   суть   моей   работы:  «Дать   человеку деятельность, которая наполняла его душу и могла бы наполнять её вечно – вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что эта цель – сама жизнь».

Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

Доклад на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017