Доклад на тему "Использование сквозных линий на уроках математики"

  • Научно-исследовательская работа
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 20.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование сквозных линий на уроках математики. Ведущим средством реализации указанной цели является внедрение компетентного подхода в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы путем формирования предметных и ключевых компетентностей. Такие ключевые компетентности, как умение учиться, инициативность и предприимчивость, экологическая грамотность и здоровый образ жизни, социальная и гражданская компетентности могут формироваться сразу средствами всех учебных предметов. Выделение в учебных программах таких сквозных линий ключевых компетентностей как «Экологическая безопасность и устойчивое развитие», «Гражданская ответственность», «Здоровье и безопасность», «Предприимчивость и финансовая грамотность» направлено на формирование способности применять знания и умение в реальных жизненных ситуациях. Сквозные линии является социально значимыми надпредметными темами, которые помогают формированию у учащихся представлений об обществе в целом, развивают способность применять полученные знания в различных ситуациях. Обучение по сквозным линиям реализуется прежде всего через: - организацию учебной среды; - учебные предметы; - предметы по выбору; - работу в проектах; - внеклассную учебную работу и работу кружков. Краткая характеристика сквозных линий: - Сквозная линия «Экологическая безопасность и устойчивое развитие»; - Проблематика сквозной линии «Экологическая безопасность и устойчивое развитие»; - Задачей сквозной линии «Здоровье и безопасность»; - Сквозная линия «Предприимчивость и финансовая грамотность»; Необходимым условием формирования компетентностей является деятельностная направленность обучения, которая предусматривает постоянное включение учеников к различным видам педагогически целесообразной активной учебно-познавательной деятельности, а также практическая его направленность. Целесообразно, где это возможно, не только показывать возникновения математического факта с практической ситуации, но и иллюстрировать его применения на практике. Формированию математической и ключевых компетенций способствует установление и реализация в обучении математике межпредметных и внутрипредметных связей. Так как обучение по сквозным линиям реализуется через работу в проектах предлагаю вашему вниманию несколько из нихИспользование сквозных линий на уроках математики Цель базового общего среднего образования: развитие и социализация личности учащихся, формирование их национального самосознания, общей культуры, мировоззренческих ориентиров, экологического стиля мышления и поведения, творческих способностей, исследовательских навыков и навыков жизнеобеспечения, способности к саморазвитию и самообучению в условиях глобальных изменений и вызовов. Ведущим средством реализации указанной цели является внедрение компетентного подхода в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы путем формирования предметных и ключевых компетентностей. Такие ключевые компетентности, как умение учиться, инициативность и предприимчивость, экологическая грамотность и здоровый образ жизни, социальная и гражданская компетентности могут формироваться сразу средствами всех учебных предметов. Выделение в учебных программах таких сквозных линий ключевых компетентностей как «Экологическая безопасность и устойчивое развитие», «Гражданская ответственность» (НЛ-1), «Здоровье и безопасность», «Предприимчивость и финансовая грамотность» направлено на формирование способности применять знания и умение в реальных жизненных ситуациях. Сквозные линии и их реализация Сквозные линии является средством интеграции ключевых и общепредметных компетенций, учебных предметов и предметных циклов; их необходимо учитывать при формировании школьной среды. Сквозные линии является социально значимыми надпредметных темами, которые помогают формированию у учащихся представлений об обществе в целом, развивают способность применять полученные знания в различных ситуациях. Обучение по сквозным линиям реализуется прежде всего через: организацию учебной среды - содержание и цели сквозных тем учитываются при формировании духовного, социального и физического среды обучения; учебные предметы - исходя из сквозных тем при изучении предмета проводятся соответствующие трактовки, примеры и методы обучения, реализуются надпредметные, межклассовые и общешкольные проекты. Роль учебных предметов при обучении по сквозным темам различна и зависит от целей и содержания учебного предмета и от того, насколько тесно тот или иной предметный цикл связан с конкретной сквозной темой; предметы по выбору; работу в проектах; внеклассную учебную работу и работу кружков. Краткая характеристика сквозных линий Сквозная линия «Экологическая безопасность и устойчивое развитие» направлена на формирование социальной активности, ответственности и экологического сознания, готовности участвовать в решении вопросов охраны окружающей среды и развития общества, осознание важности устойчивого развития для будущих поколений. Проблематика сквозной линии «Экологическая безопасность и устойчивое развитие» реализуется в курсе математики, прежде всего, из-за нанесения с реальными данными об использовании природных ресурсов, их сохранения и приумножения. Анализ этих данных способствует развитию бережного отношения к окружающей среде, экологии, формированию критического мышления, умения решать проблемы, критически оценивать перспективы развития окружающей среды и человека. Возможны уроки на открытом воздухе. При рассмотрении этой линии важное место занимают процентные вычисления, функции, элементы статистики. Реализация сквозной линии «Гражданская ответственность» будет способствовать формированию ответственного члена общества и общества, понимает принципы и механизмы функционирования общества. Эта сквозная линия осваивается в основном через коллективную деятельность (изыскательские работы, работы в группе, проекты и т.д.), которая сочетает математику с другими учебными предметами и развивает у учащихся готовность к сотрудничеству, толерантность в отношении различных способов деятельности и мыслей. Обучение математике должно вызывать у учащихся как можно больше положительных эмоций, а ее содержание - быть нацеленным на воспитание порядочности, исполнительности, систематичности, последовательности, усидчивости и честности. Пример учителя призван сыграть важную роль в формировании толерантного отношения к товарищам, независимо от уровня знаний. По этой же сквозной линией связанные, например, процентные вычисления, элементы статистики, позволяющие ученикам понять значение количественных показателей при характеристике общества и его развития. Задачей сквозной линии «Здоровье и безопасность» является становление ученика как эмоционально устойчивого члена общества, способного вести здоровый образ жизни и формировать вокруг себя безопасное жизненную среду. Сквозная линия «Здоровье и безопасность» в курсе математики реализуется через задачи с реальными данными о безопасности и охране здоровья (текстовые задачи, связанные со средой дорожного движения, движением пешеходов и транспортных средств, процентными вычислениями и графиками, касающиеся факторов риска). Особенно важен анализ причин ДТП, связанных с превышением скорости. Стоит обратить внимание на проблемы, связанные с рисками для жизни и здоровья при изучении основ математической статистики. Решение проблем, найденных с «ага-эффектом» [2], рассмотрение красивых геометрических конструкций, поиск оптимальных методов решения задач и т.д., способны вызвать у учеников немало радостных эмоций. Сквозная линия «Предприимчивость и финансовая грамотность» нацелена на развитие лидерских инициатив, способность успешно действовать в технологическом быстро меняющемся среде, обеспечение лучшего понимания учащимися практических аспектов финансовых вопросов (осуществление сбережений, инвестирования, заимствования, страхование, кредитование и т.д.). Эта сквозная линия связана с развязыванием практических задач по планированию хозяйственной деятельности и реальной оценки собственных возможностей, составление семейного бюджета, формирование экономного отношения к природным ресурсам. Она реализуется при изучении процентных вычислений, уравнений и функций. Необходимым условием формирования компетентностей является деятельностная направленность обучения, которая предусматривает постоянное включение учеников к различным видам педагогически целесообразной активной учебно-познавательной деятельности, а также практическая его направленность. Целесообразно, где это возможно, не только показывать возникновения математического факта с практической ситуации, но и иллюстрировать его применения на практике. Формированию математической и ключевых компетенций способствует установление и реализация в обучении математике межпредметных и внутрипредметных связей, а именно: содержательно-информационных, операционно-деятельностных и организационно-методических. Их использование усиливает познавательный интерес учащихся к обучению и повышает уровень их общей культуры, создает условия для систематизации учебного материала и формирования научного мировоззрения. Ученики приобретают опыт применения знаний на практике и переноса их в новые ситуации. Важную роль в обучении математике играет систематическое использование исторического материала, который повышает интерес к изучению математики, стимулирует стремление к научному творчеству, пробуждает критическое отношение к фактам, дает учащимся представление о математике как неотъемлемую составляющую общечеловеческой культуры. На доходчивых примерах следует показывать ученикам, как развивались математические понятия и отношения, теории и методы. Ознакомление учащихся с именами и биографиями выдающихся ученых, создавали математику, в частности выдающихся украинских математиков, способствовать национальному и патриотическому воспитанию школьников.
Иконка файла материала найскризни линии.docx
Использование сквозных линий на уроках математики Цель базового общего среднего образования: развитие и социализация личности  учащихся, формирование их национального самосознания, общей культуры,  мировоззренческих ориентиров, экологического стиля мышления и поведения,  творческих способностей, исследовательских навыков и навыков жизнеобеспечения, способности к саморазвитию и самообучению в условиях глобальных изменений и  вызовов. Ведущим средством реализации указанной цели является внедрение  компетентного подхода в учебно­воспитательном процессе общеобразовательной  школы путем формирования предметных и ключевых компетентностей. Такие ключевые компетентности, как умение учиться, инициативность и  предприимчивость, экологическая грамотность и здоровый образ жизни, социальная и гражданская компетентности могут формироваться сразу средствами всех  учебных предметов.  Выделение в учебных программах таких сквозных линий  ключевых компетентностей как «Экологическая безопасность и устойчивое  развитие», «Гражданская ответственность» (НЛ­1), «Здоровье и безопасность»,  «Предприимчивость и финансовая грамотность» направлено на формирование  способности применять знания и умение в реальных жизненных ситуациях. Сквозные линии и их реализация  Сквозные линии является средством интеграции ключевых и общепредметных  компетенций, учебных предметов и предметных циклов; их необходимо учитывать  при формировании школьной среды.  Сквозные линии является социально значимыми надпредметных темами,  которые помогают формированию у учащихся представлений об обществе в целом,  развивают способность применять полученные знания в различных ситуациях.  Обучение по сквозным линиям реализуется прежде всего через:  организацию учебной среды ­ содержание и цели сквозных тем учитываются при формировании духовного, социального и физического среды обучения;  учебные предметы ­ исходя из сквозных тем при изучении предмета проводятся  соответствующие трактовки, примеры и методы обучения, реализуются  надпредметные, межклассовые и общешкольные проекты.  Роль учебных предметов  при обучении по сквозным темам различна и зависит от целей и содержания  учебного предмета и от того, насколько тесно тот или иной предметный цикл связан с конкретной сквозной темой;  предметы по выбору;  работу в проектах;  внеклассную учебную работу и работу кружков.Краткая характеристика сквозных линий   Сквозная линия «Экологическая безопасность и устойчивое развитие»  направлена на формирование социальной активности, ответственности и  экологического сознания, готовности участвовать в решении вопросов охраны  окружающей среды и развития общества, осознание важности устойчивого развития  для будущих поколений.  Проблематика сквозной линии «Экологическая безопасность и устойчивое  развитие» реализуется в курсе математики, прежде всего, из­за нанесения с  реальными данными об использовании природных ресурсов, их сохранения и  приумножения.  Анализ этих данных способствует развитию бережного отношения к окружающей среде, экологии, формированию критического мышления, умения  решать проблемы, критически оценивать перспективы развития окружающей среды  и человека.  Возможны уроки на открытом воздухе.  При рассмотрении этой линии  важное место занимают процентные вычисления, функции, элементы статистики.   Реализация сквозной линии «Гражданская ответственность» будет  способствовать формированию ответственного члена общества и общества,  понимает принципы и механизмы функционирования общества.  Эта сквозная линия  осваивается в основном через коллективную деятельность (изыскательские работы,  работы в группе, проекты и т.д.), которая сочетает математику с другими учебными предметами и развивает у учащихся готовность к сотрудничеству, толерантность в  отношении различных способов деятельности и мыслей.  Обучение математике должно вызывать у учащихся как можно больше  положительных эмоций, а ее содержание ­ быть нацеленным на воспитание  порядочности, исполнительности, систематичности, последовательности,  усидчивости и честности.  Пример учителя призван сыграть важную роль в  формировании толерантного отношения к товарищам, независимо от уровня знаний. По этой же сквозной линией связанные, например, процентные вычисления,  элементы статистики, позволяющие ученикам понять значение количественных  показателей при характеристике общества и его развития.   Задачей сквозной линии «Здоровье и безопасность» является становление  ученика как эмоционально устойчивого члена общества, способного вести здоровый образ жизни и формировать вокруг себя безопасное жизненную среду. Сквозная  линия «Здоровье и безопасность» в курсе математики реализуется через задачи с  реальными данными о безопасности и охране здоровья (текстовые задачи, связанные со средой дорожного движения, движением пешеходов и транспортных средств,  процентными вычислениями и графиками, касающиеся  факторов риска).  Особенно важен анализ причин ДТП, связанных с превышением скорости.  Стоит обратить  внимание на проблемы, связанные с рисками для жизни и здоровья при изучении  основ математической статистики.  Решение проблем, найденных с «ага­эффектом» [2], рассмотрение красивых геометрических конструкций, поиск оптимальныхметодов решения задач и т.д., способны вызвать у учеников немало радостных  эмоций.   Сквозная линия «Предприимчивость и финансовая грамотность» нацелена на развитие лидерских инициатив, способность успешно действовать в  технологическом быстро меняющемся среде, обеспечение лучшего понимания  учащимися практических аспектов финансовых вопросов (осуществление  сбережений, инвестирования, заимствования, страхование, кредитование и т.д.).  Эта сквозная линия связана с развязыванием практических задач по  планированию хозяйственной деятельности и реальной оценки собственных  возможностей, составление семейного бюджета, формирование экономного  отношения к природным ресурсам.  Она реализуется при изучении процентных  вычислений, уравнений и функций.  Необходимым условием формирования компетентностей является  деятельностная направленность обучения, которая предусматривает постоянное  включение учеников к различным видам педагогически целесообразной активной  учебно­познавательной деятельности, а также практическая его направленность.   Целесообразно, где это возможно, не только показывать возникновения  математического факта с практической ситуации, но и иллюстрировать его  применения на практике.  Формированию математической и ключевых компетенций  способствует установление и реализация в обучении математике межпредметных и  внутрипредметных связей, а именно: содержательно­информационных,  операционно­деятельностных и организационно­методических.  Их использование  усиливает познавательный интерес учащихся к обучению и повышает уровень их  общей культуры, создает условия для систематизации учебного материала и  формирования научного мировоззрения.  Ученики приобретают опыт применения  знаний на практике и переноса их в новые ситуации.  Важную роль в обучении математике играет систематическое использование  исторического материала, который повышает интерес к изучению математики,  стимулирует стремление к научному творчеству, пробуждает критическое  отношение к фактам, дает учащимся представление о математике как  неотъемлемую составляющую общечеловеческой культуры.  На доходчивых  примерах следует показывать ученикам, как развивались математические понятия и отношения, теории и методы.  Ознакомление учащихся с именами и биографиями  выдающихся ученых, создавали математику, в частности выдающихся украинских  математиков, способствовать национальному и патриотическому воспитанию  школьников. Что такое сквозные линий ключевых компетентностей, в чем ее суть,  характеристика и задачи их реализации за счет выполнения учебных проектов.