Доклад на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
Междисциплинарный 8
Взрослым
14.02.2019
Данный доклад предназначен для педагогов общего образования. В нём рассматривается целесообразность использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, роль сети Интернет как для обучения детей, так и самообразования и саморазвития педагогов. Материал, изложенный в докладе, раскрывает достоинства применения мультимедийного сопровождения в образовательном процессе.
Доклад ИТ.docx
Тема доклада: «Использование информационных технологий в
педагогической деятельности»
Современное общество характеризуется быстрым темпом развития
информационных технологий, что привело к внедрению их в разные сферы
жизни и деятельности человека. На сегодняшний день мы можем наблюдать
активное использование информационных технологий в системе образования.
Почему же это происходит?
Результативность образовательного процесса в большей степени зависит
от познавательной активности школьников, то есть от того, насколько
успешно учителю удается заинтересовать и замотивировать обучающихся. С
годами это дается все сложнее, и сложнее. На помощь педагогам приходят
информационные технологии.
Целесообразность использования информационных технологий в учебно
воспитательном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее
эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность,
доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых,
индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств
обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками,
социализация обучаемого (В.П.Беспалько,
М.В.Кларин,
Н.Д.Никандров, А.И.Уман и др.). Касаясь педагогического содержания,
Т.А.Ильина,
отметим его связь с уровнями освоения элементов образования. Основными
элементами здесь выступают знания, способы деятельности, опыт творческой
деятельности и опыт эмоциональноценностного отношения к миру
(И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Виды знаний: понятия и термины, факты
действительности и науки, законы науки и действительности, теории, знания о
способах деятельности, знания о методах познания и оценочные знания. Виды
способов деятельности: интеллектуальные (анализ, синтез, абстрагирование,
конкретизация, обобщение и др.), практические, предметные, общеучебные. Признаки творческой деятельности: самостоятельный перенос знаний в новую
ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, самостоятельное
комбинирование известных способов деятельности в новый, видение
структуры объекта, видение возможных решений данной проблемы,
построение нового способа решения проблемы, отличного от известных [2].
Информационные технологии весьма эффективны для оперативного
получения достоверной информации при диагностике знаний, умений и
навыков обучающихся.
Внедрение ИТ в работу учителя начальных классов способствует
достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества
обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного
развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве,
приобщенной к информационнокоммуникационным возможностям
современных технологий. Использование информационных технологий в
учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его,
но и
повысить эффективность,
мотивировать обучающихся,
дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого
ученика [4].
Первым направлением использования ИТ стал переход на оформление
основной документации в электронном формате. Это и составление
календарно тематического планирования по всем предметам начального
и создание методических копилок: «Классные часы»,
обучения,
«Методические материалы по русскому языку», «Методические материалы
по математике», «Контрольные, проверочные работы и тесты», «Чтение»,
«Природоведение», «Изобразительное искусство», «Музыка» и мониторинг
контроля и оценивания уровня достижений обучающихся для улучшения
качества образования и результативности обучения.
Сеть Интернет в процессе обучения является:
2 Во первых, огромным информационным ресурсом, который ежедневно
пополняется. Все хоть скольконибудь значительные библиотеки мира
предлагают свои виртуальные книжные полки потенциальным читателям.
Музеи и галереи демонстрируют свои экспонаты и шедевры прямо на вашем
соблазняют
рабочем
достопримечательностями далеких стран. Сеть предоставляет возможность
Электронные
столе.
путеводители
любому участнику коммуникаций опубликовать любую информацию о себе
или своих проектах. Идет активный обмен готовыми мультимедийными
продуктами и компьютерными обучающими программами.
Во вторых, Интернет несет функцию почты. Сообщение почти
мгновенно доставляется в любую точку мира, где есть доступ в Интернет
(этот аспект может быть использован всеми участниками образовательного
процесса: и учителя, и школьники могут переписываться с друзьями и
коллегами во всех странах мира).
В третьих, Интернет даёт возможность создавать профессиональную
корпоративную среду. Такая среда называется корпоративной сетью и, по
существу, является интеграцией нескольких основных функций и технологий,
объединяющих в одну организационную среду электронную почту, базы
данных, совместное использование информационных ресурсов и обмен
текущей документацией [1].
Также, в сети Интернет появились такие формы обучения, как
дистанционные курсы, дистанционные конкурсы и олимпиады. Они позволяют
не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или района, а
выходить далеко за его рамки.
У учителя тоже есть возможность участвовать в профессиональных
конкурсах. Конечно же, это важно: не стоять на месте, а искать новые
способы самореализации, способы повышения профессионального мастерства.
Поэтому так необходимы и дистанционные курсы повышения квалификации,
3 которые позволяют при экономии времени получать максимум знаний. Такие
курсы могут проходить как в режиме реального времени (онлайн), так и по
электронной почте.
Не менее важным достоинством использования информационных
технологий в педагогической деятельности является возможность создавать и
находить дидактические игры, мультимедийные материалы презентационного
характера. Их можно создать с помощью программы Microsoft PowerPoint.
При
разработке
собственных
мультимедийных
материалов презентационного характера необходимо учитывать ряд
определённых требований к предъявлению наглядности:
o Наглядность, которая должна соответствовать предъявляемой
письменной или устной информации;
o
Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации
должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный
момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с
эффектами;
o Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Учителю
достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на
экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим;
o Оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только
минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать
негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой
утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер
изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует
оптимальному размеру изображения большого экрана проектора;
o Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране.
Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают
учеников, не дают сосредоточиться на главном.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению
занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у
4 классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на
доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел. Экономя время,
учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске,
он невольно теряет контакт с классом. В режиме мультимедийного
сопровождения учитель имеет возможность видеть реакцию учеников,
вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию
Использование на уроках слайдопрезентаций приводит к целому ряду
положительных эффектов:
o
o
o
o
o
o
уроке [3].
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
повышается производительность труда учителя и обучающихся на
Применение ИТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто
необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой,
вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, иргу так, чтобы он активно
участвовал, хотел рассуждать.
В этом, конечно же, помогает использование компьютерных технологий.
Провести внеклассные мероприятия на различные темы, соревнования,
классные часы учитель может, используя презентации, которые позволяют
красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют
экономить время проведения мероприятий
С помощью программы создания презентаций можно оформить
мультимедиа альбом класса, где размещаются фотографии с различных
мероприятий, их увлечений и интересах.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной
деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех
5 отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем
развитии, помогает преодолевать трудности, позволяет вести обучение в зоне
ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего
взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном
процессе.
6 Список источников
1. Абакумова Л.В. ИКТ как средство повышения эффективности
процесса обучения в начальных классах [Электронный ресурс] / Режим
http://ext.spb.ru/20110329090314/142preschoolpedagogy/2352
доступа:
20130215083310.html
2.
Гришина С. Б. Использование информационнокоммуникационных
технологий в работе учителя начальных классов [Электронный ресурс] /
Режим
%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549112/
доступа:
http://xni1abbnckbmcl9fb.xnp1ai/
3.
Гуда Е.В. Информационные технологии как средство повышения
качества обучения в начальной школе [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://nauchforum.ru/conf/psy/v/18655
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. М.: Народное образование, 1998.
7
Доклад на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Доклад на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Доклад на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Доклад на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Доклад на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Доклад на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Доклад на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.