Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Оценка 4.7

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
17.01.2019
Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина. Мы считаем, что именно культура прошлого должна положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.
Возрождение казачества.docx
«Я — исследователь» XII конкурс исследовательских работ  и проектов дошкольников и младших школьников    «Я познаю мир» (в  рамках  Всероссийского  конкурса  «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» Направление: Краеведение Название  работы: «Возрождение казачества» Автор работы: Джевелло Кирилл Алексеевич,                            Зеленский Никита Геннадьевич Место выполнения работы: МБОУ СОШ №1, 2 «Г» класс, г. Ардон Научный руководитель: Лисовинова Светлана Александровна, учитель начальных классов первой категории Владикавказ. 2017/2018 учебный год Оглавление Введение Глава I. Основная часть            1.1. История возникновения города Ардон            1.2. Особенности и традиции казаков            1.3. Ардонский   народный хор казачьей песни  "Берзаюшка"  Глава II. Практическая часть             2. Изготовление казачьего подворья Заключение Библиографический список Приложение 3 5 6 7 8 10 11 12 Введение                                                                                       русского народа ударами бед».    «Казачество­ это искра, высеченная из груди  Н.В. Гоголь Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению,   в   нашей   жизни   утрачивается   народные   традиции:   любовь   к   родным   и   близким, уважение   к   старшим,   любовь   к   Родине.   А   ведь   любовь   к   Родине,   к   своему   родному   краю впитывается   с   колыбельной   матери,   с   дыханием   земли   и   ароматом   хлеба.   Когда   видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте,   это тоже наша малая   Родина.   Мы   считаем,   что   именно   культура   прошлого   должна     положить   начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Идея   проекта  возникла     после  посещения   памятного   кургана,   который   находится   при въезде в г. Ардон. Мы присутствовали на его освещении. На камне у подножия кургана высечены такие слова: «Для обеспечения безопасности Военно­Грузинской дороге, повелеваю… на месте укрепления Ардонского поселить казачью станицу Ардонскую…» Николай I. 1    Впоследствии у нас   возникло   много   вопросов   на   которые   мы   решили   получить   ответы:   Кто   такие   казаки? Почему возрождается казачество? Актуальность темы исследования: сегодня возвращается интерес к истории казачества. Нельзя быть достойным гражданином своей страны, если не знаешь своих корней, истории своей малой родины – станицы, города, поселка. Проблема:  молодое   поколение     мало   знает   о   казаках,   о   возрождении   казачества   и   не задумывается,   какими   же   людьми   были   казаки.  Побывав   на   этом   кургане,   мы   поняли,   что изучение обычаев, традиций  терских  казаков поможет нам  сильнее полюбить наш край.  Цель:  изучить историю  возникновения казачества в станице Ардонской  и его возрождение  Задачи: Познакомиться  с историей зарождения и становления казачества. Описать и проанализировать жизнь и быт казаков. Изготовить макет казачьего подворья.    аа  — император Всероссийский с 14 (26) декабря 1825 года,  1 Никол й I П влович царь Польский и великий князь Финляндский.  аа Гипотеза: образование терского  казачества – важная эпоха в истории нашего края. ГЛАВА I. Основная часть 1.1.История возникновения города Ардон  Город   Ардон   (от   названия   реки,   на   берегах   которой   он   расположился;   свое   название   ­ бешеная   река   ­   она   получила   из­за   бурного   течения)   образовался   из   слияния   осетинского поселения   и   казачьей   станицы. Ардон   занимал   выгодное   стратегическое   положение,   по   сути являясь   своего   рода   воротами   Алагирского   ущелья.   Активное   заселение   низовьев   Ардона началось в 20­х годах XIX века.  В   1824   году   дорогу   между   Елизаветинским   и   Константиновским   военными   поселениями перенесли на левый берег Терека. Для ее охраны возвели ряд новых укреплений, в том числе Ардонское.[1] После строительства этого укрепления алагирцы стали активнее переселяться на равнину. Судя по имеющимся данным, осетинское поселение возникло в 1825 году.  О темпах его роста свидетельствует статистика: в 1826 году аул насчитывал уже 113 дворов, в середине XIX века ­ более 250, в 1866 году ­ 295, 1886 ­ 403, в 1900 ­ 456, в 1917 ­ 845 и т.д. Трудолюбивые   ардонцы   жили   в   достатке.   Современники   отмечали,   что   они   "засевают значительное количество земли пшеницей, кукурузой и просом, в последнее же время, ввиду спроса,   начинают   сеять   даже   ячмень   и   гречиху.   Благодаря   трудолюбию   они   значительно опередили соседних кабардинцев и чеченцев не только материальным достатком, службой в рядах армии и гражданской, но даже в умственном отношении.  В   1838   году   рядом   с   осетинским   селением   возникла   Ардонская   станица.   Сюда   была переведена   часть   Владикавказского   казачьего   полка.   Уволенные   со   службы   женатые   казаки занялись обустройством жилищ.[2] За 1838/39 годы в станице возвели 41 дом. Строительство жилья являлось предметом особой заботы,   как   местной   кавказской   администрации,   так   и   центрального   правительства.   О   ходе строительства   наместник   Кавказа   ежемесячно   докладывал   в   Петербург.   В   1840   году   для возведения в станице церквей, лазаретов, школ, мельниц военное министерство дополнительно отпустило 35 000 рублей. Каждому женатому казаку выдали пособие в размере 250 рублей. Через два года в станице было уже 69 дворов. Со временем граница между осетинским поселением и станицей практически исчезла (хотя формально в одно целое они объединились в 1964 году). [3] 1.2. Особенности и традиции казаков Казаки ­ это не какая­нибудь особая национальность, это те же русские люди, правда, со своими историческими корнями и традициями. Слово «казак» тюркского происхождения и в переносном смысле означает «вольный человек». [4] На Руси казаками называли вольных людей, живущих   на   окраинах   государства.   Как   правило,   в   прошлом   это   были   беглые   крепостные крестьяне,   холопы   и   городская   беднота.   Покидать   насиженные   места   людей   заставляли   их бесправное положение, бедность, крепостная неволя. Корни   казачества     теряются   в   глубине   истории   человечества.   С   начала   14в.   развитие казачества   достигло   такой   силы,   что   стало   влиять   на   ход   развития   всей   Московской   Руси. Казаки вместе с военным знаменем всюду несли знамя мирной, хозяйственной колонизации. А вслед за ним шли крестьяне­ переселенцы и под прикрытием казачьих крепостей распахивали новые благодатные земли, создавали хозяйства, кормили государство. Начиная с  XVII  века, казаки в составе Российской  Империи занимали особое положение. С этого   времени   на   карте   Российской   Империи   по   мере   расширения  государства   появлялись обширные   казачьи   области,  внутренний   быт   которых   резко   отличался   от   бытовых  условий населения других частей страны. К началу XVIII века в составе Российской Империи было двенадцать казачьих областей, восемь из   которых   были   созданы   в   целях   государственной   обороны  искусственными   средствами правительства. Население  их составила часть казаков, выведенных из других казачьих областей, пополненных «служилыми людьми» и «охотниками», то есть добровольными переселенцами. Только четыре области (вдоль течения рек Дон, Терек, Яик, который был переименован после Пугачевского бунта в Урал, и реки Днепр) сложились исторически, без вмешательства государственной власти. Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.  В   казачьем   обществе   женщины   пользовались   таким   почитанием   и   уважением,   что   в наделении   ее   правами   мужчины   не   было   необходимости.   Практически   в   прошлом   ведение домашнего   хозяйства   лежало   на   матери­казачке.   Казак   большую   часть   жизни   проводил   на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и  в казачьем обществе принадлежало мужчине, на  котором  лежала  главная  обязанность материального  обеспечения  семьи  и поддержания  в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей. Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать   –   четко   разделено.   Считалось   за   позор,   если   мужчина   занимался   женскими   делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.   Характерная деталь казачьего быта одежда. Одежду казак воспринимал, как вторую  кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую  одежду.  Казаки всегда были очень  набожны. Главное место занимал красный угол с иконами на  резной деревянной полочке – божнице. Перед иконами ­ стол с хлебом и солью на белой  полотняной скатерти. Женский и мужской труд в казачьих семьях чётко разграничивался. Когда начинались полевые работы, распределение обязанностей менялось. Вся семья, включая  младенцев и детей старше шести ­ семи лет, выезжала в поле на весь сезон. Поздней осенью или к Рождеству и Пасхе забивали свиней и заготавливали свинину впрок. Чтобы одеть и прокормить  всю семью, станичники не ленились, а неустанно мастерили, рукодельничали, занимались  земледелием и промыслами. С каким рвением казаки и казачки трудились ­ так же безудержно  предавались они веселью в дни и часы отдыха.     Невозможно представить себе казака, не  знающего и не поющего казачьи песни. В наших  семьях сохранилось песенное наследие. Мы  часто поём дома собираясь вместе. Наши отцы участвовали в снятии клипа: «Эй, атаман». Мой папа, Зеленский Геннадий выезжал на гастроли с казачьим хором «Берзаюшка» в г. Москву. Моя бабушка Дорохова Людмила также является солисткой этого хора. Очень   строго   в   казачьей   среде,   соблюдались   традиции,   обычаи,   которые   являлись жизненной   необходимостью   каждой   казачьей   семьи.   Несоблюдение   или   нарушение   их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.[5] Современный казак живёт по 9 заповедям. 1.Честь и доброе имя для казака дороже жизни. 2.Казаки все равны в правах. Помни: "Нет ни князя, ни раба ­  все рабы Божии !" 3.По тебе судят обо всем казачестве, о народе твоём. 4.Держи слово. Слово казака дорого. 5.Чти старших, уважай старость. 6.Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. 7. Погибай, а товарища выручай. 8. Будь трудолюбив не бездействуй.                          9.Береги семью свою. Служи ей примером. 1.3. Ардонский   народный хор казачьей песни "Берзаюшка" …В далеком уже 1937 году регент церкви святого Георгия Победоносца Василий Джевелло организовал в станице Ардонской казачий хор.[6] Коллектив вскоре стал известен на всю округу.   Из   него  и  вырос   ардонский  народный   хор  казачьей  песни   "Берзаюшка".   Многолетняя творческая дружба связывала этот коллектив с известным собирателем фольклора, педагогом Ефимом   Колесниковым   и   композитором   Владимиром   Саньковым.   Худруками   хора   были заслуженный работник культуры РСО–А Елена Хаустова и заслуженный деятель искусств РСО– А Алла Дорошевская. А последние три года им руководит Галина Журавлева. Вместе с ней в хоре   работают   талантливые   музыканты   –   заслуженный   работник   культуры   РСО–А   Николай Журавлев и Виталий Ляшенко.   1981 год по праву считается годом второго рождения этого самобытного коллектива. По инициативе тогдашнего первого секретаря райкома КПСС Станислава Баскаева собрался новый состав   хора,   в   который   вошли   колхозники,   рабочие,   пенсионеры,   домохозяйки.   И   народный коллектив заблистал новыми красками! В   разные   годы   ардонский   хор   "Берзаюшка"   участвовал   в   фестивалях   "Золотое   яблоко"   в Краснодаре и "Казачий лад" в Георгиевске, в программе ООН "Искусство – миру" в Сергиевом посаде, во всероссийском фестивале "Песни России", в телепрограмме Первого канала "Играй, гармонь любимая!", в фольклорном фестивале Северного Кавказа "Как на Тереке у нас"... В Москве, Санкт­Петербурге и других городах России, куда он выезжал на творческие конкурсы и смотры, ардонских самодеятельных артистов всегда ждал успех. Сегодня в репертуаре "Берзаюшки" – не только старинные традиционные и современные казачьи песни. Но и обрядовые постановки: "Казачья свадьба", "Масленица", "Проводы казака в армию", "Вождение козла"… Глава II. Практическая часть 2. Изготовление казачьего подворья Первые   кубанские   селения   походили   на   небольшие   укрепления,   окопанные   рвом, обнесённые   валом   с   плетневой   огорожей   и   колючим   кустарником   или   частоколом,   с наблюдательными   вышками   на   въездных   деревянных   воротах   и   пушками  по   четырём   своим углам.           Жилища­хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша,  хвороста, глины. Постройка начиналась сразу на земле, без фундамента. Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза. Деревьев было мало, климат жаркий и сухой. А глины было много. Казаки выращивали  хлеб – было много соломы. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный  навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла. Смешивали женщины и дети ногами. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли  на солнце. Поэтому хату строили летом. Под  углы хаты закладывали монеты, чтобы быть  богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; на  плетни вешали черепа, подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи;  русскую печку разрисовывали петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна,  чтобы радовали глаз... Строили хату всей родней, всей улицей, всей станицею...         Крыли хату соломой или камышом. Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной.  Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри. Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в  саманной хате прохладно, а зимой тепло. В хате обычно коридор, большая комната и сени. На  пол для тепла бросали солому, поверх соломы стелили домотканые половики. Значительную часть комнаты занимала печь ­ сердце дома. Около печи ­ угольник.  В каждой хате был «Красный угол» (от слова «красивый»). Его называли «Святой» ­ помещались иконы, украшенные рушниками. В доме был сундук, рядом кровать отца и матери, около люлька. Был большой стол с лавками.  Дети и старики спали на лавках и на печи. Вокруг дома ­ подворье с кабыцей (летняя печь). Проанализировав всё это, мы изготовили макет казачьего подворья. [7] Заключение В советское время на казаков было гонение и на долгие годы казачество потеряло себя. С некоторых пор его возрождают. Создаются казачьи дружины. В них вступают сильные верующие православные россияне. Эти дружины следят за порядком на улицах, в парках. Они показывают пример дисциплинированности, воспитанности, уважения к старшим, женщинам, детям. Сейчас открываются казачьи школы­интернаты,   где   детей обучают казачьим заповедям, знакомят с казачьими песнями, играми, традициями и законами.       В результате работы над проектом мы все вместе  достигли следующих результатов:  ­ появился интерес к более глубокому изучению жизни терских казаков, их быта и традиций; ­ возникло чувство уважения к истории казачеств;  ­пробрели навыки поисково­исследовательской работы; ­ изготовили казачье подворье.   Возрождение казачества ­ это вовсе не ребячество! Крепко Родину любить, если надо ­ защитить! Честно жить, работать дружно­ вот КАЗАЧЕСТВУ что нужно! Библиографический список 1. «Большой толковый словарь Терского казачества» Автор: коллектив авторов Издательство: Русские словари, Астрель, АСТ Год издания: 2003 2. Драт А. И.               Казачья триада. В двух книгах.— Екатеринбург, 1999. Интернет­ ресурсы: 3. https://yandex.ru/search/?text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B 4. http://uic.bashedu.ru/encikl/kkk/kazaki.htm 5. Казаки. Особое сословие. – М.: ОЛМА­ПРЕСС; СПб.: «Издательский Дом «Нева»», 2002. – 447 с. Приложение 1 Главы семей станицы Ардонской 1917год Казачье население Фамилия Аверченко Андрияш Андрияш Андрияш Андрияш Андрияш Андрусенко Андрусенко Андрусенко 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Аноренко 11 Антонова 12 Басанец 13 Басанец 14 Басанец 15 Беленко 16 Белогорцев 17 Белогорцев 18 Белогорцев Имя Тимофей Владимир Даниил Иван Косьма Петр Гавриил Дмитрий Стефан Порфирий Мария Екатерина Захар Косьма Антон Андрей Борис Василий Отчество Максимович Александрович Андреевич Андреевич Никитович Никитович Леонтьевич Леонтьевич Федорович Моисеевич Никитовна Филипповна Тимофеевич Захарович Ефимович Михайлович Федорович Андреевич Возраст 85 28 30 37 54 57 27 37 45 35 59 62 59 32 42 59 35 32 1917-возраст 1832 1889 1887 1880 1863 1860 1890 1880 1872 1882 1858 1855 1858 1885 1875 1858 1882 1885 19 Белогорцев 20 Белогорцев 21 Белогорцев 22 Белогорцев 23 Белогорцев 24 Белогорцев 25 Белогорцев 26 Белозор 27 Белозор 28 Белоус 29 Белоус 30 Белоус 31 Белоус 32 Белоус 33 Белоус 34 Белоус 35 Бицуля 36 Бицуля 37 Блоха 38 Блоха 39 Бобро 40 Бобрышев 41 Божок 42 Бондаренко 43 Бондаренко 44 Бондаренко 45 Бондаренко 46 Борисов 47 Братчик 48 Братчик 49 Братчик 50 Булавин 51 Васечко 52 Васечко 53 Васечко 54 Василенко 55 Василенко 56 Василенко 57 Ваха 58 Ваценко 59 Винзига 60 Власова 61 Войнаровская 62 Воронин 63 Выскребенец 64 Выскребенец 65 Выскребенец 66 Выскребенец 67 Выскребенец 68 Выскребенец 69 Высоцкий Василий Иван Илья Матвей Николай Николай Федор Марфа Федор Аким Василий Гавриил Дмитрий Евдокия Софья Федор Георгий Тихон Алексей Яков Алексей Стефан Петр Аким Дарья Леонид Яков Иван Василий Пантелеймон Петр Тихон Иван Семен Федор Андрей Максим Петр Петр Петр Петр Марфа Ульяна Христофор Афанасий Василий Гавриил Григорий Евдокия Иван Андрей Михайлович Андреевич Иванович Михайлович Андреевич Васильевич Васильевич Артемовна Иванович Тимофеевич Дмитриевич Тимофеевич Васильевич Стефановна Яковлевна Тимофеевич Иванович Трофимович Давидович Максимович Романович Калистратович Семенович Андреевич Семеновна Прохорович Андреевич Дмитриевич Сергеевич Сергеевич Дмитриевич Калиникович Алексеевич Алексеевич Алексеевич Григорьевич Харитонович Григорьевич Данилович Иванович Александрович Гордеевна Гавриловна Иванович Илларионович Иванович Иванович Ивановна Илларионович Евдокимович 51 38 59 46 54 24 64 44 55 49 34 42 63 46 47 51 32 59 47 33 59 33 63 56 72 47 55 54 43 39 32 48 40 37 43 36 60 43 53 38 50 50 29 20 43 74 56 17 41 34 46 1866 1879 1858 1871 1863 1893 1853 1873 1862 1868 1883 1875 1854 1871 1870 1866 1885 1858 1870 1884 1858 1884 1854 1861 1845 1870 1862 1863 1874 1878 1885 1869 1877 1880 1874 1881 1857 1874 1864 1879 1867 1867 1888 1897 1874 1843 1861 1900 1876 1883 1871 70 Вышник 71 Гаврилей 72 Гаврилей 73 Гаврилей 74 Галич 75 Галич 76 Галич 77 Гаркун 78 Гаркун 79 Гаркун 80 Гончар 81 Гончар 82 Гончар 83 Горб 84 Гречка 85 Гречка 86 Громан 87 Губская 88 Губский 89 Губский 90 Губский 91 Данильченко 92 Данильченко 93 Даценко 94 Даценко 95 Даценко 96 Даценко 97 Даценко 98 Демченко 99 Демченко 100 Джевелло 101 Джевелло 102 Джевелло 103 Джепо 104 Дзюба 105 Дмитриенко 106 Доманов 107 Дорохов 108 Дорохов 109 Дровер 110 Дровер 111 Ежелов 112 Ежелов 113 Ерманчук 114 Ерманчук 115 Жилин 116 Жилин 117 Жилин 118 Жилин 119 Зарытов 120 Захаренко Митрофан Александр Алексей Павел Васса Иван Павел Варвара Иван Моисей Андрей Иван Федор Василий Герасим Дмитрий Матрена Пелагея Иосиф Мирон Савва Афанасий Денис Борис Василий Кондрат Матвей Петр Алексей Андрей Василий Илья Петр Иосиф Дмитрий Василий Иосиф Константин Михаил Даниил Карп Василий Нестор Ефим Федор Григорий Даниил Ефрем Павел Павел Ефим Иосифович Иосифович Иосифович Иосифович Васильевна Иванович Иванович Тимофеевна Ефимович Дмитриевич Назарович Назарович Назарович Стефанович Павлович Павлович Михайловна Федотович Романович Романович Петрович Иванович Иванович Иванович Евтихиевич Иванович Васильевич Стефанович Ильич Петрович Ильич Фомич Архипович Ефимович Семенович Павлович Игнатьевич Карпович Никифорович Михайлович Михайлович Федотович Ильич Петрович Артемович Федотович Данилович Емельянович Иванович 43 48 36 56 72 36 39 68 53 37 32 35 45 38 58 47 19 46 45 78 70 50 65 32 32 33 48 26 55 66 42 70 38 58 46 48 35 34 31 47 81 26 25 54 33 29 53 53 34 59 30 1874 1869 1881 1861 1845 1881 1878 1849 1864 1880 1885 1882 1872 1879 1859 1870 1898 1871 1872 1839 1847 1867 1852 1885 1885 1884 1869 1891 1862 1851 1875 1847 1879 1859 1871 1869 1882 1883 1886 1870 1836 1891 1892 1863 1884 1888 1864 1864 1883 1858 1887 121 Захаренко 122 Захаренко 123 Захаренко 124 Зеленский 125 Зеленский 126 Зуб 127 Зуб 128 Зуб 129 Зуб 130 Зуб 131 Иконников 132 Иконников 133 Ильина 134 Калмыков 135 Кальницкая Иван Косьма Николай Михаил Петр Аким Иван Петр Роман Роман Николай Трофим Параскева Павел Евдокия Иванович Иванович Пантелеймонович Корнеевич Феофанович Алексеевич Алексеевич Алексеевич Иванович Михайлович Васильевич Лукьянович Кононовна Ильич Григорьевна 68 48 59 37 47 44 59 50 53 57 34 28 31 32 62 1849 1869 1858 1880 1870 1873 1858 1867 1864 1860 1883 1889 1886 1885 1855

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"

Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2019