Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
17.01.2019
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина. Мы считаем, что именно культура прошлого должна положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.
Возрождение казачества.docx
«Я — исследователь» XII конкурс исследовательских работ
и проектов дошкольников и младших школьников
«Я познаю мир»
(в рамках Всероссийского конкурса «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»
Направление: Краеведение
Название работы: «Возрождение казачества»
Автор работы: Джевелло Кирилл Алексеевич,
Зеленский Никита Геннадьевич
Место выполнения работы: МБОУ СОШ №1, 2 «Г» класс, г. Ардон
Научный руководитель: Лисовинова Светлана Александровна,
учитель начальных классов первой категории Владикавказ. 2017/2018 учебный год
Оглавление
Введение
Глава I. Основная часть
1.1. История возникновения города Ардон
1.2. Особенности и традиции казаков
1.3. Ардонский народный хор казачьей песни
"Берзаюшка"
Глава II. Практическая часть
2. Изготовление казачьего подворья
Заключение
Библиографический список
Приложение
3
5
6
7
8
10
11
12 Введение
русского народа ударами бед».
«Казачество это искра, высеченная из груди
Н.В. Гоголь
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в
давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая
была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К
сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким,
уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю
впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь
цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша
малая Родина. Мы считаем, что именно культура прошлого должна положить начало
возрождения интереса ко всему, что его окружает.
Идея проекта возникла после посещения памятного кургана, который находится при
въезде в г. Ардон. Мы присутствовали на его освещении. На камне у подножия кургана высечены
такие слова: «Для обеспечения безопасности ВоенноГрузинской дороге, повелеваю… на месте
укрепления Ардонского поселить казачью станицу Ардонскую…» Николай I. 1 Впоследствии у
нас возникло много вопросов на которые мы решили получить ответы: Кто такие казаки?
Почему возрождается казачество?
Актуальность темы исследования: сегодня возвращается интерес к истории казачества.
Нельзя быть достойным гражданином своей страны, если не знаешь своих корней, истории своей
малой родины – станицы, города, поселка.
Проблема: молодое поколение мало знает о казаках, о возрождении казачества и не
задумывается, какими же людьми были казаки. Побывав на этом кургане, мы поняли, что
изучение обычаев, традиций терских казаков поможет нам сильнее полюбить наш край.
Цель: изучить историю возникновения казачества в станице Ардонской и его возрождение
Задачи:
Познакомиться с историей зарождения и становления казачества.
Описать и проанализировать жизнь и быт казаков.
Изготовить макет казачьего подворья.
аа
— император Всероссийский с 14 (26) декабря 1825 года,
1 Никол й I П влович
царь Польский и великий князь Финляндский.
аа Гипотеза: образование терского казачества – важная эпоха в истории нашего края.
ГЛАВА I. Основная часть
1.1.История возникновения города Ардон
Город Ардон (от названия реки, на берегах которой он расположился; свое название
бешеная река она получила изза бурного течения) образовался из слияния осетинского
поселения и казачьей станицы. Ардон занимал выгодное стратегическое положение, по сути
являясь своего рода воротами Алагирского ущелья. Активное заселение низовьев Ардона
началось в 20х годах XIX века.
В 1824 году дорогу между Елизаветинским и Константиновским военными поселениями
перенесли на левый берег Терека. Для ее охраны возвели ряд новых укреплений, в том числе
Ардонское.[1] После строительства этого укрепления алагирцы стали активнее переселяться на
равнину. Судя по имеющимся данным, осетинское поселение возникло в 1825 году.
О темпах его роста свидетельствует статистика: в 1826 году аул насчитывал уже 113 дворов,
в середине XIX века более 250, в 1866 году 295, 1886 403, в 1900 456, в 1917 845 и т.д.
Трудолюбивые ардонцы жили в достатке. Современники отмечали, что они "засевают
значительное количество земли пшеницей, кукурузой и просом, в последнее же время, ввиду
спроса, начинают сеять даже ячмень и гречиху. Благодаря трудолюбию они значительно
опередили соседних кабардинцев и чеченцев не только материальным достатком, службой в
рядах армии и гражданской, но даже в умственном отношении.
В 1838 году рядом с осетинским селением возникла Ардонская станица. Сюда была
переведена часть Владикавказского казачьего полка. Уволенные со службы женатые казаки
занялись обустройством жилищ.[2]
За 1838/39 годы в станице возвели 41 дом. Строительство жилья являлось предметом особой
заботы, как местной кавказской администрации, так и центрального правительства. О ходе
строительства наместник Кавказа ежемесячно докладывал в Петербург. В 1840 году для
возведения в станице церквей, лазаретов, школ, мельниц военное министерство дополнительно
отпустило 35 000 рублей. Каждому женатому казаку выдали пособие в размере 250 рублей.
Через два года в станице было уже 69 дворов.
Со временем граница между осетинским поселением и станицей практически исчезла (хотя
формально в одно целое они объединились в 1964 году). [3] 1.2. Особенности и традиции казаков
Казаки это не какаянибудь особая национальность, это те же русские люди, правда, со
своими историческими корнями и традициями. Слово «казак» тюркского происхождения и в
переносном смысле означает «вольный человек». [4] На Руси казаками называли вольных людей,
живущих на окраинах государства. Как правило, в прошлом это были беглые крепостные
крестьяне, холопы и городская беднота. Покидать насиженные места людей заставляли их
бесправное положение, бедность, крепостная неволя.
Корни казачества теряются в глубине истории человечества. С начала 14в. развитие
казачества достигло такой силы, что стало влиять на ход развития всей Московской Руси.
Казаки вместе с военным знаменем всюду несли знамя мирной, хозяйственной колонизации. А
вслед за ним шли крестьяне переселенцы и под прикрытием казачьих крепостей распахивали
новые благодатные земли, создавали хозяйства, кормили государство.
Начиная с XVII века, казаки в составе Российской Империи занимали особое положение. С
этого времени на карте Российской Империи по мере расширения государства появлялись
обширные казачьи области, внутренний быт которых резко отличался от бытовых условий
населения других частей страны.
К началу XVIII века в составе Российской Империи было двенадцать казачьих областей, восемь
из которых были созданы в целях государственной обороны искусственными средствами
правительства. Население их составила часть казаков, выведенных из других казачьих областей,
пополненных «служилыми людьми» и «охотниками», то есть добровольными переселенцами. Только
четыре области (вдоль течения рек Дон, Терек, Яик, который был переименован после Пугачевского
бунта в Урал, и реки Днепр) сложились исторически, без вмешательства государственной власти.
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.
В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в
наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение
домашнего хозяйства лежало на материказачке. Казак большую часть жизни проводил на
службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным.
Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине,
на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в
семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась
жена казака – мать его детей.
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести
казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство
мужчины.
Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен
делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами.
Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.
Характерная деталь казачьего быта одежда. Одежду казак воспринимал, как вторую
кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую
одежду.
Казаки всегда были очень набожны. Главное место занимал красный угол с иконами на
резной деревянной полочке – божнице. Перед иконами стол с хлебом и солью на белой
полотняной скатерти. Женский и мужской труд в казачьих семьях чётко разграничивался. Когда
начинались полевые работы, распределение обязанностей менялось. Вся семья, включая
младенцев и детей старше шести семи лет, выезжала в поле на весь сезон. Поздней осенью или к
Рождеству и Пасхе забивали свиней и заготавливали свинину впрок. Чтобы одеть и прокормить
всю семью, станичники не ленились, а неустанно мастерили, рукодельничали, занимались
земледелием и промыслами. С каким рвением казаки и казачки трудились так же безудержно
предавались они веселью в дни и часы отдыха. Невозможно представить себе казака, не
знающего и не поющего казачьи песни. В наших семьях сохранилось песенное наследие. Мы
часто поём дома собираясь вместе. Наши отцы участвовали в снятии клипа: «Эй, атаман».
Мой папа, Зеленский Геннадий выезжал на гастроли с казачьим хором «Берзаюшка» в г.
Москву. Моя бабушка Дорохова Людмила также является солисткой этого хора.
Очень строго в казачьей среде, соблюдались традиции, обычаи, которые являлись
жизненной необходимостью каждой казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их
осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.[5]
Современный казак живёт по 9 заповедям.
1.Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
2.Казаки все равны в правах. Помни: "Нет ни князя, ни раба все рабы Божии !"
3.По тебе судят обо всем казачестве, о народе твоём.
4.Держи слово. Слово казака дорого.
5.Чти старших, уважай старость.
6.Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
7. Погибай, а товарища выручай.
8. Будь трудолюбив не бездействуй.
9.Береги семью свою. Служи ей примером. 1.3. Ардонский народный хор казачьей песни "Берзаюшка"
…В далеком уже 1937 году регент церкви святого Георгия Победоносца Василий Джевелло
организовал в станице Ардонской казачий хор.[6] Коллектив вскоре стал известен на всю округу.
Из него и вырос ардонский народный хор казачьей песни "Берзаюшка". Многолетняя
творческая дружба связывала этот коллектив с известным собирателем фольклора, педагогом
Ефимом Колесниковым и композитором Владимиром Саньковым. Худруками хора были
заслуженный работник культуры РСО–А Елена Хаустова и заслуженный деятель искусств РСО–
А Алла Дорошевская. А последние три года им руководит Галина Журавлева. Вместе с ней в
хоре работают талантливые музыканты – заслуженный работник культуры РСО–А Николай
Журавлев и Виталий Ляшенко.
1981 год по праву считается годом второго рождения этого самобытного коллектива. По
инициативе тогдашнего первого секретаря райкома КПСС Станислава Баскаева собрался новый
состав хора, в который вошли колхозники, рабочие, пенсионеры, домохозяйки. И народный
коллектив заблистал новыми красками!
В разные годы ардонский хор "Берзаюшка" участвовал в фестивалях "Золотое яблоко" в
Краснодаре и "Казачий лад" в Георгиевске, в программе ООН "Искусство – миру" в Сергиевом
посаде, во всероссийском фестивале "Песни России", в телепрограмме Первого канала "Играй,
гармонь любимая!", в фольклорном фестивале Северного Кавказа "Как на Тереке у нас"... В
Москве, СанктПетербурге и других городах России, куда он выезжал на творческие конкурсы и
смотры, ардонских самодеятельных артистов всегда ждал успех.
Сегодня в репертуаре "Берзаюшки" – не только старинные традиционные и современные
казачьи песни. Но и обрядовые постановки: "Казачья свадьба", "Масленица", "Проводы казака в
армию", "Вождение козла"… Глава II. Практическая часть
2. Изготовление казачьего подворья
Первые кубанские селения походили на небольшие укрепления, окопанные рвом,
обнесённые валом с плетневой огорожей и колючим кустарником или частоколом, с
наблюдательными вышками на въездных деревянных воротах и пушками по четырём своим
углам.
Жилищахаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша,
хвороста, глины. Постройка начиналась сразу на земле, без фундамента. Хаты строили из самана.
Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.
Деревьев было мало, климат жаркий и сухой. А глины было много. Казаки выращивали
хлеб – было много соломы. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный
навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла.
Смешивали женщины и дети ногами. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли
на солнце. Поэтому хату строили летом. Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть
богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; на
плетни вешали черепа, подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи;
русскую печку разрисовывали петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна,
чтобы радовали глаз...
Строили хату всей родней, всей улицей, всей станицею...
Крыли хату соломой или камышом. Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной.
Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.
Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в
саманной хате прохладно, а зимой тепло. В хате обычно коридор, большая комната и сени. На
пол для тепла бросали солому, поверх соломы стелили домотканые половики.
Значительную часть комнаты занимала печь сердце дома. Около печи угольник.
В каждой хате был «Красный угол» (от слова «красивый»). Его называли «Святой» помещались
иконы, украшенные рушниками.
В доме был сундук, рядом кровать отца и матери, около люлька. Был большой стол с лавками.
Дети и старики спали на лавках и на печи. Вокруг дома подворье с кабыцей (летняя печь).
Проанализировав всё это, мы изготовили макет казачьего подворья. [7]
Заключение
В советское время на казаков было гонение и на долгие годы казачество потеряло себя. С
некоторых пор его возрождают. Создаются казачьи дружины. В них вступают сильные верующие
православные россияне. Эти дружины следят за порядком на улицах, в парках. Они показывают
пример дисциплинированности, воспитанности, уважения к старшим, женщинам, детям. Сейчас
открываются казачьи школыинтернаты, где детей обучают казачьим заповедям, знакомят с
казачьими песнями, играми, традициями и законами.
В результате работы над проектом мы все вместе достигли следующих результатов:
появился интерес к более глубокому изучению жизни терских казаков, их быта и традиций;
возникло чувство уважения к истории казачеств;
пробрели навыки поисковоисследовательской работы;
изготовили казачье подворье.
Возрождение казачества это вовсе не ребячество!
Крепко Родину любить, если надо защитить!
Честно жить, работать дружно
вот КАЗАЧЕСТВУ что нужно! Библиографический список
1. «Большой толковый словарь Терского казачества» Автор: коллектив авторов
Издательство: Русские словари, Астрель, АСТ Год издания: 2003
2. Драт А. И. Казачья триада. В двух книгах.— Екатеринбург, 1999.
Интернет ресурсы:
3. https://yandex.ru/search/?text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B
4. http://uic.bashedu.ru/encikl/kkk/kazaki.htm
5. Казаки. Особое сословие. – М.: ОЛМАПРЕСС; СПб.: «Издательский Дом «Нева»», 2002. –
447 с. Приложение 1
Главы семей станицы Ардонской 1917год
Казачье
население
Фамилия
Аверченко
Андрияш
Андрияш
Андрияш
Андрияш
Андрияш
Андрусенко
Андрусенко
Андрусенко
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 Аноренко
11 Антонова
12 Басанец
13 Басанец
14 Басанец
15 Беленко
16 Белогорцев
17 Белогорцев
18 Белогорцев
Имя
Тимофей
Владимир
Даниил
Иван
Косьма
Петр
Гавриил
Дмитрий
Стефан
Порфирий
Мария
Екатерина
Захар
Косьма
Антон
Андрей
Борис
Василий
Отчество
Максимович
Александрович
Андреевич
Андреевич
Никитович
Никитович
Леонтьевич
Леонтьевич
Федорович
Моисеевич
Никитовна
Филипповна
Тимофеевич
Захарович
Ефимович
Михайлович
Федорович
Андреевич
Возраст
85
28
30
37
54
57
27
37
45
35
59
62
59
32
42
59
35
32
1917-возраст
1832
1889
1887
1880
1863
1860
1890
1880
1872
1882
1858
1855
1858
1885
1875
1858
1882
1885 19 Белогорцев
20 Белогорцев
21 Белогорцев
22 Белогорцев
23 Белогорцев
24 Белогорцев
25 Белогорцев
26 Белозор
27 Белозор
28 Белоус
29 Белоус
30 Белоус
31 Белоус
32 Белоус
33 Белоус
34 Белоус
35 Бицуля
36 Бицуля
37 Блоха
38 Блоха
39 Бобро
40 Бобрышев
41 Божок
42 Бондаренко
43 Бондаренко
44 Бондаренко
45 Бондаренко
46 Борисов
47 Братчик
48 Братчик
49 Братчик
50 Булавин
51 Васечко
52 Васечко
53 Васечко
54 Василенко
55 Василенко
56 Василенко
57 Ваха
58 Ваценко
59 Винзига
60 Власова
61 Войнаровская
62 Воронин
63 Выскребенец
64 Выскребенец
65 Выскребенец
66 Выскребенец
67 Выскребенец
68 Выскребенец
69 Высоцкий
Василий
Иван
Илья
Матвей
Николай
Николай
Федор
Марфа
Федор
Аким
Василий
Гавриил
Дмитрий
Евдокия
Софья
Федор
Георгий
Тихон
Алексей
Яков
Алексей
Стефан
Петр
Аким
Дарья
Леонид
Яков
Иван
Василий
Пантелеймон
Петр
Тихон
Иван
Семен
Федор
Андрей
Максим
Петр
Петр
Петр
Петр
Марфа
Ульяна
Христофор
Афанасий
Василий
Гавриил
Григорий
Евдокия
Иван
Андрей
Михайлович
Андреевич
Иванович
Михайлович
Андреевич
Васильевич
Васильевич
Артемовна
Иванович
Тимофеевич
Дмитриевич
Тимофеевич
Васильевич
Стефановна
Яковлевна
Тимофеевич
Иванович
Трофимович
Давидович
Максимович
Романович
Калистратович
Семенович
Андреевич
Семеновна
Прохорович
Андреевич
Дмитриевич
Сергеевич
Сергеевич
Дмитриевич
Калиникович
Алексеевич
Алексеевич
Алексеевич
Григорьевич
Харитонович
Григорьевич
Данилович
Иванович
Александрович
Гордеевна
Гавриловна
Иванович
Илларионович
Иванович
Иванович
Ивановна
Илларионович
Евдокимович
51
38
59
46
54
24
64
44
55
49
34
42
63
46
47
51
32
59
47
33
59
33
63
56
72
47
55
54
43
39
32
48
40
37
43
36
60
43
53
38
50
50
29
20
43
74
56
17
41
34
46
1866
1879
1858
1871
1863
1893
1853
1873
1862
1868
1883
1875
1854
1871
1870
1866
1885
1858
1870
1884
1858
1884
1854
1861
1845
1870
1862
1863
1874
1878
1885
1869
1877
1880
1874
1881
1857
1874
1864
1879
1867
1867
1888
1897
1874
1843
1861
1900
1876
1883
1871 70 Вышник
71 Гаврилей
72 Гаврилей
73 Гаврилей
74 Галич
75 Галич
76 Галич
77 Гаркун
78 Гаркун
79 Гаркун
80 Гончар
81 Гончар
82 Гончар
83 Горб
84 Гречка
85 Гречка
86 Громан
87 Губская
88 Губский
89 Губский
90 Губский
91 Данильченко
92 Данильченко
93 Даценко
94 Даценко
95 Даценко
96 Даценко
97 Даценко
98 Демченко
99 Демченко
100 Джевелло
101 Джевелло
102 Джевелло
103 Джепо
104 Дзюба
105 Дмитриенко
106 Доманов
107 Дорохов
108 Дорохов
109 Дровер
110 Дровер
111 Ежелов
112 Ежелов
113 Ерманчук
114 Ерманчук
115 Жилин
116 Жилин
117 Жилин
118 Жилин
119 Зарытов
120 Захаренко
Митрофан
Александр
Алексей
Павел
Васса
Иван
Павел
Варвара
Иван
Моисей
Андрей
Иван
Федор
Василий
Герасим
Дмитрий
Матрена
Пелагея
Иосиф
Мирон
Савва
Афанасий
Денис
Борис
Василий
Кондрат
Матвей
Петр
Алексей
Андрей
Василий
Илья
Петр
Иосиф
Дмитрий
Василий
Иосиф
Константин
Михаил
Даниил
Карп
Василий
Нестор
Ефим
Федор
Григорий
Даниил
Ефрем
Павел
Павел
Ефим
Иосифович
Иосифович
Иосифович
Иосифович
Васильевна
Иванович
Иванович
Тимофеевна
Ефимович
Дмитриевич
Назарович
Назарович
Назарович
Стефанович
Павлович
Павлович
Михайловна
Федотович
Романович
Романович
Петрович
Иванович
Иванович
Иванович
Евтихиевич
Иванович
Васильевич
Стефанович
Ильич
Петрович
Ильич
Фомич
Архипович
Ефимович
Семенович
Павлович
Игнатьевич
Карпович
Никифорович
Михайлович
Михайлович
Федотович
Ильич
Петрович
Артемович
Федотович
Данилович
Емельянович
Иванович
43
48
36
56
72
36
39
68
53
37
32
35
45
38
58
47
19
46
45
78
70
50
65
32
32
33
48
26
55
66
42
70
38
58
46
48
35
34
31
47
81
26
25
54
33
29
53
53
34
59
30
1874
1869
1881
1861
1845
1881
1878
1849
1864
1880
1885
1882
1872
1879
1859
1870
1898
1871
1872
1839
1847
1867
1852
1885
1885
1884
1869
1891
1862
1851
1875
1847
1879
1859
1871
1869
1882
1883
1886
1870
1836
1891
1892
1863
1884
1888
1864
1864
1883
1858
1887 121 Захаренко
122 Захаренко
123 Захаренко
124 Зеленский
125 Зеленский
126 Зуб
127 Зуб
128 Зуб
129 Зуб
130 Зуб
131 Иконников
132 Иконников
133 Ильина
134 Калмыков
135 Кальницкая
Иван
Косьма
Николай
Михаил
Петр
Аким
Иван
Петр
Роман
Роман
Николай
Трофим
Параскева
Павел
Евдокия
Иванович
Иванович
Пантелеймонович
Корнеевич
Феофанович
Алексеевич
Алексеевич
Алексеевич
Иванович
Михайлович
Васильевич
Лукьянович
Кононовна
Ильич
Григорьевна
68
48
59
37
47
44
59
50
53
57
34
28
31
32
62
1849
1869
1858
1880
1870
1873
1858
1867
1864
1860
1883
1889
1886
1885
1855
Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Исследовательская работа по теме"Возрождение казачества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.