Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению математики в контексте ФГОС»
Оценка 5

Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению математики в контексте ФГОС»

Оценка 5
Руководства для учителя +1
doc
математика
5 кл—9 кл
20.11.2018
Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению  математики в контексте ФГОС»
В течение нескольких последних лет в школе наблюдается снижение качества успеваемости, прежде всего в среднем звене. В данной работе анализируются результаты анкетирования учителей, родителей 9 и 5 классов, а также учащихся 9-ого класса с целью выяснить их мнение о причинах снижения качества успеваемости и возможных путях повышения учебной мотивации.
исследование путей повышения мотивации учащихся.doc
Глазковский филиал МБОУ Кочетовская СОШ ШМО учителей естественно­ математического цикла Доклад на тему:  «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению математики в контексте ФГОС» Учитель математики: Щекочихина Л.А. 1 2015 В течение нескольких последних лет в школе наблюдается снижение качества успеваемости,   прежде   всего   в   среднем   звене.   Об   этом   мы   говорим   на совещаниях каждую четверть, обсуждая итоги.  Не стоит думать, что это проблема только нашей школы. Снижение качества успеваемости наблюдается во всем образовании и не только России. Одним из критериев   обеспечивающим   качество   обучения   является   учебная   мотивация учащихся.  О путях повышения учебной мотивации мы и поговорим сегодня. При подготовке к заседанию ШМО было проведено анкетирование учителей,  родителей 9 и 5 классов, а также учащихся 9­ого  класса с целью выяснить их  мнение о причинах снижения качества успеваемости и возможных путях  повышения учебной мотивации.  Взрослые участники образовательного процесса – учителя, родители, ­  выделяют как глобальные проблемы, касающиеся всего общества, и влияющие  на уровень образования, так и более близкие нам – содержание образования,  формы, методы обучения. Изменилось общество, изменились ценности,  изменились дети и учителя.  Учащиеся же 9­ого класса на первое место среди причин снижения  успеваемости ставят – лень.  Причины снижения успеваемости они в основном  ищут в себе, в своем отношении к учебе. Хочется отметить, что ответы ребят  достаточно содержательны и интересны. Они критически относятся к своим  успехам и своему развитию. Обращает внимание, что на втором месте –  усталость, перегрузка. Вызывают тревогу  отношения в семье. Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят:  немотивирован…  В   литературе   по   психологии   дается   не   менее   50   определений   мотива, мотивации. Формирование мотивации учения ­ это решение вопросов развития и воспитания   личности.   Мотивационная   сфера   более   динамична,   чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.  Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если  не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут  потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет  целенаправленного управления этой стороной учения.  Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не  произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной  мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической  2 психологии. Актуальна для всех участников учебно­воспитательного процесса:  учащихся, родителей и учителей. Задача школы в создании оптимальной образовательной среды,  мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей  труд учителя. Повышение учебной мотивации – это  учить детей так, чтобы им  захотелось учиться. Для этого учителя должны знать и владеть различными  формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся.   Среднее   звено   школы   –   это   подростковая   школа.   В   педагогической психологии всё больше делается упор на особенности этого возраста. 5­6 класс относят к переходному возрасту, 7­9 собственно подростковый.  При работе с 5­9 классами стоит всегда помнить портрет подростка:   а) «подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими»; б) для подростка важно, чтобы форма его поведения была не детской; в) ценность для подростка некоторой работы определяется ее «взрослостью» (т.е. соответствием некоторому представлению о взрослости); г)   «любимый   герой   подростка   —   человек   активный,   стремящийся   к   цели, преодолевающий серьезные, почти непреодолимые препятствия и выходящий из них победителем». В любом начинании он предпочитает быть деятелем, а не наблюдателем; д)   склонность   к   мечтанию   и   фантазированию   в   сочетании   со   склонностью рассказывать о  своих реальных (или выдуманных) качествах. «Ребята больше хотят что­то делать, чем реально делают»; е) возникновение разнообразных «кодексов» (например, товарищества); ж)   возникающие   представления   о   нормах   поведения   провоцируют   на обсуждение поведения взрослых. Зачастую, обсуждение весьма нелицеприятное. В условиях современной российской школы  мотивация является одной из наиболее   болезненных   проблем.  Редко   встретишь   учителя,   который   не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Не лучше обстоят дела и в высшей школе. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. Изменения  сложившейся ситуации необходимы, но, прежде чем вырабатывать конкретные предложения, стоит проанализировать основные причины, которые приводят к снижению мотивации у наших учеников и российских школьников в целом.   Мотивация   является   многофакторным   явлением,   поэтому   стоит предположить, что на снижение мотивации влияют самые различные факторы, идущие как от специфики устройства российского общества в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения. 3 Демотивирущие   факторы, современного  общества, таковы:    связанные   со   спецификой   устройства отсутствие   связи   между   уровнем   образования   и   уровнем   доходов   (это отмечают в анкетах и учителя и родители); коррумпированность;  привычка имитировать деятельность по выполнению обязанностей;  отношение к интеллектуальной собственности; пропаганда гламурного (легкого) образа жизни; научно­технический прогресс, в том числе Интернет, телевидение и т.д.   На первый взгляд, всё это вещи, далёкие от интересов школьников, однако в действительности   и   семья,   и   школа   живут   и   действуют   в   этом   обществе   и готовят учащихся к существованию именно в таком обществе. Дети впитывают то,  что   им  показывают   по   телевизору,   предлагают   в  сети   Интернет.  Каждая вторая «якобы звезда» начинает свое интервью со слов как плохо он или она учились в школе, а теперь они преуспевающие люди.  Имидж учителя подорван в обществе, а телевидение продолжает, я бы сказала,  это смаковать.   Мотивацию учащегося надо начинать с мотивации учителя.  Демотивировать   учащегося  может   также   принятый   в   семье   стиль воспитания,   если   родители   игнорируют   потребность   подростка     в   принятии решений, автономии или компетентности, что нередко встречается в   семьях. Очень часто за подростка решают все вопросы родители, но зачастую ситуация бывает обратная – родители занимаются зарабатываем денег, устраняются от всех проблем подростка, предоставляют ему свободу действий, что приводит к плачевным,   а   порой   и   неисправимым   результатам.   А   изменить   ситуацию родителям уже не удается.  К  демотивирущим   факторам,   связанным   с   содержанием   образования, относится заметное расхождение между содержанием образования и тем, что реально   нужно   для   профессиональной   деятельности   ученика   в   будущем примерно   через   10­   15   лет,   а   также   требованиями   работодателя.   Вовсе   не очевидно,   что   следует   приблизить   содержание   образования   к   практическим нуждам,   поскольку   многими   фундаментальность   российского   образования воспринимается   именно   как   его   особая   ценность.   Заметим   лишь   то,   что отсутствие   понимания   у   ученика,   чем   именно   приобретаемые   знания   и умения могут пригодиться в будущем, способно заметно демотивировать. Массовые учебники составлены так, как будто ребёнок сам должен знать, зачем ему нужны предлагаемые знания, или как будто ему вообще не обязательно это знать.  Мы с вами повлиять на эти глобальные факторы не можем. Какие  решения предлагает   нам   в   ближайшее   время   правительство,   президент,   министерство образования и науки России?  4 С 1 сентября 2015 года по всей стране начали учиться по новым стандартам пятые классы.  Я напомню, что новый стандарт – это три «Т»:  требования к содержанию, требования к условиям, требования к результатам.  Требования   к   условиям   представляют   собой   довольно   большой   перечень, который   включает   требования   к   материально­технической   базе, информационному обеспечению, к кадрам и т.д.  Результаты обучения в основной школе  делятся  на три группы: Предметные.   И   мы   с   вами   знаем,   что   это   такое   и   как   их     проверять   и измерять. Прежде всего, остаются внешние оценки – ЕГЭ, ГИА.  Метапредметные. Единого понятия, что стоит подразумевать под этим, пока не выработано. Есть несколько научных школ,  несколько трактовок.  И   третий   тип   результатов   это  личностные.  Эти   результаты   должны отслеживать развитие личности ребенка. Понятно, какие показатели стоят за этим, но сложно представить четкие критерии их измерения. Часть предметных результатов   измеряются,   а   метапредметные   и   личностные   мониторятся,   т.е. оцениваются через опросники и анкеты.   Для   реализации   стандартов   предложена   Примерная   образовательная программа   основного   общего   образования.   Она   состоит   более   чем   из   500 страниц,   из   которых   144   первых   содержат   перечень   результатов,   которые необходимо получить по каждому типу. В образовательную программу наряду с программами   по   предметам   включена   и   воспитательная   программа,   за   счет которой и должны быть получены личностные достижения учащихся.  Новые   стандарты   предполагают   довольно   большой   объем   внеурочной деятельности. Больше внимания будет уделяться одаренным детям. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении  знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения  организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь  от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что  позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета.  Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы  ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне  него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут  предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его,  учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой­то  степени отойти от стандартного урока, внести что­то новое, что могло бы  привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их  мыслить, искать, действовать.  5 Однообразие   форм  работы   на   уроке   способствует   потере   мотивации, особенно если преобладающей формой является фронтальная работа, в которой довольно мало возможностей для индивидуальной активности учащегося.  Групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение вокруг отметок, которые всегда связаны с внешней мотивацией. Кроме того, в группе   всегда   будет   больше   возможностей   для   индивидуальной   учебной активности   ученика,   чем   при   фронтальной   работе.   Парная   форма   работы хороша при формировании внимательности учащихся, когда им предлагается проверить   работы   друг   друга.   Самостоятельное   оценивание   своей   работы   во время   проверки   тоже   снимает   нежелательное   напряжение   вокруг   оценивания учителем и ведёт к формированию самооценивающегося субъекта.  Снижается   мотивация     учащихся   и   при    однотипных   заданиях,   которые служат по преимуществу закреплению знаний.  В   ряде   случаев   полезно   давать   детям   возможность   самим   выбирать   себе задание, если учитель видит, что альтернативные задания ведут к формированию одного   и   того   же   действия   или   понятия.   Необходим   дифференцированный подход к учащимся с учетом их способностей.   На пути к преодолению низкой мотивации учащихся  школа стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения. Давно   замечено,   что   способствуют   повышению   мотивации  проблемные   и исследовательские   методы    Сегодня   многие   используют исследовательские   методы,   однако   зачастую   в   отрыве   от   деятельностного анализа   учения,   так   что   вся   «исследовательская   деятельность»   сводится   к угадыванию правильного решения, а не к выведению его из освоенных умений и предметного материала.  обучения. Обратная связь,  то есть реакция учителя на выполненную работу,    должна быть   максимально   конкретной,   разнообразной   и   индивидуализированной. Неуспешный   ученик   не   должен   оказываться   в   ситуации   постоянных негативных оценок. Порицание нерадивого ученика в средней школе, если оно действительно   необходимо,   должно   противопоставлять   его   не   учителю,   а коллективу учащихся (но и этим опасно злоупотреблять). Похвала тоже может быть неэффективной, если не соответствует качеству работы, или не учитывает усилия учащегося и значение достигнутого результата, или приписывает успех внешним факторам, или просто неконкретна и выражена стандартно.  Эффективная похвала осуществляется обоснованно:  конкретизирует действие, за которое хвалят;  имеет спонтанный и разнообразный характер и другие признаки искренности;  акцентирует внимание на конкретных результатах учеников; даёт информацию о компетентности или достижениях учеников;  настраивает на позитивное отношение (внимание) к выполнению задания;  6 использует  прежние  достижения  ученика  в  качестве   контекста  для оценки текущего достижения, учитывает усердие, приписывает успех усердию;   стимулирует  веру  учеников в  то,  что  они  стараются  потому, что  им это нравится, или потому, что они хотят этому научиться. Как учителям, так и родителям следует иметь в виду, что для подстраховки внутренней мотивации с самого раннего возраста детей следует настраивать на адаптивные модели восприятия успехов и неудач (успехов как неслучайных и зависящих от усердия, а неудач как временных). Нужно помогать детям обрести веру в собственную эффективность и в контролируемость средств и результатов деятельности. И известно: педагоги с авторитарным и опекунским стилем руководства  склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей  к совместному контролю за детьми. Во многих случаях и это помогает мотивировать детей. И всё же решение  проблемы в развитии внутренней мотивации, в умелом использовании  собственных мотивов школьника, в первую очередь — познавательных,  социальных. Это не означает, что использование внешних стимулов, метод  “кнута и пряника” не нужен совсем. Есть ученики с очень слабо развитыми  мотивами, в работе с ними без использования внешнего стимулирования не  обойтись. Но,  все таки, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок учился не  ради оценки или, чтобы избежать наказания, а ради знаний. Вся   школьная   жизнь,   все   общение   педагогов   и   учеников   должны   быть пронизаны гуманным отношением к школьникам. При этом удовлетворяются многие потребности растущего человека.  7

Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению математики в контексте ФГОС»

Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению  математики в контексте ФГОС»

Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению математики в контексте ФГОС»

Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению  математики в контексте ФГОС»

Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению математики в контексте ФГОС»

Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению  математики в контексте ФГОС»

Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению математики в контексте ФГОС»

Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению  математики в контексте ФГОС»

Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению математики в контексте ФГОС»

Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению  математики в контексте ФГОС»

Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению математики в контексте ФГОС»

Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению  математики в контексте ФГОС»

Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению математики в контексте ФГОС»

Доклад на тему «Исследование путей повышения мотивации учащихся к изучению  математики в контексте ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2018