«Современный урок математики в малокомплектной школе».
Оценка 4.6

«Современный урок математики в малокомплектной школе».

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
математика
5 кл—9 кл
30.09.2019
«Современный урок математики  в малокомплектной школе».
Малая наполняемость классов предполагает абсолютно новые способы работы учителя, которыми он владеет, работая с двумя - тремя обучающимися, как с «полноценным» классом, в связи с этим поиски идут в направлении приближения условий работы обучающихся и учителя малокомплектной школы к условиям работы массовой школы. Принципиально иные подходы к уроку деятельностного типа потребовали существенного видоизменения, модификации деятельности учителя малокомплектной школы.
выступление Филипповой Н.П. для публикации.doc
«Современный урок математики  в малокомплектной школе».      Принципиально иные подходы к уроку деятельностного типа потребовали  существенного видоизменения, модификации деятельности учителя  малокомплектной школы .    Малая   наполняемость   классов   предполагает   абсолютно   новые   способы   работы   учителя,   которыми   он   владеет,     работая   с   двумя   ­   тремя обучающимися, как с «полноценным»  классом, в связи с этим  поиски  идут в направлении   приближения   условий   работы   обучающихся   и   учителя малокомплектной школы к условиям работы массовой школы.      Основная идея  системно – деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной   исследовательской   деятельности.   Они   становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно   объяснить,   показать   и   рассказать.   Учитель   должен   организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. А как   это   сделать,   когда   на   уроке   всего   3­4  ученика?     Ведущими   формами организации   деятельности   на   уроках   с   малой   наполняемостью   детей становится групповая и парная работа  Этим формам принадлежит ведущая роль при формировании коммуникативных универсальных учебных действий и решении учебно­ познавательных задач. Для того, чтобы организовать урок деятельностного типа более продуктивно на этапе конструирования учителю необходимо планировать использование  именно коллективной формы работы при организации каждого этапа урока изучения нового материала ,так как основные   задачи   образования   сегодня­   не   просто   вооружить   ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться   всю   жизнь,   работать   в   команде,   способность   к   самоизменению     и саморазвитию   на   основе   рефлексивной   деятельности.   В   совместной деятельности   обучающиеся   могут   определить   общий   способ   деятельности, разработать   алгоритм     при   проведении классификации,   сравнения,   контроля,   планирования   и   т.п.   А   затем   на предметном   содержании   смогут   применять   эти   способы   деятельности, работая также совместно, в малой группе. На уроках    математики в классе с малой   наполняемостью   детей   представляется   возможным   создавать   только одну группу, в которую входят все обучающиеся   малочисленного класса, а при   чётном   количественном   составе   класса     появляется   возможность организовать и работу в парах.       Как это делаем конкретно мы, на уроках математики, расскажу подробнее. В шестом классе, к примеру, в прошлом учебном году обучалось 4 ученика, что позволяло создавать две пары или   деятельности,   например, полноценную группу. При изучении темы «Округление десятичных дробей» в рамках   выполнения   второй   учебной   задачи:   «Узнать   способы   округления десятичных   дробей»,   преследующую   цель:   открытие   нового   знания   или способа   действия,   обучающиеся,   объединившись   в   одну   группу   получили задание:   рассмотреть   и   провести   экспертизу   разных   способов   округления десятичных дробей, результаты экспертизы представить по окончании работы. После   чего   начинается   организованное   сотрудничество.       Вот     его   суть: участники   группы       выбирают   командира,   который   организует   работу   по выполнению  задания,  вспоминают  правила  работы  в группе,  на  которые, в первую   очередь,   опирается   учитель,   выбирают   способ,   коллективно обсуждают план действий. После завершения совместной работы  по очереди «отчитываются» о результатах деятельности, оценивают свои достижения и заслушивают   мнение   одноклассников   о   правильности   выполнения   задания, выполняют   рефлексивные   действия.     Предлагаю   рассмотреть   материалы данного урока.   Инструкция   командира   группы   по   организации   проведения экспертизы способов округления десятичных дробей. 1. Матвей: Ребята, давайте определимся, в какой последовательности построим свою работу. Ваши предложения. Саша: Я предлагаю каждому из нас выбрать способ для экспертизы, и в течение двух минут рассмотреть и изучить его. Матвей: Что предложишь ты, Настя? Каковы будут наши дальнейшие действия? Настя: После того как мы познакомимся каждый со своим способом, представим его на обсуждение группы. Матвей: А для чего это нужно? Гена:     Могут   встретиться   всевозможные   трудности   и   чтобы   не допустить ошибок, необходимо обсудить каждый способ. Матвей: В таком случае назовем способы, которые выбрали.  ­Саша? Саша: Округление десятичных дробей, пользуясь координатным лучом. ­Настя? Настя:   Округление   десятичных   дробей,   пользуясь   переходом   к именованным числам. Гена? Гена: Округление десятичных дробей с помощью алгоритма округления натуральных чисел. Матвей: А я буду показывать на примерах, как округлять десятичные дроби на основе видеофрагмента, который просмотрю. 2.   Матвей:   Приступаем   к   самостоятельному   изучению   выбранных способов. 3.Матвей:     Прошу   каждого   по   очереди   кратко   изложить   суть выбранного способа. А все остальные будут внимательно слушать, вносить дополнения и оказывать помощь в случае возникновения затруднений.      ­ В чем суть твоего способа, Гена? Гена:   Суть   моего   способа   состоит   в   том,  что   округлять   десятичные дроби можно по правилу округления натуральных чисел, так как округление натурального числа осуществляется по разрядным единицам.  Матвей: Сможешь ли ты публично проанализировать данный способ? Гена: Да, смогу. Матвей: Какая помощь понадобится тебе от нас? Гена:   Возможно,   мне     понадобится   помощь.   Я   обращусь   к   вам   за помощью в процессе выполнения практического задания, на данный момент мне все понятно. ­ В чем суть твоего способа, Настя? Настя: Суть моего способа проста: так как десятичные дроби связаны с именованными   числами,   значит,   любую   десятичную   дробь   можно   образно связать   с   одной   из   именованных   единиц,   а   так   как   именованные   единицы можно   представить     в   виде   натурального   числа,   то   можно   выполнить округление по алгоритму округления натуральных чисел. Матвей: Возникли ли у тебя трудности при изучении данного способа? Чем мы можем тебе помочь? Настя:   Трудностей   у   меня   не   возникло,   на   данный   момент   мне   все понятно. Матвей: ­  Расскажи о своем способе, Саша. Саша:   Суть   моего   способа   заключается   в   том,   что   с   помощью координатного луча можно изобразить положение любой десятичной дроби и выполнить округление. Для этого необходимо выбрать часть координатного луча с единичным отрезком в десять клеток с указанием нужных точек. По рисунку легко определить, к  какому целому числу приближена точка. Матвей: Какие возможные ошибки можешь допустить при изложении данного способа? Саша: Считаю, что способ достаточно прост и если быть внимательным, любых ошибок можно избежать. Матвей: Сейчас я кратко изложу результаты своей работы. ­ Просмотрев видеофрагмент, изучив правило округления десятичных дробей и рассмотрев примеры по образцу, я научился выполнять округление десятичных   дробей   до   десятых,   до   сотых,   до   целых.   В   этом   мне   помог алгоритм округления десятичных дробей. Если в нужной последовательности выполнять задания, то никаких трудностей не возникнет. Мы   кратко   изложили   суть   своих   способов.   Ваши   предложения   по дальнейшей работе. Саша: Нам сейчас необходимо каждому выполнить практическую часть задания, а затем составить отчет по проделанной работе. Матвей: Приступаем к выполнению заданий. Предлагаю каждому из вас выполнить   задание   на   основе   выбранного   способа.   В   случае   возникающих затруднений поднимайте прямоугольник желтого цвета   и   мы все вместе, сообща будем решать возникшие проблемы. Матвей:  ­ В течение одной минуты составляем отчеты.  Н.П.:   Пришло   время   представить   результаты   экспертизы,   (через документ камеру). Командир группы, тебе слово. Матвей:   Первым     будет   Гена.   Он   представит   способ   округления десятичных дробей, взяв за основу  правило округления натуральных чисел. Н.П.: Кто будет вторым? Матвей:   Второй   будет   Настя.   Она   представит   способ   округления десятичных дробей, образно используя именованные единицы. Н.П.:  Кто будет  следующим? Матвей:   Следующим   будет   Саша.   Он   представит   способ   округления десятичных дробей, изображая десятичную дробь соответствующей точкой на координатной прямой. Н.П.: Просим выступить тебя, Матвей, в роли главного эксперта.  Н.П.:   Какой   из   представленных   вами   способов   самый   удобный   и рациональный? Гена:   На   наш   взгляд,   самый   удобный   способ   тот,   который   был представлен Матвеем. Н.П.: У кого другое мнение? ­Вижу, что других мнений нет. Спасибо всем за проведённую экспертизу.  Что скажете о своей работе? Саша: Считаем, что свою работу мы провели на хорошем уровне, нам удалось провести экспертизу всех способов. Н.П.: Что вам помогло так хорошо справиться с заданием? Настя: Хорошо справиться с заданием нам помогли слаженные действия всех  участников группы, активность и желание каждого узнать новое и четкие действия командира группы. Н.П.: Возникали ли у вас затруднения? Саша: У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. Н.П.: Ребята, займите свои места.  Отчет первого эксперта. Рассмотрев   данный   способ,   мы   пришли   к   выводу,   что   округление десятичных дробей можно производить по тому же правилу, что и округление натуральных чисел, так как округление натурального числа осуществляется по разрядным единицам.  Округлю до сотых число 34, 207: ­ нахожу разряд, до которого необходимо  округлить и подчеркну его, ­ сравниваю цифру, стоящую справа от подчеркнутого ряда с цифрой 5. Эта цифра больше пяти, значит увеличиваем цифру найденного разряда на 1, а все цифры, стоящие за ней, заменяю нулями.  ­ в результате получаю число 34, 21 Округлю до единиц число 3, 006. ­ нахожу разряд, до которого необходимо  округлить и подчеркну его, ­ сравниваю цифру, стоящую справа от подчеркнутого разряда с цифрой 5. Эта цифра меньше пяти, значит все цифры, стоящие за найденным разрядом заменяю нулями и отбрасываю их. ­ в результате получаю число 3. Считаю данный способ удобным и рациональным.   Такой   вид   деятельности   способствует   становлению   учебного сотрудничества   и   обеспечивает   формирование   познавательных, коммуникативных  и регулятивных учебных действий. Обучающиеся учатся планировать   и   согласованно   выполнять   совместную   работу,   распределять роли,   вести   конструктивный   диалог,   представлять   не   только   полученные результаты и выводы, но и демонстрировать приобретённые знания и умения, оценивать собственные достижения и результаты других.   Данный подход в обучении   направлен   на   развитие   каждого   ученика,   на   формирование   его индивидуальных   способностей,   а   также   позволяет   значительно   упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При   этом   создаются   благоприятные   условия   для   их   разноуровневой подготовки.   Возможность   сотрудничать   в   группе   позволяет   также организовать и взаимообучение, так как каждый ученик имеет возможность «работать»   на   результат   группы,   а   также   проявить   себя.   Данный   вид деятельности   позволяет   снизить   уровень   тревожности,   страх   оказаться неуспешным.   Технология   деятельностного   метода   обучения   не   разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного   образования   становится   развитие   способности   ученика самостоятельно   ставить   учебные   цели,   проектировать   пути   их   реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.   Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования, существенно усиливает мотивацию и интерес к учению, обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, а значит получать новое качество образования в условиях малокомплектной школы.

«Современный урок математики в малокомплектной школе».

«Современный урок математики  в малокомплектной школе».

«Современный урок математики в малокомплектной школе».

«Современный урок математики  в малокомплектной школе».

«Современный урок математики в малокомплектной школе».

«Современный урок математики  в малокомплектной школе».

«Современный урок математики в малокомплектной школе».

«Современный урок математики  в малокомплектной школе».

«Современный урок математики в малокомплектной школе».

«Современный урок математики  в малокомплектной школе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2019