Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"
Оценка 4.9

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
искусство +1
Взрослым
15.09.2018
Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"
В работе рассматриваются древние обрядовые и необрядовые игры как предшественники народных театральных представлений. Описываются такие виды фольклорного театра, как вертеп, раёк, балаган, театр Петрушки. Особое внимание уделяется народной драме, её особенностям и традициям. Последовательно прослеживается зарождение русского профессионального театра в глубокой древности, во всех видах фольклорного драматического творчества.Доклад преподавателя ДШИ Аржаевой О.В.
Исторические корни и традиции театрального искусства России.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Новоузенска» Саратовской области ДОКЛАД  Исторические корни и традиции театрального искусства в России Выполнила: преподаватель теоретических  дисциплин       Аржаева О.В. г. Новоузенск  2018 год Содержание  Введение 1. Исторические корни народного драматического творчества 1.1. Роль древних обрядов и традиций. 1.2. Скоморохи как первооснователи русского народного театра. 2. Народный театр 2.1. Виды фольклорного театра. 2.2. Народная драма и её особенности. Заключение. Литература Введение Нашествие массовой культуры упраздняет  национальные особенности, стирает границы между государствами, что приводит к неизбежной потере духовных   ценностей.   Именно   поэтому   изучение   и   сохранение   русского традиционного   народного   творчества   представляется   нам   сегодня актуальным.  Результат   изучения   источников   и   материалов   о   народном   театре изложен в данной работе.  Целью  нашего   исследования   было:   подтвердить   гипотезу   о существовании взаимосвязи между мировой известностью профессионального русского   театра   и   опытом   народного   театра.   Мы   поставили   перед   собой следующие задачи:  найти факты, подтверждающие происхождение народного театра в глубокой древности;  изучить   теоретические   сведения   о   народном   театре,   выделить основные особенности народной драмы;  определить значение народного театра в истории отечественной культуры.  Объем данной работы не предполагает глубокого изучения всех видов фольклорного   театра   и   жанрового   разнообразия   русской   народной   драмы. Также мы не изучали лубочные картинки, которые некоторые исследователи рассматривают как своеобразный настенный театр.  Основным   источником   для   изучения   являлась   книга   «Фольклорный театр», составленная А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной [7]. В ней дается широкое   описание   различных   вариантов   народной   драматической деятельности  от древности до начала  XX  века. Даны выдержки  из трудов исследователей,   рассматривающих   процесс   превращения   обрядовых   игр   в драматические   представления   [7,9].   В   трудах   И.А.   Андреева   [1]   и   В.Ф. Панкеева [6] описание традиций и обрядов не рассматривается в контексте фольклорного театра. Под понятием «народный театр» мы понимаем все виды фольклорного драматического творчества. 1. Исторические корни народного драматического творчества 1.1. Роль древних обрядов и традиций в становлении народного театра.  На   основании   данных   фольклористики   и   литературоведения   можно утверждать, что зарождение народного театра таится  в глубокой древности, в давних верованиях,  в старинных обрядах и действах. Все составные элементы русского фольклорного театра  можно увидеть на сохранившихся в киевском Софийском соборе фресках XI века. Наряду со святыми и князьями древние художники   запечатлели   и   борцов,     и   танцоров,   и   гудошников,   и   вертеп   – кукольный театр, и музыкантов, и ряженых, и охоту на медведя.  Элементы   драмы   мы   встречаем   в   знакомых   с   детства   хороводах   и хороводных   играх.   Например,   в   известных   песнях   «А   мы   просо   сеяли», «Вейся, вейся, капустка», играх «Заинька», «Как у деда Трифона». Их можно считать  предшественниками народных театральных представлений. Характер драматического действа носят и многие обряды, связанные с семейным бытом –   с   рождением,   браком,   смертью.   Наиболее   ярким   образцом   развития драматической   игры   является   свадебный   обряд.   Всем   известно   выражение «сыграть свадьбу». Каждый участник, подобно настоящему актеру, должен был запомнить множество слов и действий, без которых события теряют свою красоту и значимость.   Непременной   составной   частью   календарных   и   семейных   праздников было ряжение. Самые древние персонажи ряжения – животные и страшилища, а  так  же  старик  со  старухой.  В дни  праздничных  гуляний  молодые  парни закутывались в вывернутые овчинные шубы, натягивали деревянные клювы и рога,   которыми   старались   задеть,   «забодать»   девушек,   пришедших   на вечеринку.   Ряженые   ходили   из   дома   в   дом,   где   собиралась   молодежь   и разыгрывали незамысловатые сценки. Конь, коза плясали, потом падали, как бы заболев. Их весело  «лечили», они вскакивали, внезапно «оживая». При имитации трудовых процессов разыгрывались более сложные игровые сценки. Так, на Святки изображали пахоту («пахали» снег), сев («сеяли» в избе по нанесённому снегу пепел, золу). Эти действия должны были воздействовать на будущий урожай.  Распространены были свадебные и «покойницкие» игры. Даже в наши дни   можно   встретить   на   свадьбах   таких   затейников,   веселящих   гостей: «доктор»,   «уполномоченный»,   цыган,   бродяга.   Грим,   бутафория,   реквизит ряженых   были   традиционными:   лица   мазали   сажей   или   свеклой,   у   лекаря вместо градусника была палка,  самоварная труба для «прослушивания».  Таким  образом,    ближайшие  предшественники   народных  театральных представлений   –   обрядовые   и   необрядовые   драматические   игры.   Процесс превращения некоторых обрядовых игр в драматические произведения был рассмотрен исследователями фольклора В. И. Чичеровым [7,6].  В. Е. Гусев отметил     необходимость   различать   «дотеатральные»,   игровые   виды фольклора   (ряжение,   обрядовые   действа,   народно­праздничные   игрища, народные   игры)   и   собственно   драматические   представления   на   основе фольклорного или фольклоризированного драматургического текста. [7,6]. 1.2. Скоморохи как первооснователи русского народного театра  Становление   русского   народного   театра   издавна   и   справедливо связывают с деятельностью скоморохов. Фольклорный театр по своей природе был непрофессионален, однако именно скоморохи – древнерусские актеры­ профессионалы сыграли большую роль в его формировании. Памятники  древности, вроде Стоглава, отмечают  активное  участие в свадебных   увеселениях   скоморохов,   которые   прекрасно   знали   традиции праздничных игр и обрядов.   Именно скоморох был тем человеком, вокруг которого   на   игрище   разворачивались   главные   события.   Он   организовывал самые различные праздничные мероприятия, в том числе и такие, которые постепенно превратились в сценки, а  затем в спектакли народного театра. В ХI ­ ХVI веках начались гонения на скоморохов со стороны церкви, а в ХVII веке в борьбу против них активно включилось и государство. В 1648 году появляется указ царя Алексея Михайловича, запрещающий скоморошьи игры   на   территории   всей   страны   и   предписывающий   бить   ослушников батогами и ссылать в «украйные городы за опалу». Но даже подобные меры не искоренили скоморошества. Со   временем   искусство   скоморохов   стало   более   сложным   и разнообразным.   Кроме   скоморохов,   которые   играли,   пели   и   плясали, появились   скоморохи­актеры,   скоморохи   с   жонглеры,   акробаты, дрессированными животными, появился кукольный театр. Однако уже в конце XVII  века   искусство   скоморохов   начинает   видоизменяться,   само   слово «скоморох» исчезает из документов. Вместо скоморошьих игрищ появляется новая форма народного драматического театра – народная драма. Народное искусство скоморохов в измененном виде живет в наши дни: кукольные театры, цирк с его акробатами, жонглерами и дрессированными животными,   эстрадные   концерты   с   их   меткими   частушками   и   песнями, оркестры и ансамбли русских народных инструментов развились в отдельные большие области из разнообразного веселого искусства скоморохов. 2. Народный театр 2.1. Виды фольклорного театра Вертеп.  Как   вид   искусства   вертеп   представляет   собой  народно­ религиозную   кукольную   драму.  Слово   «вертеп»   происходит   от старославянского «вертепъ»   –       «пещера». Именно так   называют место рождения Спасителя.  Вертеп   носили   по   избам   на   Святки   –   от   Рождества   до   Крещения. Деревенские   дети   в   бумажных   высоких   коронах,   с   погонами   на   плечах   и нарядными   посохами   в   руках   –     это   «персидские   цари»,   пришедшие поклониться   Богомладенцу.   Украшенный   золоченой   бумагой   и   лубочными картинками   небольшой   фанерный   ящик   с   двускатной   крышей, путешествующий   вместе   со   святочными   царями   –     это   рождественский кукольный театр или вертеп. Куклы передвигались по прорезям в полу ящика. Вертепная  пещера  состояла  из  двух ярусов. В одном ярусе  разыгрывалась история   рождения   Младенца­Христа,   в   другом   –   страшная   история   о жестоком Ироде, избивающем младенцев. Дети  пели  тропарь праздника:  «Рождество  Твое, Христе  Боже  наш». Церковные   канты   сменялись   назидательными   духовными   стихами   или народными колядами, ритмизованная речь персонажей перетекала то в прозу, то   в   песню.   После   духовного   действа   драмы   нередко   показывались комические сцены светского содержания. Вертепные сюжеты любили разыгрывать и живые актеры. Известно, что крестьяне играли «Царя Ирода», смешивая его с другой популярной пьесой – «Царь Максимилиан». Раёк  (или   потешная   панорама)   –  народный   театр,   состоящий   из небольшого ящика с двумя увеличительными стеклами впереди. С начала XIX века   раёк   (или   косморама)   становится   непременной   частью   праздничных увеселений.  Внутри   него   переставлялись   картинки   или   перематывалась   с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Раёшник передвигал картинки и рассказывал присказки и прибаутки к каждому новому сюжету:  "А вот город Париж, как въедешь, так и угоришь, сюда наша русская знать едет денежки мотать, отправляется с золота мешком, а возвращается с палочкой пешком".  Близко   к   комическим   сценам   вертепа   и   присказкам   раешника   стоят балаганные представления.     Балаганный театр игрался в "балаганах" –  временных сооружениях на праздничных   и   ярмарочных   площадях   профессиональными   актерами   за деньги. Тоже рассматривается как     народный театр, но в связи с желанием властей   контролировать   народные   увеселения,   он   имеет   некоторую особенность:     основе   уже   не     лежали   фольклорные   тексты.   Все   тексты балагана в той или иной степени были авторские, в обязательном порядке проходили цензуру. Отчасти проникая обратно в деревню, в казармы и на корабли, они  обретали вторую фольклорную жизнь. Театр   Петрушки.   Одним   из   излюбленных   балаганных   увеселений являлось   кукольное   представление,   "Петрушки". Представление   его   в   России   зафиксировано   еще   в   1636   году   Адамом Олеарием,   немецким   ученым   и     путешественником.   По приведенному Олеарием   рисунку можно   определить   и   сюжет   виденной   им   сценки.   Это знакомая традиционная сценка продажи лошади цыганом Петрушке.    так   называемые Сценка с цыганом, а также и другие наиболее известные – с "доктором­ лекарем,   Из­под   каменного   моста   аптекарем",   с   немцем,   с   татарином,   с квартальным офицером или с унтером, с собачкой имели множество вариаций. Некоторые   эпизоды     совпадают   с   народными   драмами,   с   которыми   театр Петрушки находился в тесном взаимодействии. Петрушечник в диалогах с Петрушкой разделял свой голос от голоса персонажа,   используя   специальный   пищик.     Вот   почему   голос   Петрушки обладал таким пронзительным,  легко узнаваемым  тембром. Балаганы   были   ликвидированы   в   1918   году   вместе   с   лубочной литературой   и   кулачными   боями.   Но   в     послереволюционные   годы   была попытка   создать   "красный   балаган",  так   появились  "агитбригады".   Многие элементы балагана "ушли" на эстраду и в цирк, в театр.  2.2. Народная драма и её особенности. Народная драма представляется нам как отдельный этап становления русского фольклорного театра. Драматургическим материалом для  создания драм   стали     перечисленные   выше   драматические   элементы:   обрядовые земледельческие и семейные крестьянские действа, хороводные игры, виды скоморошьего творчества, вертепные сцены, присказки раешника, балаган и театр Петрушки.  Традиционной   была   приуроченность   народных   представлений.   Они устраивались на Святки и Масленицу. Эти два коротких «театральных сезона» вмещали очень насыщенную программу. Широкое   распространение   получили   народные   драмы   в   деревне.   В ноябре   или   декабре,   в   преддверии   Рождества   и   Святок,   будущие   актеры собирались,   чтобы   выучить   текст,   определить   мизансцены,   подготовить реквизит.   Исполнителями   были   деревенские   парни   и   мужики,   перенявшие «слова»,   «выходку»   от   старшего   поколения.   Обычно   руководил   всем исполнитель главной роли, или лучший знаток, «заправила», становившийся режиссером спектакля.   На две праздничные недели Святок участники (их обычно называли «шайкой», «есаулами») превращались в актеров и иногда давали по нескольку представлений в день. Роли заучивались с голоса, и так как тексты, как правило, не были зафиксированы письменно, в них по ходу дела могли вноситься самые различные изменения. Мизансцены никак не фиксировались и воссоздавались исключительно по   памяти.   Реквизит   был   самый   простой:   оклеенный   «золотой»   или «серебряной» бумагой стул служил троном, из картона делалась корона, из дерева ­ меч для палача, подвешенный на веревке лапоть, изображал кадило попа. Не сложнее были костюмы. Только для исполнителя роли царя нужно было   раздобыть   брюки   с   широкими   лампасами   да   прикрепить   на   плечи пышные   эполеты.   На   костюмы   других   участников   большого   внимания   не обращали. Тексты драм передавались устно из поколения в поколение. Спектакли оставляли  такое  яркое и  незабываемое  впечатление,  что спустя много  лет описать их и восстановить в памяти содержание и фрагменты пьесы могли даже зрители, видевшие всего одно­единственное представление где­нибудь на святочных поседелках.  Репертуар народных драм невелик: всего несколько пьес. К ним относят три типа произведений: диалоги «Барин голый и Афонька малый» и «Барин и староста» («Мнимый барин»), сцены «Аника­воин и Смерть», «Самобойные кнуты»,   собственно   драмы   «Лодка»   и   «Царь   Максимилиан». Импровизированный характер народной драмы, приводил к большому числу вариаций одной и той же пьесы. Зарегистрировано свыше двухсот вариаций драмы «Царь Максимилиан».  Со стороны своей композиции народные драмы можно охарактеризовать следующими чертами: сюжетный стержень едва намечен, тексты переполнены отрывками из народных песен и романсов, а также искаженными цитатами, народными переделками стихотворений Пушкина, Лермонтова и др. поэтов. То есть, импровизационный принцип использован в пьесах весьма широко. Особую роль в народной драме играют песни, исполнявшиеся героями в критические для них моменты или хором – комментатором совершающихся событий. Обязательными были песни в начале и конце представления. Особенности   речи   ярко   характеризуют   персонажей,   речь   которых выразительна,   своеобразна,   остроумна.  Текст   произносится   громко,   почти криком.  Можно выделить следующие  особенности народных драм.   приуроченность к народным праздникам (Святкам, Масленице);  актеры – не были профессионалами, но хорошо знали  традиции;  текст и мизансцены воспроизводились по памяти;  реквизит и костюмы были просты и условны;  сюжетный стержень не имел четких очертаний;  особая роль песен – комментаторов совершающихся событий;  сохранение   определенной   исполнительской   традиции,   произнесение текста громко, почти криком, своеобразие речи персонажей (игра слов, комические алогизмы). Высоко оценивая «Лодку», фольклористы иногда видят в ней, как и в пьесе «Царь Максимильян» вершину развития русской народной драмы. Они считают эти пьесы не только вершиной развития народной драмы и театра, а началом профессионального искусства [2]. Заключение На   основании   вышеизложенного   можно   сделать   вывод,   что   русский профессиональный   театр,   достигший   мировых   высот   за   короткий исторический период своего существования не мог не опираться на  богатый опыт народного театра. Изученные материалы подтверждают нашу гипотезу, т. к. «шедевры в искусстве не могут рождаться ни с того ни с сего, на пустом месте.   Они   появляются   только   на   исторической   почве,   достаточно подготовленной,   обогащенной   повседневным   и   повсеместным   народным творчеством». [4] Народный   театр   представляет   собой   значительное     явление   Сохранение   народных   традиций   возможно   в отечественной   культуры.   процессе практического освоения эстетических народных ценностей. Литература и источники 1. Андреев В.Ф. Праздники и обряды на Руси. – М.: Бета­Сервес, 1988.­ 542 с. http  2. Драма народная. – Режим доступа URL:  ://   feb    3. Народное драматическое творчество. – Режим доступа URL:  /  ENCYCLOP    /  le   3­5451.  ­  web   .  ru   /  FEB   /  LITENC    htm  [05.11.13, 16:45] http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0a65635a2ad68a5d53a88421206d27 0.html [28.10.13, 20:30] http  4. Народные драмы. – Режим доступа URL:  ://   rusprogram 5. Народный театр. – Режим доступа URL:  .  ru   /  f  62 [15.12.13, 11:40]   http://  slovari      .  yandex    .ru/~книги/БСЭ/народный%20театр/  [13.01.04, 15:05] 6. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. – М.: Вече, 2006.­ 495 с. 7. Фольклорный театр/Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И.Савушкиной. – М.: Современник, 1988.­476 с.

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"

Доклад на тему "Исторические корни и традиции театрального искусства в России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2018