«Особенности проведения
уроков ПО «Искусство» с обучающимися с ОВЗ. Создание «ситуации успеха».
Мир «особого» ребёнка –интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он молчалив?
Почему он так испуган? И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих.
«Особенности проведения уроков ПО «Искусство» с обучающимися с ОВЗ. Создание «ситуации успеха».
Создавать в классе атмосферу доброжелательности;
1 ежеурочно стараться вселять уверенность. «Относитесь к ребёнку как к лучшему гостю…»;
2 подбор стимулирующего раздаточного материала;
3 сотрудничество «Взрослый – ребёнок», «ребёнок – ребёнок»;
4 оценивать не результат учебной деятельности, а качество самой работы;
5 ежедневно, на каждом уроке не меньше 3 СИТУАЦИЙ УСПЕХА
Только создавая ситуации успеха, можно воспитать и развить в ребёнке положительные личностные качества и мотивацию к учёбе.
Ситуации успеха учеников в образовательном процессе создаются постепенно, поэтапно.
Обобщив педагогический опыт, сделав выводы из собственной педагогической практики с уверенностью могу сказать следующее.
Существует «Цепочка успеха»:
Я стараюсь У меня получается
Есть ситуация успеха (приятный результат)
КАК Я ДЕЛАЮ ТАК, ЧТОБЫ ЦЕПОЧКА НЕ ПРЕРЫВАЛАСЬ? КАК НАЛАДИТЬ ЭТИ СТРЕЛКИ, ЧТОБЫ ОНИ РАБОТАЛИ ВСЕГДА?
1. Уважение и забота. Нужно находиться в постоянном контакте с ребёнком и правильно заботиться о его нуждах.
Уважаю ребёнка как личность:
Называю только по имени;
Спрашиваю совета;
Делаю всё возможное, чтобы стать авторитетом для школьника;
Не допускаю оскорблений;
Понимаю и принимаю каждого ребёнка;
Заслуживаю доверие:
Общение на позитиве;
Заинтересованность в успехе учащегося;
Учитываю индивидуальные особенности.
2. Совместная деятельность.
Каждый ребёнок знает, что всегда может ко мне обратиться;
незаметно делаю ту часть, которая у ребёнка не получается; варьирую ту, которую он делает самостоятельно;
вместе приятнее и быстрее делать даже скучную работу, после выполнения которой следует что-нибудь интересное или приятное;
добровольное включение в совместную деятельность.
3. Маленькие поощрения.
Совсем маленькие поощрения действуют не как награда, а как забавная традиция , как игра. Которую, конечно, нельзя вводить в абсолют и играть в неё на полном серьёзе. Например, за каждую красивую букву – изюминка…
4. Одобрение и неодобрение.
Мы можем и должны хвалить ребёнка за добрые дела и укорять за злые. Ведь наше мнение важно для ученика. Особенно если взрослый для него -авторитет.Так он привыкнет отличать добро от зла.
5. Хвалю за то, чего добился с трудом.
Важно хвалить ребёнка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе.
6. Парадоксальные награды.
Если ребёнок ожидал, что его начнут заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли. Смысл в том, что ребёнок сам был расстроен и готов махнуть на всё рукой, а мы его поддержали, неожиданно предложили что-то хорошее.
7. «Сделал!», «Получилось!», «Эврика!».
8. Поддержка внутренней мотивации.
Состоит в том, чтобы ребёнок постепенно научился получать удовольствие от маленьких внутренних побед, и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо.
9. Коллективная и семейная мотивация.
Мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Если коллективные и семейные ценности приносят нам радость. Пример: если в семье Ивановых «принято» много всего такого, что ребёнок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из того, что разрешено в семье Петровых, или что с него требуют больше, чем с них. Родители должны вести себя умно, не принижать Петровых, тех, кто не следует таким же правилам, как у нас, Ивановых.
10. Справедливость.
Более взрослые ученики начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Это можно использовать для создания ситуации успеха в не очень желанных, скучных, трудных делах. Это произойдёт только тогда, когда речь пойдёт одновременно и об обязанностях, и о правах.
11. Планирование будущего.
Работает только со старшими подростками, да и то не со всеми. Наша цель – продумать вместе с ребёнком последовательность шагов, каждый из которых будет понятен и соизмерим. Продумав их, мы не давим: человек имеет полное право передумать на любом этапе процесса, это нормальное явление.
12. Опора на интересы ребёнка.
Ребёнок должен взяться за дело с охотой, выполнить его с интересом и в результате получить заслуженную похвалу и признание. И, как результат, пережить ситуацию успеха.
Научите его тому, что умеете вы сами, приобщите его к интересному ремеслу или хобби, создайте условия для того, чтобы его собственные склонности не пропали из-за отсутствия поддержки взрослых, из-за специфики своего развития и сил заниматься любимым делом.
Пример! Выложила мозаику – принесла в класс! Дети интересуются – спросить мнение у «особенного ребенка» - предложить попробовать выкладывать мозаику на листочке без клеевого слоя (можно в любой момент исправить)
Помните, что все мы в чем-то хороши, а в чём-то НЕТ. Кому-то дан ясный ум, другому – крепкая рука, одному – тонкое чувство красоты, другому – доброе сердце. И именно способность узнать свой дар и поделиться им с окружающими помогает нам найти свое место в жизни.
13. Работа с родителями.
14. Самообразование.
Участие в педагогических советах.ü
Участие в работе учебно-методических объединений учреждения образования и района области методического объединения учителей-дефектологов (доклады, выступления, получение консультаций).ü
Подбор презентаций по основным образовательным областям, создание презентаций, проведено индивидуальное обучение воспитанников по формированию начальных навыков работы за компьютером.ü
Посещение открытых уроков, мероприятий, коррекционных занятий коллег – ступенька в повышении своего профессионального мастерства.ü
Методическое оснащение кабинета за счёт приобретения методической литературы, пополнения и оформления папок, изготовления дидактического материала, раздаточного материала, наглядных пособий, дидактических игр по автоматизации звуков, мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих игр.ü
Посещение мастер-классов, вебинаров с приглашёнными экспертами .ü
Участие в работе конференций, семинаров:ü
· Участие в проведении консилиумов внутри учреждений образования, в которых работала.
Алгоритм создания ситуации успеха:
· Снятие страха, напряженности (покажите ребенку, что ситуация не критическая, в случае чего можно будет пробовать сколько потребуется раз);
· Авансирование положительного результата (то, что называют «подарить желаемое в воображении» - например, «вот будет здорово, когда ты закончишь эту картину и мы подарим ее папе!»);
· Скрытое инструктирование (для того, чтобы успех состоялся, вы должны подсказать ребенку верный метод, но прямо инструктировать в таком случае – это отнять половину успеха, нужна такая подсказка, которую ребенок понял бы, но отнес на счет собственной проницательности);
· Внесение мотива (значимый мотив – часть успеха. Подчеркивая, что уборка собственной комнаты не просто работа, а большая помощь вам, личная услуга, вы воодушевляете ребенка постараться);
· Персональная исключительность («только тебе я могу поручить это важное дело»);
· Мобилизация активности (подайте знак, что пора начинать, подбодрите ребенка: «итак, за работу!», «внимание, начали!»);
· Анализ результатов с признанием особенно удачных деталей (просто дежурная похвала не производит на ребенка должного впечатления, дайте ему понять, что вы вникли в суть его работы, внимание к деталям подчеркнет ее ценность).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.