Проектная работа по музыке ученицы 8 класса.
Цель урока: Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Как мы понимаем современность».
Задачи:
Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать искусство прошлого и современности на основе проблемности урока.
Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения музыки, стихов.
Способствовать развитию монологической речи обучающихся.
Доклад
На тему: «Литературное течение «Ничевоки»»
Выполнила: ученица 8 класса «А» Фомина ВарвараНичевоки — российская литературная группа, сложившаяся в
Москве в начале 1920 года и окончательно оформившаяся в августе 1920 года
при Союзе поэтов в РостовенаДону.
История
В РостовенаДону поэтыничевоки проводили вечера и выступали перед
публикой в кафе «Подвал поэтов», богемном заведении с миниатюрной
сценой, расположенном в подвале дома № 46 в переулке Газетном (угол пер.
Газетного и Большой Садовой ул.). Группа просуществовала около двух лет,
1920—1921 годы, и являла собой российский отголосок известной
европейской группировки дадаистов.
Ничевоками в 1920 году были опубликованы «Манифест от ничевоков» и
«Декрет о ничевоках поэзии». В 1922 году ничевоки опубликовали манифест
«Да здравствует последний интернационал Дада мира». Прославились на
одном из вечеров, состоявшемся 19 января 1922 года в Политехническом, во
время которого Владимир Маяковский вместе с другими футуристами
проводил «чистку» русской поэзии. Ничевоки, выйдя на сцену, предложили,
чтобы Маяковский отправился к Пампушке на Твербул (то есть к памятнику
Пушкину на Тверском бульваре) и там чистил сапоги всем желающим.
Публика одобрительно приняла заявление, что Становище ничевоков
отрицает за Маяковским право «чистить» поэтов.
Одной из причин распада этой группы была трагическая смерть С. Садикова в
Петербурге в 1922 г. в результате несчастного случая.
По воспоминаниям М. Ройзмана, Рюрик Рок, лидер группы, был арестован по
уголовному делу в начале 1923 г., после чего группа ничевоков распалась.
Члены группы «Ничевоки»:
Мовсес Агабабов
Илья Березарк
Борис Земенков
Сусанна Мар
Елена Николаева
Аэций Ранов
Рюрик Рок Сергей Садиков
Лазарь Сухаребский
Дэвис Уманский
Владимир Филов
Олег Эрберг
Цитата:
«Дадаизм соответствует нашим ничевокам, отчасти манере Крученых» —
Валентин Парнах, 1923
Серебряный век. Ничевоки
Одно из четырёх самых значительных последних модернистских объединений
20х годов – ничевоки. Эта литературная группа числилась одной из самых
скандальных, превзойдя в этом плане даже имажинистов и ранних
кубофутуристов. Она сложилась в Москве в начале 1920 года и окончательно
оформилась в августе того же года при Союзе поэтов в РостовенаДону.
Членами группы ничевоков были Рюрик Рок (Р.Ю.Геринг), Сергей Садиков,
Борис Земенков, Аэций Ранов, Лазарь Сухаребский, Елена Николаева, Денис
Уманский, Сусанна Мар (Чалхушьян) и Конст. Эрберг. С ничевоками были
связаны и сотрудничали ростовский поэт Владимир Филов и представитель
тифлисского издательства "Хобо" в Москве Мовсес Агабабов.
Оценивая состояние литературы, ничевоки признавали жизненным
направлением творчества лишь имажинизм; о себе в первом декрете они
заявили: ". Фокус современного кризиса явлений мира и мироощущений
Ничевоком прояснён: кризис – в нас, в духе нашем. В поэт произведениях
кризис этот разрешается истончением образа, метра, ритма, инструментовки,
концовки. Истончение сведёт искусство на нет, уничтожит его: приведёт к
ничего и в Ничего.. В поэзии ничего нет; только – Ничевоки. 6. Жизнь идёт к
осуществлению наших лозунгов: Ничего не пишите! Ничего не читайте!
Ничего не говорите! Ничего не печатайте!" – и указывали на своё кровное
родство с дадаистами.
Дадаизм (фр. dadaisme от dada – бессвязный детский лепет) – авангардистское
направление в западноевропейском, преимущественно французском и
немецком искусстве, выражающееся в иррационализме, нигилистическом
антиэстетизме, художественном эпатаже. Поскольку дадаистское движениеродилось во время Первой мировой войны (Швейцария, 1916 г.), то главная
его идея состояла в том, чтобы на абсурд войны ответить таким же абсурдом
искусства.
В 1921 году вышла московская Декларация ничевоков. Они провозгласили
"отделение искусства от государства", а своё творческое бюро выдвигали в
качестве аппарата по руководству искусством. Ничевоки известны своими
постоянными нападками на Маяковского, они подвергли его заочному суду
своего "ревтрибунала" и запретили писать. Это "Постановление ревтрибунала
Ничевоков" было напечатано в бесплатном приложении ко 2му изданию
"Собачьего ящика".
За время своего существования (всего около двух лет: 19201922) ничевоки
смогли выпустить лишь два небольших альманаха: "Вам" и "Собачий ящик" (в
двух изданиях), а также два сборника стихов Р.Рока. В 1922 году Рюрик Рок
эмигрировал в Западную Европу. А гибель в 1922 году С.Садикова,
возглавлявшего "Творничбюро", привела к окончательному распаду группы.
В поэзии ничевоки не оставили заметного следа, ибо даже самые способные из
них (С.Мар, К.Эрберг, Р.Рок) благодаря занятой ими позиции занимались
подражательством имажинизму. Остались в литературе лишь имена Бориса
Земенкова, ставшего позднее известным москвоведом, и Сусанны Мар,
создавшей большое количество поэтических переводов с английского,
польского и других языков.
КОНСТ.ЭРБЕРГ
(1871 – 1942)
Конст.Эрберг – псевдоним Костантина Александровича Сюнненберга, поэта,
философа, теоретика искусства, известного своими работами по теории
творчества ("Цель творчества", 1913). Входил в состав многих литературных
объединений: "Вольфина" (Вольнофилософская ассоциация, созданная при
издательстве "Скифы"), "ОПОЯЗ" и др.; был членом группы "Ничевоки".
Выпустил книгу стихов "Плен" (1918).
Искры
Гудит огонь, шипят дрова,И вьются искры в дымке,
И непонятные слова
Вновь шепчут невидимки.
– Хоть чёрен дым, хоть душен дым,
Мы в дымных вихрях всё ж летим,
Летим, летим к планетам.
Мы так бледны, едва видны,
Мы здесь на смерть обречены,
Но там мы будем светом!
Погас огонь. Конец мечте.
Лёг траур сажи тонкой.
Кто это плачет в темноте?
Кто двигает заслонкой?
СУСАННА МАР
(1890 – 1965)
Поэтесса и переводчица Сусанна Георгиевна Чалхушьян, писавшая под
псевдонимом Сусанна Мар, была легендарной "ничевочкой", женой лидера
группы, Рюрика Рока, и подругой Мариенгофа (единственный сборник её
стихов "Абен" (1922) является аббревиатурой инициалов Мариенгофа).
Мечтавшая стать "имажинистической Анной Ахматовой" (по выражению
Шершневича), Сусанна Мар упорно придерживалась в своих стихах
принципов поэтики имажинизма. В дальнейшем она много работала в области
поэтического перевода, где добилась определённых успехов.
***
Доброй нянькой баюкает маятник
Времени вкрадчивый бег;Расплескала ковшом из памяти
Последнюю ночь о тебе.
И уже не видеть, не слышать
Белых рук и серебряных строк,
Только рифмы взовьются выше,
Словно птицы за душный порог.
За любовь, за ласки, за улыбки
В переплёте радостном греха,
Расплачусь за все мои ошибки
Звонкою монетою стиха.
Август 1920
РЮРИК РОК
(1898 – после 1932)
Рюрик Рок (псевдоним Рюрика Юрьевича Геринга) – лидер литературной
группы "Ничевоки", был одной из самых ярких и заметных фигур этого
движения. В 1919 году вместе с С.Есениным, Ю.Балтрушайтисом, А.Белым,
П.Коганом, А.Кусиковым, В.Шершеневичем и другими был избран в состав
Президиума Всероссийского союза поэтов. В 1921 году эмигрировал в
Западную Европу и со второй половины 1920х годов жил в Германии.
Чтенье 1е
1. Не дрогнет бровь и губы стынут строго.
Круги черчу.
И всё ясней в пространствах крышка гроба
большою птицей реет чуть.
2. Я ныне, в царствие антихристово,в годы собачьей любви нег
вперяю слова на ветра волчий вой,
к Матери Божьей взываю Машине.
3. И к Тебе, и к Тебе, Трояново отродье,
с гирями маковых кос,
к Тебе, поправшей, как окурки, годы
с лаптей сдунувшей их навоз;
к тебе, не знающей бр. Альшванг скрижалей,
ни очереди у Вандрага:
гудками бури явись из дали,
явись, о явись, Кассандра.
В музыканье аэроплана,
в тяжкой походке орудий,
в смерти лейтенанта Глана,
в женской щекатуренной груди,
и в минаретах слов поэта
чую, Кассандра, чую Тебя:
руки переломленные заката
твой рдяный стяг...