Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Оценка 4.6

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Оценка 4.6
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
03.05.2017
Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Доклад на тему: "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО" отражает цели и задачи организации познавательно-исследовательской деятельности; формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности; цели экспериментирования; блоки педагогического процесса; структуру детского экспериментирования; наполняемость мини лабараторий материалами и приборами для экспериментирования, исследования."Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Познавательно-исследовательская деятельность.docx
Доклад на тему: «Организация познавательно­исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Автор: Рыбакова Тамара Николаевна Воспитатель Абакан 2017 Дети   по   природе   своей   исследователи.   Неутолимая   жажда   новых   впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.  В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения   основой   образовательной   программы,   представленных   в   виде   целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является  любознательность.  Ребёнок  задаёт   вопросы,   касающиеся   близких   и   далёких предметов   и   явлений,   интересуется   причинно­следственными   связями   (как?   почему? зачем?),   пытается   самостоятельно   придумывать   объяснения   явлениям   природы   и поступкам     Исследовательская   деятельность   вызывает   огромный   интерес   у   детей.   Исследования предоставляют,   возможность   ребенку   самому   найти   ответы   на   вопросы   «как?»   и «почему?».   Исследовательская   активность   –   естественное   состояние   ребенка,   он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. экспериментировать. наблюдать,   людей.   Склонен   Участвуя в процессе исследования, дети испытывают   радость, удивление и даже восторг.   Действуя   самостоятельно   или   при   направленной   педагогом   деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память,   мышление,   логику,   но   и   личностные   характеристики,   такие   как   воля   и творческие способности. Цели и задачи познавательной­исследовательской деятельности: Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:  Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.  Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие  сознательной деятельности.  Развитие творческих задатков и воображения.  Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и  свойствах различных предметов.  Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество.  Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.  Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные  ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.  Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о  том, как многообразны жители Земли и что у них общего.  Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают  с местными экземплярами. Формы работы по развитию познавательно­исследовательской деятельности Главное условие работы с дошкольниками ­ ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Воспитателю   следует   так   строить   занятия,   чтобы   малыш   был   заинтересован   в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу. К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ,  относятся:    личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких  черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного  запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Малыши   не   мыслят   своей   жизни   без   игры.   Нормально   развивающийся   ребенок постоянно   манипулирует   с   предметами.   На   этом   строится   работа   воспитателей   по познавательной­исследовательской деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как например: "собери грибочки", "понюхаем цветочки", "лучики­лучики и т.д». После завтрака малыши работают с календарем природы и в растительном уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность. Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. В   детском   саду,   будь   то   группа   или   участок,   все   создано   так,   чтобы   развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно. Сомнение ­ главный аргумент Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок,   чтобы   он   в   будущем   был   самодостаточным,   имел   свое   мнение,   должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя ­ не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное ­ научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь   малышу   можно   просто   что­то   сказать   и   научить,   а   можно   и   показать,   как   это происходит. Ребенок сможет спросить о чем­то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну ­ и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он   сможет   лично   в   этом   убедиться   и,   скорее   всего,   попробует   другие   материалы   на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательно­исследовательской деятельности невозможно без сомнения. По   ФГОС   в   ДОУ   сейчас   перестали   просто   давать   знания   "на   блюдечке".   Ведь   если ребенку   что­то   сказать,   ему   остается   это   только   запомнить.   Но   порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога   к   творчеству,   самореализации   и,   соответственно,   независимости   и самодостаточности.   Важно   научить   детей   высказывать   свое   мнение,   сомневаться   и искать ответ. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой  режимный момент:  во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок ­ получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана ­ можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира. Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира   является  метод   экспериментирования,   который   относится   к   познавательно­ речевому   развитию.   Детское   экспериментирование,   исследование   имеет   огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные   представления   о   различных   сторонах   изучаемого   объекта,   о   его взаимоотношениях   с   другими   объектами   и   средой   обитания.   Детское экспериментирование,  исследование   тесно  связано  с   другими   видами  деятельности  – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования. исследования словарь детей пополняется словами, обозначающими   сенсорные   признаки   свойства,   явления   или   объекта   природы   (цвет, форма, величина: мнётся ­ ломается, высоко ­ низко ­ далеко, мягкий ­ твёрдый ­ тёплый и прочее). Цели экспериментирования:    Создание условия для поддержания интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворения детской любознательности.  Создание   условия   для   развития   у   детей   познавательных   способностей   (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);  Создание   условий   для   развития   мышления,   речи   –   суждение   в   процессе познавательно   –   исследовательской   деятельности:   в   выдвижении   предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.   Создание условия для продолжения воспитания стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следования доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.  Создание   условий   для   формирования   опыта   выполнения   правил   техники безопасности при проведении опытов, экспериментов и исследований.  В условиях нашего ДОУ используются в основном только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:      во ­ первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;  во   –   вторых,   в   процессе   этих   опытов   не   происходит   научных   открытий,   а формируются элементарные понятия и умозаключения; в ­ третьих, они практически безопасны;  в   ­   четвертых,   в   такой   работе   используется   обычное   бытовое,   игровое, нестандартное и полифункциональное оборудование.  Содержание познавательно­исследовательской деятельности построено из четырех блоков педагогического процесса: 1.  Непосредственно­организованная деятельность с детьми  (плановые эксперименты). Для   последовательного   поэтапного   развития   у   детей   исследовательских   способностей, воспитателями   разработан   перспективный   план   опытов   и   экспериментов.   2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее   будут   развиты   изобразительные   способности   ребёнка,   тем   точнее   будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали   3. (работа   в   лаборатории). 4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).   Самостоятельная   деятельность   детей  изобразительной деятельности.     во   время   Структура  детского экспериментирования:   Выделение   и   постановка   проблемы   (выбор   темы   исследования);   Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь   героям   перебраться   через   реку.   В   ёмкость   с   водой   поочерёдно   опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет   не   тонет,   значит,   на   нём   можно   плавать.   Решили   узнать,   какими   же свойствами   и   качествами   обладает   дерево   и   как   его   можно   использовать.   Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины. Выдвижение   гипотезы  было   таким   –   обладает   ли   дерево   различными свойствами?       Поиск   и   предложение   возможных   вариантов   решения:  Составили   схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают   на   доски,   а   затем   изготавливают   деревянные   предметы   (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах   деревьев   определили   возраст   дерева.   Рассмотрев,   установили,   что   дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок. Сбор   материала:  Сначала   решили   выяснить   ­   откуда   появилась   деревянная пластина. Рассмотрели   иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях;  уточнили  из каких основных частей состоит дерево.  Обобщение полученных данных.  По результатам проведённого исследования делаем вывод: Дерево лёгкое, плавает в воде. Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке. Древесина непрозрачная  и  имеет свой рисунок.   детей   к     самостоятельным   реку   лучше   всего   на   деревянном   плоте. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться   через   Такой   алгоритм   работы   позволяет   активизировать   мыслительную   деятельность, побуждает   Экспериментирование   осуществляется   во   всех   сферах   детской   деятельности:   приём пищи,   занятие,   игра,   прогулка,   сон,   умывание.   Для   этого   мы   создаём   специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.   Одним   из   условий   решения   задач   по   опытно­экспериментальной деятельности   в   детском   саду   является   организация   развивающей   среды.   Предметная среда   окружает   и   оказывает   влияние   на   ребенка   уже   с   первых   минут   его   жизни. Основными   требованиями,   предъявляемыми   к   среде,   как   развивающему   средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В ДОУ можно оборудовать уголки экспериментирования, мини­лабаратории, в каждой  группе, чтобы   дети   в   любое   время   в   свободной   деятельности   могли   удовлетворить   свои исследовательские  интересы. исследованиям. В мини ­ лаборатории могут быть выделены зоны: ­   для   постоянной   выставки,   где   дети   размещают   музей,   различные   коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.); ­ для приборов;  ­ для выращивания растений;  ­ для хранения материалов (природного, «бросового»);            ­ для проведения опытов;  ­ для неструктурированных материалов (стол «песок ­ вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.). Приборы и оборудование: Микроскопы,   лупы,   зеркала,   различные   весы   (безмен,   напольные,   аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные   часы,   глобус,   лампа,   фонарик,   венчики,   взбивалки,   мыло,   щётки,   губки, пипетки,   желоба,   одноразовые   шприцы   без   игл,   пищевые   красители,   ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы. Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки. Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.);   «бросовый»   (пробки,   палочки,   куски   резиновых   шлангов,   трубочки   для коктейля и т.п.). Неструктурированные   материалы:  песок,   вода,   опилки,   древесная   стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт. Интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста.    В   младшем   дошкольном возрасте   исследовательская   деятельность   направлена   на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста.   Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде,   открывая   ее   тайны;   отправляют   в   плавание   кораблики,   ловят   ветерок,   пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду ­ в льдинки...  Во второй младшей группе  дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных   материалов   и   веществ.   Знакомятся   со   свойствами   некоторых   материалов   и объектов   неживой   природы:   воды;   солнечных   лучей;   льда;   снега;   стекла.   Узнают   об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки и др Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от   своих   маленьких   и   больших   открытий,   которые   вызывают   у   детей   чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные   опыты)   дома,   учатся   выдвигать   новые   задачи   и   самостоятельно   их   решать.   У  детей  4­5   лет  появляются   первые   попытки   работать   самостоятельно,   но  визуальный контроль   со   стороны   взрослого   необходим   –   для   обеспечения   безопасности   и   для моральной   поддержки,   так   как   без   постоянного   поощрения   и   выражения   одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает.          Из опытов дети узнают, что, например воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.   Воздух   нужен   для   дыхания   всем   живым   существам:   растениям,   животным, человеку. Так   же   в   процессе   экспериментирования   дети   учатся   задавать   вопросы,   выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Создаются условия для прививания детям навыков межличностного общения и сотрудничества: умений договариваться, отстаивание своего мнения,   рассуждать   в   диалоге   с   другими   детьми.   Во   время   обсуждения   проблемных ситуаций дети учатся слушать друг друга. Экспериментальная   деятельность   дает   детям   возможность   тесного   общения, проявления   самостоятельности,   самоорганизации,   свободу   действий   и   ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество, как со взрослыми, так и со сверстниками.  Всё это совершенствуется у детей в более старшем дошкольном возрасте.

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2017