ОГКОУ «Школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №26»
Доклад на тему
«Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования»
Согласно ФГОС, целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) должен включать в себя пункт «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования».
Планируемые результаты представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения программы, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.
Эта система результатов - личностных, метапредметных и предметных - устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно - практических задач.
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач:
1) задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний; к ним относятся:
а) первичное ознакомление, отработка и осознание теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
б) выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, создание и использование моделей изучаемых объектов и процессов, схем.
в) выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;
2) задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний;
3) задачи направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределённости;
4) задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества;
5) задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации;
6) задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции;
7) задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии;
8) задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок;
9) задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.
Система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода, включающего:
- выделение ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся;
- выделения ближайшей перспективы развития обучающихся.
Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.
В структуре планируемых результатов выделяются:
1) ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, дающие ответ на вопрос: «Ради чего необходимо изучать данный предмет в школе?»
2) планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
При этом планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится», ориентируют в том, достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников. В этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации. Достижение планируемых результатов, отнесённых к этому блоку, выносится на итоговую оценку. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала. Уровень достижений этой группы могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В программе эти планируемые результаты обозначаются курсивом. При этом невыполнение учащимися заданий этого блока не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты двух междисциплинарных учебных программ: «Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», а также учебных программ по всем предметам.
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
1) четырёх междисциплинарных учебных программ:
- «Формирование УУД»;
- «Формирование ИКТ-компетентности»;
- «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;
- «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
2) учебных программ по всем предметам.
Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты заключаются в следующем. В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие:
- личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия;
- учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся;
- способности к сотрудничеству и коммуникации;
- способности к решению личностно и социально значимых проблем и к воплощению решений на практике;
- способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Планируемые результаты делятся на три основные группы результатов:
1. Личностные: заключаются в ориентации ценностно-смысловой и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Включают:
- самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное;
- смыслообразование: связь между целью (результатом) деятельности и ее мотивом;
- морально-этическая ориентация.
2. Метапредметые:
- регулятивные: умение организовать свою деятельность;
- коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества;
- познавательные: умения общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
3. Предметные: включают в себя сформированность:
- основы системы научных знаний;
- опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания;
- сформированность предметных и метапредметных действий с учебным материалом.
Учитель истории Тулупова Л.С.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.