Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»
Оценка 4.7

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Оценка 4.7
Документация
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
12.05.2017
Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»
В отличии от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности достаточно четко отработан, в дополнительном образовании этот вопрос вызывает реальные затруднения педагогов, так как отсутствуют единые образовательные стандарты. В силу индивидуального характера обучения в идеале для каждой дополнительной образовательной программы необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи. Вместе с тем для облегчения создания таких методик педагогов дополнительного образования необходимо общую схему (матрицу) диагностики образовательных результатов, которая может быть наполнена конкретным содержанием в соответствии с особенностями той или иной программы. Для начала стоит уточнить понятия «результат» и «образовательный результат», поскольку они могут иметь различные трактовки. В энциклопедической литературе встречаются следующие подходы: Результат (отраженный):  Итог, плод, продукт, то есть то, что получено в завершении какой-либо деятельности  Показатель мастерства  Состояние системы после окончания процесса. Содержание ожидаемого результата связано с формулированием предстоящей цели деятельности. Цель деятельности трактуется как субъективно мыслимый образ, который удовлетворяет исходную потребность, как «образ желаемого будущего». Таким образом, цель – это представление человека о том, чего он должен достигнуть в итоге своей деятельности, то есть модель будущего результата.
доклад на семинар.doc
Муниципальное казенное  учреждение дополнительного образования  Усть­Удинский районный Дом детского творчества Доклад  на семинаре для педагогов дополнительного образования на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования» Подготовил: методист  по учебной работе  ДДТ Красотенко О.В. 2017 г.      В отличии  от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности  достаточно четко отработан, в дополнительном образовании  этот  вопрос вызывает реальные затруднения  педагогов, так как отсутствуют единые образовательные стандарты. В силу индивидуального характера  обучения в идеале для каждой дополнительной образовательной программы необходимо разрабатывать  свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи.     Вместе с тем для облегчения создания таких методик педагогов дополнительного   образования  необходимо общую схему (матрицу) диагностики образовательных результатов, которая может быть  наполнена конкретным содержанием в соответствии с особенностями той или иной программы.      Для начала стоит уточнить понятия «результат» и «образовательный результат», поскольку они могут  иметь различные трактовки. В энциклопедической литературе встречаются следующие подходы: Результат (отраженный):  Итог, плод, продукт, то есть то, что получено в завершении какой­либо деятельности  Показатель мастерства   Состояние системы после окончания процесса. Содержание ожидаемого результата связано с формулированием предстоящей цели деятельности.    Цель деятельности трактуется как субъективно мыслимый образ, который удовлетворяет исходную  потребность, как «образ желаемого будущего». Таким образом, цель – это представление человека о том,  чего он должен достигнуть в итоге своей деятельности, то есть модель будущего результата.     Педагогические цели формируются под влиянием социального заказа. Для дополнительного образования  – это запросы детей и родителей, школ и других образовательных учреждений. Цели формулируются на  достаточно длительный сроки конкретизируются в ожидаемых результатах, что в итоге и станет предметом  оценки.    С учетом сказанного результат можно охарактеризовать как состояние системы в определенный момент  ее развития в соответствии с поставленными целями.      Образовательный результат можно определить как итог (промежуточный или конечный) совместного  взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной  образовательной программе.    Решение проблемы определения результата  в дополнительном образовании детей надо искать, как  минимум, в двух плоскостях: А) в сфере профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих достижения учащихся; Б) в области учебных и личностных результатов детей.    Вначале остановимся на результатах деятельности  педагога.    Многие руководители начинают оценку педагога не с него самого, а с оценки его детского коллектива,  достижений его воспитанников: сколько получили наград, сколько мастеров, лауреатов подготовил  данный педагог и т.п.      Но прежде чем анализировать достижения учащихся как показатель результативности деятельности  педагога, следует  уяснить следующее    Какие цели ставит педагог: насколько они актуальны, перспективны, социально значимы,  соответствуют ли предназначению дополнительного образования (не  абстрактно­глобальные или  узко­предметные, а ориентированные на комплексный учебно­воспитательный результат). При этом  достижимые и педагогически диагностируемые цели говорят о том, что у педагога высок уровень  педагогической рефлексии, что он осознает свое назначение, свою роль, видит перспективу и  конечный результат.  Каково содержание преподаваемого курса: насколько оно актуально, целесообразно, практически  значимо для ребенка, многообразно и комплексно; насколько велик его развивающий, воспитательный потенциал; каковы принципы отбора данного содержания; насколько оно позволяет реализовать   поставленные цели.  Насколько организована педагогическая деятельность: как связаны все ее направления, насколько она  планомерна, систематична, диагностируема; каковы принципы организации педагогической  деятельности и образовательного процесса; насколько многообразны и гуманны педагогические  технологии и методики, как они соответствуют целям и содержанию образования; насколько  творчески подходит к организации всей своей деятельности и образовательного процесса.  Каковы показатели квалификации педагога – имеющееся образование (специальное или  педагогическое), стаж работы, профессиональные достижения и заслуги (аттестационная категория,  награды, звания).           В итоге такого анализа должно сложиться целостное представление о профессиональной  компетентности педагога. Профессиональная компетентность – это мера соответствия понимания, знаний и умений педагога реальному уровню сложности выполняемых задач и разрешаемых в профессиональной   деятельности проблем; это соответствие целей, способов организации и результатов учебно­ воспитательного процесса.       Результаты педагогической деятельности различаются по следующим основаниям: ­ ­ ­ ­ ­ по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные, текущие; по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные) и стихийно  полученные (незапланированные , случайные, непреднамеренные); по отношению к целям (по соотношению с целями): «целесообразные» и «нецелесообразные» (т.е.  соответствующие поставленным целям и задачам и не соответствующие  им полностью или частично); по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки); значимые (социально, личностно, профессионально) в высокой, средней, низкой степени и  малозначимые (незначимые). Теперь  поговорим о диагностике результатов  образовательной  деятельности детей.    В реальной практике дополнительного образования детей оценка образовательной деятельности ребенка  обычно осуществляется по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах  образования прежде всего  по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это  вполне понятно: такие результаты  наиболее ощутимы и очевидцы.      Однако такой подход таит в себе, на наш взгляд, ряд особенностей. Во­первых, у разных детей – разные  исходные темпы и глубина освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться до  уровня грамот и призовых мест. Во­вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую  искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные  результаты.       Таким образом, поскольку образовательная деятельность системе дополнительного образования  предполагает        не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие  многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить, как нам  кажется, по двум группам показателей:  учебным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы  предметные и общеучебные знания, умения, навыки); личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном  кружке, студии, секции) Соответственно этому, мы предлагаем педагогу воспользоваться двумя таблицами, которые в  совокупности позволяют наглядно представить: набор основных знаний, умений, и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в  результате освоения конкретной образовательной программы; систему важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его  обучения  по данной программе и время общения с педагогом  и сверстниками; а также определить степень выраженности каждого измеряемого показателя у конкретного ребенка, а  значит, и уровень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.  ­ ­ ­ Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе критерии Степень выраженности Оцениваемого качества Возможное  количество  баллов Методы  диагностик Показатели  (оцениваемые  параметры) I.Теоретическая  подготовка ребенка: 1. Теоретические  знания (по  основным  разделам  учебно­ тематического  плана  программы) Соответствие  теоретических знаний  ребенка программным требованиям;           минимальный уровень  (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний,  предусмотренных  программой); средний уровень (объем  усвоенных знаний  составляет более ½); максимальный уровень  (ребенок освоил  практически весь объем  знаний, предусмотренных  программой за конкретный  период). минимальный уровень  (ребенок, как правило,  избегает употреблять  специальные термины); средний уровень (ребенок  сочетает специальную  терминологию с бытовой); максимальный уровень  (специальные термины  употребляет осознанно и в  полном соответствии с их  содержанием) минимальный уровень  (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); средний уровень (объем  усвоенных умений и  1 5 10 1 5 10 1 5 Наблюдение,  тестирование,  контрольный  опрос и др. Собеседование Контрольные  Задания 2. Владение  специальной  терминологией Осмысленность и  правильность  использования  специальной  терминологии II. Практическая  подготовка ребенка: 1. Практические  умения и навыки,  предусмотренные  программой ( по  основным разделам  учебно­ тематического  Соответствие  практических умений  и навыков  программным  требованиям плана программы) 2. Владение  специальным  оборудованием и  оснащением   Отсутствие  затруднений в  использовании  специального  оборудования и  оснащения  3. Творческие  навыки Креативность в  выполнении  практических заданий III Общеучебные   умения и навыки  ребенка: 1. Учебно­ интеллектуальн ые умения: 1.1. Умение  подбирать и  анализировать  специальную  литературу  Самостоятельность в  подборе и анализе  литературы           навыков составляет более  ½); максимальный уровень  (ребенок овладел  практически всеми  умениями и навыками,  предусмотренными  программой за конкретный  период) минимальный уровень  умений (ребенок  испытывает серьезные  затруднения при работе с  оборудованием) средний уровень (работает  с оборудованием  с  помощью педагога);  максимальный  уровень  (работает с оборудованием  самостоятельно, не  испытывает особых  трудностей). начальный (элементарный)  уровень развития  креативности (ребенок в  состоянии выполнять лишь  простейшие практические  задания педагога); репродуктивный уровень  (выполняет в основном  задания на основе образца); творческий уровень  (выполняет практические  задания  с элементами  творчества) минимальный уровень  умений (обучающийся  испытывает серьезные  затруднения при работе с  литературой, нуждается в  постоянной помощи и  контроле педагога); средний уровень (работает  с литературой с помощью  педагога или родителей) максимальный уровень  (работает с литературой  самостоятельно, не  испытывает особых  трудностей)    10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 Контрольное  задание Контрольное  задание Анализ  исследовательск ой работы 1.2  Умение  пользоваться  компьютерными  источниками  информации Самостоятельность в  пользовании  компьютерными  источниками  информации Уровни – по аналогии с п. 3.1.1. 1.3. Умение  осуществлять  учебно­ исследовательскую  работу (писать  рефераты,  проводить  самостоятельные  учебные  исследования) 2. Учебно­ коммуникативн ые умения: 2.1.  Умение  слушать и слышать  педагога 2.2 Умение  выступать перед  аудиторией 2.3. Умение вести  полемику,  участвовать в  дискуссии 3. Учебно­ организационные  умения и навыки: 3.1. Умение  организовать свое  рабочее (учебное)  время 3.2 Навыки  соблюдения в  процессе  деятельности  правил безопасности Адекватность  восприятия  информации, идущей  от  педагога Свободна владения и  подачи обучающимся  подготовленной  информации Самостоятельность в  построении  дискуссионного  выступления, логика в построении  доказательств Способность  самостоятельно  готовить свое рабочее место к деятельности  и убирать его за собой Соответствие  реальных навыков  соблюдения правил  безопасности  программным   требованиям 3.3. Умение  аккуратно  выполнять работу Аккуратность и  ответственность в  работе Уровни – по аналогии с п.3.1.1. Самостоятельность в  учебно­ исследовательской  работе  Уровни – по аналогии с п. 3.1.1. наблюдение Уровни – по аналогии с п.3.1.1. Наблюдение 1 5 10    минимальный  уровень  (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков  соблюдения правил  безопасности,  предусмотренных  программой); средний уровень (объем  усвоенных навыков  составляет более ½); максимальный уровень  (ребенок освоил  практически весь объем  навыков, предусмотренных  программой за конкретный  период) Удовл. – хорошо ­отлично Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе                                                                                                                  (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества) Фамилия, имя ребенка ______________________  Возраст ___________________________________ Вид и название детского объединения________________________  Ф.И.О. педагога __________________________________________  Дата начала наблюдения ___________________________________  Первый год  обучения Конец 1  четверти 2 Конец  уч.года 3 Второй год обучения Третий год обучения Конец 1 четверти 4 Конец  Учеб. Года 5 Конец 1  четверти 6 Конец уч.  Года 7 Сроки диагностики. Показатели  1 I.  Теоретическая  подготовка ребенка: 1. Теоретические знания: А)  Б) С) и т.д. 2. Владение специальной  терминологией 3. Творческие навыки III. Общеучебные умения и навыки ребенка: А) Умение подбирать и  анализировать  специальную литературу Б) умение выступать  перед аудиторией С) умение вести  полемику, участвовать в  дискуссии 3. Учебно­ организационные умения и навыки: а) умение организовать  свое рабочее  (учебное)  место б) навыки соблюдения в  процессе деятельности  правил безопасности с) умение аккуратно  выполнять работу IY. Предметные  достижения учащегося:  на уровне детского  объединения  (кружка, студии,  секции) на уровне района,  города на международном  уровне    Карточка позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику  образовательных результатов ребенка, начиная о первого момента взаимодействия с педагогом. Это способ  оценивания – сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько  с самим собой, выявление его  собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейший отличительный принцип  дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.      Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его  труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства  ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам.    Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень  измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень   соответствия того, что  ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его  последующего обучения.     В заключении хочется дать несколько рекомендаций по работе с карточкой.     В начале учебного года педагогу целесообразно составить перечень знаний и умений, которые должны  приобрести дети на занятиях в течение учебного года. Список знаний и умений составляется по степени  возрастания сложности.    При оценке результатов обучения детей педагогу рекомендуется выделять разные уровни освоения ими  материала. Например:     Это позволит дифференцированно подходить к оценке достижений каждого ребенка в зависимости от  индивидуальных способностей и возможностей. начальный (для новичков) репродуктивный (деятельность по образцу) творческий (деятельность с элементами творчества, оригинальности).      Следующим шагом должна стать фиксация полученных результатов на каждого ребенка. Для этого  требуется соответствующая форма: это индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе. Она может быть выполнена в виде журнала (зачетной книжки), где в баллах, соответствующих степени выраженности оцениваемого качества (из таблицы 2) отмечается  динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком. При этом могут  использоваться баллы с десятыми долями, поскольку  более дробная дифференциация оценок позволяет  детальнее прослеживать динамику изменений, присущих конкретному ребенку.        В  конце карточки мы предлагаем выделить специальную графу «Предметные достижения учащихся»,  выполняющую роль «портфолио», где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той или  иной сфере деятельности, которая изучается образовательной программой. Здесь могут быть отмечены  результаты участия ребенка в выставках, конкурсах, соревнования (награждение грамотами, дипломами,  присвоение разрядов, почетных званий и т.п.).     Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать  систему работы с родителями. В частности, конкретные мероприятия могут совмещать с родительскими  собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.    Формы проведения аттестации детей по программе могут самыми разнообразными: зачет, соревнование,  турнир, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада, конкурс. Концертное прослушивание, защита  творческой работы, сдача нормативов, зачетный поход и т.п.     Главное требование при выборе формы – она должна быть понятна детям; отражать реальный уровень их  подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию  неудачника, не способного достичь определенного успеха.     Графа « Показатели» фиксирует то, что оценивается. Это, по сути, те требования, которые  предъявляются к обучающимся в процессе освоения им  образовательные программы. Содержание  показателей можно составить те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу. Причем эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно­тематического плана, либо  по итогам  каждого учебного года (обобщенный вариант). Ввести эти показатели в таблицу – задача педагога, хорошо  знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизирующем виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или  ином этапе освоения программы. Совокупность измеряемых показателей разделена в таблицу на несколько  групп: теоретическая подготовка ребенка, практическая  подготовка, общеучебные умения и навыки  ребенка.      Графа «Критерии» содержат совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых  показателей (явлений, качеств), реальных знаний , умений, навыков ребенка тем требованиям, которые  заданы программой.     Графа «Степень выраженности» включает перечень возможных уровней освоения ребенком  программного материала и общеучебных  умений и навыков – от минимального до максимального. При  этом в таблице дается краткое описание каждого уровня.     В графе «Методы диагностики» напротив каждого из оцениваемых показателей целесообразно записать  тот способ, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка  программным требованиям. Итак, эта таблица дает описание самой технологии проведения процедуры отслеживания учебных  результатов учащихся.

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»

Доклад на тему «Промежуточная аттестация обучающихся дополнительного образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017