Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.
Соблюдение педагогических требований к организации учебного процесса намного повышают профессиональную компетентность современного учителя.
Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил:
первое – определение целей урока;
второе- уточнение типа урока;
третье – уточнение вида урока
четвертое – выбор методов и приемов обучения, в соответствии с поставленными целями;
пятое - определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.
формы работы на занятии.doc
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
УстьУдинский районный Дом детского творчества
Доклад
на семинаре для педагогов дополнительного образования
на тему «Организация учебного занятия»
Подготовил: методист
по учебной работе
ДДТ Красотенко О.В. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий
2017 г.
профессиональную компетентность современного учителя.
Соблюдение педагогических требований к организации учебного
процесса намного повышают профессиональную компетентность
современного учителя.
Нормальная организация современного урока возможна только при
соблюдении определенных правил:
первое – определение целей урока;
второе уточнение типа урока;
третье – уточнение вида урока
четвертое – выбор методов и приемов обучения, в соответствии с
поставленными целями;
пятое определение структуры урока, соответствующей целям и задачам,
содержанию и методам обучения.
Первое правило:
Цель деятельности педагога – это его познавательное стремление, осознанное
решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости
учащихся. Поэтому цели урока должны быть максимально конкретны.
Цель обучения предполагает формирование у обучающихся новых понятий и
способов действий системы научных знаний и т.п. Например:
обеспечит усвоение обучающимся закона, признаков, свойств, особенностей;
обобщить и систематизировать знания о …;
отработать навыки….;
устранить пробелы в знаниях…;
добиться усвоения обучающимися какихто понятий, вопросов;
Цель воспитания предполагает формирование у обучающихся
определенных свойств личности черт характера:
воспитание нравственных качеств человека (патриотизма, гуманности,
интернационализма)
готовность к труду, защите Отечества (воспитание мотива труда,
добросовестного отношения, собранность, организация рабочего места).
Развитие идет гораздо медленнее, чем обучение и воспитание.
Цель развития предполагает в основном
развитие интеллекта (речи, мышления, познавательных, общетрудовых и
политехнических умений), воли и самостоятельности * развитие речи
1) обогащение и усложнение словарного запаса,
2)усложнение смысловой функции речи
3) усиление коммуникативных свойств речи, (экспрессивность,
выразительность)
4) овладение обучающимися художественными образами.
* развитие мышления:
Задача «учить учащихся мыслить» должна быть конкретной: учить
анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить
аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать,
определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
развитие аналитического мышления – формирование умения выделять
существенные признаки свойства;
развитие синтетизирующего мышления – развитие умения устанавливать
единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого
материала,
развитие аналитико –синтезирующего мышления – развитие умений
классифицировать факты, делать обобщающие выводы;
развитие абстрактного мышления – развитие умений выделять общие и
существенные признаки отвлекаться от них;
развитие умений применять знания на практике;
развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное,
составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, сделать опыт;
развитие умений частичнопоисковой познавательной деятельности –
частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение).
* развитие общетрудовых и политехнических умений – развитие
коммуникативнотехнических умений – нешаблонно, творчески подходить к
решению самых разнообразных задач;
развитие операционноконтрольных умений – умения пользоваться
приборами и инструментами, умения планировать, оценивать результаты
выполненных заданий, регулировать и контролировать свои действия;
развитие умений учебного труда – развитие умения работать в должном
темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать; развитие
приемов наблюдения – цель наблюдения и его последовательность, состав
наблюдаемых объектов;
развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в
своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для
достижения намеченной цели;
развитие умения владеть собой – выдержка, самообладание;
развитие умения действовать самостоятельно.
* развитие сенсорной сферы Развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и
тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков.
* развитие двигательной сферы
овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими
двигательными действиями, развивать двигательную сноровок, соразмерность
движений и т.п.
Второе правило:
1 тип уроки изучения нового учебного материала (вводные, вступительные,
наблюдений, сбора материала;
2 тип – уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки
формирования умений и навыков, целевого применения и усвоенного и др.);
3 тип – уроки общения и систематизации знаний
Урок комбинированный (самый распространенный).
1 этап – организационный (приветствие, определение отсутствующих,
проверка готовности учащихся, организация внимания)
2 этап проверка домашнего задания
учебновоспитательная задача: проверить правильность, полноту,
сознательность выполнения домашнего задания классом, выяснение причин
невыполнения д/з отдельных учащихся, устранить в ходе проверки пробелы в
ЗУН, осуществить совершенствование умений, а также мобилизовать силы
учащихся, стимулировать к успеху, формировать чувство долга,
ответственности, дисциплины).
3 этап – всесторонней проверки знаний
учебновоспитательная задача: глубоко и всесторонне проверить знания
группы учащихся, выявить причины появления обнаруженных недостатков в
ЗУН. Закрепление. Уточнение и систематизация знаний учащихся.
Осуществление развития речи и мышления отвечающих учеников.
Формирование у обучающихся навыков правильного воспроизведения своих
знаний и умений. Развитие аналитичности и критичности мышления учащихся.
Воспитание чувства коллективизма и сопереживания успехам и неудачам
своих одногруппников.
4 этап подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению
нового материала
учебновоспитательная задача: организовать и целенаправить познавательную
деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.
Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся.
Этот этап содержит:
1. Сообщение темы. 2. Формулировка вместе с учащимися целей и задач изучения нового
материала.
3. Показ практической значимости изучения материала.
4. Постановка учебной проблемы
5 этап – усвоение новых знаний
6 этап – закрепление новых знаний
7 этап – информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению.
Урок усвоения нового материала:
1 этап организационный
2 этап подготовка учащихся к активности и сознательности усвоения знаний
3 этап – усвоение новых знаний (основное время)
4 этап – закрепление новых знаний
5 этап информация о домашнем задании и инструктаж о его выполнении
Урок закрепления изучения материала
1 этап организационный
2 этап подготовка учащихся к активности и сознательности усвоения знаний
3 этап – усвоение новых знаний
4 этап – закрепление новых знаний (основное время)
5 этап информация о домашнем задании и инструктаж о его выполнении
Урок повторения
1 этап организационный
2 этап подготовка учащихся к активности и сознательности усвоения знаний
3 этап – повторение усвоенных знаний
4 этап – информация о домашнем задании и инструктаж о его выполнении
Урок систематизации и обобщения
1 этап организационный
2 этап подготовка учащихся к активности и сознательности усвоения знаний
3 этап – обобщение и систематизации изученного (основное время) 4 этап информация о домашнем задании и инструктаж о его выполнении
Урок проверки и оценки знаний
1 этап организационный
2 этап подготовка учащихся к активности и сознательности усвоения знаний
3 этап – всестороння проверка знаний (основное время).
Проводить можно в форме беседы, письменных работ, сочинения, диктанта,
решение познавательных или типовых задач, самостоятельных практических
работ учащихся
4 этап информация о домашнем задании и инструктаж о его выполнении
Третье правило:
Структура урока устойчивый порядок внутренних связей между элементами.
Дидактическая структура урока содержит 3 основных компонента:
Дидакти
ческая
структура
(постоянная)
Актуализация
Формирование новых знаний
Опрос
Упраж
нения, решение
задач
Объяс
нение
Демо
настрация
фильма, опыта
Решение
познавательн
ых задач
Формирование
умений и навыков
Упраж
нения
Задание
на дом
1. Актуализация прежних знаний.
В нее входить контроль преподавания за состоянием знаний ученика, его умений и навыков,
который осуществляется в форме опроса и в форме проверки выполнения учебных
заданий. Видами деятельности учащегося на этом этапе могут быть решение задач, чтение
текста, самостоятельные работы, взаимопроверка, выполнение упражнений и т.п.
2. Формирование новых понятий и способов действий.
Понятие «формирование» включает деятельность преподавателя по объяснению нового
материала или по организации деятельности учащегося по самостоятельному раскрытию
сущности новых понятий. Способ объяснения может быть разным: лекция, беседа, рассказ,
демонстрация опыта, способ самостоятельной работы учащихся, работа с книгой, анализ
ситуаций, решение задач. (Эти приемы и способы деятельности являются методической
подструктурой урока)
3. Формирование умений и навыков.
Происходит обработка навыков применения знаний путем многократного повторения
умственных или практических действий, операций. Выполнение различных упражнений,
решение задач, анализ хода решения. Домашнее задание можно дать на любом этапе урока,
в зависимости от учебной ситуации занимает мало времени, но имеет важное значение.
Виды уроков: 1. Уроклекция.
2. Урокбеседа.
3. Киноурок.
4. Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского
типа).
5. Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устные или письменные
упражнения).
6. Урок практических работ.
7. Урокэкскурсия.
8. Урок –семинар.
9. Дидактическа игра.
10. Анализ ситуаций.
11. Устный опрос.
12. Письменный опрос.
13. Контрольная работы.
14. Зачет.
Четвертое правило:
Выбор методов и приемов обучения:
1. Метод монологического изложения (монологический метод).
Педагог рассказывает (монолог), сообщая готовые выводы науки, правила,
факты, показывает образец действия и дает учащимся задания на заучивание
учебного материала и его воспроизведения и т.д. При этом доминирует
исполнительная деятельность учащихся: наблюдение, слушание, запоминание
и выполнение действий по образцу.
2. Метод диалогического изложения (диалогический метод).
Изложение учебного материала педагог ведет в форме сообщающей беседы.
при этом проблемная ситуация издается постановкой проблемных вопросов
или показом противоречивости фактов, явление. А обучающиеся как бы
помогают педагогу в обосновании гипотезы и ее доказательство. Но сущность
новых понятий объясняется педагогом.
3. Метод эвристической беседы (эвристический метод)
Отличается от сообщающей беседы главным образом постановкой основной
проблемы, делением ее на подпроблемы и организацией поисковой
деятельности учащихся по ее решению. Эвристическая беседа возможна в
виде взаимосвязанных вопросов, влияющих друг на друга. Метод
характеризуется возникновением дискуссии, высоким уровнем
познавательной активности учащихся.
4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод).
Педагог организует самостоятельную работу учащихся, давая им проблемные
познавательные задачи и задания, имеющие практический характер и
решаемые учащимися самостоятельно, обычно без помощи педагога.
Исследовательский метод характеризуется самым высоким уровнем
познавательной самостоятельности учащихся. 5. Метод алгоритмических предписаний.
Основной признак алгоритмического метода – инструктирование
обучающихся. Педагог указывает, что следует делать и как делать.
Обучающиеся пользуются инструкционными картами. Применяется этот
метод в основном на лабораторнопрактических занятиях и в кружковой
работе (моделирование, конструирование).
6. Метод программированных заданий (программированный метод)
Заключается в подготовке учебного материала путем пошаговой разбивки его
в форме вопросов, задачи и заданий (часто с выбором ответа). Этот метод
обуславливает самостоятельную работу обучающихся репродуктивного типа.
Формы работы на учебном занятии
1. Фронтальная (ответы по цепочке, игры…)
2. Индивидуальная (1215% урока).
3. Групповая (1215% урока) – группы от 4 до 6 чел. (сильные, средние,
слабые).
У. – сначала отвечает слабый, дополняет слабый, обобщает сильный.
п. – работа про карточкам (сдвигают два стола, получают групповые задания:
и сильные помогают, потом все отвечают).
Семинар на тему «Организация учебного занятия»
Семинар на тему «Организация учебного занятия»
Семинар на тему «Организация учебного занятия»
Семинар на тему «Организация учебного занятия»
Семинар на тему «Организация учебного занятия»
Семинар на тему «Организация учебного занятия»
Семинар на тему «Организация учебного занятия»
Семинар на тему «Организация учебного занятия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.