Доклад на тему "Психологическое здоровье младшего школьника"
Оценка 4.6

Доклад на тему "Психологическое здоровье младшего школьника"

Оценка 4.6
Лекции
doc
классное руководство
1 кл
22.04.2018
Доклад на тему "Психологическое здоровье младшего школьника"
Поступление ребенка в школу - это важный и сложный период, как для самого ребенка, так и для его родителей. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для адаптации обучающегося к переходу от игровой деятельности к учебной, где ему нужно научиться правильно общаться со сверстниками, педагогами, соблюдать дисциплину, выполнять новые учебные и трудовые обязанности.
психологическое здоровье.doc

Тема. Психологическое здоровье младшего школьника

 

Психологическое здоровье – гармония с самим собой и с окружающим миром.

Здоровье:  - психическое (отсутствие патологии);

                     - психологическое (здоровье личности в целом).

Психологическое здоровье:

- самопринятие (положительные и отрицательные стороны);

- самопознание (сконцентрировать внимание на самом себе);

- саморазвитие (самосовершенствование).

Педагогические воздействия, сохраняющие психологическое здоровье:

- неспецифические (с учетом возрастных особенностей детей);

- специфические ( с учетом индивидуальных особенностей детей).

Причины возникновения конфликтов – трудности на разных возрастных этапах.

Несформированное базовое доверие в младенчестве – страх внешней агрессии.

Несформированная самостоятельность в раннем возрасте – страх независимости, зависимость от оценок окружающих.

Семейные факторы риска:

1.     Нарушение психологического здоровья родителей.

2.     Неадекватный стиль воспитания.

3.     Нарушение механизмов функционирования семьи (неполная семья, семьи в хроническом разводе).

 

 

Поведенческие признаки ребенка с нарушениями психологического здоровья в младенчестве.

Проблемы младенчества – чувство незащищенности: - страх уничтожения

                                                                   - защитная агрессивность.

Дети с защитной агрессивностью.

Взаимодействие с детьми с защитной агрессивностью:

- компенсация негативного влияния семьи;

- проявление интереса к ребенку;

-разумное подавление агрессии ребенка;

- тренировка терпения ребенка (вижу, потерпи, спрошу позже);

- разъяснение справедливости наказания;

- своевременность наказания;

- временная изоляция;

- предложение альтернативного поведения;

- обучение принятия ответственности на себя;

- обучение рефлексии;

- развитие эмпатии;

- создание ситуации успеха.

Дети со страхом уничтожения.

Взаимодействие с детьми со страхом уничтожения:

- избегание пугающих ситуаций;

- установление доброго эмоционального контакта;

- поглаживания;

- физкультминутки;

- поддержка веры в себя.

Поведенческие признаки ребенка с нарушениями психологического здоровья в раннем детстве.

Несформированная автономия + гиперопека и сверхконтроль = чувство несвободы: деструктивная агрессия; социальные страхи.

Дети с деструктивной агрессивностью.

Характеристика ребенка:

 - амбивалентное отношение к родителям;

 - привычное сдерживание чувств в присутствии взрослых;

 - направление агрессии на более сверстников и педагогов дополнительных предметов;

 - косвенные проявления гнева: теряют и разбрасывают вещи;

 - играют роль шута;

 - при любой возможности хохочут.

Взаимодействие с детьми  с деструктивной агрессивностью:

- не жаловаться родителям;

- предоставить возможность выбора;

- разрешать делать то, что он хорошо умеет и что доставляет ему удовольствие;

- подчеркивать его самостоятельность;

- бессмысленны строгие дисциплинарные санкции;

- предоставить реальную самостоятельность.

Дети с социальными страхами.

Характеристика ребенка:

- зависимы от оценок взрослых;

- постоянно ищут у взрослых подтверждения правильности собственных действий;

- ориентированы на избегание неудач;

- стараются быстрее выполнить задание;

- проявляют слабую неустойчивость в учебе;

- хуже выполняют задания, следующие за неудачей;

- производят впечатление медлительных.

Взаимодействие с детьми с социальными страхами:

- ставить ребенка в ситуацию успеха;

- обсуждать причины ошибок;

- не использовать сильное порицание;

- развивать навык самооценивания;

- отслеживать уровень притязаний;

- создавать «атмосферу причастности»;

- поручать ответственные задания;

- декларировать ценность умения проигрывать.

 

Нарушение психологического здоровья в младшем школьном возрасте.

Дети с компенсаторной агрессивностью:

- реагируют острыми эмоциональными вспышками на ситуации социального сравнения;

- снижается самоконтроль в ситуациях усталости или перевозбуждения;

- принимают на уроках роль негативного лидера: выкрикивают, перебивают учителя.

Взаимодействие с детьми с компенсаторной агрессивностью:

- избегать ситуации сравнения;

- формировать уверенность в себе;

- самоконтроль;

- неформальный контакт;

- поле успехов.

Дети со страхом взросления:

- переживают учебные неудачи, часто скрывая это;

- создают впечатление ленивых;

- активность на уроках снижена;

- родители переоценивают их хрупкость и беззащитность, не верят в возможность учебных успехов;

- неуверенность, стеснительность, апатия, уход в фантазию или болезнь.

Взаимодействие с детьми со страхом взросления:

- создавать ситуацию успеха, но оставлять поле для «борьбы»;

- стимулировать их активность на уроке;

- давать задания, в зоне ближайшего развития;

- настрой родителей на то, что их дети могут быть успешны.

 

Педагогические приемы, поддерживающие психологическое здоровье учащихся. Педагогическая технология «Школьный плюрализм».

«Воздушный шарик»

Дети коллективно «надувают» один большой воздушный шарик до тех пор, пока он не лопнет.

«Выжми лимон»

«Тыкалки»

Ведущий медленно считает до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям важно – быть неподвижным и не рассмеяться.

Повторить.

«Хочухалки»

Ведущий, кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую-либо известную букву. Детям предлагается назвать, но не закричать. Ответ прошептать.

«Якалки»

После каждой загадки ведущий спрашивает: «Кто догадался?» По сигналу ведущего, прошептать хором.

Игра «Яблочко»

Цель: поддержка каждого ребенка.

Поем песню и передаем мяч:

«Бежит, бежит яблочко,

Вокруг хоровода,

Где остановится, там и воевода».

«Здравствуйте, я воевода…(имя),

Здравствуй, воевода…(имя), … .

Технология «Школьный плюрализм»

(подчеркивается ценность мнения ребенка, касаются не только учебы, но и других предметов)

«Я поняла, что ты думаешь по этому поводу, но у меня другое мнение…».

«Ты ничего не говоришь, но ведь у тебя есть собственное мнение…».

Технология оптимистических высказываний.

 

 

 



Тема. Психологическое здоровье младшего школьника

Тема. Психологическое здоровье младшего школьника

Проблемы младенчества – чувство незащищенности: - страх уничтожения - защитная агрессивность

Проблемы младенчества – чувство незащищенности: - страх уничтожения - защитная агрессивность

Несформированная автономия + гиперопека и сверхконтроль = чувство несвободы: деструктивная агрессия; социальные страхи

Несформированная автономия + гиперопека и сверхконтроль = чувство несвободы: деструктивная агрессия; социальные страхи

Взаимодействие с детьми с социальными страхами: - ставить ребенка в ситуацию успеха; - обсуждать причины ошибок; - не использовать сильное порицание; - развивать навык самооценивания;…

Взаимодействие с детьми с социальными страхами: - ставить ребенка в ситуацию успеха; - обсуждать причины ошибок; - не использовать сильное порицание; - развивать навык самооценивания;…

Взаимодействие с детьми со страхом взросления: - создавать ситуацию успеха, но оставлять поле для «борьбы»; - стимулировать их активность на уроке; - давать задания, в…

Взаимодействие с детьми со страхом взросления: - создавать ситуацию успеха, но оставлять поле для «борьбы»; - стимулировать их активность на уроке; - давать задания, в…

После каждой загадки ведущий спрашивает: «Кто догадался?»

После каждой загадки ведущий спрашивает: «Кто догадался?»
Скачать файл