Доклад на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов, основанное на исследовательской деятельности»
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
23.11.2018
Исследовательская деятельность- один из результативных путей обучения. Это уникальный процесс, когда творчески действующий педагог и учащийся становятся единомышленниками.Исследовательская деятельность – это один из способов активизации творческого потенциала личности. Исследовательская и поисковая деятельность - это деятельность, цель которой – приобщение учащихся к исследовательской работе, творческое развитие, пробуждение инициативы, стремления к самостоятельному поиску, выявление профессиональных предпочтений, формирование умений публичного выступления, лидерских качеств будущих специалистов колледжа. Исследовательская работа позволяет учащимся через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные трудности. Включение учащихся в исследовательскую деятельность позволяет: стимулировать их естественный интерес к познанию, реализовать право учащихся на творчество, усилить учебно-познавательную мотивацию, формировать и развивать навыки организации и проведения исследования, реализовать полученные результаты на практике, проявить самостоятельность и инициативу, раскрыть индивидуальность каждой личности, содействовать успешной адаптации учащихся в социуме, создать научные сообщества учащихся и т.д. Исследование – это всегда творчество. Этот метод работы требует большой учебной и внеаудиторной работы, но у него всегда есть положительный результат: радость открытия нового и интересного, проверка своих интеллектуальных и творческих возможностей и, конечно, радость общения с учащимися.
публикация Шналиева М.У.docx
Тема:
«Психологопедагогическое сопровождение профессионального становления
студентов, основанное на исследовательской деятельности»
Докладчик: педагог психолог
Шналиева М.У Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица
Проблема подготовки будущих специалистов к жизненному и
профессиональному самоопределению в современных социально
экономических условиях становится все более актуальной. «Государственная
программа развития образования Республики Казахстан 2020» ставят перед
нами задачу: помочь в адаптации к новым производственным отношениям за
счет создания условий для личностного психологического роста и повышения
уровня информированности о различных аспектах современного мира труда.
Одним из методов решения этой задачи является профессиональная проба.
Профессиональная проба
профессиональное испытание или
профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида
профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая
сознательному, обоснованному выбору профессии. Форм проведения
профессиональных проб разработано достаточно много. В своей практике я
использую такую форму деятельности учащихся как исследовательский и
По международным прогнозам социологов
поисковый метод работы.
основными базовыми навыками человека 2025 года, которые необходимо
развивать уже сегодня, должны стать: умение работать с большими объемами
информации; коммуникативные умения; умения реализации способности к
переобучению как предпосылки непрерывного обучения в течение жизни в
логике образовательного процесса и гибкой адаптации в меняющихся
жизненных ситуациях. В связи с этим актуальной становится проблема
организации исследовательской работы студентов.
Безусловно, процесс
профессионального становления сложен сам по себе, но главное, он
неотделим от процесса личностного развития человека при переходе от подросткового возраста к периоду юношества. Студенты, попадая в
незнакомую для них социальную ситуацию развития, не всегда в силах
самостоятельно справиться с возникающими сложностями и проблемами. Эти
трудности связаны как с учебным процессом, так и с личными
переживаниями. Это, прежде всего, низкий уровень развития речевой
культуры, общеучебных умений и навыков, таких, как работа с текстом,
конспектирование. Во вторых, существуют сложности в период адаптации к
условиям обучения в колледже: новые «непонятные» дисциплины,
«незнакомые педагоги и одногруппники», трудности в межличностных
отношениях. Втретьих, стрессы, связанные с аттестацией, вызывающие
неумение рационально спланировать
повышенную тревожность,
самоподготовку. В четвертых, семейные проблемы: расставание с
родителями, сложные жизненные ситуации, конфликты, порой возникающие с
родителями. Независимо оттого, с какой именно проблемой сталкивается
студент, она не может не влиять на его психоэмоциональное состояние,
эффективность обучения, на отношение к себе, к будущей профессии, на его
личностное развитие. Именно данный аспект определяет необходимость и
значимость психологического сопровождения студентов в этот период как в
плане профессионального, так и личностного становления.
Много лет назад был высказан главный тезис назначения учебных
«Учебное
заниматься поиском
заведений:
индивидуальности». Поэтому так важно именно в колледже выявить всех, кто
заведение должно
интересуется различными областями науки, и помочь им претворить в жизнь
более полно раскрыть свои способности.
их планы и мечты,
Исследовательская деятельность – это один из способов активизации
творческого потенциала личности. Исследовательская и поисковая
деятельность это деятельность, цель которой – приобщение учащихся к
исследовательской работе, творческое развитие, пробуждение инициативы,
стремления к самостоятельному поиску, выявление профессиональных предпочтений, формирование умений публичного выступления, лидерских
качеств будущих специалистов колледжа. Исследовательская работа
позволяет учащимся через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на
деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным
Организация и осуществление
преодолевать различные трудности.
исследовательской деятельности студентов решают несколько
взаимосвязанных задач:
1) совмещение учебных занятий и исследовательской работы студентов;
2) создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих
способностей студентов;
3) расширение масштабов и повышение эффективности участия студентов в
исследовательской деятельности;
4) отбор наиболее способных, социально активных и продвинутых студентов
для создания предпосылок и возможностей их последующего включения в
другие виды исследовательских работ;
5) формирование и развитие у талантливых студентов, стремящихся активно
участвовать в исследовательской деятельности, умения и навыков
самостоятельного осуществления исследовательской и экспериментальной
работы в профессиональной сфере.
Включение учащихся в исследовательскую деятельность позволяет:
стимулировать их естественный интерес к познанию, реализовать право
учащихся на творчество, усилить учебнопознавательную мотивацию,
формировать и развивать навыки организации и проведения исследования,
реализовать полученные результаты на практике,
проявить
самостоятельность и инициативу, раскрыть индивидуальность каждой
личности, содействовать успешной адаптации учащихся в социуме, создать
научные сообщества учащихся и т.д. Из исследований известно, что учащиеся
удерживают в памяти:
10% от того, что они читают; 26% от того, что они слышат;
30% от того, что они видят;
50% от того, что они видят и слышат;
70% от того, что они обсуждают с другими;
80% от того, что основано на личном опыте;
90 % от того, что они говорят в то время, как делают;
95% от того, чему они обучаются сами. Успешная профессиональная
деятельность наших студентов и их участие в исследовательских проектах
подтверждает практическую значимость данной формы психолого
педагогической работы. В cвязи с этим исследовательская деятельность
студентов в ЗК АК «АТиСО» осуществляется на двух уровнях:
учебноисследовательская деятельность в ходе аудиторных и внеаудиторных
занятий, предусмотренная учебным планом, программами учебных
дисциплин; к данному уровню исследований также относится выполнение
курсовых и выпускных квалификационных работ;
исследования, осуществляемые при сотрудничестве педагогов и студентов в
сообщества студентов. С этой целью в колледже создано
рамках
студенческое сообщество по интересам «САМҒАУ». Это добровольное
объединение педагогов и обучающихся, стремящихся к более углубленному
познанию достижений в различных областях науки, культуры, к развитию
творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности,
совершенствованию умений и навыков учебно исследовательской работы и
практической деятельности.
Метод исследовательской деятельности – это мой первый опыт
организации обучения студентов 23 курса по специальности «Социальная
работа». Предлагаемая методика позволила мне включить студента в
собственный исследовательский поиск. Моя задача как педагогапсихолога
— создание развивающей среды, в которой задаются формы и условия для
развития исследовательских компетенций, способствующие формированию у учащегося внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним
проблеме как научного, так и житейского плана с исследовательской,
творческой позиции. Внутренняя мотивация и интерес к проблеме
исследования у самого педагогапсихолога — основа успеха реализации
исследовательской деятельности учащихся. Именно от инициативности
педагога, от его желания и умения думать, заниматься исследовательской
деятельностью, творчеством зависит успех реализации в его педагогической
практике прогрессивных идей. Поэтому, как педагогпсихолог, я ставлю
перед собой следующие задачи: развитие у учащихся колледжа социально
психологических коммуникативных компетентностей как в урочной, так и во
привлечение учащихся к активной
внеурочной деятельности;
исследовательской деятельности; удовлетворение интересов и склонностей
учащихся.
Исследовательская деятельность один из результативных путей
обучения. Это уникальный процесс, когда творчески действующий педагог и
учащийся становятся единомышленниками. Ежегодно на базе колледжа
проходят: научно практическая конференция на тему «В профессию через
науку», где учащиеся защищают свои исследовательские работы, конкурс
профессионального мастерства «Лучший по профессий», творческие отчеты
выпускных групп колледжа (3 курсы) «В профессию через творчество»,
конкурс PR проектов «Компот» среди учащихся 2 курсов. Таким образом,
данная работа в колледже обеспечивает также профессиональное развитие
педагогических кадров. Исследование – это всегда творчество. Этот метод
работы требует большой учебной и внеаудиторной работы, но у него всегда
есть положительный результат: радость открытия нового и интересного,
проверка своих интеллектуальных и творческих возможностей и, конечно,
радость общения с учащимися. Список литературы:
1. Курбатов, В. И., Курбатова, О. В. Социальное проектирование: учебное
пособие, Ростов на Дону: «Феникс», 2001. – 416 с.
2. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к
обучению, М., 2006. – 480 с.
3.Цукерман, Г. А. Учебная задача – точка роста поисковой активности, М. ,
2005. – 105 с.
4.Государственная программа развития образования Республики Казахстан
на 20112020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан
от 07.12.2010 года № 1118.
5. «Метод проектов» научно методический сборник, М., 2003 г.
6.«Новые образовательные технологии»,
том І,
Профессиональное
образование, Чебоксары, 2012 г.
7.«От проектной и исследовательской деятельности учащихся к научно
исследовательской работе», материалы международной научно практической
конференции, Минск, 2013 г.
8.«Формирование социально профессиональных ценностей учащейся
молодежи», сборник научных статей, Нижний Тагил, 2014 г.
9.Научный журнал «Мир науки и инноваций», том №6, 2015 г.
10. «Развитие жизненного ресурса личности», материалы международной
научнопрактической конференции, Армавир, 2013 г.
Доклад на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов, основанное на исследовательской деятельности»
Доклад на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов, основанное на исследовательской деятельности»
Доклад на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов, основанное на исследовательской деятельности»
Доклад на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов, основанное на исследовательской деятельности»
Доклад на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов, основанное на исследовательской деятельности»
Доклад на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов, основанное на исследовательской деятельности»
Доклад на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов, основанное на исследовательской деятельности»
Доклад на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов, основанное на исследовательской деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.