Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках географии"
Оценка 4.7
Лекции
docx
география +1
Взрослым
05.11.2017
География как учебный предмет имеет богатые возможности для развития социальной компетентности школьников. При этом наиболее значимые показатели социальной компетентности: интеграция профессиональных и социально значимых знаний и придание им практикооринтированного характера, сформированность навыков общения с другими людьми и т.д. основываются на умении самостоятельно добывать знания, их творчески перерабатывать, использовать как орудийные средства при решении различных задач, что, в свою очередь, выступает в качестве показателей познавательного интереса.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.
Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и методические приемы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса.
Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения. Ни один другой предмет столь разнообразно и многопланово не использует карту как средство обучения. Анализируя содержание карт, учащиеся развивают приемы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи и т.д. В результате содержание материала становится понятным, а значит, интересным.
Различные формы проведения урока географии: экскурсии, уроки на местности, а также разнообразная организация учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, вызывают интерес школьников, активизируют их познавательную активность.
И, наконец, чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв и т.д. Чтобы эффективно решать эти практико-ориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.
Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.География как учебный предмет имеет богатые возможности для развития социальной компетентности школьников. При этом наиболее значимые показатели социальной компетентности: интеграция профессиональных и социально значимых знаний и придание им практикооринтированного характера, сформированность навыков общения с другими людьми и т.д. основываются на умении самостоятельно добывать знания, их творчески перерабатывать, использовать как орудийные средства при решении различных задач, что, в свою очередь, выступает в качестве показателей познавательного интереса.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.
Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и методические приемы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса.
Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения. Ни один другой предмет столь разнообразно и многопланово не использует карту как средство обучения. Анализируя содержание карт, учащиеся развивают приемы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи и т.д. В результате содержание материала становится понятным, а значит, интересным.
Различные формы проведения урока географии: экскурсии, уроки на местности, а также разнообразная организация учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, вызывают интерес школьников, активизируют их познавательную активность.
И, наконец, чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв и т.д. Чтобы эффективно решать эти практико-ориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.
Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.
Развитие познавательного интереса на уроках географии_Доклад мо.docx
Развитие познавательного интереса на уроках географии
Один из главных мотивов учебной деятельности познавательный интерес,
формирование которого есть не только средство, обеспечивающее успешное усвоение
программного материала, но и цель обучения. Успех обучения во многом определяется
усвоением новых видов познавательной деятельности.
«Интерес это сложное личностное образование, представляющее собой
многообразие процессов мотивационной сферы» А.К. Маркова. Это означает, что
проявление или непроявление учащимися интереса к учению зависит от многих
переменных в его мотивации от того, что является для него смыслом учения, каковы его
мотивы и направленность, от того, умеет ли он ставить и реализовывать цели, от того какие
эмоции он испытывает в учении и какова их роль.
«Интерес мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все
психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность
становится увлекательной и продуктивной» Г.И. Щукина.
Как было отмечено уже выше, познавательный интерес это особый вид интереса в
обучении, а точнее интерес к познанию. В процессе познавательного интереса происходит
овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами, умениями и
навыками, при помощи которых ученик получает образование; положительно влияет не
только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов
мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного
интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес
направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со
стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, с волевым напряжением и
усилием.
Познавательный интерес это один из важнейших мотивов учения школьников. Под
влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает
более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность
подростка. В то же время он связан с другими мотивами (ответственностью перед
родителями и коллективом и др.). Познавательный интерес как мотив учения побуждает
ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения
знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на
укрепление интереса. Познавательный интерес формируется в деятельности, как
направленность в личности и как любой психический процесс. На фоне общего
положительного отношения к учению, к учебной деятельности, к лицам и объектам,
участвующим в ней, сама учебная деятельность детей, организованная учителем, завершает
формирование познавательного интереса. Для пробуждения и развития интереса, эта
деятельность должна быть особым образом организована.
Познавательный интерес избирательная направленность личности на предметы и
явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным
стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически
укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного
отношения к учению. Наличие мотивов недостаточно, если у ученика отсутствует умение
ставить цели на отдельных этапах своей учебной работы.
Процесс формирования познавательного интереса к предмету происходит под
влиянием многих факторов: содержание предмета, методы обучения, деятельность
учащихся и личность учителя (Таблица 1). Решающее значение оказывает именно сочетание
всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной
самостоятельности. Основные показатели познавательного интереса: любопытство, самостоятельность,
инициативность, волевые качества (упорство, настойчивость, умение доводить начатое до
конца, сопротивление отвлекающим воздействиям, энергичность), целенаправленность,
целеустремленность, творчество.
Таблица 1 Структура познавательного интереса
Процесс формирования познавательного интереса к предмету география и его
взаимосвязь с успеваемостью происходит под влиянием многих факторов, но наиболее
существенные из них это – межпредметные связи.
География как учебный предмет имеет богатые возможности для развития
социальной компетентности школьников. При этом наиболее значимые показатели
социальной компетентности: интеграция профессиональных и социально значимых знаний и
придание им практикооринтированного характера, сформированность навыков общения с
другими людьми и т.д. основываются на умении самостоятельно добывать знания, их
творчески перерабатывать, использовать как орудийные средства при решении различных
задач, что, в свою очередь, выступает в качестве показателей познавательного интереса.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания
школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии,
ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес
к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного
интереса.
Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и
методические приемы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приемов, их
сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности
класса, наличие необходимых средств обучения, эмоциональнопсихологическую
атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса.
Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения.
Ни один другой предмет столь разнообразно и многопланово не использует карту как
средство обучения. Анализируя содержание карт, учащиеся развивают приемы логического
мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинноследственные
связи и т.д. В результате содержание материала становится понятным, а значит,
интересным.
Различные формы проведения урока географии: экскурсии, уроки на местности,
а также разнообразная организация учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, вызывают интерес школьников, активизируют их познавательную
активность.
И, наконец, чрезвычайно широко практическое применение географических знаний.
Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом
карты в походе, различным составом почв и т.д. Чтобы эффективно решать эти практико
ориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические
знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.
Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные
возможности для формирования у школьников познавательного интереса.
Необходимо отметить, что заранее продуманное разнообразие методов и приемов
обучения внутри темы и курса в целом оказывают влияние на формирование
познавательного интереса, позволяют пройти все ступени его формирования: любопытство,
любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Рассказ учителя об интересном случае из жизни, истории географических открытий
и т.д. способствует формированию ситуативного интереса (любопытство). По мере
обогащения запасов конкретных знаний учащихся в процессе учебной деятельности и
осознания ими ряда фактов, явлений, законов, происходит все большая объективизация
интереса. Любопытство перерастает в любознательность, а это уже установка на познание.
Проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности,
в то время как любопытство направлено на внешние моменты по отношению к содержанию
и ограничено тем, что происходит в настоящее время. На стадии любознательности
учащиеся спорят, стараются самостоятельно найти ответы на вопросы. Следующая стадия
наличие познавательного интереса проявляется в стремлении к прочному усвоению
знания предмета, которое связано с волевым усилием и напряжением мысли, применением
знаний на практике. В процессе обучения географии изменяется объект интереса учащихся.
В начале это факты, а затем их глубокое истолкование и раскрытие причинно
следственных связей, которое приводит к пониманию картины мира.
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня
развития школьника, его знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от
способа подачи материала. Учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто
испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И,
наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто
смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто сопротивляется каждому
начинанию учителя. Поэтому, проблема интереса в обучении стоит и по сей день.
Интерес школьников к учению, является определяющим фактором в процессе
овладения знаниями. Великие педагоги классики всех времен, подчеркивали
первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.
Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот,
способствует этому. Поэтому, одна из важнейших задач педагога выявление имеющихся
интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников. Однако
познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности.
Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, когда они
включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее
направленность.
Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов
учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной
атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности
учащихся. При наличии познавательных интересов, учение становится близкой, жизненно
значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован. Процесс
формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют
объективную основу развития познавательного интереса. Главный вид этой деятельности
учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в
различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и
навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых
обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения. Широкая внеучебная
деятельность представляет значительный простор для формирования познавательного
интереса.
Необходимо отметить, что положение о необходимости развития у школьников
познавательного интереса не ново. Я.А.Коменский, рассматривая новую школу как
источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой
светлой и радостной обстановки обучения.
К.Д.Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения.
Он утверждал, что внешний механизм «приневоливания» не достигает нужного результата.
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике
желание, учиться, без которого он далеко не уйдет. К.Д. Ушинский считал, что нужно
сделать учебную работу насколько возможно интересной, но не превращать эту работу в
забаву. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а, наоборот,
способствует этому.
Опираясь на опыт прошлого, специальные исследования и практику современности,
можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию
и укреплению познавательного интереса учащихся:
Первое условие максимальная опора на активную мыслительную деятельность
учащихся. Главная почва для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как
и для развития, подлинно познавательного интереса ситуации решения познавательных
задач,
мыслительного напряжения,
противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо
разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
активного поиска,
размышления,
догадок,
Второе условие развитие познавательных интересов и личности в целом. Оно
состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и
процессы это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки
способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на
максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает
укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение
систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её
умений. В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы
постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. При всём разнообразии
предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне
зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать
с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал,
выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и
т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных
процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют
легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних
приобретать новые.
Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус
учебного процесса третье важное условие. Благополучная эмоциональная атмосфера
обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника:
с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика. Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё
время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них,
различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям,
другие опосредованно. Благополучная атмосфера учения приносит ученику желание быть
умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже
достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной
деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается
скорее, быстрее и продуктивней. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы
познавательной деятельности учащихся важнейшее условие формирования
познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие
связывает весь комплекс функций обучения образовательной, развивающей,
воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из
него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на
интерес и на личность в целом.
Четвертое условие благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа
условий отношения «ученик учитель», «ученик родители и близкие», «ученик
коллектив». К этому следует добавить некоторые индивидуальные особенности самого
ученика, переживание успеха и неуспеха, его склонности, наличие других сильных
интересов и многое другое в психологии ребенка. Каждое из этих отношений может
повлиять на заинтересованность ученика, как в положительном, так и в отрицательном
направлении. Всеми этими отношениями и, прежде всего отношением «учитель ученик»
управляет учитель. Его требовательное и в тоже время заботливое отношение к ученику,
его увлеченность предметом и стремление подчеркнуть его огромное значение определяет
отношение ученика к изучению данного предмета. К этой группе условий следует
способности ученика, а также успех, достигнутый им в результате упорства и
настойчивости.
Щукина Г.И. выделяет стадии развития познавательного интереса:
любопытство;
любознательность;
познавательный интерес;
устойчивый познавательный интерес.
Любопытство элементарная стадия. Обусловленная внешними, подчас
неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка.
Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством
привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой
ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения. Основан на
словеснологическом мышлении.
Любознательность ценное состояние личности, характеризующееся стремлением
человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса,
достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
В формировании любопытства и любознательности преобладает приоритет игровых
методов:
школьники вовлекаются в воображаемую жизненную ситуацию, актуализируют
субъектный опыт, находят знаниям и умениям практическое применение;
особенности игры, способствующие развитию познавательного интереса: активность,
занимательность и эмоциональность, состязательность, соревновательность, проблемность,
моделирование профессиональной деятельности
Особенности использования:
игра используется на начальном этапе формирования познавательного интереса к
предмету, как наиболее органичная деятельность детства; игра служит для создания мотивации к изучению курса и подготавливает школьников к
усвоению научных понятий;
элементы игры целесообразно использовать на протяжении изучения всего курса, вплоть
до 11 класса, это позволяет поддержать любознательность школьников.
Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной
мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют
проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениями.
В развитии познавательного интереса используются проблемный и игровой метод:
применяется при сформированности устойчивой любознательности при помощи
проблемных вопросов, заданий, ситуаций и т.д.;
вовлечение ученика в процесс самостоятельного поиска и "открытия" знаний
стимулирует активную умственную деятельность;
реализуется через частично поисковую и исследовательскую деятельность, что
развивает познавательную самостоятельность.
В развитии устойчивого познавательного интереса используются проблемный,
игровой и метод проектов:
применяется при сформированном познавательном интересе;
предполагается высокая степень самостоятельности;
развитие познавательных процессов, рационального стиля мышления, эмоционального
теоретического, практического познания окружающего мира;
развитию познавательного интереса способствуют следующие особенности создания
учебного проекта: наличие значимой проблемы и задачи для решения которых требуется
актуализация предметных знаний, интеллектуальных, творческих, коммуникативных
умений.
Ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность,
познавательный интерес, теоретический интерес помогают нам более или менее точно
определить отношение ученика к предмету и степень влияния его на личность.
В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется
более сложными и тонкими взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает
в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой.
По уровням устойчивости интереса в педагогической литературе, выделяют:
ситуативный интерес;
относительно устойчивый интерес;
достаточно устойчивый интерес.
Именно устойчивый познавательный интерес, как мотив познавательной
деятельности, способствует формированию и развитию его познавательной активности,
если познавательный мотив носит устойчивый характер, то он помогает ученику
преодолеть трудности, встречающиеся на пути.
Для эффективного развития познавательного интереса, используются следующие
методы: наглядные, практические, объяснительно иллюстративные, репродуктивный метод,
метод проблемного изложения, частично поисковый метод и исследовательский метод.
Для развития познавательного интереса, можно удачно использовать приемы,
направленные на развитие учебной и умственной деятельности. Например, прием
направленный на развитие познавательного интереса: Вызов Осмысление Размышление
(класс разбивается на несколько групп, или работают в парах).
Для стадии Вызова: приемы на этой стадии направлены на активизацию ранее
полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения
предстоящего материала. Пара учащихся составляет список того, что они знают или
думают по данной теме. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых
затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обмениваясь мнениями с товарищами, такой ученик обретает уверенность и легче выходит
на контакт со всем классом. И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо
большему числу учащихся.
Для стадии Осмысление: когда учащиеся припомнили, что знали, в чем вполне
уверены и в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они
готовы приступить к следующей стадии осмысления. Для стадии Размышление: многие
приемы, которыми пользуются на стадии «вызов», «осмысление», логически переходят в
стадию «размышления» и достигают там своей кульминации.
На основе анализа литературы можно утверждать, что познавательный интерес
один из главных мотивов учебной деятельности, обеспечивающий успешное обучение.
Каждый ученик должен знать и понимать, для чего необходимо усвоить тот или иной
учебный материал, и если он не хочет учиться, то научить его невозможно.
Развитие познавательного интереса и активность личности – процессы
взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь,
повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Сегодня проблема
познавательного интереса все шире рассматривается в контексте разнообразной
деятельности учащихся, что позволяет учителям успешно формировать и развивать
познавательный интерес учащихся, обогащая личность, воспитывая в ней активное
отношение к жизни.
Итак, предлагаемая мною система работы имеет своей целью формирование
познавательного интереса у учащихся на уроках географии.
Графически система может быть представлена следующим образом:
содержан
географи
ие
и
Познавательный
интерес
и
особенност
социальны
х взаимо-
действий
средства
обучения
методы
обучения
формы
обучения
Таким образом, познавательный интерес важная составляющая часть процесса
обучения. Интерес школьников к учению, является определяющим фактором в процессе
овладения знаниями.
содержание географиисредства обученияформы обученияметоды обученияособенности социальных взаимо-действий
Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках географии"
Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках географии"
Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках географии"
Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках географии"
Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках географии"
Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках географии"
Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках географии"
Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.