Развитие творческих способностей как условие социализации личности ребенка
Одной из основных целей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. В связи с этим возникает вопрос: «Как построить систему работы, направленную на раскрытие и становление личностных качеств ребенка?» С другой стороны, каким образом построить учебно-образовательный процесс, чтобы решалась задача сохранения и укрепления здоровья учащихся?
Для того чтобы решить эти возникающие проблемы – здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе.
Анализ литературы по данной теме позволил прийти к выводу, что огромное влияние на развитие умственной деятельности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояния здоровья.
При изучении медицинских карт учащихся 1 класса из 26 учеников были выделены дети: работающие левой рукой – 1–4%; дефектами речи – 6-25%; заиканием – 1-4%; медлительных (речь, движения) – 6-25%; чрезмерно подвижных – 1-4%. Выделены также группы детей, имеющих: нарушение осанки – 4-16%; хронические заболевания – 4-16%; заболевания нервной системы – 1-4%; нарушения зрения – 4-16%; плоскостопие – 3-12,5%; заболевания, связанные с пищеварительной системой – 2-8%.
В этой ситуации все чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года с переходом ребенка из класса в класс показатели здоровья?
В этом может помочь специальный курс «Развитие творческих способностей» (РТС).
За основу работы взят материал из книги О.Холодовой «Юным умникам и умницам». Система представленных на занятиях по РТС задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления. Многие упражнения готовят учащихся к выполнению тестовых заданий. Тестирование, как известно, активно используется во многих странах мира, так как, во-первых, прослеживается четкая зависимость между результатами тестов на интеллект и школьными отметками, отметками на экзаменах и дальнейшими успехами в обучении; во-вторых, как условие подготовки выпускников к ЕГЭ.
Наиболее подходящей проведения занятий по РТС является предоставление специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков один раз в неделю. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объем, регулярность. А также систематичность и целенаправленность.
Занятия могут проходить в форме факультатива как для детей, имеющих различные проблемы в обучении, так и для детей, смотивированных на обучение. Упражнения, представленные в тетрадях, могут быть использованы на уроках математики, на этапе проведения устного счета.
Занятия по РТС отличаются тем, что ребенку предлагаются занятия неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности. На занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Модель занятия:
1. Разминка (3-5 минут). Основная задача – создание положительного эмоционального фона.
2. «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты). Задача – улучшение мозговой деятельности. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач.
3. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Задача – углубить знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания.
4. Веселая переменка (3-5 минут). Задача – развивать двигательную сферу ребенка, умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
5. Построение предметных картинок (графический диктант), штриховка (15 минут). В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума.
В результате этих занятий дети достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учебе.
В знаменитой книге В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям» есть глава, которая называется «Что такое начальная школа?». В ней великий педагог пишет: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития ребенка зубрежке. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.