Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".
Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитательная работа
Взрослым
18.06.2019
Развитие воспитательного потенциала воспитательного просесса является одной из ведущих задач общего образования. В современном образовании наметилась ориентация не на отдельные «воспитывающие» мероприятия, а на формирование определенной среды. Ведь воспитывает весь уклад жизни ОУ – то есть вся совокупность факторов: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.
развитие воспитательного потенциала.docx
ТЕМА: «Развитие воспитательного потенциала
образовательного процесса».
Ганиева Лиля (воспитатель).
Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса и
обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном
учреждении является одной из ведущих задач реформирования структуры и
содержания общего образования.
Необходимость мер направленных на усиление воспитательного потенциала
системы общего образования обусловлена, с одной стороны, интенсивностью
позитивных тенденций интеграции России в мировое сообщество, развития диалога
культур, демократических процессов в различных сферах общественной жизни,
что повышает социальный запрос на творческую, деятельную, развивающуюся
личность; с другой стороны, нарастанием негативных явлений в подростковой
среде, вызванных усилением националистических, сектантских, криминальных,
сексуальных, наркотических влияний на подростков.
В современном образовании наметилась ориентация не на отдельные
(«воспитывающие») мероприятия, а на формирование определенной СРЕДЫ. Ведь
воспитывает весь УКЛАД ЖИЗНИ ОУ – то есть вся совокупность факторов
(даже тех, которые не являются очевидно «воспитательными»): материальные
ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи,
психологический климат и др.
В общепринятом понимании:
1. Среда – совокупность условий и влияний, окружающих человека (Дж.
Маркович),
совокупность природных и социальных факторов (природная и социальная среды,
соответственно).
2. Среда – окружающее человека пространство, зона его непосредственной
активности, его ближайшего развития и действия.
Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности,
а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и
пространственно предметном окружении (В.А. Ясвин). Но характер влияний и условий может быть разным:
Среда может позитивно влиять на
личность;
Среда может негативно влиять на
личность;
Среда может быть нейтральной (то есть
не оказывать на личность значимого
влияния)
Компоненты ОС (В.А. Ясвин)
Пространственнопредметный — помещения для занятий и вспомогательных
служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.;
Социальный — характер взаимоотношений всех субъектов образовательной
деятельности
(учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);
Психодидактический — содержание и методы обучения, обусловленные
психологическими целями построения образовательного процесса.
Качественной характеристикой ОС является ее модальность
Модальность ОС может быть представлена с помощью методики векторного
моделирования (В.А. Ясвин).
В качестве показателей рассматриваются:
• наличие или отсутствие в ОС условий и
возможностей для развития активности
(пассивности) ребенка,
• и его личной свободы (зависимости). Реформирование системы общего образования нацелено на формирование
нового воспитательно образовательного пространства, которое позволит
обеспечить духовнонравственного становление подрастающего поколения, его
подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу
гуманистических идеалов, ценностей свободы, добра, справедливости,
экологического благополучия, семьи, здоровья, Родины, образования, труда,
творчества, красоты и других общечеловеческих ценностей.
Система мер, направленных на повышение
воспитательного потенциала
разработана на основе представлений о том, что:
образовательного процесса
• современная общеобразовательная школа остается ведущим институтом
воспитания подрастающего поколения в российском обществе;
• воспитательная функция является одной из основных социальных функций
школы наряду с образованием: • воспитание представляет собой двусторонний процесс взаимодействия
педагога и воспитанника, направленный на духовнонравственное становление
личности, ее ценностное самоопределение; стимулирование самовоспитания;
• воспитательный процесс является одним из важнейших звеньев целостного
педагогического процесса в образовательном учреждении наряду с учебным
процессом;
• содержание современных образовательных программ обладает значительным
воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от специальной,
продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм
взаимодействий детей и взрослых, как в рамках учебного процесса, так и во
внеурочное время;
• определяющее значение в разработке современного содержания, целей,
методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обуславливающая общую
направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности
достижение ею гармонии, как во внутреннем духовном мире, так и с окружающим
социоприродным пространством, развитие способности применить всеобщий
принцип творческой деятельности в собственной сфере труда.
В целях повышения
воспитательного потенциала образовательного
процесса необходимо
:
• При сохранении и развитии многообразия содержательного и методического
аспектов воспитательной деятельности в образовательном учреждении
формирование ценностноидеологической общности участников образовательного
процесса, основанной на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и
идей государственности, державности, народности, коллективизма, взаимопомощи,
духовности, нравственности, характерных для российской культуры; преодоление
декларативности общечеловеческих ценностей и обеспечение поэтапного освоения
их детьми от привития им любви к своей малой Родине до формирования
планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества,
Земли.
• Развитие демократических процессов, а системе образования, вариативности
содержания воспитательных программ и моделей воспитательных систем,
способствующего развитию интеллектуальной, эмоциональночувственной и
деятельностной сфер личности, отказа от жестких авторитарных схем, связанных с
манипулированием учащимися и установкой лишь на запоминание готовых знаний.
Создание нового образовательно воспитательного пространства, обеспечивающего
реализацию на практике принципа свободы, предоставление детям реальной
возможности самостоятельного выбора форм е видов деятельности, сочетающееся
с воспитанием у них чувства ответственности за результаты своей деятельности. • Наряду с реализацией личностноориентированного подхода к организации
образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения и
воспитания, расширение использования воспитательного потенциала детского
коллектива как пространства социализации личности, развития коммуникативных
способностей школьников, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
• Развитие детской самодеятельности, самоуправления, творчества, как в
учебной, так и внеурочной деятельности, возрождение детских общественных
организаций гуманистической ориентации, обеспечивающих школьникам
возможность самореализации, развитие лидерских качеств, навыков
самоорганизации и сотрудничества, формирование нравственной, гражданской
позиции личности. Создание новых организационных форм учебной деятельности
школьников, новых способов коммуникации участников образовательного
процесса в целях расширения предоставляемых учащимся возможностей
реализации собственной социальнонравственной позиции, выбора форм и видов
учебной, творческой, практической социально и личностно значимой деятельности.
• Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ,
которая достигается при условии:
• решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами
обучения и развития личности школьника;
• целенаправленного отбора содержания учебного материала,
предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности,
гражданственности, гуманизма;
• использование дидактических технологий, обеспечивающих проявление
школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его
социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в
процессе обучения;
• организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности
учащихся на уроке н соответствующего пространства реализации полученных.
знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой
деятельности во внеурочное время.
Каждая из образовательных областей имеет свой специфический
воспитательный потенциал.
Например, гуманитарное образование обладает особым потенциалом в
духовнонравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств,
формировании мировоззрения, гражданского сознания, коммуникативные
способностей, эмоциональноценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе формирования у школьников системы
теоретиколитературных понятий, языковых и речевых умений и навыков,
представлений об основах анализа литературных произведений, их родовой и
жанровой специфике, историколитературном процессе необходима реализация
воспитательного потенциала содержания произведений национальной и мировой
классики в формировании гуманистического мировоззрения школьников,
готовности к межличностному и межкультурному диалогу, этической культуры,
предоставление школьникам образцов нравственного поведения, духовной
культуры личности, расширение позитивного социального опыта детей и
подростков, в том числе во внеурочное время в результате включения их в
деятельность литературных объединений, дискуссионных клубов, творческих
мастерских, журналистских студий и т. д.
В процессе усвоения школьниками основных понятий и терминов
общественных наук, развития навыков работы с источниками, противоречивой
исторической, социальной, географической информацией, знаний о человеке,
основных этапах в истории человечества, истории России, обществе,
географической среде, основных областях общественной жизни, необходимо
обеспечение личностноэмоционального осмысления школьниками опыта
взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формирование у них ценностей
демократического общества, толерантности, гражданской позиции, патриотизма, а
также в обеспечении социальной адаптации учащихся, их социальной мобильности
в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра
проигрываемых ими и процессе обучения социальных ролей, в том числе во
внеурочное время в результате включения детей и подростков в деятельность
органов школьного самоуправления, проигрывания моделей социально
экономического взаимодействия людей, предоставления им опыта политических
дискуссий, реализации собственной гражданской позиции, личного участия в
социально значимой деятельности школьных историкокраеведческих
объединений, школьных музеев национальной культуры, взаимодействия с
общественными объединениями гуманистической направленности, социальными
институтами, государственными учреждениями
Одной из ведущих идей модернизации естественнонаучного образования
является усиление его общекультурного значения, что способствует повышению
воспитательного потенциала содержания учебных программ. В процессе
формирования у школьников физических, химических, биологических,
географических и экологических знаний, освоения учащимися
естественнонаучного метола познания необходим акцент на воспитании
эмоциональноценностного отношения к природе, чувства ответственности за
развитие биосферы, экологическое благополучие планеты, развитие эстетического
отношения к объектам природной среды, расширение опыта практической
экологически значимой деятельности, в том числе во внеурочное время в результате включения учащихся в работу школьных лесничеств, детских
экологических центров, игровые экологически ориентированные программы
детских общественных объединений и т. д.
Совершенствование технологий воспитания в соответствии с возрастными
особенностями учащихся, задачами становления культурного человека,
преемственности между различными ступенями образования и содержанием
учебных программ; развитие игровых методик, технологий, обеспечивающих
расширение позитивного социокультурного опыта школьников как основы,
формирования у них готовности к жизненному самоопределению.
Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".
Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".
Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".
Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".
Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".
Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".
Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.