Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".
Оценка 4.7

Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".

Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитательная работа
Взрослым
18.06.2019
Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала  образовательного процесса".
Развитие воспитательного потенциала воспитательного просесса является одной из ведущих задач общего образования. В современном образовании наметилась ориентация не на отдельные «воспитывающие» мероприятия, а на формирование определенной среды. Ведь воспитывает весь уклад жизни ОУ – то есть вся совокупность факторов: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.
развитие воспитательного потенциала.docx
ТЕМА: «Развитие воспитательного потенциала  образовательного процесса». Ганиева Лиля (воспитатель). Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса и  обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном  учреждении является одной из ведущих задач реформирования структуры и  содержания общего образования. Необходимость мер направленных на усиление воспитательного потенциала  системы общего образования обусловлена, с одной стороны, интенсивностью  позитивных тенденций интеграции России в мировое сообщество, развития диалога культур, демократических процессов в различных сферах общественной жизни,  что повышает социальный запрос на творческую, деятельную, развивающуюся  личность; с другой стороны, ­ нарастанием негативных явлений в подростковой  среде, вызванных усилением националистических, сектантских, криминальных,  сексуальных, наркотических влияний на подростков. В современном образовании наметилась ориентация не на отдельные  («воспитывающие») мероприятия, а на формирование определенной СРЕДЫ. Ведь воспитывает весь УКЛАД ЖИЗНИ ОУ – то есть вся совокупность факторов  (даже тех, которые не являются очевидно «воспитательными»): материальные  ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи,  психологический климат и др. В общепринятом понимании: 1. Среда – совокупность условий и влияний, окружающих человека (Дж.  Маркович), совокупность природных и социальных факторов (природная и социальная среды, соответственно). 2. Среда – окружающее человека пространство, зона его непосредственной  активности, его ближайшего развития и действия. Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и  пространственно предметном окружении (В.А. Ясвин). Но характер влияний и условий может быть разным: ­ Среда может позитивно влиять на личность; ­ Среда может негативно влиять на личность; ­ Среда может быть нейтральной (то есть не оказывать на личность значимого влияния) Компоненты ОС (В.А. Ясвин) Пространственно­предметный — помещения для занятий и вспомогательных  служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.; Социальный — характер взаимоотношений всех субъектов образовательной  деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.); Психодидактический — содержание и методы обучения, обусловленные  психологическими целями построения образовательного процесса. Качественной характеристикой ОС является ее модальность Модальность ОС может быть представлена с помощью методики векторного  моделирования (В.А. Ясвин).  В качестве показателей рассматриваются: • наличие или отсутствие в ОС условий и возможностей для развития активности (пассивности) ребенка, • и его личной свободы (зависимости). Реформирование системы общего образования нацелено на формирование  нового воспитательно­ образовательного пространства, которое позволит  обеспечить духовно­нравственного становление подрастающего поколения, его  подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу  гуманистических идеалов, ценностей свободы, добра, справедливости,  экологического благополучия, семьи, здоровья, Родины, образования, труда,  творчества, красоты и других общечеловеческих ценностей. Система мер, направленных на повышение     воспитательного потенциала    разработана на основе представлений о том, что: образовательного процесса   • современная общеобразовательная школа остается ведущим институтом  воспитания подрастающего поколения в российском обществе; • воспитательная функция является одной из основных социальных функций  школы наряду с образованием: • воспитание представляет собой двусторонний процесс взаимодействия  педагога и воспитанника, направленный на духовно­нравственное становление  личности, ее ценностное самоопределение; стимулирование самовоспитания; • воспитательный процесс является одним из важнейших звеньев целостного  педагогического процесса в образовательном учреждении наряду с учебным  процессом; • содержание современных образовательных программ обладает значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от специальной,  продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм  взаимодействий детей и взрослых, как в рамках учебного процесса, так и во  внеурочное время; • определяющее значение в разработке современного содержания, целей,  методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обуславливающая общую  направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности  достижение ею гармонии, как во внутреннем духовном мире, так и с окружающим  социоприродным пространством, развитие способности применить всеобщий  принцип творческой деятельности в собственной сфере труда. В целях повышения     воспитательного потенциала образовательного  процесса необходимо    : • При сохранении и развитии многообразия содержательного и методического  аспектов воспитательной деятельности в образовательном учреждении  формирование ценностно­идеологической общности участников образовательного  процесса, основанной на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и  идей государственности, державности, народности, коллективизма, взаимопомощи, духовности, нравственности, характерных для российской культуры; преодоление  декларативности общечеловеческих ценностей и обеспечение поэтапного освоения их детьми ­ от привития им любви к своей малой Родине ­ до формирования  планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества,  Земли. • Развитие демократических процессов, а системе образования, вариативности содержания воспитательных программ и моделей воспитательных систем,  способствующего развитию интеллектуальной, эмоционально­чувственной и  деятельностной сфер личности, отказа от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием учащимися и установкой лишь на запоминание готовых знаний.  Создание нового образовательно­ воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию на практике принципа свободы, предоставление детям реальной  возможности самостоятельного выбора форм е видов деятельности, сочетающееся  с воспитанием у них чувства ответственности за результаты своей деятельности. • Наряду с реализацией личностно­ориентированного подхода к организации  образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения и  воспитания, расширение использования воспитательного потенциала детского  коллектива как пространства социализации личности, развития коммуникативных  способностей школьников, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. • Развитие детской самодеятельности, самоуправления, творчества, как в  учебной, так и внеурочной деятельности, возрождение детских общественных  организаций гуманистической ориентации, обеспечивающих школьникам  возможность самореализации, развитие лидерских качеств, навыков  самоорганизации и сотрудничества, формирование нравственной, гражданской  позиции личности. Создание новых организационных форм учебной деятельности  школьников, новых способов коммуникации участников образовательного  процесса в целях расширения предоставляемых учащимся возможностей  реализации собственной социально­нравственной позиции, выбора форм и видов  учебной, творческой, практической социально и личностно значимой деятельности. • Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ,  которая достигается при условии: • решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами  обучения и развития личности школьника; • целенаправленного отбора содержания учебного материала,  предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности,  гражданственности, гуманизма; • использование дидактических технологий, обеспечивающих проявление  школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его  социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в  процессе обучения; • организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности  учащихся на уроке н соответствующего пространства реализации полученных.  знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой  деятельности во внеурочное время. Каждая из образовательных областей имеет свой специфический  воспитательный потенциал. Например, гуманитарное образование обладает особым потенциалом в  духовно­нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств,  формировании мировоззрения, гражданского сознания, коммуникативные  способностей, эмоционально­ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе формирования у школьников системы  теоретико­литературных понятий, языковых и речевых умений и навыков,  представлений об основах анализа литературных произведений, их родовой и  жанровой специфике, историко­литературном процессе необходима реализация  воспитательного потенциала содержания произведений национальной и мировой  классики в формировании гуманистического мировоззрения школьников,  готовности к межличностному и межкультурному диалогу, этической культуры,  предоставление школьникам образцов нравственного поведения, духовной  культуры личности, расширение позитивного социального опыта детей и  подростков, в том числе во внеурочное время ­ в результате включения их в  деятельность литературных объединений, дискуссионных клубов, творческих  мастерских, журналистских студий и т. д. В процессе усвоения школьниками основных понятий и терминов  общественных наук, развития навыков работы с источниками, противоречивой  исторической, социальной, географической информацией, знаний о человеке,  основных этапах в истории человечества, истории России, обществе,  географической среде, основных областях общественной жизни, необходимо  обеспечение личностно­эмоционального осмысления школьниками опыта  взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формирование у них ценностей  демократического общества, толерантности, гражданской позиции, патриотизма, а  также в обеспечении социальной адаптации учащихся, их социальной мобильности  в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра  проигрываемых ими и процессе обучения социальных ролей, в том числе во  внеурочное время ­ в результате включения детей и подростков в деятельность  органов школьного самоуправления, проигрывания моделей социально­ экономического взаимодействия людей, предоставления им опыта политических  дискуссий, реализации собственной гражданской позиции, личного участия в  социально значимой деятельности школьных историко­краеведческих  объединений, школьных музеев национальной культуры, взаимодействия с  общественными объединениями гуманистической направленности, социальными  институтами, государственными учреждениями Одной из ведущих идей модернизации естественнонаучного образования  является усиление его общекультурного значения, что способствует повышению  воспитательного потенциала содержания учебных программ. В процессе  формирования у школьников физических, химических, биологических,  географических и экологических знаний, освоения учащимися  естественнонаучного метола познания необходим акцент на воспитании  эмоционально­ценностного отношения к природе, чувства ответственности за  развитие биосферы, экологическое благополучие планеты, развитие эстетического  отношения к объектам природной среды, расширение опыта практической  экологически значимой деятельности, в том числе во внеурочное время ­ в результате включения учащихся в работу школьных лесничеств, детских  экологических центров, игровые экологически ориентированные программы  детских общественных объединений и т. д. Совершенствование технологий воспитания в соответствии с возрастными  особенностями учащихся, задачами становления культурного человека,  преемственности между различными ступенями образования и содержанием  учебных программ; развитие игровых методик, технологий, обеспечивающих  расширение позитивного социокультурного опыта школьников как основы,  формирования у них готовности к жизненному самоопределению.

Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".

Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала  образовательного процесса".

Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".

Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала  образовательного процесса".

Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".

Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала  образовательного процесса".

Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".

Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала  образовательного процесса".

Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".

Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала  образовательного процесса".

Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".

Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала  образовательного процесса".

Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса".

Доклад на тему: "Развитие воспитательного потенциала  образовательного процесса".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2019