Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Процесс рефлексии должен быть многогранным. Оценка деятельности должна проводиться не только самой личностью, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
В начальной школе такое сотрудничество приводит к взаимопониманию между учениками и доверию к учителю, вызывает позитивное настроение на любом этапе урока, не оставляет равнодушными никого в классе. Ученики видят и чувствуют заинтересованность учителя в их успешности и с удовольствием идут в школу, зная, что их мнение нужно и важно!
Рефлексия и самооценка на уроках.doc
Рефлексия и самооценка на уроках.
Один из принципов развивающего обучения принцип активности и сознательности.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если
каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап
рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем
внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует
рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают
самоанализ деятельности и её результатов.
Понятие рефлексии первоначально возникло в философии и означало размышления
индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия в общей психологии это
познание субъектом внутренних психических актов и состояний.
Личностная рефлексия понимается как осознание действующим лицом того, как он
воспринимается партнёром по общению. Когда человек анализирует себя и своё
поведение во взаимоотношениях с другими людьми и пытается представить, что о нём
думают окружающие, он, таким образом, приходит к некоторому познанию своего
«я». Это способствует пониманию особенностей своего характера, как положительных,
так и негативных. Такого рода самопознание играет существенную роль в процессе
самовоспитания.
Отличие личностной рефлексии от интеллектуальной рефлексии заключается в том,
что оценивание положения происходит не на базе заданных (объективных, логических,
общепризнанных и т.п.) оснований, а на оценке по собственным, часто глубоко
субъективным критериям, которые могут иметь моральнонравственную, этическую,
культурологическую природу. Поэтому можно сделать вывод, что процесс
личностной рефлексии как одного из механизмов саморазвития личности достаточно
индивидуален.
В младшем школьном возрасте личностная рефлексия имеет ряд особенностей.
Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на всё. Конечно, мнение
окружающих влияет на самооценку младших школьников. Обычно, отвечая на вопрос,
что о них думают другие, учащиеся начальных классов концентрируют своё внимание
на конкретных делах, и лишь в средней школе дети начинают постигать особенности
своего характера.
Оценочные представления младших школьников достаточно ситуативны, и критерии их
оценок довольно относительны.
В школьные годы дети способны не только запоминать информацию, но и размышлять о
том, как они это делают.
Рефлексия как особый вид познавательной деятельности заключается в уточнении
своих знаний в выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через
анализ и обобщение.
Интеллектуальная рефлексия играет важную роль в развитии младших школьников.
Интеллектуальная рефлексия это осмысление ребёнком своих действий, в процессе
которого он осознаёт схемы и правила его деятельности. чёткого понятия
Несмотря на активное использование этого термина,
«интеллектуальной рефлексии» не существует.
Интеллектуальная рефлексия определяется как умение ребёнка оценивать, выделять,
анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Основой
интеллектуальной рефлексии являются мыслительные операции: анализ, синтез,
построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок,
выводов.
Рефлексия, по мнению некоторых исследователей, неразрывно связанна с
самооценкой, воображением и развитием речи. В теории учебной деятельности Д.Б.
Эльконина и В.В. Давыдова, с процессом учебная деятельность развивает у младших
школьников способность к рефлексии, являющейся одним из трех компонентов
теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия). Г.А. Цукерман
предлагает изучать рефлексию как способность человека определять границы своего
знания и находить способы перехода этих границ. Выходить за границы наличной
ситуации и собственных возможностей главная функция рефлексии и
обобщенная характеристика умения учиться.
Механизм порождения рефлексии определяется как процесс осознания оснований
собственных действий и способности различения собственного знания и незнания.
Интеллектуальная рефлексия неразрывно связанна со сферой общения. Предпосылки
учебной деятельности складываются на основе игровой деятельности, где
громадную роль играет воображение. Благодаря игре, ребёнок овладевает навыками
общения и приобретает рефлексивную позицию в общении. Поэтому рефлексия
непосредственно связанна с общением ребёнка с окружающими.
Какой же может быть рефлексия на уроках в начальной школе?
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: (слайд №2)
1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
2. рефлексия деятельности
3. рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать,
но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на
сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Цель рефлексии
–научить ребёнка не просто фиксировать готовый результат, а выстроить свою
смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в
начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой (классом) и в
конце деятельности. Для этого можно применять карточки с изображением лиц,
цветовое изображение настроения, эмоциональнохудожественное оформление
(картина, музыкальный фрагмент). (слайд №3,4,5,6,7)
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов
работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид
рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите
проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность
оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «восхождение на пик знаний» (слайд №9),«лестницы успеха», «ёлочки» (слайд
№10). Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)
можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»( более подходит
№11)
для
учеников
классов)
34
(слайд
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня
осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения.
Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения»
знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… Теперь я знаю…) (слайд №12)
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюсминус
интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в
зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить
таблицу из трех граф.
В графу «П» «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и
формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика
могут быть ему полезны для достижения какихто целей.
В графу «М «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось
скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по
мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения
жизненных ситуаций.
В графу «И» «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых
узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
(слайд №13)
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как
работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале
урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и
полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним
предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске(слайд
№14,15):
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10.у меня получилось … 11.я смог…
12.я попробую…
13.меня удивило…
14.урок дал мне для жизни…
15.мне захотелось…
Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде
похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Не менее чем оценка, для мотивации учения и определения степени достижения цели,
важна самооценка или рефлексия, а также взаимооценка.
Учителю всегда важно знать, комфортно ли чувствует себя ученик на уроке, при
изучении данной темы или вопроса. Интерес к предмету, к изучаемой проблеме со
стороны ученика – это 50% успеха урока. В конце урока можно применить и такой
вариант рефлексии (слайд №16):
3 балла я все очень хорошо понял, мне было интересно;
2 балла мне все понятно, но материал не всегда интересен;
1 балл я не все понял, но мне было интересно;
0 баллов я ничего не понял и на уроке скучал.
Закончить урок желательно рефлексией настроения (слайд №17,18,19)
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не
самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных
предприимчивости и
качеств современной личности:
конкурентоспособности.
Процесс рефлексии должен быть многогранным. Оценка деятельности должна
проводиться не только самой личностью, но и окружающими людьми. Таким образом,
рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя,
позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого
ученика.
В начальной школе такое сотрудничество приводит к взаимопониманию между
учениками и доверию к учителю, вызывает позитивное настроение на любом этапе
урока, не оставляет равнодушными никого в классе. Ученики видят и чувствуют
заинтересованность учителя в их успешности и с удовольствием идут в школу, зная,
что их мнение нужно и важно!
самостоятельности,
Доклад на тему "Рефлексия"
Доклад на тему "Рефлексия"
Доклад на тему "Рефлексия"
Доклад на тему "Рефлексия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.