Доклад на тему "Рефлексия"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Процесс рефлексии должен быть многогранным. Оценка деятельности должна проводиться не только самой личностью, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. В начальной школе такое сотрудничество приводит к взаимопониманию между учениками и доверию к учителю, вызывает позитивное настроение на любом этапе урока, не оставляет равнодушными никого в классе. Ученики видят и чувствуют заинтересованность учителя в их успешности и с удовольствием идут в школу, зная, что их мнение нужно и важно!
Иконка файла материала Рефлексия и самооценка на уроках.doc
Рефлексия и самооценка на уроках. Один из принципов развивающего обучения ­ принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает  цель учения, его  необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.  Обязательным   условием  создания   развивающей   среды   на   уроке   является  этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь   иностранных   слов   определяет   рефлексию   как   размышление   о   своем внутреннем состоянии, самопознание.  Толковый словарь русского языка  трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Понятие  рефлексии  первоначально  возникло  в философии  и означало  размышления индивида   о   происходящем   в   его   сознании.   Рефлексия   в   общей   психологии   ­   это познание субъектом внутренних психических актов и состояний.  Личностная рефлексия  понимается как осознание действующим лицом того, как он воспринимается   партнёром   по   общению.   Когда   человек  анализирует   себя  и   своё поведение во взаимоотношениях с другими людьми и пытается представить, что о нём думают окружающие, он, таким образом, приходит к некоторому  познанию своего «я». Это способствует пониманию особенностей своего характера, как положительных, так и негативных. Такого рода самопознание играет существенную роль в процессе самовоспитания. Отличие  личностной рефлексии от интеллектуальной рефлексии заключается в том, что оценивание положения происходит не на базе заданных (объективных, логических, общепризнанных   и   т.п.)   оснований,   а   на   оценке   по   собственным,   часто   глубоко субъективным   критериям,  которые могут иметь  морально­нравственную,  этическую, культурологическую   природу.   Поэтому   можно   сделать   вывод,   что  процесс личностной рефлексии как одного из механизмов саморазвития личности достаточно индивидуален. В младшем школьном возрасте  личностная  рефлексия   имеет  ряд особенностей. Постепенно   у   учащихся   появляется   своя   точка   зрения   на   всё.   Конечно,   мнение окружающих влияет на самооценку младших школьников. Обычно, отвечая на вопрос, что о них думают другие, учащиеся начальных классов концентрируют своё внимание на конкретных делах, и лишь в средней школе дети начинают постигать особенности своего характера.  Оценочные представления младших школьников достаточно ситуативны, и критерии их оценок довольно относительны.  В школьные годы дети способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают. Рефлексия  как особый вид познавательной деятельности заключается  в  уточнении своих знаний в выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение. Интеллектуальная рефлексия играет важную роль в развитии младших школьников. Интеллектуальная рефлексия ­ это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности.чёткого   понятия Несмотря   на   активное   использование   этого   термина, «интеллектуальной рефлексии» не существует. Интеллектуальная рефлексия определяется как умение ребёнка оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Основой интеллектуальной рефлексии являются мыслительные операции: анализ, синтез, построение   умозаключений,   обобщений,   аналогий,   сопоставлений,   оценок, выводов.  Рефлексия,   по   мнению   некоторых   исследователей,   неразрывно  связанна   с самооценкой, воображением и развитием речи. В теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, с процессом учебная деятельность развивает у младших школьников   способность   к   рефлексии,   являющейся   одним   из   трех   компонентов теоретического   мышления   (анализ,   планирование,   рефлексия).   Г.А.   Цукерман предлагает изучать рефлексию как способность человека определять границы своего знания  и находить способы перехода этих границ.  Выходить за границы наличной ситуации   и   собственных   возможностей   ­   главная   функция   рефлексии   и обобщенная характеристика умения учиться. Механизм порождения рефлексии  определяется как процесс осознания оснований собственных действий и способности различения собственного знания и незнания. Интеллектуальная рефлексия неразрывно связанна со сферой общения. Предпосылки учебной   деятельности   складываются   на   основе   игровой   деятельности,   где громадную роль играет  воображение. Благодаря игре, ребёнок овладевает навыками общения   и   приобретает   рефлексивную   позицию   в   общении.   Поэтому   рефлексия непосредственно связанна с общением ребёнка с окружающими. Какой же может быть рефлексия на уроках в начальной школе? Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: (слайд №2) 1. рефлексия настроения и эмоционального состояния  2. рефлексия деятельности  3. рефлексия содержания учебного материала  Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Цель рефлексии –научить   ребёнка   не   просто   фиксировать   готовый   результат,   а  выстроить   свою смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Проведение  рефлексии настроения и эмоционального состояния  целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой (классом) и в конце  деятельности.   Для   этого   можно   применять   карточки   с   изображением   лиц, цветовое   изображение   настроения,   эмоционально­художественное   оформление (картина, музыкальный фрагмент). (слайд №3,4,5,6,7) Рефлексия   деятельности  дает   возможность  осмысления   способов   и   приемов работы  с   учебным   материалом,   поиска   наиболее   рациональных.   Этот   вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить   активность   каждого   на   разных   этапах   урока,   используя   например   прием«восхождение   на  пик   знаний»  (слайд   №9),«лестницы  успеха»,   «ёлочки»   (слайд №10). Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»( более подходит №11) для учеников классов)   3­4       (слайд   Рефлексия содержания учебного материала  используется для  выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения. Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… ­ Теперь я знаю…) (слайд №12) Для подведения итогов урока можно воспользоваться  упражнением «Плюс­минус­ интересно».  Это   упражнение   можно   выполнять  как   устно,   так   и   письменно,   в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.   В графу  «П» ­ «плюс»  записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы   работы,   которые   вызвали   положительные   эмоции,  либо   по   мнению   ученика могут быть ему полезны для достижения каких­то целей.   В  графу  «М «минус»  записывается  все,  что  не  понравилось  на  уроке, показалось скучным,   вызвало   неприязнь,   осталось   непонятным,   или   информация,   которая,   по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.  В графу «И» ­ «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. (слайд №13) Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока   целей,   свою   активность,   эффективность   работы   класса,   увлекательность   и полезность   выбранных   форм   работы.   Ребята   по   кругу   высказываются   одним предложением,   выбирая   начало  фразы   из   рефлексивного   экрана  на   доске(слайд №14,15):  1. сегодня я узнал…  2. было интересно…  3. было трудно…  4. я выполнял задания…  5. я понял, что…  6. теперь я могу…  7. я почувствовал, что…  8. я приобрел…  9. я научился…  10.у меня получилось …11.я смог…  12.я попробую…  13.меня удивило…  14.урок дал мне для жизни…  15.мне захотелось…    Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.  Не менее чем оценка, для мотивации учения и определения степени достижения цели, важна самооценка или рефлексия, а также взаимооценка.  Учителю   всегда   важно   знать,   комфортно   ли   чувствует   себя   ученик   на   уроке,   при изучении данной темы или вопроса.  Интерес к предмету, к изучаемой проблеме со стороны ученика – это  50% успеха урока. В конце урока можно применить и такой вариант рефлексии (слайд №16): 3 балла ­ я все очень хорошо понял, мне было интересно; 2 балла ­ мне все понятно, но материал не всегда интересен; 1 балл ­ я не все понял, но мне было интересно; 0 баллов ­ я ничего не понял и на уроке скучал. Закончить урок желательно рефлексией настроения (слайд №17,18,19) Все,   что   делается   на   уроке   по  организации   рефлексивной   деятельности   –   не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных   предприимчивости   и качеств   современной   личности: конкурентоспособности.  Процесс   рефлексии   должен   быть   многогранным.   Оценка   деятельности   должна проводиться не только самой личностью, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия   на  уроке   –   это  совместная   деятельность   учащихся   и   учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. В   начальной   школе   такое   сотрудничество   приводит   к   взаимопониманию   между учениками   и   доверию   к   учителю,   вызывает   позитивное   настроение   на   любом   этапе урока,   не   оставляет   равнодушными   никого   в   классе.   Ученики   видят   и   чувствуют заинтересованность учителя в их успешности и с удовольствием идут в школу, зная, что их мнение нужно и важно!  самостоятельности,