Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов
Оценка 4.7

Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русский язык
3 кл
08.08.2017
Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов
Описываемый материал посвящён важной проблеме совершенствования обучению младших школьников связной речи на уроках русского языка.. Изложение способствует формированию и закреплению навыков правописания и стилистики.Роль изложений в развитии речи: • приучает детей излагать текст сознательно, последовательно, правильно, содержательно; • развивает логическое мышление; • обогащает речь, активизирует словарь; • формирует умение правильно составлять предложения. В докладе представлены виды изложений и их классификация.
Роль изложений в развитии речи уч-ся нач. школы..doc
Моё  выступление     посвящено  важной  проблеме   совершенствования  обучения школьников   связной   речи,   поскольку   свободное   владение   речью   способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе и     выступает   решающим   фактором   успешного   овладения   всеми   учебными предметами.  По результатам наблюдений последних лет дети, посещающие школу,   читать стали меньше, больше времени проводят за экранами телевизоров и мониторами, речь их развита недостаточно, словарный запас ограничен. Им сложно пересказать текст, дать   развернутый   ответ   на   вопрос,   составить   небольшой   текст.   На   уроках   при написании изложений многие из них испытывают страх, переживают, что не смогут справиться с работой. Причин этого явления можно назвать много. Это дает учителю повод пересмотреть методику обучения, искать новые приемы работы по развитию связной речи учащихся на уроках русского языка. Для того, чтобы пробудить в детях жажду творчества  необходим системный подход к решению задач речевого развития младших школьников. Этим   и   определяется   актуальность     темы,   которую   я   предлагаем   вашему вниманию. Итак, какова    Роль изложений в развитии речи Изложение используется в начальных классах общеобразовательной школы как один   из   основных   видов   классной   учебной   работы   по   развитию   речи   учащихся, способствует   формированию   и   закреплению   у   них   навыков   правописания   и стилистики. Термин  изложение  охватывает ряд устных и письменных упражнений: от почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения.  приучает детей излагать текст сознательно, последовательно, правильно, содержательно;   развивает логическое мышление;  обогащает речь, активизирует словарь;  формирует умение правильно составлять предложения. Виды изложений в начальной школе и их классификация Программа   предусматривает   для  II  класса   изложение   под   руководством учителя небольшого текста (30—40 слов) по вопросам или по данному плану из 2—3 пунктов; для III  класса — изложение текста (40—60 слов) по плану, составленному коллективно,   из   3—5  пунктов;   для   IV  класса  —   подробное   и   сжатое   изложение текста из 70—90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменением формы. В  методической  литературе   встречаются   различные   термины,  обозначающие виды изложений: (их около 20)  изложение по вопросам, включающим слова для ответа,  изложение по вопросам, подсказывающим слова для ответа,  изложение по вопросам, со свободной передачей текста,  изложение на основе коллективного озаглавливания частей рассказа,  изложение с использованием картинного плана,  изложение по готовому плану,  изложение по измененному плану,  изложение по коллективно составленному плану,  изложения по самостоятельно составленному плану,  подробное изложение,  сжатое изложение,  свободное изложение,  выборочное изложение,  изложение с элементами описания,  изложение с грамматическим заданием,  сокращенное изложение,   изложение по данному началу  обучающее изложение,   контрольное изложение,    Из данного списка видно что, у авторов методических пособий нет единства в обозначении   видов   изложений.   Обобщив   опыт   учителей­методистов   можно представить классификацию изложений в виде следующей схемы:    письменные ответы на вопросы (подготовительная работа)    ответы словами,       имеющимися в  вопросе; ответы с подбором  новых слов; ответы  самостоятельно составленными  предложениями. обучающее контрольное подробное сжатое выборочное слуховое зрительное по готовому плану по коллективно  составленному плану по самостоятельно  составленному плану без замены фактов с изменением начала,  конца со вставкой эпизодов с изменением лица,  времени               по цели проведения по объему по характеру восприятия по степени самостоятельности учащихся по характеру операций учащихся                 Требования к текстам для изложений Во­первых,   содержание   текста   должно   обогащать   учащихся   знаниями   о явлениях окружающей природы и общественной жизни, расширять познавательный опыт   учащихся,   формировать   их   мировоззрение,   способствовать   эстетическому воспитанию и формированию моральных качеств.  Во­вторых, тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми   для   них   трудными   словами   и   оборотами   речи,   требующими   сложного   и длительного разъяснения.   В­третьих,  текст  для  изложения  должен  быть  несложным  по  композиции, с небольшим количеством действующих лиц  . Усовершенствованная система работы над изложением Казалось   бы   на   сегодняшний   день,   есть   определенная   методика   работы   над изложением,   тексты   для   изложений   даны   в   учебниках   и   пособиях,   но   обучение остается   на   низком   уровне,   высок   процент   детских   работ   низкого   качества, некоторые школьники и вовсе не справляются с заданием. Для облегчения работы изложение   нередко   пишется   коллективно:   всему   классу   прочитывается   текст, проводится беседа, составляется единый для всех план. Поскольку ответы учащихся на один и тот же вопрос учителя бывают практически одинаковыми, то и весь текст оказывается тоже одинаковым у всех. Нередко, особенно во  II  классе, полученный текст даже записывается на доске, а затем списывается учениками в тетради. Такое   положение   бывает   иногда   неизбежно,   но   нельзя   превращать   такое натаскивание в метод. Не должно иметь места и предварительное проговаривание текста, общего для всех, сильными учениками непосредственно перед письмом. При такой подготовке тексты оказываются близнецами, они почти дословно повторяют   текст,   составленный   коллективно.   Но   и   этот   коллективный   текст   на самом деле составляется не всем классом, а 2—3 сильными учащимися. Остальные дети остаются пассивными, а если и принимают участие в составлении текста, то их предложения часто отвергаются как недостаточно хорошие: отдается предпочтение образцам, составленным сильными. Не удивительно, что слабо развитые в речевом отношении дети нередко уклоняются от участия в коллективном составлении текста. Они предпочитают повторить текст, составленный другими, и пишут не изложение художественного образца, а пересказ пересказа. Рассмотрим   вопрос   о   том,   как     можно   усовершенствовать     сложившуюся методику   работы   над   изложением   на   каждом   этапе,   сделать   ее   эффективной, творческой для каждого ученика.  1. Постановка цели. Подготовка к восприятию текста. Грамотное   начало   ­   половина   успеха.   Перед   началом   урока   необходимо обязательно   заинтересовать   ребенка,   причем   не   только   тем,   что   через   некоторое время  он  сможет  грамотно  и  красиво   излагать   свои  мысли,  но   и  тем,  что  самое хорошее изложение, например: обязательно прочитают в классе; повесят на стенд, как образец; вручат «Почетную обложку» для тетради; прочтут на родительском собрании. 2. Чтение текста учителем. Перед чтением обязательно предупредить детей, что после прочтения будут вопросы по тексту. Кто из детей лучше и полнее на них ответит (варианты): ­   мальчики или девочки; ­   первый или второй ряд; ­   первый или второй вариант; ­   личное первенство. 3. Беседа по содержанию. Обязательно   нужно   хвалить   учеников   за   наиболее   полные   и   яркие   ответы, поощрять творческое отношение к работе.  4. Чтение текста учениками. Лучше поручить это ученику, который читает хорошо. Класс «следит глазами» за читаемым текстом. 5. Составление заголовка.  Эту работу необходимо выделить в самостоятельный этап, так как если не уделить этому моменту должного внимания, школьники дают заглавие формально, а в   названии   необходимо   отражать   не   только   тему,   но   и   главную   мысль.   Надо обязательно обсуждать и записывать все предлагаемые варианты. 6. Деление текста на части. Составление плана. Текст   делится   на   смысловые   части.  Каждая   часть   озаглавливается.   Причем пункты   плана   могут   быть   у   детей   разные.   Надо   раздать   детям   листочки   и   дать возможность каждому записать свой план, который он составил во время коллек­ тивного   обсуждения.   По   возможности   рассмотреть   предлагаемые   варианты, подсказать,   какие   пункты   удачные,   какие   не   совсем   –   главное,   чтобы   заголовок абзаца отражал его главную мысль. 7. Лексическая подготовка Это подбор синонимов, антонимов,     а так же нахождение точного значения слова. В целях экономии времени и более тщательной подготовки эту часть работы можно   перенести   на   предыдущий   урок,   а   непосредственно     перед   написанием изложения  уделить этому минимум времени.  8. Орфографическая подготовка. Обычно опорные слова, трудные слова и обороты речи выписываются на доску и   проговариваются   орфограммы.   Но   еще   необходимо   выделить   их   (размером, цветом),   обязательно   нужно   прочитать   слова   по   слогам   орфографически.   На предыдущих уроках таким словам тоже следует уделить внимание: включить в мин­ диктант, комментированное письмо, вставить пропущенные буквы. 9. Составление рассказа по плану. Обычно   текст   пересказывают   2­3   сильных   ученика.   Во   2­3   классах   лучше делать это по пунктам плана. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учеников,   дать   высказаться   слабым,   помочь   увидеть   свои   недочеты,   дать возможность   самим   исправить   недостатки,   подвести   к   хорошему   ответу.   В   3­4 классах   пересказывать   весь   текст  1­2  раза.   Уточнить,  как   иначе   можно   выразить мысль, по­другому построить ответ. 10. Повторное чтение текста. Теперь   ­   полное   внимание.  Учащимся   дается   возможность   в   последний   раз услышать (или прочитать) текст. Дети сверяют текст с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова. 11. Составление черновика. Обычно   изложение   детям   предлагают   написать   сразу   в   тетрадь.   Так   как изложения в основном носят обучающий характер, необходимо предоставить детям возможность  учиться. Именно наличие черновика обеспечивает детям уверенность при   письме:   они   могут   сосредоточить   внимание   на   содержании   своей   работы, спокойно обдумать каждое предложение и слово, не тревожась о написании трудной орфограммы.   У   школьников   появляется   возможность   соотнести   написанное   с пунктами плана, заметить пропуск важных фактов, повтор слов, скорректировать построение   предложения.   Такая   работа   способствует   развитию   умения редактировать текст: важно не только научить ребенка письменному пересказу, но и привить навыки анализа своих работ. Дети должны научиться видеть свои ошибки (как   грамматические,   так   и   речевые)   и   исправлять   их.   Учитель   может   в индивидуальном порядке указать на недочеты, так как некоторые ученики сами их не замечают, но исправить могут самостоятельно. Когда скорость письма еще низкая, тексты   для   изложений   небольшие   по   объему,   поэтому   дети   успевают   переписать работу в тетрадь. Можно обратиться к памятке для ученика (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) 12. Чистовик. Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком. 13. Самопроверка. Обязательно   нужно   приучать   детей   к   самопроверке,   не   ограничиваясь формальным   замечанием   «Написал   –   проверь!».   Ученикам   со   слабо   развитой функцией   самоконтроля   можно   дать   карточку   с   трудными   словами,   в   которых орфограммы выделены. Им нужно найти каждое слово у себя в тексте и сравнить написанное. На следующем уроке после написания изложения методика требует проведение анализа и работы над ошибками. Самый простой вид изложения – подробное, близкое к тексту изложение (по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет. Такие изложения проводятся во всех классах. Постепенно   от   письменного   пересказа   простых   по   сюжету   рассказов   дети переходят к сжатым изложениям, к изложениям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями. Большое   значение   для   развития   творческого   воображения   и   образной   речи учащихся имеет изложение с элементами описания . Дети должны ярко представить себе предмет, явление, которое надо описать.   При этом они опираются   на свой жизненный   опыт,   на   представления,   полученные   при   изучении   природоведения, истории, на сведения, полученные при чтении книг. Изложение   текста   с   изменением   лица   заставляет   учащихся   думать   над   правильно   употреблять   местоимения   взамен конструкцией   предложения, существительных и пользоваться синонимами. Наиболее   трудным   является   сжатое   изложение   текста.   Оно   требует   от учащихся умения самостоятельно выделить главную мысль рассказа, разбить рассказ на части, отбросить все несущественное в каждой части, но так, чтобы изложение было последовательным и связным, правильно отражало основное содержание рас­ сказа.   Сжатое   изложение   может   проводиться   по   текстам   научно­популярным (деловым).   не рекомендуется.   Сжатое   изложение   описаний,   особенно   художественных,   Изложения  по данному началу  можно считать переходным от изложения к сочинению. Интересное начало будет стимулировать учащихся на творческое раз­ витие   сюжета   на   основе   своего   личного   опыта   и   прочитанных   книг.   Тексты   для изложений   по   данному   началу   даются   без   заголовков,   чтобы   не   сковывать творческую инициативу ребенка. Продолжив тот или иной рассказ, ученик должен сам придумать его название в зависимости от содержания своего рассказа Пути повышения творческой активности школьников В   изложении   сталкиваются   две   на   первый   взгляд   противоположные   задачи: подражание образцу и творчество. Следует ли стремиться к наибольшему сходству детского   изложения   с   тем   образцом,   которому   школьник   подражал,   или   нужно ориентировать   детей   на   самостоятельную   и   творческую   перестройку   текста писателя? По­видимому, правильное решение задачи находится в середине, между этими крайними   позициями,   так   как   ни   дословное   повторение   образца,   ни пренебрежительное отношение к нему сами по себе не могут привести к хорошим результатам. Изложение служит как бы посредником между учеником и писателем в развитии речи первого. Развить   самостоятельность   и   творчество   учащихся,   сформировать   умения передавать   свои   мысли   и   знания   невозможно,   если   проводить   только   лишь       из­ ложения.   Нужны   условия,   чтобы   ученик   мог   выражать    свои мысли самостоятельно. К. Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания» писал: «Нет сомнения, что дети более всего учатся, подражая,  но   ошибочно   было   бы   думать,   что   из   подражания       сама     собой     вырастет самостоятельная     деятельность.   Подражание   дает   много   материала   для самостоятельной    деятельности,   но   если   бы   не   было   самостоятельной деятельности, независимой от подражания, то нечему было бы и подражать».  Такого же мнения придерживался Л. Н. Толстой: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».   Средства языка, усвоенные по образцам, т. е. подражанием, становятся инстру­ ментом   творческой   деятельности   школьника,   в   речи,   в   диалоге,   в   рассказе, письменном   сочинении   и   других   самостоятельных   формах.   Таким   образом, изложение является переходным этапом к самостоятельным сочинениям.   На основе сказанного выше, можно сделать вывод о том, что работа по развитию речи будет эффективной, если учитель систематически использует в своей практике подготовительные   упражнения,   различные   виды   изложений   в   соответствии   с Программой, оказывает индивидуальную помощь учащимся, качественно проводит работу по анализу детских работ.

Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов

Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов

Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов

Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов

Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов

Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов

Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов

Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов

Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов

Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов

Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов

Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов

Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов

Доклад на тему: Роль изложений в развитии речи обучающихся начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2017