«Дидактический материал к урокам русского языка» (работа с синонимами)
Оценка 4.7

«Дидактический материал к урокам русского языка» (работа с синонимами)

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русский язык
3 кл
06.11.2017
«Дидактический материал к урокам русского языка»  (работа с синонимами)
В статье рассматриваются основные дидактические упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе при изучении темы "Лексикология" и отдельных грамматических тем. Данные упражнения помогут учащимся понять одну из главных функций синонимов в речи : функцию замещения с целью избежания повторов. Умелое и правильное употребление синонимов делает речь более точной и выразительной.Дидактический материал
Работа с синонимами.doc
0   «Дидактический материал к урокам русского языка»  (работа с синонимами) Дмитриева Елена Ильинична, учитель начальных классов МОУ «Гимназия№17» г. Электросталь 1 «Слово ­ величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные ­ может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость».                  В пользу гипотезы: только человек, любящий родное слово, будет бережно относиться к правильному его написанию.          Организация лексической работы в начальных классах проходит в несколько  этапов: I этап. Введение самого понятия «слово». Знакомство с функцией     слов:     называть     факты, явления   окружающей действительности. При этом должна быть решена важнейшая задача: разведение в сознании детей понятий «предмет» и «слово» как его название.  II  этап. Знакомство со словом как лексической единицей. На доступном детям языке это может звучать   так;   «настоящее»   слово       всегда       что­то       обозначает.       Снова       важно,       чтобы соответствующее «открытие» ученики сделали сами. А для этого наиболее целесообразный способ обучения ­ от противного.  III этап. Введение детей в лексическую систему языка Знакомство с явлениями многозначности ­ омонимии (без их разграничения), синонимии, антонимии. Цель этой работы ­ приоткрытие перед детьми еще нескольких тайн языка, еще нескольких секретов, которые в нем заключены. Для детей это должно быть не прикрепление терминов ­ этикеток, а интересное, увлекательное, вызывающее удивление открытие особенностей языка. Важно, чтобы в процессе различных наблюдений младшие школьники   обнаружили,   что,   оказывается,   среди   слов,   накопленных   языком,   есть   слова   — близнецы, внешне похожие, но разное называющие (омонимы и многозначные слова), есть слова с похожими,   близкими   значениями,   поэтому   в   речи   они   могут   заменять   друг   друга;   есть   слова «наоборот», слова с противоположными значениями (слова ­ противники).   IV этап. Обучение младших школьников умелому использованию лексических средств.               Лексическое  богатство  языка  в  значительной  степени обеспечивается его синонимикой. В самом деле, понятие о предмете, о действии, о признаке имеет множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, чем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя. Большое количество синонимов увеличивает словарный состав языка, служит показателем его богатства.                Синонимы ­ это слова, по­разному называющие одно и то же понятие. Они служат не для подмены друг друга, а для уточнения мысли и нашего отношения к высказываемому.                Cледует приучить учащихся быть внимательным к употреблению синонимов, выбирать из ряда возможных только одно, самое точное по значению слово, подходящее к данному контексту. Изучение   синонимов   в   начальных   классах   должно   осуществляться   путем   разнообразных упражнений 2             Синонимы в речи могут замещать друг друга, и умелое использование их позволяет избежать повторения в речи одних и тех же слов и тем самым устраняет однообразие и монотонность речи, делает  высказывание   разнообразным,   точным   и выразительным.                        Анализ  синонимов ­ это работа над точностью употребления слова. Упражнения с синонимами   проводятся   не   только   на   уроках   чтения,   но   и   русского   языка   при   изучении грамматических тем, а иногда на уроках природоведения, рисования, труда.         Основные типы упражнений с синонимами, которые применяются на уроках русского языка в начальных классах. 1) Выбор и группировка слов, близких по значению. В упражнении даны слова какой­то одной части речи (предположим, глаголы). Задание состоит в том, чтобы из этого списка слов выбрать две группы   близких   по   смыслу   глаголов;   иногда   дается   1­2   лишних   (т.е.   конфликтных)   слова, например:   бежит,   глядит,   спит,   мчится,   смотрит,   несется.   В   зависимости   от   уровня подготовленности детей упражнения могут быть даны с усложнением или с упрощением. 2)   Расположение   синонимов   по   возрастанию   или   убывающей   степени   какого­либо   признака (градация синонимов). Школьникам дается группа синонимов: огромный, большущий, гигантский, колоссальный,   большой.   Дети   составляют   ряды   по   возрастанию   размеров.   С   этими   словами составляются предложения. 3)   Подбор   синонимов   к   данному   слову.   Даются   слова,   например:   смешной.   Дети   подбирают: смешной ­ забавный. Если необходимо, то составляют с каждым их них предложение,  которое помогает понять значение синонима, его оттенка. 4) Замена синонима в предложении. Цель такого упражнения состоит в выборе более точного, более удачного слова. Например: Я читал интересную книгу ­ увлекательную, захватывающую. Замена синонимов   в   предложении   обычно   практикуется   в   процессе   подготовки   к   рассказу   или письменному сочинению. 5) Выбор одного их данных близких по смыслу слов. Пример:  Небо (закрыло, заволокло) тучами. Дети обосновывают выбор синонима «лучше всего сказать». Эта работа направлена на развитие точности, образности языка детей. 6)   Творческие   диктанты   (списывание)   с   заданием:   подбирать   подходящий   по   смыслу   синоним вместо   пропущенного   в   тексте   слова.   Устно   затем   сравниваются   варианты,   выбор   слов   с обоснованием лучшего. Эти упражнения способствуют обогащению речи детей, развитию умения точно выражать свои мысли.                 7) Соединить стрелочками устаревшие слова в левой колонке с современными     синонимами     из правой     колонки очи                                             говорит чело                                            губы 3 ланиты                                       глаза уста                                             лоб перст                                          парикмахер брань                                          палец глаголет                                     битва льзя                                             видный зрачный                                     щеки брадобрей                                  можно 8) Составление  словарика синонимов:  1)дети, малыши, детвора, ребята; 2) весёлый, радостный; 3) дом, здание; 4) дорога, путь; 5) дремучий, густой, глухой;  6) забава, развлечение, потеха; 7)ласковый, нежный, приветливый; 8) метель, вьюга, буран, пурга; 9) мокрый, сырой, влажный; 10) неловкий, неуклюжий; 11) свидание, встреча; 12) старательный, прилежный, усердный; 13) спешить, торопиться; 14) холод, стужа, мороз; 15) мало, немного, кот наплакал, капля в море    При изучении темы «Безударные  гласные, проверяемые ударением» детям  предлагается  текст, в котором  есть слова ­ синонимы (дети, малыши, ребята, детвора) Зимой.                 Пришла зима. Выпало много снегу. Дети выб...жали на улицу. Малыши катаются на санках. Р…бята постарше бегают на лыжах или коньках. Вес...ло  д...творе зимой! Детям я предлагаю следующие задания:  1. Вставить пропущенные буквы. 2. Подчеркнуть в тексте слова­синонимы, близкие по смыслу. 3. Устно      ответить     на      следующие      вопросы: ­ Каким словом (из синонимов) лучше всего назвать детей, которых отдают в ясли? (Малыши.) 4 ­ Какими словами можно назвать учеников 2 и 3 классов? (Дети, ребята, детвора.) 4. Назвать словарное слово. (Дети, малыши, ребята, детвора.) Можно использовать такие упражнения: 1.    Подобрать    синонимы    к    данным    словам: Лес густой,...,... . Снег мокрый, ...,.... Ученик усердный, ........ Спешить,...,.... Ласковый, ........ 2. К данным синонимам подобрать подходящее слово. Ласковый, нежный, приветливый ....  Неловкий, неуклюжий  ...                Для того, чтобы охарактеризовать человека, недостаточно сказать, что он хороший или плохой,   необходимо   накапливать   определенный   лексический   материал   для   более   точного   и правильного выражения мысли. Например, умный — толковый, талантливый, башковитый (разг.); честный — правдивый, искренний; смелый — храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный.                   Прочитайте данные тексты (они заранее отпечатаны для каждого ученика) и выпишите прилагательные, близкие по смыслу прилагательному смелый.          «Наши отважные путешественники даже не почувствовали, как шар поднялся в воздух. — Какой храбрый малыш! — Подумать только, полетел на воздушном шаре». (Н.Носов) «Мы Вам (Незнайке) верили, — думали, что Вы па самом деле умный, честный и смелый, а Вы оказались жалким обманщиком и презренным трусишкой». «Малыши обнимали и целовали отважных путешественников, а малышки засыпали всю дорогу лепестками маргариток» (Н.Носов) Вот какой он добрый и бесстрашный маленький мой Бибигон». (К. Чуковский) Дети выписывают прилагательные — смелый, храбрый, отважный бесстрашный.      Система упражнений предполагает не только их разнообразие и постепенное усложнение, но и повторение ранее изученного. 5       Ученики начальных классов должны понять, что одной из главных функций синонимов является функция замещения (выбор самого точного слова) с целью избежать ненужной тавтологии. Задание: выбрать из скобок прилагательное, близкое по значению подчеркнутому. 1. «В тот же день воробьи переселились в рощу. Но Чик уже успел подраться с соседями — просто   так,   чтобы   показать   им,   какой   он  храбрый»,   (смелый,   мужественный,   сильный, отважный). (В. Бианки) 2.  «Река  была  очень  широкая,  (просторная,  большая,  извилистая).  Посмотрел  Муравьишка вперед   и   видит:   стоит   над   рекой   лес   высокий   до   самого   неба   (высоченный,   длинный, огромный)» (В. Бианки)                      При   подготовке   к   написанию   сочинений,   изложений   можно   использовать   «Лото» прилагательных­синонимов.             Основной задачей словарной работы в начальных классах является обогащение активного словаря детей. В этом смысле значение синонимии огромно. Синонимия в языке свидетельствует о богатстве и выразительных возможностях данного языка.           Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Упражнения над синонимами расширяют и уточняют словарь учеников, способствуют точному выражению мысли, предупреждает повторение одного и того же слова. 6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ      1. Леденева В.В. Русский язык. Лексика. ­ М.: Дрофа, 2003. 2.Ладыженская Т.А. Детская риторика в рисунках и рассказах. М., 1997. 3. Юртаев С.В. Преодоление трудностей речевой деятельности на уроках  русского языка // Начальная школа. 2013. № 7. С. 30–35. 4. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов: Для нач. классов. ­3­е изд., испр.  и доп. ­М.: Вентана­Граф, 1996.

«Дидактический материал к урокам русского языка» (работа с синонимами)

«Дидактический материал к урокам русского языка»  (работа с синонимами)

«Дидактический материал к урокам русского языка» (работа с синонимами)

«Дидактический материал к урокам русского языка»  (работа с синонимами)

«Дидактический материал к урокам русского языка» (работа с синонимами)

«Дидактический материал к урокам русского языка»  (работа с синонимами)

«Дидактический материал к урокам русского языка» (работа с синонимами)

«Дидактический материал к урокам русского языка»  (работа с синонимами)

«Дидактический материал к урокам русского языка» (работа с синонимами)

«Дидактический материал к урокам русского языка»  (работа с синонимами)

«Дидактический материал к урокам русского языка» (работа с синонимами)

«Дидактический материал к урокам русского языка»  (работа с синонимами)

«Дидактический материал к урокам русского языка» (работа с синонимами)

«Дидактический материал к урокам русского языка»  (работа с синонимами)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017