Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (3класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
23.06.2017
План - конспект урока по русскому языку на тему: " Имя прилагательное" 3 класс по образовательной системе: "Школа 2100", разработан на основе учебных материалов курса "Проектирование урока в начальной школе на основе системно - деятельностного подхода". Урок начинается с актуализации знаний и умений и постановки проблемы. Заканчивается оцениванием результата по критериям и рефлексией...
3 класс имя прилагательное как часть речи.doc
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: Часть речи – имя прилагательное
Тип урока : Урок открытия новых знаний
Цели урока: познакомить учащихся с новой частью речи, её ролью в русском языке, грамматическими признаками.
Задачи:
1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование;
формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения
анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
2. Развивать, мышление, речь, навыки контроля и самоконтроля, интереса к предмету русского языка.
3. Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в группе.
Учитель: Касьянова Светлана Николаевна
Школа: МБУ НОШ ЗАТО Звездный
Образовательная система «Школа 2100»
ХОД УРОКА
Структура урока
Деятельность учителя и учащихся
Актуализация знаний
и умений
1. Актуализация и мотивация.
Работа с картинками. Игра «Третий лишний»
Ученикам предъявляются картинки, на которых нарисованы предметы.
Назови предметы. Какой предмет лишний? Почему? Каким признаком различается лишний
предмет?
яблоко апельсин банан
(Лишний банан, так как яблоко, апельсин круглые; банан овальный. Различаются формой)
вишня смородина арбуз
(Лишний арбуз, так как вишня, смородина маленькие; арбуз большой. Различаются размером) красная книга красная тетрадь синий альбом
(Лишний альбом, так как книга и тетрадь красные, альбом синий. Различаются цветом)
мальчик девочка старик (возраст: молодые – пожилой, старый, или «девочка» (по
роду)
перо лист клена гиря (вес: легкие – тяжелая)
веселые девочки веселые мальчики грустные
_Какие слова вам помогли выделить лишний предмет?
А может ли наша речь существовать без них?
ребята (настроение: веселые грустные)
Постановка
проблемы
1. Ставит проблемный вопрос:
Прочитайте предложение.
У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.
Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?
(Это сделать трудно.)
Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.
А как вы думаете почему? (Нет признаков)
Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?
Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.(прил. 1)
Вы должны, вставить пропущенные слова.
Слова для справок у вас записаны внизу в скобках.
Прочитайте, что же у вас получилось?
А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?
А теперь поставьте к словам, которые вам помогли решить проблему, вопросы.
Какие? Острые
Какое? Тоненькое
Какие? Чуткие
Какая? Рыжая
Какой? Пушистый
К какому слову относятся, прилагаются все эти слова?
Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета) Какой частью речи они являются? (не знаем, но узнаем)
Постановка цели и
определение образа
результата
Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Имя прилагательное)
Какова цель урока? (знакво с имюприлагательным0
Для достижения этой цели какие шаги нам надо выполнить? (Задачи)
Молодцы! Вы правильно определили тему урока.
Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,
Определение
критериев оценки
результата
Как мы поймем что достигли цели?(ответы детей)
Но для достижения цели нам, как и спортсменам, нужно тренироваться. В ходе работы будем заполнять оценочную
таблицу. (В тетради, на полях, напишите предварительное колво баллов, которое планируете заработать)
За что можно получить
баллы
Умение использовать в устной
реч и при
письмеим.прилагательные
Сколько баллов можно
получить
1 балл за каждое правильое
подобранное прилагательное
Задание №1 7 баллов
Задание № 2 6 баллов
Разработка плана
достижения цели
Действия по
реализации плана
Задание №3 7 баллов
Умение применять свои
знания(решение теста)
Максимальное колво
баллов
Сегодня для достижения цели мы будем работать по следующему плану.(записывается на доске или вывешивается)
20 баллов
Ребята, приступая к работе по нашему плану, давайте вспомним: « Какую роль играют в речи имена
прилагательные?»
Упр.306. Почему все рисунки получились разные?
Вывод:
Без имени прилагательного наша речь была бы непонятной и некрасивой. Какова же роль имени прилагательного в нашей речи?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Для чего нужен сегодняшний урок?
1. Предлагает вернуться к задачам урока:
Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак
предмета, называются именами прилагательными.
Какова роль имён прилагательных в речи?
Посмотрите на экран, перед вами текст.
Прочитайте его.
Наступила весна. Наступила ранняя весна.
Тает снег. Тает последний снег.
Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.
Светит солнце. Светит ласковое солнце.
Летят птицы. Летят голосистые птицы.
О чем этот текст? (О весне)
А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.
А этот текст о чём? (О весне)
Можно ли считать эти тексты одинаковыми?
Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?
(Наличие прилагательных)
А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?
Сделаем вывод
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.
А теперь обратите внимание на вторе предложение.
Назовите прилагательное, которое там используется?
Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.
Как вы думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый, серебристый, искристый?
Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение.
Например, прилагательное серебристый. А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний
снег?
Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?
Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.
2. Организует игру:
Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь
Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса
Серый, хищный, жадный. Волк
Белый, пушистый. Снег
Круглое, сладкое, сочное. Яблоко
А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.
Работа по карточке задание № 2 (прил. 3)(Задание 1)
Широкая, глубокая …… река
Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз
Кудрявая, белоствольная …… берёза
Давайте проверим, что же у вас получилось?
Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?
(имена существительные)
3. Предлагает вернуться к задачам урока и отметить, что уже выполнили, что осталось узнать?
Чтобы ответить на вопрос – как изменяются имена прилагательные:
Прочитай слова в учебнике на стр.79 упр.312(Задание 2)
Вывод: Имя прилагательное изменяется по родам и числам.
Выпишите в тетрадь все прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся, определите их
число и род, пользуясь алгоритмом
Проверьте работу друг друга.
Фиксация результата Предлагает вернуться к цели урока и сделать вывод, всё ли узнали о имени прилагательном.
1. Какую цель ставили сегодня на уроке?
Дайте определение имени прилагательного. Проверьте себя поправилу на стр. 34 учебника!
2.Тест «Проверь себя» Задание №3 И проверку по ключу Оценивание
результата по
критериям
Рефлексия пути
достижения
результата
Кто набрал 1920 баллов? Это работа на «отлично».
1618 балловотметка «хорошо».
Кому на уроке удалось получить за работу на уроке больше баллов, чем планировалось?
У кого получилось заработать максимальное колво баллов?
У кого пока не получается определять и правильно использовать в речи прилагательные? Давайте посмотрим
причины.
Возвращает детей к поставленной цели, предлагает учащимся ответить на вопросы:
Чему мы научились на уроке:
Я научился…
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Хочу похвалить…
Сегодня на уроке вы были
Умные, внимательные, активные, красивые, добрые, воспитанные.
Какие слова я использовала, чтоб оценить вас на уроке? Как их можно назвать? Что теперь вы о них знаете? Приложение 1 Карточка № 1
Вставь подходящие по смыслу слова, чтобы стало понятно, что в тексте говорится о белочке.
У неё______________ зубки, ______________рыльце, ______________ушки,
_______________шерсть, ___________________хвост.
Слова для справок: тоненькое, острые, рыжая, чуткие, пушистый.
Приложение 2 Карточка № 2
Подбери к прилагательным подходящие имена существительные:
Широкая, глубокая …… (______________)
Зелёный, сладкий, сахарный ……. (______________)
Кудрявая, белоствольная …… (______________)
Хмурое, низкое, дождливое (__________________)
Приложение 3
Тест по теме: «Имя прилагательное».
__________________________________________________________
1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б). признак предмета;
в). действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
5.
А) утеплять;
Б) теплый;
В) тепло.
6. Род и число имени прилагательного зависит от:
А) имени существительного;
Б) глагола;
В) местоимения.
7. Выбери верное утверждение:
А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения;
Укажи имя прилагательное.
Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (3класс)
Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (3класс)
Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (3класс)
Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (3класс)
Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (3класс)
Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (3класс)
Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (3класс)
Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (3класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.