Доклад на тему «Самообразование преподавателя как объект самоуправления»
Оценка 4.8

Доклад на тему «Самообразование преподавателя как объект самоуправления»

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
английский язык
11 кл
03.05.2018
Доклад на тему «Самообразование преподавателя как объект самоуправления»
В докладе раскрыт главный смысл самообразования - это наличие мотива, равноценного наличию личностного смысла в этой деятельности; это то, что является побудительной причиной самостоятельной работы над самим собой. Мотив всегда связан с удовлетворением потребностей педагога как субъекта в своем развитии, т.е. в профессионально-личностном росте.
Самообразование преподавателя как объект самоуправления.docx
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение  «Шилкинский многопрофильный лицей» на тему «Самообразование преподавателя как объект самоуправления» (Поташник М.М., действительный член РАО, д.п.н., профессор, г. Москва) Доклад  Подготовил: преподаватель                                                                 английского языка                                                        Семёнова И.В. 2014 г. Самообразование: сущность, значение, источники, способы самоорганизации Когда речь идет о педагогах, то привычный термин «самообразование» трактуется широко, что оправданно: не только как приобретение новых знаний путем самостоятельной работы, но и как самовоспитание, и как саморазвитие, и как самосозидание, и как самооценка, и как самостроительство собственной личности и т.п. Для   того   чтобы   понять   и   оценить   значимость   этого   фактора,   представим   себе   чашки рычажных   весов.   На   одну   положим   все   организованные   кем­то  формы   методической работы,  коих   очень   много.   А   на   другую   только   одно   –  самообразовательную деятельность учителя. И каждому станет ясно, что чашки уравновесятся, а для многих самообразование перевесит. Что же это за феномен – самообразование? Найти ответ на этот вопрос поможет сформулированная еще в 70­х годах прошлого века академиком Ю.К. Бабанским идея педагогического резонанса, смысл которой применим к жизни педагога: наивысший, наибольший эффект в профессиональном росте учителя может быть достигнут в   том   случае,   когда   личные   усилия   учителя   по   своему   самообразованию   начинают совпадать с усилиями внешних организаторов методической работы. Напомним, явление механического резонанса в физике возникает только при совпадении частоты собственных колебаний  маятника   с  частотой   вынужденной  силы.   Отсюда   становится  понятным,   что сама   по   себе   самообразования   методическая   работа   никогда   не   может   достичь оптимального, то есть наивысшего возможного эффекта, даже если она и хорошо кем – то организована. Главным   в   самообразовании   является   наличие   мотива,   равноценного   наличию личностного   смысла   в   этой   деятельности;   это   то,   что   является   побудительной причиной самостоятельной работы учителя над собой, и он (мотив) всегда связан с удовлетворением потребностей педагога как субъекта в своем развитии, то есть в профессионально­личностном росте. Вот   почему   самообразование   предполагает   в   качестве   исходного   внутреннего   условия личную активность, которая внешними условиями может ослабляться или усиливаться. Именно   фактор   добровольного   участия   педагога   в   тех   или   иных   кем­то организованных   методических   мероприятиях   делает   их   частью   самообразования учителя,   а   недобровольность   (значит,   принуждение,     насилие   над   личностью) исключает эти мероприятия из числа факторов профессионального роста ввиду их абсолютной бесполезности. В связи с рассмотрением феномена «самообразование» полезно вспомнить описанное в психологии   явление   «сдвиг   мотива   на   цель»,   яркий   пример   которого   представлен   в известном романе Д.Лондона «Мартин Иден».  Молодой паренек­матрос Мартин из простых людей влюбился в девушку из высшего общества Руфь,   которая   заканчивала   университет   и   должна   была   стать   бакалавром   искусств. Одержимый любовью  (мотив), Мартин поставил себе  цель  – стать достойным ее любви, и поняв, что одними подвигами ее не завоевать, он стал менять в себе все, что касалось его личности, «начиная от чистки зубов, кончая ношением воротничка», он стал читать книги, работать   в   библиотеке   со   словарями,   приобрел   нужные   манеры,   стал   много   думать, фантазировать, писать стихи… Сдвиг мотива на цель – это то, что необходимо и характерно для всех учителей, которые осознанно или неосознанно занимаются своим самообразованием. Никогда не стоит бояться ставить перед собой только напряженные, дерзкие цели. Итак,   мотив,   сдвиг   мотива   на   цель,   рефлекс   цели,   отсутствие   боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей – главные и обязательные факторы самоорганизации своего самообразования. Если говорить об источниках самообразования, то можно сказать что в литературе какого­ либо полного их перечня нет. Источниками самообразования учителя в широком смысле этого слова является вся его жизнь: это его детство, отрочество, юность, его жизненный опыт,  прочитанные   книги,  телевидение,  общение   с  разными  людьми,  пережитое,   анализ своей профессиональной деятельности, способов разрешения конфликтных  ситуаций. И учитель сам выбирает, какие источники для него приоритетные, ­ выбирает исходя из того, что он больше любит, из имеющихся возможностей, из мотивов, цели и т.д. Необходимо остановиться на таком – провокационном – источнике, как книги с якобы «готовыми»   методическими   разработками   уроков.   Вред   тут,   как   от   употребления наркотиков: возникает устойчивая привычка к прямому заимствованию этих методичек. Для тех, кто не понимает, почему названный источник вреден, поставим два вопроса: 1. В   «готовых»   разработках   уроков,   которыми   Вы   пользуетесь,   есть   указания,   для каких учителей и для каких детей эта разработка показала высокую эффективность обучения, воспитания, развития детей? 2. Почему   в   этих   книгах   ничего   не   говорится   об   авторах:   месте   их   работы, квалификационной категории, почетных званиях? Привычка   к   прямому   заимствованию   якобы   готовых   методических   разработок   уроков опасна еще  и тем, что она парализует собственное творчество учителя даже тогда, когда педагог такой возможностью обладает. Итак, отметим: в обеспечении профессионального роста учителя ничем не заменима его самообразовательная   деятельность,   причем   главная   в   ней   часть,   САМО­.   Все   без исключения педагоги признают, что повышения квалификации в ИПК один раз в пять лет явно недостаточно, и без самостоятельной работы учитель начнет деградировать. Список литературы: 1. Научно – практический журнал для администрации школ «Управление современной  школой. Завуч». НОУ Центр «Педагогический поиск» под ред. Лизинский В.М.  Выпуск: № 2, №6, №8.

Доклад на тему «Самообразование преподавателя как объект самоуправления»

Доклад на тему «Самообразование преподавателя как объект самоуправления»

Доклад на тему «Самообразование преподавателя как объект самоуправления»

Доклад на тему «Самообразование преподавателя как объект самоуправления»

Доклад на тему «Самообразование преподавателя как объект самоуправления»

Доклад на тему «Самообразование преподавателя как объект самоуправления»

Доклад на тему «Самообразование преподавателя как объект самоуправления»

Доклад на тему «Самообразование преподавателя как объект самоуправления»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2018