Каждому из нас приходилось выступать на различных собраниях, семинарах, педсоветах, родительских собраниях. С темой, которую представляю на ваш просмотр я, можно использовать не только на родительских собраниях, но и на педсоветах и различных чтениях. Непростой вопрос затронут в этом докладе: подростковая преступность. Давайте вспомним слова Ф. М. Достоевского, который пророчески предсказывал, что дети в скором будущем « составят заговор «, чтобы создать «империю зла». Для этого заведут отношения с преступниками, станут «поджигателями, губителями поездов, убийцами своих отцов, развратниками и атеистами». Вслед за ним выдающийся русский мыслитель И. А. Ильин доказывал, что преступность - « родом из детской». Вчерашние дети, такие невинные и мечтательные. В атмосфере безнадзорности и беспризорности формируются как воры и разбойники, коррупционеры и насильники, садисты и развратники. Поэтому одним из первоначальных этапов построения си¬стемы воспитательных воздействий, имеющей целью формирование нормальных нравственных качеств личности трудного подростка, является не только создание соответствующей обстановки и подчеркнуто доброжелательного отношения взрослых, но и, как говорилось выше, включение таких подростков в целенаправленно организованные многообразные виды деятельности как дома, так и в школе.
семья и школа.doc
Давайте вспомним слова Ф. М. Достоевского, который пророчески предсказывал,
что дети в скором будущем « составят заговор «, чтобы создать «империю зла». Для этого
заведут отношения с преступниками, станут «поджигателями, губителями поездов,
убийцами своих отцов, развратниками и атеистами». Вслед за ним выдающийся русский
мыслитель И. А. Ильин доказывал, что преступность « родом из детской». Вчерашние
дети, такие невинные и мечтательные. В атмосфере безнадзорности и беспризорности
формируются как воры и разбойники, коррупционеры и насильники, садисты и
развратники.
Достоевский в романе «Подросток» высказал такую мысль: «Нужна всего лишь
тысяча подвижников, честных и преданных Родине, чтобы изменить страну к лучшему».
Идя от обратного, можно сказать и другое:» Всего лишь несколько тысяч агрессивно
настроенных людей способны разрушить этот мир». Сегодня эти несколько тысяч или даже
миллионов успешно формируются. На чердаках, в котельных, в подвальных отсеках метро,
на рынках, в колониях и следственных изоляторах идет мощнейшая физическая закалка
будущих киллеров, убийц, грабителей, руководителями преступных группировками.
Подавляющее большинство беспризорных рвется в колонию, в услужение лидерам
криминальных сообществ, мечтает создать свою братву, свою преступную команду.
В атмосфере вседозволенности, рыночного цинизма, презрения к гуманистическим
идеалам складывается небывалый ранее ни у нас, ни за рубежом тип молодого человека без
веры в завтрашний день, отрицающего семью, профессиональное мастерство как
собственный идеал трудовой деятельности, человека с фантастически развитыми
потребительскими наклонностями. Если лишь 5% из таких молодых людей реализуют себя
в разбое и поджогах, то Россия ее неработающими законами, с армией берущих взятки
чиновников взлетит на воздух.
У нынешних бандитов, участвующих в разбоях и грабежах, есть своя беспощадная
социальнооправдательная идеология. Они рассуждают примерно так: «Должна быть
восстановлена справедливость. Мы тоже хотим строить себе особняки, ездить на
иномарках, отдыхать на Гавайских островах. Образованием и честным трудом этого
никогда не достичь, поэтому избрали тот путь, который поможет нам достичь цели. У
власти должны быть сильные. Сильными не рождаются. Сильные создают себя. И лучше
всего это делается в колониях. Там мы научимся бесстрашию и беспощадности.»
Неслучайно В. А. Сухомлинский, подчеркивая причину появления трудных детей
именно в отрицательном влиянии микросреды, говорил: «Причины, в силу которых ребенок
становится трудным, неуспевающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в
воспитании, в условиях окружающих ребенка в годы раннего детства».
Термином «трудный ребенок» в сложившейся педагогической практике обозначают
подростка, требующего коррекции его личности. К трудным относятся и непослушные,
капризные, упрямые дети, проявляющие сопротивление требованиям, советам взрослых.
Выяснение реальных причин подобных отклонений, внимание к потребностям и интересам
ребенка при одновременной требовательности к нему и включении в коллективные формы
деятельности являются основным путем предупреждения и преодоления капризов,
упрямств, непослушания.
Некоторые подростки отличаются озорством,
недисциплинированностью,
грубостью. К ним особенно необходим индивидуальный подход и прежде всего
установление истоков их недисциплинированности. Работа с этими подростками
предполагает целенаправленную организацию их активности, инициативы, уважения
достоинства, прав на определенную самостоятельность.
Определенную группу составляют дети, поведение которых характеризуется
отсутствием желания и привычки к трудовому усилию ленью. Родителям и учителям
необходимо подмечать и поощрять проявляющиеся стремления, усилия такого ребенка, пробуждая в нем потребность трудиться, приучая находить радость в разнообразной
деятельности.
Выделяются и подростки, для которых наиболее характерным отрицательным
качеством является лживость. Борясь против такого недостатка, следует различать фан
тазирование и сознательное искажение истины. Ложь может быть следствием страха перед
наказанием, стремления скрыть неблаговидный поступок, желания самоутвердиться,
вызвать внимание окружающих. Типичны случаи лжи и как своеобразного понимания
подростками товарищества, средства сокрытия проступка товарища. Необходима кро
потливая работа, чтобы, вопервых, выяснить причины детской лжи, вовторых, создать
обстановку правдивости, доверия, взаимного уважения и требовательности при тактичном
показе всей неблаговидности лжи, ее взаимосвязи с трусостью, лицемерием.
Не случайно около 80 % несовершеннолетних правонарушителей, воспитывающихся
в ряде обследованных психологами школ, были ранее второгодниками. Но вместе с тем в
общем контингенте этих второгодников на путь правонарушений становится не более 4 %
детей, т. е. второгодничество вовсе не влечет за собой правонарушений.
Подросткиправонарушители, как правило, вполне способны хорошо учиться.
Именно неблагополучные взаимоотношения в семье делают положение подростков
исключительно тяжелым. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. И хулиганство,
грубость подростков возникают часто как своеобразная форма самозащиты от
посягательств на их личность со стороны родителей, не обладающих педагогическим
тактом, не считающихся с детьмишкольниками. Многие родители или не умеют (часто
этого не сознавая) правильно воспитывать детей, или не могут изза целого ряда причин
(занятость, болезнь и др.). Серьезное беспокойство вызывают и те внешне благополучные
семьи, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей, что также является
своеобразной формой ущемления самолюбия, достоинства ребенка.
Но нередко подросток, оказавшийся вне коллективов семьи и школы, находит в
своеобразном уличном микро коллективе какуюто защиту благодаря сложившимся там
отношениям ложного товарищества. Нужно ли говорить, как пагубно отражается это на
формировании его личности.
Поэтому одним из первоначальных этапов построения системы воспитательных
воздействий, имеющей целью формирование нормальных нравственных качеств личности
трудного подростка, является не только создание соответствующей обстановки и
подчеркнуто доброжелательного отношения взрослых, но и, как говорилось выше, включе
ние таких подростков в целенаправленно организованные многообразные виды
деятельности как дома, так и в школе. Подавляющее большинство трудных подростков
положительно относятся к тем видам труда, в которых можно проявить свою
самостоятельность, занять определенное место в коллективе.
Предлагаемая ниже вниманию родителей и педагогов типизация трудных
подростков опирается на разработанную в нашей психологической науке ориентировочную
классификацию подростковправонарушителей.
1. Первую группу трудных подростков характеризуют устойчивый комплекс
общественноотрицательных, аномальных, аморальных, примитивных потребностей,
система откровенно антиобщественных взглядов. У подростков этой группы
извращены представления о товариществе, смелости, весьма ослаблено чувство
стыда. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие к пере
живаниям других, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому
времяпрепровождению, иждивенчество и стяжательство являются их типичными
особенностями.
2. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями,
низменными устремлениями, стремящиеся подражать тем несовершеннолетним
правонарушителям, которые отличаются устойчивым комплексом аморальных
потребностей и откровенно антиобщественной направленностью отношений и
взглядов. Отличаясь обостренным индивидуализмом, неуживчивостью, эти под
ростки стремятся к привилегированному положению, притесняя слабых, младших.
3. Для третьей группы трудных подростков характерен конфликт между
деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами,
взглядами. Подростки этой группы осознают недостойность совершаемых ими проступков. Однако имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не стали
убеждениями, и эгоистические устремления к получению удовольствий либо неуме
ние противостоять ситуации вызывают антиобщественные поступки, приводя к
накоплению опыта аморального поведения.
4. Четвертую группу составляют подростки со слабо деформированными
потребностями.
легкая внушаемость,
легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед
волевыми товарищами.
Их характеризует безволие,
5. В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушений случайно. Они
безвольны и поддаются различным влияниям.
Ключом к перевоспитанию подростков первой группы является опора на такие
качества их личности, как энергичность, упорство в достижении поставленной цели,
стремление к престижу, первенству.
Для подростков второй группы особое значение приобретает само изменение
обстановки и стереотипных форм реагирования на нее. Подчеркнутое доверие к ним,
включение в организационнообщественную работу, обыгрывание их трудовых свершений,
вовлечение не только в исполнительскую, но и прежде всего в организаторскую деятель
ность, вырабатывающую умение и командовать, и подчиняться, обеспечивают относительно
быстрое вхождение этих подростков в систему общественно значимого труда.
Для третьей группы подростков важен ритм и напряженность трудовых дел,
вовлечение их в поисковые работы, труд «разведчиков» трудовых дел и пр. Здесь имеется
возможность проявить себя, занять значимое место в коллективе.
Вхождению в систему общественно полезной трудовой деятельности подростков
четвертой группы активно способствует пробуждение их интереса к жизни, положительных
переживаний, нахождение жизненных перспектив. Организация скользящего графика
постоянных работ, систематический контроль и регулярное подведение итогов труда,
темпы коллективной деятельности, личная ответственность перед коллективом,
включенным в соревнование, создают условия для занятия подростков этой и следующей
группы разнообразной трудовой деятельностью.
Типология трудных подростков позволяет не только эффективно использовать
методы воспитательного воздействия в целом, но и осуществлять индивидуальный подход
к каждому ребенку, находящемуся в острой, конфликтной ситуации.
Еще недавно город Егорьевск, где расположена наша школа, отличался большим
количеством известных не только у нас в России, но и за рубежом, промышленных
предприятий. Далеко за пределами Егорьевска расходилась продукция наших фабрик и
заводов. Микрорайоны росли, строились и хорошели. Сейчас многие предприятия
работают не в полную силу, бывают еще задержки по выплате зарплат, да и размеры наших
зарплат оставляют желать лучшего. И в этом мире нищеты и безработицы, как оазис в
пустыне, продолжает сеять «разумное, доброе, вечное» наша муниципальная средняя
школа №3 с углубленным изучением предметов. Наш педагогический коллектив знает
почти каждого ученика ( а у нас их более 1200 ) по имени и фамилии, его умственные,
психологические, физиологические особенности, достоинства и недостатки, состав семьи,
стиль взаимоотношений с родителями и одноклассниками, знает его увлечения.
Однако никакой учитель, каким бы талантливым он не был, не заменит отца и мать в
воспитании. Прежде всего, они могут заложить в ребенке фундамент добра, предостеречь
от зла, научить его порядочности.
В условиях динамического изменения образа жизни нашего общества, когда
утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада
семей (около 30% учащихся нашей школы живет в неполных семьях ), многие дети не
ощущают ценности семейных отношений.
Родители изза сложившихся экономических условий уделяют недостаточно
времени для общения с ребенком. Результаты анкетирования среди родителей 511 классов
одной из российских школ показали, что:
от 1 до 2 часов своему ребенку уделяет 38% родителей 56 классов от 1 до 2 часов своему ребенку уделяет 32% родителей 78 классов
от 1 до 2 часов своему ребенку уделяет 19% родителей 911 классов
от 3 до 4 часов своему ребенку уделяет 22% родителей 56 классов
от 3 до 4 часов своему ребенку уделяет 19% родителей 78 классов
от3 до 4 часов своему ребенку уделяет 14% родителей 911 классов
все свободное время ребенку уделяет 2% родителей 56 классов
все свободное время ребенку уделяет 2% родителей 78 классов
все свободное время ребенку уделяет 1% родителей 911 классов.
Да и само воспитание сводится к директивнокомандным способам общения,
снизился уровень требований, предъявляемых семьей к ребенку. Мы стремимся помочь и
родителям, и детям преодолеть имеющиеся трудности. Через использование системного
подхода в воспитании и обучении мы формируем у учащихся чувства родства и долга
перед родителями, заботы о младших и престарелых, мудрости отношений между
мужчиной и женщиной.
В рамках программы «Здоровье» в школе проводятся спортивные праздники,
выходы на природу, трудовые десанты.
С первых дней знакомства педагогов с родителями своих учеников учителя
стараются донести до взрослых мысль о том, что источником благополучия ребенка в
семье, условием его счастливого детства является любовь к нему.
У нас в школе есть «Творческие мастерские» и «Художественные мастерские», где
дети вышивают, лепят из глины, рисуют, сочиняют стихи и частушки; проводятся
конкурсы, театрализованные представления, вечера сказок, посиделки, творческие
семейные выставки.
Классные руководители, планируя работу с семьями учащихся, учитывают
социальное положение семьей, уровень образования родителей, стиль взаимоотношений
между членами семьи, личностные особенности родителей.
А сейчас я хочу предложить несколько анкет для родителей и классных
руководителей, которые помогут выявить воспитательные возможности родителей.
В заключении своего выступления мне хочется пожелать вам , дорогие родители ,
от лица всего коллектива здоровья , счастья , семейного благополучия , высоких зарплат и
чтобы ваши дети были вашей опорой и в их лице сбылись ваши мечты . Чаще говорите
своим детям слова : «Я так тебя люблю!» Чтобы в ответ услышать: «А как я тебя люблю!»
Ни одна сладкая конфета не заменит улыбку и поцелуй мамы или папы.
А на нас вы всегда можете положиться, помогайте нам, обращайтесь за помощью. А
нам очень нужна ваша помощь. В общем, мы без вас, что вы без нас.
Муниципальное общеобразовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов
Внешкольное мероприятие
«Семья и школа»
Класс час подготовила:
Исаева Наталия Владимировна
(учитель английского языка)
Егорьевск, 2013
Доклад на тему: "Семья и школа"
Доклад на тему: "Семья и школа"
Доклад на тему: "Семья и школа"
Доклад на тему: "Семья и школа"
Доклад на тему: "Семья и школа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.