Доклад на тему "Совершенствование чтения младших школьников"
Оценка 4.6

Доклад на тему "Совершенствование чтения младших школьников"

Оценка 4.6
Лекции
docx
классное руководство +1
Взрослым
19.08.2018
Доклад на тему "Совершенствование чтения младших школьников"
С этим докладом можно выступить на методическом объединении учителей начальных классов. В нем раскрывается значение чтения для ребенка, как формировать в ребенке сознательного читателя,от чего зависит читательская деятельность младших школьников и какие учебные умения и навыки нужны младшему школьнику при чтении.Доклад на МО на тему "Совершенствование чтения младших школьников"
доклад.docx
МКОУ Медяковская сош                                               Доклад на   тему:   «Совершенствование чтения младших школьников»             Подготовил: Учитель начальных классов Фрибус Н.В 2017­2018 уч. г. Значение   чтения   и   книги   как   средства   образования,  воспитания   и   развития человека   общеизвестно.   Видные   мыслители,   ученые,   писатели,   общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека. Известный библиофил и психолог Н. И. Рубакин, автор многих работ о книге, говорил, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей», и суть дела заключается в том, «что вы передумаете, читая её». Поэтому так важно с детских лет привить ребенку любовь к чтению, интерес к книге   и   показать   не   только   её   роль   в   жизни   человека,   но   и   вооружить   ребенка умением читать. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка умению пользоваться книгой. Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, ­ говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное». МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК КАК СОЗНАТЕЛЬЫЙ ЧЕТАТЕЛЬ Сформировать сознательного читателя – ребенка – совсем непростая задача, стоящая перед начальной школой. Чтобы научить ребенка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (т.е.   чтением   вслух   и   молча),   сформировать   правильный   механизм   восприятия художественного и научно – популярного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения. Сложность этой задачи состоит в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы, которые включены в чтение, активно влиять на определённые анализаторы (например, развивать слух – умение слушать своё и чужое чтение), речедвигательный аппарат (ибо слово не может быть узнано в тексте, если его буквенные начертания не вызывают слуховых и двигательных представлений). Кроме того, ребенок должен читать и говорить правильно, чётко, внятно, быстро. Само формирование восприятия читаемого – также сложный процесс: сначала формируется   восприятие   букв,   затем   слов,   сочетаний   слов   и   целого   контекста. Развитие  восприятия  связано  с расширением  поля  чтения, правильностью  чтения. Особой   заботы   требует   совершенствование   смыслового   восприятия   текста   –   от понимания его предметной стороны до глубокого проникновения в смысл текста. Разные   уровни   понимания   свидетельствуют   о   разной   читательской   подготовке   и ступени обучения чтению. При чтении ребенок должен овладеть упреждающим синтезом, или, как говорят психологи, антиципацией, т.е. предвосхищением читаемого, его связей и удержанием их в памяти (Н.И. Жинкин), видеть опорные слова, несущие смысл. Овладев   инструментами   чтения   –   его   техникой   –   и   пониманием  текста, ребенок   должен   продвинуться   с   подготовительной   на   основную   ступень читательской   деятельности,   овладеть   определёнными   знаниями,   умениями   и навыками восприятия произведений разного жанра, причем восприятия активного, выражающегося   в   отношении,   оценках,   эмоциональных   впечатлениях,   понимании смысла и подтекста. Умение читать – это особое умение. Следовательно,   процесс   становления   читателя   –   младшего   школьника   – сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течение нескольких лет; каждый этап обучения, ведущий к достижению данной цели, имеет свои параметры. Помимо познавательной, умственной деятельности большую роль играет живой социальный опыт читателя, образная и эмоциональная сфера, а от того, насколько они развиты, зависит полнота восприятия. Обычно читательская зрелость наступает у взрослого читателя. Итак,   на   первоначальных   ступенях   обучения   читательская   деятельность ребенка   зависит   от   того,   как   он   освоил   его   инструмент   –   технические   навыки, сочетаемые с элементарным пониманием читаемого текста. Эти навыки мы относим к первичным читательским навыкам, которые постепенно включаются в более сложные отношения,   сложную   читательскую   деятельность   по   восприятию,   осмыслению, воссозданию и воспроизведению текста, а затем детской и учебной книги. Таким образом, один из видов речевой деятельности – чтение – приобретает специфический   характер   читательской   деятельности,   эффективность   которой зависит от сформированности специфических умений и навыков, способов действия. Читательская деятельность включается в учебную. Оба эти вида деятельности имеют много сходных черт, сохраняя при этом свою специфику. ЧТЕНИЕ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Учебная   деятельность,   осуществляемая   школьником,   как   и   любая деятельность,   состоит   из  мотивов  (в   данном   случае   ­   учебнo­познавательных)   и системы   действий  (в   данном   случае­учебных),   в   структуру   которых   входят ориентировочные и исполнительские действия, действия корректировки и контроля и действия оценки. Аналогичную структуру имеет и читательская деятельность, как связанная с учебной   деятельностью   и   осуществляемая   в   ее   рамках,   так   и   функционирующая самостоятельно. Отсутствие   в   процессе   чтении   одного   из   этих   структурных   элементов   не позволяет   считать   такое   чтение   читательской   деятельностью.   Механическое восприятие   текста,   в   котором   отсутствует   мотивационно­ориентировачное   звено, интеллектуальная активность, четко осознаваемая задача чтения, соответствующие действия   и   операции   смысловой   обработки   текста,   самоконтроль   и   оценка,   не является   читательской   деятельностью   и   не   может   служить   целям   умственного развития школьника и развития его как читателя. При рассмотрении чтения школьников и его качественной оценке с позиций деятельностного   подхода   и   концепции   учебной   деятельности   в   центре   внимания оказываются не только учебные действия школьника, их сформированность, уровень, но и самостоятельная постановка учеником задач и целей выполняемых действий, а также   приемы   самоконтроля   и   самооценки,   саморегуляции   своего   учебного поведения. Всему этому ребенка нужно научить. Анализ   существующей   практики   обучения   чтению   в   начальной   школе свидетельствует о том, что формированию действий и операций, с помощью которых осуществляется процесс чтения, учителя уделяют мало внимания. Этот процесс не всегда   бывает   целенаправленным   и   доведенным   до   самостоятельного   овладения школьниками   тем   или   иным   действием,   особенно   слабо   формируются   умения контроля   и   оценки.   Однако   полноценное  управление  процессом   учения   всегда предполагает   отработку   школьником   каждого   компонента   учебной   деятельности, самостоятельное   осуществление   без   помощи   учителя   действий   с   учебным материалом, самоконтроль и самооценку. Формирование учебных умений школьников в процессе их обучения чтению и самой читательской деятельности рациональнее всего начинать (конечно, после того как   сформированы   элементарные   технические   умения   чтения)   с   работы   над самостоятельным контролем и оценкой учащимися своей деятельности, связанной с чтением,   так   как   именно   эти   операции   являются   психологическим   механизмом формирования   у   школьников   способов   самостоятельного   приобретения   знаний, приемов   самообразования,   учебных   умений.   Однако   формирование   этих   умений возможно   лишь   на   базе   правильно   организованной   контролирующей   и   оценочной деятельности  учителя, в результате  которой  (а  также  под  влиянием  специальных упражнений)   постепенно   происходит   становление   умений   самоконтроля   и самооценки учащихся. Говоря   о   читательской   деятельности,   следует   остановиться   на   важном   ее компоненте   ­  мотивационном,   являющемся   исходным   (при   самостоятельном чтении) или включенном в процесс принятия учеником учебной задачи "для себя" и обеспечивающем эффективность всей системы действий и операций чтения. Мотивационный   компонент   включает   в   себя   сложное   взаимодействие   и взаимовлияние мотивов­целей, познавательного интереса как мотива, а также других разнообразных мотивов (внутренних и внешних, социальных и личных, первичных и вторичных,   прямых   и   опосредованных,   естественных   и   искусственных   и   т.п.).   В результате   взаимовлияния   мотивов   формируется   читательская   деятельность   как совокупность действий и операций, складывается отношение учащихся к выполнению заданий по чтению и к чтению вообще. Познавательный   интерес  является   ведущим   мотивом­целью   учебной   и читательской   деятельности   школьников.   Вначале   ­это   просто   желание   научиться читать, испытываемое всеми детьми, затем ­ побольше узнать, найти в книге ответы на   интересующие   вопросы   и,   наконец,   удовлетворить   хоть   в   какой­то   мере ненасыщаемый   познавательный   интерес,   получить   эстетическое   удовольствие   от общения с книгой как великим чудом, вобравшим в себя весь опыт жизни человека, социальные и нравственные идеалы, образцовый язык, желания и чаяния народа, его эмоциональную сферу, культуру общества.

Доклад на тему "Совершенствование чтения младших школьников"

Доклад на тему "Совершенствование чтения младших школьников"

Доклад на тему "Совершенствование чтения младших школьников"

Доклад на тему "Совершенствование чтения младших школьников"

Доклад на тему "Совершенствование чтения младших школьников"

Доклад на тему "Совершенствование чтения младших школьников"

Доклад на тему "Совершенствование чтения младших школьников"

Доклад на тему "Совершенствование чтения младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2018