Доклад на тему "Совершенствование чтения младших школьников"

  • Лекции
  • docx
  • 19.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С этим докладом можно выступить на методическом объединении учителей начальных классов. В нем раскрывается значение чтения для ребенка, как формировать в ребенке сознательного читателя,от чего зависит читательская деятельность младших школьников и какие учебные умения и навыки нужны младшему школьнику при чтении.Доклад на МО на тему "Совершенствование чтения младших школьников"
Иконка файла материала доклад.docx
МКОУ Медяковская сош                                               Доклад на   тему:   «Совершенствование чтения младших школьников»             Подготовил: Учитель начальных классов Фрибус Н.В2017­2018 уч. г. Значение   чтения   и   книги   как   средства   образования,  воспитания   и   развития человека   общеизвестно.   Видные   мыслители,   ученые,   писатели,   общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека. Известный библиофил и психолог Н. И. Рубакин, автор многих работ о книге, говорил, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей», и суть дела заключается в том, «что вы передумаете, читая её». Поэтому так важно с детских лет привить ребенку любовь к чтению, интерес к книге   и   показать   не   только   её   роль   в   жизни   человека,   но   и   вооружить   ребенка умением читать. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка умению пользоваться книгой. Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, ­ говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное». МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК КАК СОЗНАТЕЛЬЫЙ ЧЕТАТЕЛЬ Сформировать сознательного читателя – ребенка – совсем непростая задача, стоящая перед начальной школой. Чтобы научить ребенка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (т.е.   чтением   вслух   и   молча),   сформировать   правильный   механизм   восприятия художественного и научно – популярного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения. Сложность этой задачи состоит в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы, которые включены в чтение, активно влиять на определённые анализаторы (например, развивать слух – умение слушать своё и чужое чтение), речедвигательный аппарат (ибо слово не может быть узнано в тексте, если его буквенные начертания не вызывают слуховых и двигательных представлений). Кроме того, ребенок должен читать и говорить правильно, чётко, внятно, быстро. Само формирование восприятия читаемого – также сложный процесс: сначала формируется   восприятие   букв,   затем   слов,   сочетаний   слов   и   целого   контекста. Развитие  восприятия  связано  с расширением  поля  чтения, правильностью  чтения. Особой   заботы   требует   совершенствование   смыслового   восприятия   текста   –   от понимания его предметной стороны до глубокого проникновения в смысл текста. Разные   уровни   понимания   свидетельствуют   о   разной   читательской   подготовке   и ступени обучения чтению. При чтении ребенок должен овладеть упреждающим синтезом, или, как говорят психологи, антиципацией, т.е. предвосхищением читаемого, его связей и удержанием их в памяти (Н.И. Жинкин), видеть опорные слова, несущие смысл. Овладев   инструментами   чтения   –   его   техникой   –   и   пониманием  текста, ребенок   должен   продвинуться   с   подготовительной   на   основную   ступень читательской   деятельности,   овладеть   определёнными   знаниями,   умениями   инавыками восприятия произведений разного жанра, причем восприятия активного, выражающегося   в   отношении,   оценках,   эмоциональных   впечатлениях,   понимании смысла и подтекста. Умение читать – это особое умение. Следовательно,   процесс   становления   читателя   –   младшего   школьника   – сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течение нескольких лет; каждый этап обучения, ведущий к достижению данной цели, имеет свои параметры. Помимо познавательной, умственной деятельности большую роль играет живой социальный опыт читателя, образная и эмоциональная сфера, а от того, насколько они развиты, зависит полнота восприятия. Обычно читательская зрелость наступает у взрослого читателя. Итак,   на   первоначальных   ступенях   обучения   читательская   деятельность ребенка   зависит   от   того,   как   он   освоил   его   инструмент   –   технические   навыки, сочетаемые с элементарным пониманием читаемого текста. Эти навыки мы относим к первичным читательским навыкам, которые постепенно включаются в более сложные отношения,   сложную   читательскую   деятельность   по   восприятию,   осмыслению, воссозданию и воспроизведению текста, а затем детской и учебной книги. Таким образом, один из видов речевой деятельности – чтение – приобретает специфический   характер   читательской   деятельности,   эффективность   которой зависит от сформированности специфических умений и навыков, способов действия. Читательская деятельность включается в учебную. Оба эти вида деятельности имеют много сходных черт, сохраняя при этом свою специфику. ЧТЕНИЕ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Учебная   деятельность,   осуществляемая   школьником,   как   и   любая деятельность,   состоит   из  мотивов  (в   данном   случае   ­   учебнo­познавательных)   и системы   действий  (в   данном   случае­учебных),   в   структуру   которых   входят ориентировочные и исполнительские действия, действия корректировки и контроля и действия оценки. Аналогичную структуру имеет и читательская деятельность, как связанная с учебной   деятельностью   и   осуществляемая   в   ее   рамках,   так   и   функционирующая самостоятельно. Отсутствие   в   процессе   чтении   одного   из   этих   структурных   элементов   не позволяет   считать   такое   чтение   читательской   деятельностью.   Механическое восприятие   текста,   в   котором   отсутствует   мотивационно­ориентировачное   звено, интеллектуальная активность, четко осознаваемая задача чтения, соответствующие действия   и   операции   смысловой   обработки   текста,   самоконтроль   и   оценка,   не является   читательской   деятельностью   и   не   может   служить   целям   умственного развития школьника и развития его как читателя. При рассмотрении чтения школьников и его качественной оценке с позиций деятельностного   подхода   и   концепции   учебной   деятельности   в   центре   внимания оказываются не только учебные действия школьника, их сформированность, уровень,но и самостоятельная постановка учеником задач и целей выполняемых действий, а также   приемы   самоконтроля   и   самооценки,   саморегуляции   своего   учебного поведения. Всему этому ребенка нужно научить. Анализ   существующей   практики   обучения   чтению   в   начальной   школе свидетельствует о том, что формированию действий и операций, с помощью которых осуществляется процесс чтения, учителя уделяют мало внимания. Этот процесс не всегда   бывает   целенаправленным   и   доведенным   до   самостоятельного   овладения школьниками   тем   или   иным   действием,   особенно   слабо   формируются   умения контроля   и   оценки.   Однако   полноценное  управление  процессом   учения   всегда предполагает   отработку   школьником   каждого   компонента   учебной   деятельности, самостоятельное   осуществление   без   помощи   учителя   действий   с   учебным материалом, самоконтроль и самооценку. Формирование учебных умений школьников в процессе их обучения чтению и самой читательской деятельности рациональнее всего начинать (конечно, после того как   сформированы   элементарные   технические   умения   чтения)   с   работы   над самостоятельным контролем и оценкой учащимися своей деятельности, связанной с чтением,   так   как   именно   эти   операции   являются   психологическим   механизмом формирования   у   школьников   способов   самостоятельного   приобретения   знаний, приемов   самообразования,   учебных   умений.   Однако   формирование   этих   умений возможно   лишь   на   базе   правильно   организованной   контролирующей   и   оценочной деятельности  учителя, в результате  которой  (а  также  под  влиянием  специальных упражнений)   постепенно   происходит   становление   умений   самоконтроля   и самооценки учащихся. Говоря   о   читательской   деятельности,   следует   остановиться   на   важном   ее компоненте   ­  мотивационном,   являющемся   исходным   (при   самостоятельном чтении) или включенном в процесс принятия учеником учебной задачи "для себя" и обеспечивающем эффективность всей системы действий и операций чтения. Мотивационный   компонент   включает   в   себя   сложное   взаимодействие   и взаимовлияние мотивов­целей, познавательного интереса как мотива, а также других разнообразных мотивов (внутренних и внешних, социальных и личных, первичных и вторичных,   прямых   и   опосредованных,   естественных   и   искусственных   и   т.п.).   В результате   взаимовлияния   мотивов   формируется   читательская   деятельность   как совокупность действий и операций, складывается отношение учащихся к выполнению заданий по чтению и к чтению вообще. Познавательный   интерес  является   ведущим   мотивом­целью   учебной   и читательской   деятельности   школьников.   Вначале   ­это   просто   желание   научиться читать, испытываемое всеми детьми, затем ­ побольше узнать, найти в книге ответы на   интересующие   вопросы   и,   наконец,   удовлетворить   хоть   в   какой­то   мере ненасыщаемый   познавательный   интерес,   получить   эстетическое   удовольствие   от общения с книгой как великим чудом, вобравшим в себя весь опыт жизни человека, социальные и нравственные идеалы, образцовый язык, желания и чаяния народа, его эмоциональную сферу, культуру общества.