С этим докладом можно выступить на методическом объединении учителей начальных классов. В нем раскрывается значение чтения для ребенка, как формировать в ребенке сознательного читателя,от чего зависит читательская деятельность младших школьников и какие учебные умения и навыки нужны младшему школьнику при чтении.Доклад на МО на тему "Совершенствование чтения младших школьников"
МКОУ Медяковская сош
Доклад
на тему: «Совершенствование
чтения младших школьников»
Подготовил: Учитель начальных классов Фрибус Н.В20172018 уч. г.
Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития
человека общеизвестно. Видные мыслители, ученые, писатели, общественные
деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и
умственного развития человека.
Известный библиофил и психолог Н. И. Рубакин, автор многих работ о книге,
говорил, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других
людей», и суть дела заключается в том, «что вы передумаете, читая её».
Поэтому так важно с детских лет привить ребенку любовь к чтению, интерес к
книге и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребенка
умением читать. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка умению
пользоваться книгой.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мёртвой
буквы живой смысл, говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это ещё
ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное».
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК КАК СОЗНАТЕЛЬЫЙ ЧЕТАТЕЛЬ
Сформировать сознательного читателя – ребенка – совсем непростая задача,
стоящая перед начальной школой.
Чтобы научить ребенка читать, необходимо вооружить его техникой чтения
(т.е. чтением вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятия
художественного и научно – популярного текста, детской книги, научить работать с
текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.
Сложность этой задачи состоит в том, что при обучении чтению необходимо
учитывать психические процессы, которые включены в чтение, активно влиять на
определённые анализаторы (например, развивать слух – умение слушать своё и чужое
чтение), речедвигательный аппарат (ибо слово не может быть узнано в тексте, если
его буквенные начертания не вызывают слуховых и двигательных представлений).
Кроме того, ребенок должен читать и говорить правильно, чётко, внятно, быстро.
Само формирование восприятия читаемого – также сложный процесс: сначала
формируется восприятие букв, затем слов, сочетаний слов и целого контекста.
Развитие восприятия связано с расширением поля чтения, правильностью чтения.
Особой заботы требует совершенствование смыслового восприятия текста – от
понимания его предметной стороны до глубокого проникновения в смысл текста.
Разные уровни понимания свидетельствуют о разной читательской подготовке и
ступени обучения чтению.
При чтении ребенок должен овладеть упреждающим синтезом, или, как говорят
психологи, антиципацией, т.е. предвосхищением читаемого, его связей и удержанием
их в памяти (Н.И. Жинкин), видеть опорные слова, несущие смысл.
Овладев инструментами чтения – его техникой – и пониманием текста,
ребенок должен продвинуться с подготовительной на основную ступень
читательской деятельности, овладеть определёнными знаниями, умениями инавыками восприятия произведений разного жанра, причем восприятия активного,
выражающегося в отношении, оценках, эмоциональных впечатлениях, понимании
смысла и подтекста. Умение читать – это особое умение.
Следовательно, процесс становления читателя – младшего школьника –
сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течение нескольких лет; каждый этап
обучения, ведущий к достижению данной цели, имеет свои параметры.
Помимо познавательной, умственной деятельности большую роль играет живой
социальный опыт читателя, образная и эмоциональная сфера, а от того, насколько
они развиты, зависит полнота восприятия. Обычно читательская зрелость наступает у
взрослого читателя.
Итак, на первоначальных ступенях обучения читательская деятельность
ребенка зависит от того, как он освоил его инструмент – технические навыки,
сочетаемые с элементарным пониманием читаемого текста. Эти навыки мы относим к
первичным читательским навыкам, которые постепенно включаются в более сложные
отношения, сложную читательскую деятельность по восприятию, осмыслению,
воссозданию и воспроизведению текста, а затем детской и учебной книги.
Таким образом, один из видов речевой деятельности – чтение – приобретает
специфический характер читательской деятельности, эффективность которой
зависит от сформированности специфических умений и навыков, способов действия.
Читательская деятельность включается в учебную. Оба эти вида деятельности
имеют много сходных черт, сохраняя при этом свою специфику.
ЧТЕНИЕ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебная деятельность, осуществляемая школьником, как и любая
деятельность, состоит из мотивов (в данном случае учебнoпознавательных) и
системы действий (в данном случаеучебных), в структуру которых входят
ориентировочные и исполнительские действия, действия корректировки и контроля
и действия оценки.
Аналогичную структуру имеет и читательская деятельность, как связанная с
учебной деятельностью и осуществляемая в ее рамках, так и функционирующая
самостоятельно.
Отсутствие в процессе чтении одного из этих структурных элементов не
позволяет считать такое чтение читательской деятельностью. Механическое
восприятие текста, в котором отсутствует мотивационноориентировачное звено,
интеллектуальная активность, четко осознаваемая задача чтения, соответствующие
действия и операции смысловой обработки текста, самоконтроль и оценка, не
является читательской деятельностью и не может служить целям умственного
развития школьника и развития его как читателя.
При рассмотрении чтения школьников и его качественной оценке с позиций
деятельностного подхода и концепции учебной деятельности в центре внимания
оказываются не только учебные действия школьника, их сформированность, уровень,но и самостоятельная постановка учеником задач и целей выполняемых действий, а
также приемы самоконтроля и самооценки, саморегуляции своего учебного
поведения. Всему этому ребенка нужно научить.
Анализ существующей практики обучения чтению в начальной школе
свидетельствует о том, что формированию действий и операций, с помощью которых
осуществляется процесс чтения, учителя уделяют мало внимания. Этот процесс не
всегда бывает целенаправленным и доведенным до самостоятельного овладения
школьниками тем или иным действием, особенно слабо формируются умения
контроля и оценки. Однако полноценное управление процессом учения всегда
предполагает отработку школьником каждого компонента учебной деятельности,
самостоятельное осуществление без помощи учителя действий с учебным
материалом, самоконтроль и самооценку.
Формирование учебных умений школьников в процессе их обучения чтению и
самой читательской деятельности рациональнее всего начинать (конечно, после того
как сформированы элементарные технические умения чтения) с работы над
самостоятельным контролем и оценкой учащимися своей деятельности, связанной с
чтением, так как именно эти операции являются психологическим механизмом
формирования у школьников способов самостоятельного приобретения знаний,
приемов самообразования, учебных умений. Однако формирование этих умений
возможно лишь на базе правильно организованной контролирующей и оценочной
деятельности учителя, в результате которой (а также под влиянием специальных
упражнений) постепенно происходит становление умений самоконтроля и
самооценки учащихся.
Говоря о читательской деятельности, следует остановиться на важном ее
компоненте мотивационном, являющемся исходным (при самостоятельном
чтении) или включенном в процесс принятия учеником учебной задачи "для себя" и
обеспечивающем эффективность всей системы действий и операций чтения.
Мотивационный компонент включает в себя сложное взаимодействие и
взаимовлияние мотивовцелей, познавательного интереса как мотива, а также других
разнообразных мотивов (внутренних и внешних, социальных и личных, первичных и
вторичных, прямых и опосредованных, естественных и искусственных и т.п.). В
результате взаимовлияния мотивов формируется читательская деятельность как
совокупность действий и операций, складывается отношение учащихся к выполнению
заданий по чтению и к чтению вообще.
Познавательный интерес является ведущим мотивомцелью учебной и
читательской деятельности школьников. Вначале это просто желание научиться
читать, испытываемое всеми детьми, затем побольше узнать, найти в книге ответы
на интересующие вопросы и, наконец, удовлетворить хоть в какойто мере
ненасыщаемый познавательный интерес, получить эстетическое удовольствие от
общения с книгой как великим чудом, вобравшим в себя весь опыт жизни человека,
социальные и нравственные идеалы, образцовый язык, желания и чаяния народа, его
эмоциональную сферу, культуру общества.