Доклад на тему: «Совершенствование познавательных способностей учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий и наглядности при обучении английскому языку».
Оценка 4.9

Доклад на тему: «Совершенствование познавательных способностей учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий и наглядности при обучении английскому языку».

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
английский язык
7 кл
06.01.2017
Доклад на тему: «Совершенствование познавательных способностей учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий  и наглядности  при обучении английскому языку».
В докладе по теме: «Совершенствование познавательных способностей учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий и наглядности при обучении английскому языку» представлен опыт использования ИКТ при обучении английскому языку, отмечены основные цели применения ИКТ на уроках английского языка, формы работы с компьютерными обучающими программами.
Доклад Кочергина И.Г..doc

 

 

Доклад.

 

Тема: «Совершенствование познавательных способностей учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий  и наглядности  при обучении английскому языку».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Подготовила: Кочергина И.Г., учитель

                            иностранного языка МКОУ СОШ №17

р.п. Юрты.

 

   В настоящее время идет активный процесс информатизации образования,  который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных тех­нологий, а также использование всех средств коммуникаций, способствующих формированию интеллектуально развитой творческой личности, хорошо ориентирующейся в информаци­онном пространстве, готовой к саморазвитию и применению этих знаний в будущей про­фессиональной деятельности.

   Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно-коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.

Современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении.

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:

·               повышение мотивации к изучению языка;

·               развитие речевой компетенции;

·               увеличение объема лингвистических знаний;

·               расширение знаний о стране изучаемого языка;

·               развитие способности к самостоятельному изучению ИЯ.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

  1. изучение лексики;
  2. отработку произношения;
  3. обучение диалогической и монологической речи;
  4. обучение письму;
  5. отработку грамматических явлений.

На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения,  совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.  Мир новейших информационных технологий занимает всё большее место в нашей жизни. Использование их на уроках и\я повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.

Информационно-коммуникационные технологии способствует усилению учебной мотивации изучения ИЯ и совершенствованию знаний учащихся. ИКТ направлены на интенсификацию процесса обучения, на совершенствование форм и методов организации учебного процесса.

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

Процесс информатизации образования  приводит не только к изменению организационных форм и методов обучения, но и к возникновению новых.

В связи с развитием процесса информатизации  образования изменяется объем и содержание учебного материала, происходит переструктурирование  программ учебных предметов.

Параллельно этим процессам происходит внедрение инновационных подходов к проблеме уровня знаний учащихся, основанных на разработке и использовании комплекса компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня усвоения.

В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку в школе. В частности стали интенсивно внедряться в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ. Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку.

Политика государства в последнее время направлена на то, чтобы внедрить информационные технологии в школы. 

Компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

Компьютер берёт на себя львиную долю рутинной работы преподавателя, высвобождая ему время для творческой деятельности.

Компьютер максимально приближает процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.

Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время, в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

Ещё одно достоинство компьютера – способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий.), преподаватель судит о степени и качестве  сформированности  знаний у учащихся.

Компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли.) не позволяют многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Учащиеся могут использовать компьютер, как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка.

В своей работе я использую проектное обучение. Проект-это 6 «П»: ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ – ПОРТФОЛИО. Проектная деятельность немыслима без использования информационных технологий. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Компьютеры применяются учениками при выполнении проектов разных видов: информационных, игровых, исследовательских, творческих. Для подготовки проектов используются  также возможности Интернета. Радость познания - вот что даёт использование компьютера на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведёт к развитию инициативной речи.

Однако, сказав о достоинствах компьютеров, есть и некоторые недостатки.  В условиях компьютеризации существенно меняются условия взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся друг с другом.

Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего на ученика.

Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию.

Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи и т.д.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

  1. электронную почту;
  2. телеконференции;
  3. видеоконференции;
  4. возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички;
  5. доступ к информационным ресурсам:
  6. справочные каталоги;
  7. поисковые системы;
  8. разговор в сети.

Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке английского языка.

Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процессе  урока. На факультативных занятиях  учащимся очень нравится разговор в сети Интернет с носителями английского языка.

Достичь коммуникативной направленности при обучении иностранным языкам с помощью компьютера можно в режиме текстового редактора.  Word - одна из самых совершенных программ в классе текстовых процессоров, который предусматривает выполнение сотен операций. С его помощью можно легко совершать коммуникативно важные действия над текстом. Текстовый процессор может использоваться как инструмент для создания тренировочных упражнений, как инструмент для стимулирования деятельности учащихся по созданию текстов на изучаемом языке.

Примеры заданий:

- напечатайте текст, внесите в него изменения;

- сократите текст, оставив в нём самую важную информацию;

- найдите, выделите в тексте ответы на следующие вопросы;

-  поделите текст на смысловые части;

- восстановите правильный порядок следования предложений;

- в тексте нет знаков препинания, заглавных букв, пробелов между словами. Восстановите его;

- найдите и выделите пассивные конструкции (жирным шрифтом, курсивом);

Также учащиеся создают коммуникативно важные тексты: поздравительные открытки, анкеты, биографии, рефераты, проекты.

Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают  реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

В разделе "Грамматика" программы "Профессор Хиггинс" имеется два раздела теоретический и практический. Проверяя знания учащегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает. Этот учебник оказывает большую помощь в проведении фонетической зарядки. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух  и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию, при этом, в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы. В этом учебнике представлено большое количество тренировочных грамматических упражнений. При работе на компьютере каждый ученик изучает вопрос и обдумывает ответ столько времени, сколько ему необходимо.

Также снимается вопрос о субъективности оценивания. Увлечённые компьютером учащиеся быстро адаптировались к средствам новых информационных технологий и с желанием участвовали в создании учебных программ, презентаций, проектов. Для таких учащихся роль преподавателя заключалась в организации рабочего материала и поддержании у них постоянного стремления к своему интеллектуальному развитию. В процессе работы учащиеся не только отрабатывали основные пользовательские навыки, но и развивали умения самостоятельной работы. Такие занятия более продуктивны, более интересны и современны. Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование ИКТ в образовательном и самообразовательном процессе. Компьютер постепенно становится инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребёнка. Интересны следующие электронные учебники: «Английский язык без акцента», «ENGLISH  PLATINUM» и другие. Разнообразие тем и видов деятельности, красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий помогают эффективно развивать различные коммуникативные умения учащихся. При обучении аудированию каждый учащийся получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на а\я в микрофон. При обучении письму ученик имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения. Игры яркие, красочные, занимательные, имеют звуковое и музыкальное сопровождение. Учащимся очень нравится этот вид работы. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет свои умения и способности. Азарт соревнования заставляет добиваться лучших результатов. Всем известно об обучающих возможностях игр. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность игр в процессе обучения. Игры направлены на достижение положительного результата, что способствует повышению качества обученности. Они помогают отрабатывать, закреплять, активизировать грамматический материал в коммуникативном контексте и таблицах. Детям очень нравится выполнять подобные задания. У учащихся появляется активный интерес к изучению языка, они уверенно овладевают знаниями.

Новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе  способствует формированию положительной мотивации. Преимущество использования компьютера заключается в том, что он позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей. Знакомство с новыми ИКТ поражает своими возможностями, которые открываются для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъёму на качественно новый уровень.

Я сейчас не могу представить свою работу без использования компьютера. Он необходим при составлении календарно-тематического планирования, рабочих программ по предмету, подготовке к урокам, печатании раздаточного материала к урокам (карточек, таблиц, схем, тестов), наглядного материала к урокам, оформлению проектов и т.д. Веду мониторинг учебного процесса, фиксирую результативность учащихся по предмету, итоги входного и выходного тестирования.  Презентация помогает проиллюстрировать любое выступление. Презентация- это новое дидактическое средство для организации учебного процесса. Таким образом, можно выделить несколько основных форм использования компьютерных презентаций на учебных занятиях:- КП для иллюстрации и демонстрации учебного материала, - КП для самостоятельной работы учащихся, - КП для контроля знаний. ИКТ нацелены на – развитие интереса, мотивации, - активность субъекта учения, - интерактивность, - увеличение самостоятельности школьников, - развитие  креативности, - самореализацию и социализацию учащихся, - предотвращение их перегрузки.

Одним  из  очевидных  достоинств  урока английского языка с использованием мультимедиа презентации  является  наглядность. Использование наглядности тем  более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем,  репродукций, иллюстраций. В таком  случае проектор  может  оказать  неоценимую  помощь.

Практика  показывает,  что,  благодаря мультимедийному  сопровождению  занятий,  учитель  экономит  до  30%  учебного  времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске,  не  стоит  беспокоиться  о  том,  какого  качества  мел,  понятно  ли  все  написанное. Экономя  время,  учитель  может  увеличить  плотность  урока,  обогатить  его  новым содержанием.  При  объяснении  нового  материала  на  уроке  учитель  может  использовать предметные  коллекции  (иллюстрации,  фотографии,  портреты,  репродукции  картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом  существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

Практическая направленность использования ИКТ на уроках английского языка очевидна, однако надо помнить, что любой компьютер сегодня всего лишь информационное средство и способ повышения эффективности интеллектуальной человеческой деятельности, передача информации сама по себе ещё не обеспечивает передачи знаний, куль­туры. Компьютер, как и другие информационные носители, выполняет вспомогательные функции предоставления учебной информации, которая поможет учащемуся и учителю достичь запланированных целей обучения, а сотрудничество человека и компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.

Можно с уверенностью сказать, что правильное использование ИКТ в обучении ИЯ способствует качественному становлению межкультурной коммуникативной компетенции у учащихся.

И в одном я убеждена - лишь творчески работающий учитель может воспитать творчески работающего ученика. Это моё педагогическое кредо!

Из опыта работы с информационно-коммуникационными технологиями я могу сказать, что они, несомненно, способствуют повышению у детей мотивации к изучению английского языка и  формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.


Доклад. Тема: «Совершенствование познавательных способностей учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий и наглядности при обучении английскому языку»

Доклад. Тема: «Совершенствование познавательных способностей учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий и наглядности при обучении английскому языку»

В настоящее время идет активный процесс информатизации образования, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных тех­нологий, а также использование всех средств коммуникаций, способствующих формированию…

В настоящее время идет активный процесс информатизации образования, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных тех­нологий, а также использование всех средств коммуникаций, способствующих формированию…

Параллельно этим процессам происходит внедрение инновационных подходов к проблеме уровня знаний учащихся, основанных на разработке и использовании комплекса компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки…

Параллельно этим процессам происходит внедрение инновационных подходов к проблеме уровня знаний учащихся, основанных на разработке и использовании комплекса компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки…

Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка

Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка

На факультативных занятиях учащимся очень нравится разговор в сети

На факультативных занятиях учащимся очень нравится разговор в сети

Такие занятия более продуктивны, более интересны и современны

Такие занятия более продуктивны, более интересны и современны

При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами

При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017