МКОУ «Лозовская СОШ»
Доклад подготовила учитель начальных классов: Пахомова В.В.
ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»
1. Смысловое значения термина «портфолио».
Чтобы узнать глубину и значимость сущностного значения «портфолио» как педагогической технологии необходимо понять:
– Что такое «Портфолио»?
– Для чего и зачем создавать «Портфолио»?
– В чем заключается важность и значимость «Портфолио» как технологии, образующей целостную систему оценки качества образования в учебном заведении?
Наряду с этим также важно понять, что есть технология «Портфолио» – банк достижений или технология формирования системы этого банка?
Этимология понятия «портфолио» имеет свою давнюю историю и разностороннюю направленность. Оно появилось в Западной Европе еще в ХV-XVI вв. Архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
В настоящее время термин «портфолио» достаточно часто применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Если рассматривать его шире, то можно заметить, что оно имеет в целом обозначение всех представленных достижений фирмы.
У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями.
В повседневной жизни «портфолио» представляют как:
· визитную карточку (совокупность сведений о человеке, конкретной организации, учреждении);
· досье (собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях и услугах);
· портфель учебных и профессиональных достижений человека.
Таким образом, процесс постижения смыслового значения термина «портфолио» позволил увидеть множество различных направлений, трактовок и характеристик, но общепринятого варианта данного понятия пока не установлено.
2. Педагогическая идея создания и использования портфолио.
Идея создания и использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. Далее, после Америки и Канады данная идея становится все более популярной в Европе и Японии. Уже в начале ХХI века идея портфолио получает широкое распространение и реальное практическое применение в России. Еще совсем недавно в российском образовании портфолио принято было рассматривать как продукт деятельности выпускника «на выходе» конкретной образовательной ступени, а также степень готовности педагога к профессиональной деятельности, представленной в «портфеле» («папке специалиста»).
В педагогической литературе отечественными учеными также представлены различные подходы к определению данного понятия. Согласно позиции Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С. Прутченковой термин «портфолио» трактуется как «учебный портфель», что определяет целенаправленное собрание работ обучающихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом.
Таким образом «портфолио» – есть отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения обучающегося в определенный период его обучения при определенных условиях.
Современное российское образование трактует данный термин как «папку индивидуальных достижений обучающегося или педагога».
Педагогическая идея портфолио предполагает:
· смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
· интеграцию количественной и качественной оценок;
· доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
3. Образовательная технология «Портфолио» и возможность ее применения в обучении.
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения.
Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ, это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.
Конечная цель учебного портфолио – доказательство прогресса обучения результатами учебной деятельности.
Именно технологический подход позволяет рассматривать «Портфолио» как педагогическую технологию.
Технология «Портфолио» способствует решению педагогических задач:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся.
2. Формировать у обучающихся умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
3. Поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения.
4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку.
5. Содействовать персонализации образования.
6. Определять количественные и качественные индивидуальные достижения.
7. Максимально развивать познавательные и креативные способности обучающихся, реализовывать их творческие способности и познавательные интересы.
8. Создавать предпосылки и возможности для успешной социализации обучающихся.
Технология «Портфолио» организация педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, а также организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой (Стефановская Т.А.).
Технология «Портфолио» есть «система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам» (Г.К. Селевко).
Технология «Портфолио» это целенаправленный продукт и коллекция работ обучающихся, демонстрирующая их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности
(Мейер Д.).
Технология «Портфолио» - система конкретных выдающихся результатов обучающегося, выпускника студента, педагога, которые были получены в совокупности последовательных действий взаимосвязи данных субъектов с целью получения образования, развития и формирования личности каждого из них.
Кардинальные смещения акцентов в критериях качества образования привели к тому, что количественные показатели знаний приобретают компетентностную направленность. В этом случае возникает необходимость создания специальной образовательной среды, в которой появится возможность мотивировать субъектов на овладение соответствующими компетенциями, а также создания условий для деятельности, способствующей формированию и развитию этих компетенций.
Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать технологию «Портфолио», с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования.
В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат.
С помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучающегося и педагога как современного человека XXI века (Дутко Н.П.).
Наиболее значимые и востребованные компетенции:
· информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
· коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
· самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
· самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).
4. Технология «Портфолио», как ведущий показатель целостной системы оценки качества образования.
В связи с потребностью в объективном оценивании реальных достижений обучающихся в определенных предметных областях и их способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию технологию «Портфолио» необходимо рассматривать как глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате креативной созидательной деятельности субъекта образования.
Учебное портфолио представляет не только форму, но и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучающегося, что необходимо для всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности конкретного обучающегося и дальнейшей коррекции процесса обучения в целом.
Результатом представления портфолио, как правило, является итоговая оценка. Она определяется суммой баллов по всем представленным разделам.
В практике оценивания портфолио, как продукта деятельности выпускников, имеется достаточно большой опыт, представленный на всех ступенях образования (школа, профессиональное училище, вуз и др.). Это показатель успешных достижений выпускника в процессе конкретного временного периода, фиксирование и накопление им индивидуальных достижений собственного прогресса. Такой подход позволяет говорить о некоторой уже сложившейся системе, которая должна иметь преемственные связи на всех ступенях обучения.
В связи с этим, следует отметить, что достаточно важно и целесообразно начинать работу с портфолио еще в школе. Именно там начинает формироваться первый опыт обучающегося по созданию своего «шедевра успеха» как части личностной траектории развития выпускника и будущей карьеры начинающего специалиста. Представление им своих результатов с помощью портфолио позволяет проанализировать не только процесс, но и результат конкретной образовательной деятельности, проделанной в конкретные временные сроки, оценить степень сформированности его личностных качеств. При этом понятно, что на каждом из этапов должны стоять свои задачи, максимально способствующие повышению качества образования в целом, а значит и продукта – конкурентоспособного специалиста.
5. Классификация портфолио: обязательные элементы, виды, типы портфолио.
Некоторый практический опыт показывает, что сегодня существует достаточно много взглядов и подходов к созданию портфолио как ведущего показателя и главной оценки системы качества образования. В связи с этим для расширения диапазона возможностей эффективного использования технологии «Портфолио» опытные педагоги охотно дают рекомендации не только по его содержанию, но и по структуре оформления, представлению защиты и др..
Для любой технологии и технологии «Портфолио» в том числе характерны наличие и взаимосвязь ведущих компонентов:
· целевой,
· содержательный,
· организационный,
· экспертно-оценочный,
которые и образуют целостную систему.
Следовательно, рассматривать ее необходимо комплексно в тесной взаимосвязи с каждым из указанных компонентов. Вместе с тем важно учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, поскольку соотношение цели и результата способны констатировать реальную картину в целостной системе оценки качества образования учащегося, педагога, а также всего образовательного учреждения.
Все разнообразие видов портфолио определяется разными факторами, обусловливающими целесообразность его создания:
· цель формирования самого портфолио;
· возрастная категория исполнителей участников, которой предстоит его создать;
· тип и вид учебного заведения, которое представляет свой продукт предметного и/или профессионального образования обществу;
и целью его использования.
Одним из важных моментов успешной работы по созданию портфолио необходима разработка индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации.
По целям она может быть: стратегической и/или тактической.
Во временном отношении - краткосрочной и долгосрочной и т.д.
Типы и виды портфолио:
- по ведущим субъектам образования: портфолио обучающегося, педагога, семьи;
- по видам деятельности каждого субъекта:
· портфолио обучающегося с конкретной профильной направленностью;
· портфолио учителя-предметника с конкретной предметной направленностью;
· портфолио классного руководителя;
· портфолио педагога дополнительного образования;
· портфолио педагога-организатора;
· портфолио социального педагога;
· портфолио-методист,
· портфолио-исследователь,
· портфолио по работе с одаренными детьми.
- в зависимости от конкретных целей обучения:
· портфолио документов;
· портфолио достижений;
· рефлексивный портфолио;
· комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели (проблемно-исследовательское, портфолио-антология, презентация.)
После определения цели решаются вопросы основных и специфических компонентов портфолио, процесса его оценки, внешнего оформления и обсуждения.
Структура портфолио должна быть логичной, содержательной, целесообразной, состоять из нескольких разделов, оставаться разнообразной и легкой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста.
Ведущие структурные компоненты, образующие технологию портфолио: целевой, содержательный, организационный, экспертно-оценочный.
Портфолио должен включать три обязательных элемента:
1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели,
предназначения и краткого описания данного документа.
2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов
3. Самоанализ и прогноз или план на будущее,
для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: педагогами, родителями, другими обучающимися, администрацией и др.
Варианты использования портфолио могут быть самыми различными и широкими по назначению:
· инструмент для обсуждения результатов обучения и личностного развития обучающегося среди других обучающихся, родителей, педагогов;
· подготовка и обоснование целеполагания будущего профиля, выбранного обучающимся;
· документ, индивидуальная карта обучающегося, в которых отражено его развитие, система отношений и результаты самовыражения;
· показатель собственных изменений, представленных в различных формах рефлексивного анализа;
· сравнительная характеристика по установлению связи предыдущих и новых знаний.
2.6. Примерные продукты деятельности обучающегося и педагога.
В учебные портфолио могут быть включены различные категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности:
· работы обучающегося (классные самостоятельные и домашние работы);
· оригинальные решения или выполнение сложных занимательных учебных заданий по конкретной теме (по выбору обучающегося);
· выполнение заданий самостоятельно сверх учебной программы;
· рефераты различной направленности и сложности;
· наглядные пособия, изготовленные по конкретной тематике;
· краткие эссе или резюме о прочитанных книгах по данной педагогом теме;
· дневник личностного роста обучающегося;
· задания, составленные самим обучающимся по конкретной теме;
· фотографии, представленные по направления деятельности;
· описание проведенных мини экспериментов и лабораторных работ;
· аудио и видеоматериалы с выступлениями обучающегося;
· работы, имеющие интегративные связи со смежными дисциплинами;
· дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по конкретным
предметам.
В профессиональные портфолио могут быть включены категории и наименования продуктов педагогической деятельности:
· индивидуально-творческие работы педагога;
· эвристические задания для классных и домашних самостоятельных работ
учащихся;
· методические рекомендации для решения (выполнения) сложных
занимательных заданий по конкретной теме, предлагаемой обучающимся;
· подбор и разработка заданий для самостоятельной работы обучающихся сверх учебной программы;
· примерная тематика реферативных работ по различной направленности и
сложности;
· разработанные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по конкретной
тематике;
· дневник личностного профессионального роста педагога;
· фотографии, представленные по направлениям деятельности;
· описание проведенных мини экспериментов и лабораторных работ с
обучающимися;
· аудио и видеоматериалы с выступлениями педагога на различных уровнях;
· дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по конкретным
предметам;
· мониторинг оценки качества образования по конкретной учебной дисциплине;
· пакет диагностических процедур для отслеживания результатов личностного роста обучающегося и самого педагога.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внедрение технологии «Портфолио» в учебном заведении требует большой и систематической работы по повышению квалификации и профессионального роста личности педагога, его компетентности в вопросах образования. Необходимость ее внедрения очевидна, поскольку требует у педагогов готовности понять и принять эту технологию как очередную инновацию, с помощью которой появится возможность для раннего формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
Кардинально меняющиеся условия современного рынка труда вносят существенные коррективы по отношению к человеку к его профессионально-квалификационным характеристикам и выдвигают все новые и более жесткие требования к продукту его профессионального труда. В связи с этим основными морально-психологическими качествами работника становятся инициативность, самостоятельность, креативность, способность сотрудничать и взаимодействовать с другими субъектами общества, высокая мотивация к карьерному росту, повышению квалификации и профессиональному переобучению. Именно эти качества позволяют человеку быть мобильным и конкурентоспособным, а технология «Портфолио» как эффективный инструмент и ведущий показатель системы оценки качества образования позволяет наглядно представить целостную картину о степени сформированности личности как успешного, компетентного и делового человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.