Доклад на тему "Теоретические основы образования осужденных к лишению свободы"
Оценка 4.9

Доклад на тему "Теоретические основы образования осужденных к лишению свободы"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Взрослым
18.01.2018
Доклад на тему "Теоретические основы образования осужденных к лишению свободы"
Материал посвящен особенностям преподавания в вечерней (сменной) школе для осужденных к лишению свободы. Представлена законодательная база обучения осужденных, созданные условия для реализации права на получение образования в Республике Башкортостан, рассмотрены основные принципы обучения и индивидуально - личностные особенности обучающихся. Доклад был представлен на методическом совете школы.Материал посвящен особенностям преподавания в вечерней (сменной) школе для осужденных к лишению свободы. Представлена законодательная база обучения осужденных, созданные условия для реализации права на получение образования в Республике Башкортостан, рассмотрены основные принципы обучения и индивидуально - личностные особенности обучающихся. Доклад был представлен на методическом совете школы.
Образование осужденных 14.12.17.docx
Теоретические основы образовательного процесса в пенитенциарных учреждениях. Любое общество как система существует благодаря соблюдению принятых норм, ценностей и правил поведения всеми его членами. Но само это умение не   закладывается   у   человека   при   рождении,   а   формируется   в   процессе социализации,   усвоения   и   воспроизводства   социального   опыта,   который продолжается всю жизнь и должен носить организованный характер. Целенаправленно   организованный   процесс   управления   социализацией   и называется образованием. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Образование в исправительных учреждениях направлено не только на  социализацию осужденных, а так же на их ресоциализацию. Ресоциализация –  это повторная социализация, в ходе которой меняются установки, цели,  нормы и ценности человека.  Как показывают исследования, уровень образования осужденных ниже,  чем у законопослушных граждан того же возраста. Низкий уровень  образования не позволяет осужденным реализовать себя в обществе в полной  мере. Особенно характерно для правонарушителей то, что они редко  связывают повышение уровня образования с перспективой своего развития,  возможностью реализовать свои жизненные планы на свободе. Цели деятельности преступников не соответствуют общественным, а  мотивы поведения отражают негативные установки, связанные с  удовлетворением потребностей путем совершения правонарушений, что  направляет развитие их творческого потенциала в основном на поиск  эффективных способов совершения преступлений.  В «Концепции развития уголовно­исполнительной системы (УИС) до 2020 года»   ставится   задача   усиления   психолого­педагогической   работы   с осужденными   «в   направлении   обеспечения   ресоциализации   осужденных, освоения   ими   основных   социальных   функций   как   необходимого   условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения». С  целью  создания  единого   образовательного   пространства   по   обучению лиц,   отбывающих   наказание   в   исправительно   –   трудовых   учреждениях   по согласованию   с   Главным   управлением   Федеральной   службы   исполнения наказаний   по   Республике   Башкортостан   Постановлением   Правительства Республики   Башкортостан   от   04.12.2009   г.   №   445   было   создано государственное   бюджетное   общеобразовательное   учреждение   вечерняя (сменная) общеобразовательная школа. Приказом Министерства образования Республики   Башкортостан   №   295   от   15.06.2010   г.   были   утверждены следующие структурные подразделения учреждения: филиал № 1 при ФКУ ИК – 3, ИК – 13, ФКУ КП – 5 (г. Уфа); филиал № 2 при ФКУ ИК – 9, ИК – 10, ИЗ – 3/1 (г. Уфа); филиал № 3 при ФКУ ИК – 21, ФКУ КП – 6, ИЗ – 3/3 (г. Стерлитамак); филиал № 4 при ФКУ ИК – 7 (г. Мелеуз). Филиал № 2 ГБОУ ВСОШ при исправительной  колонии № 9 строгого режима   функционирует   в   двухсменном   режиме,   согласно   распорядку   дня учреждения. Первая смена с 10.50 до 14.40 для осужденных, работающих в жилой зоне или не привлеченных к работе. Вторая смена с 16.50 до 20.40, где обучаются трудящиеся на промышленной зоне. Обучение проводится в очной, очно – заочной и заочной формах.  Общеобразовательная   подготовка   занимает   особое   место   в   системе исправления   осужденных   и   является   средством   их   исправления,   согласно уголовно – исполнительному кодексу. Обучаясь, человек усваивает не только знания, навыки и умения, но и социальный опыт, вырабатывает свои взгляды, убеждения,   активную   жизненную   позицию,   повышает   уровень   общей подготовки, правовой культуры. Кроме   того,   надо   отметить,   что   учителя   общеобразовательных   школ обладают   большими   возможностями   проникновения   во   внутренний   мир правонарушителей. Это обусловлено тем, что осужденные не рассматривают их как непосредственных носителей режимных требований и поэтому гораздо больше проявляют к ним расположение. Учитывая это обстоятельство, мы всесторонне   изучаем   особенности   проявлений   психики   осужденных   в различных видах учебной деятельности, определяем систему знаний, которую может   усвоить   осужденный.   На   основе   системы   знаний   формируются правильное   мировоззрение,   активная   жизненная   позиция,   потребность самостоятельно овладевать научной информацией. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний значительно возрастает, важно привить   ему   стремление   к   самостоятельному   пополнению   своих   знаний, выработать умение ориентироваться в стремительном потоке разнообразной информации. Следует отметить, что длительное пребывание в изоляции от общества   в   режимном   учреждении   лишает   осужденных   навыков самостоятельной   организации   жизни,   умения   ставить   цели   и   определять способы их достижения. Обучение осужденных в общеобразовательной школе при ИУ строится на основе   принципа   личностного   подхода,   требующего   учета   индивидуальных психологических   различий   учащихся   при   организации   учебного   процесса. Обучение осужденных имеет свои особенности: Во­первых, осужденные ­ люди взрослые, имеющие жизненный опыт, и это дает возможность учителю увязывать программный теоретический материал с имеющимися у них практическими знаниями. Во­вторых,   осужденные   ­   люди   со   сложившимся   типом   мышления, навыками умственной деятельности. Если эти навыки продуктивные, то на них   можно   опираться   в   организации   процесса   обучения,   если   нет,   то   их приходится перестраивать. В­третьих, часть осужденных имеет ошибочные, неверные представления, понятия и убеждения, особенно в области морали, права, правил общежития. Например, они быстрее и лучше воспринимают те стороны правовых норм, которые устанавливают их права, льготы, привилегии. Поэтому организация процесса их обучения связана с переучиванием и переубеждением. В­четвертых,   многие   осужденные   обладают   профессиональным мастерством, опытом, знаниями, что позволяет преподавателям использовать их для организации проблемного обучения. Успешность обучения в школе при ИУ во многом зависит от отношения осужденных к приобретению знаний, навыков и умений, проявления ими непо­ средственного   интереса   к   получению   общего   образования,   перспективы планирования собственной жизни. На формирование безразличного и негативного отношения к учебе влияют многие   факторы.   Так,   большинство   осужденных   к   моменту   ареста   за совершенное   преступление   имеют   значительный   перерыв   в   учебе,   не отличались прилежанием к учебе в подростковом и юношеском возрасте и поэтому   утратили   навыки   и   привычки   учебной   работы,   интерес   к познавательной деятельности. Часть осужденных, подлежащих обучению, не видит   смысла   в   этом,   так   как   не   связывает   приобретение   общих   и профессиональных знаний с жизненными перспективами и планами. Учеба   в   школе   требует   серьезной   перестройки   психологии   личности осужденного: готовности и желания учиться, навыков и привычек к учебной деятельности,   умения   поддерживать   нужные   психические   состояния   и внимание на уроках и т.п.; способности адаптироваться к условиям обучения (классному коллективу, требованиям учителя, к ритму и темпу учения и т.п.).  Прежде всего мы выявляем отношение осужденных к учебе. На основании полученных данных осужденные, подлежащие обучению, классифицируются на три группы: 1.   Лица,   которые   желают   повышать   общеобразовательный   и   про­ фессиональный   уровень,   проявляют   непосредственный   интерес   к   учебе, связывают   обучение   с   планами   на   будущее.   Положительно   относящиеся   к различным видам обучения руководствуются следующими мотивами: а) приобрести знания и продолжить свое обучение в техникуме, институте, получить хорошую профессию; б)   заслужить   хорошей   учебой   и   поведением   условно­досрочное освобождение; в) значительную роль играет также интерес к учебе, готовность порвать с преступным прошлым, доказать свое истинное исправление, получить в ИУ любимую профессию. 2.   Осужденные,   которые   желают   учиться,   но   не   связывают   обучение   с планами на будущее, ибо не уверены, смогут ли они справиться с учебной нагрузкой. Мотивы, побуждающие их обучаться в школе, связаны: а) с заполнением свободного времени; б) получением дополнительных льгот; в) желанием войти в доверие к администрации; г) стремлением избежать наказания. Нередко эти осужденные проявляют мнимую активность, чтобы ввести в заблуждение администрацию ИУ. На   основе   системы   научных   знаний   педагогический   коллектив   школы должен сформировать у этой группы осужденных правильное мировоззрение, активную   жизненную   позицию,   потребность   самостоятельно   овладевать научной   информацией,   умение   ориентироваться   в   потоке   научной   и политической информации. 3. Осужденные, не желающие учиться вообще. Мотивами отказа от обучения в школе могут быть следующие: а) «учеба ничего не дает»; б) большой перерыв в учебе; в) «солидный возраст и т.д.». Осужденным   данной   группы,   как   правило,   не   хватает   выдержки   при усвоении учебного материала, у них наблюдается большой перерыв в знаниях, отсюда неуверенность в том, что они смогут осилить школьную программу. Все это приводит к озлобленности, враждебности, к притеснению тех лиц, которые   хорошо   усваивают   школьный   материал,   с   целью   показать   свое безразличие   к   учебе   они   пренебрежительно   к   ней   относятся.   В   процессе обучения   осужденных   мы   стараемся   сформировать   установку   на приобретение специальности, получение среднего образования, на примерах показывать,   что   в   современном   мире   невозможно   быть   неграмотным человеком.   Необходимо   в   процессе   обучения   вырабатывать целеустремленность, усидчивость, упорство, настойчивость в усвоении нового материала. Учителя   успехи   в   учебе   осужденных   отмечают   в   виде   поощрений, пропагандируя   тем   самым   пользу   знаний.   Все   это   приводит   к   тому,   что осужденные данной группы задумываются о своем будущем, напрягают волю в освоении школьного материала, постепенно включаются в активную жизнь. Активная   воспитательная   работа   педагогического   коллектива   школы заставляет данных осужденных задуматься о своем дальнейшем поведении. Таким образом, в процессе обучения формируются положительные волевые качества.  Работа педагогов строится в нескольких этапов: ­ проведение разъяснительной работы; ­ раскрытие осужденным последствий учебы для их будущей жизни; ­ формирование в коллективе и группах осужденных мнения по поводу обучения; ­ создание условий для обучающихся; ­ индивидуальная работа с учащимися; ­ контроль за учебой; ­   своевременная   диагностика   и   предупреждение   неуспеваемости осужденных. Работа   по   подготовке   осужденных   к   обучению   в   общеобразовательных школах при ИУ ведется педагогами в тесном взаимодействии со всеми со­ трудниками   частей   и   служб   колонии,   чтобы   это   обучение   было   вос­ питывающим. Воспитывающее обучение предполагает постановку воспитательных целей   формирование каждого   проведенного   учителем   школы   урока, мировоззренческой позиции личности, ее убежденности, веры в будущее. Практика   показывает,   что   успех   в   перевоспитании   осужденных достигается   там,   где   воспитательный   процесс   строится   комплексно,   когда учитель   работает   в   тесном   взаимодействии   с   начальником   отряда, сотрудниками других частей и служб в ИУ. Только   при   этих   условиях   возможно   наиболее   полное,   педагогически грамотное, квалифицированное изучение личности осужденных, разработка и успешное выполнение планов перевоспитания и самовоспитания осужденных.

Доклад на тему "Теоретические основы образования осужденных к лишению свободы"

Доклад на тему "Теоретические основы образования осужденных к лишению свободы"

Доклад на тему "Теоретические основы образования осужденных к лишению свободы"

Доклад на тему "Теоретические основы образования осужденных к лишению свободы"

Доклад на тему "Теоретические основы образования осужденных к лишению свободы"

Доклад на тему "Теоретические основы образования осужденных к лишению свободы"

Доклад на тему "Теоретические основы образования осужденных к лишению свободы"

Доклад на тему "Теоретические основы образования осужденных к лишению свободы"

Доклад на тему "Теоретические основы образования осужденных к лишению свободы"

Доклад на тему "Теоретические основы образования осужденных к лишению свободы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2018