Одной из важнейших задач всегда являлось воспитание гражданственности и патриотизма. Человек, не обладающий этими качествами, вряд ли сможет понять и оценить прошлое и настоящее своей родины.
областное государственное казенное оздоровительное образовательное
учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении,
«Санаторная школа – интернат»
Воспитание активной гражданской позиции,
уважения к историческому прошлому и
настоящему России
Составитель: учитель истории
Уварова Л.В.Шуя 2015
Одной из важнейших задач всегда являлось воспитание гражданственности и
патриотизма. Человек, не обладающий этими качествами, вряд ли сможет понять и оценить
прошлое и настоящее своей родины.
Но в настоящее время у большинства школьников чувство гордости за свою родину
не развито. Безудержная критика истории России, экономический и культурный кризис
ведут к духовному опустошению и ориентации только на удовлетворение материальных
потребностей.
Меня как учителя истории волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма
и формированием у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к
Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими
в учебновоспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности
краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на
абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному
наследию страны и «малой родины».
Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ,
землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои
корни, могли создать достойное будущее.
В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли
собственно краеведческий компонент «История родного края», краеведческий компонент
на уроках истории и краеведения и краеведческий компонент во внеклассной работе –
лекторий «Историческое краеведение»
Курс «История родного края» был введен как самостоятельный предмет
регионального компонента. Он знакомит учащихся с археологией края, историей
основания, социально – экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с
выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной
жизнью края. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в
истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения,
способствует развитию интереса. Воспитанию уважения к его прошлому и настоящему.
Данный курс я дополняю внеклассной работой лектория «Историческое
краеведение». Главная задача лектория – воспитание любви и уважения к своей «малой»
родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала лектория
предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо – поисковую, исследовательскую
деятельность учащихся. В курсе используются такие формы занятий как проекты,
экскурсии, рефераты, виртуальные путешествия, акции, приуроченные к знаменательным
датам…
Проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления,
полученные в ходе урока, занятия с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их
друзья, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями,
происходящими в масштабах села, города, области, Родины в целом.
Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во
внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, и собственныеизыскания: дома, улицы, люди, природа родного края, местные газеты, краеведческая
литература.
«История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности
для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах
можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне.
История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение
краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано.
Например, темы «Монгольское нашествие», «Смута», «Первая российская революция»,
«Вов» дополняются краеведческим материалом.
В этом году наша страна отмечает 70летие Победы в Вов. Этой круглой дате
посвящен наш проект «Безмолвные свидетели войны». Проект рассчитан на 6 месяцев.
Ребята вместе с учителем, классным руководителем занимаются поиском информации о
наших земляках, участвовавших в Вов, экспонатов, реликвий Вов для того, чтобы ответить
на проблемные вопросы проекта:
для чего человеку память?
как экспонатыпредметы могут изменить правду о войне?
имеют ли право павшие в борьбе с врагом на память о себе?
Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе
рассказов родственников наших земляков с подборкой фотографий, документов из
семейного архива; работа с государственными сайтами
«www. ОВД – МЕМОРИАЛ», «www. ПОИСК. ru»
Результатом представления исследований будет создание виртуального школьного
музея «Почта поколений». Особенностью музея является то, что узнав историю каждого
экспоната, ребята брали его в руки, стараясь быть сопричастными к тем суровым
событиям XX века
На уроках истории и в краеведческой работе я использую информационно –
коммуникационные технологии: видео уроки, компьютерные презентации, которые
иллюстрируют исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной
знаковой системы в другую.
В рамках проекта «Путешествие по губернии», реализующегося в Ивановской
области с 2013 года, были организованы экскурсии для школьников, с целью посещения
наиболее значимых природных и историко – культурных объектов Ивановского края.
Так в апреле 2014 года ребята побывали с экскурсией в Ивановском зоопарке.
Интегрированный урок экскурсия был приурочен к юбилейной дате зоопарка. Ребята
познакомились с животным миром своего края, узнали о становлении зоопарка и о его
функциях. Поздравили работников зоопарка с юбилеем, вручив подарки, сделанные своими
руками. Приняли участие в выставке рисунков и поделок, посвященной Дню Рождения
зоопарка «Мир друзей в стране зверей».
В феврале 2015 года участники лектория «Историческое краеведение» побывали в
литературно краеведческом музее К. Д. Бальмонта. Посмотрели экспозицию «От
Отечественной до Отечественной». Экспозиция была посвящена историческим событиям,
происходившим в нашей стране от Отечественной войны 1812 года до Отечественной
войны 1941 года. В экспозиции были представлены вещи, награды героев, военное
обмундирование, знамя Шуйского 118 пехотного полка, живописные произведения с
батальными сценами. Большое впечатление на ребят произвело оружие, представленное в
разделах экспозиции:
Отечественная война 1812 года (пороховое оружие)
Крымская война (капсульное оружие)
Русско – турецкая война (восточное оружие)
Русско – японская война (оружие середины XIXвека, сделанное во Франции) Первая мировая война (немецкое оружие)
Отечественная война 1941 года (трофейное оружие).
В связи с проектом «Путешествие по губернии», большой интерес у обучающихся
вызвало богатое историко – культурное наследие нашего края: декоративно – прикладное
творчество, народные промыслы.
Произведения декоративно – прикладного искусства отражают культурный уровень
народа той или иной эпохи нашего края. Они не только помогают людям жить, но и
формируют их вкусы: обостряют художественное зрение, воспитывают чувство цвета, учат
понимать замысел произведения, его образность.
Два года подряд участники лектория «Историческое краеведение» работали над
проектом лектория «Полезное валяние – валяние шерсти» и принимали участие в
областной выставке декоративно – прикладного творчества. Результатом проекта стали
прекрасные работы из шерсти обучающихся нашей школы, награжденных грамотами и
дипломом лауреата III областного конкурса «Восхождение к успеху».
Ежегодно ребята нашей школы принимают участие в патриотических акциях.
Как правило, патриотические акции организуются с определенной периодичностью. Они
приурочиваются к Дням воинской славы и памятным датам России. Акции могут быть
Всероссийского, Межрегионального, Регионального и местного значения. В сентябре 2014
года ученики 69 классов участвовали в акциимероприятии «Первая мировая война:
великая и забытая». Каждый год в апрелемае стартует акция «Георгиевская ленточка».
Учащиеся санаторной школы посещают памятные места, почтив память тех, кто не
вернулся с той далекой войны.
Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, а также
формы и методы, применяемые на уроках и во внеурочной работе, я стараюсь привить
учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему краю, семье, воспитать из них
Граждан России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.