Доклад на тему "Воспитание активной гражданской позиции, уважения к историческому прошлому и настоящему России

  • Педсоветы
  • docx
  • 21.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одной из важнейших задач всегда являлось воспитание гражданственности и патриотизма. Человек, не обладающий этими качествами, вряд ли сможет понять и оценить прошлое и настоящее своей родины.
Иконка файла материала Klass17.doc.docx
областное государственное казенное оздоровительное образовательное  учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении,  «Санаторная школа – интернат» Воспитание активной гражданской позиции, уважения к историческому прошлому и настоящему России Составитель: учитель истории  Уварова Л.В.Шуя 2015 Одной   из   важнейших   задач   всегда   являлось   воспитание   гражданственности   и патриотизма. Человек, не обладающий этими качествами, вряд ли сможет понять и оценить прошлое и настоящее своей родины. Но в настоящее время у большинства школьников чувство гордости за свою родину не развито. Безудержная критика истории России, экономический и культурный кризис ведут к духовному опустошению и ориентации только на удовлетворение материальных потребностей.  Меня как учителя истории волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формированием у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в   учебно­воспитательной   работе   школы.   Здесь   очевидны   огромные   возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных   идеалах,   а   на   конкретных   примерах,   приобщать   ребят   к   культурному наследию страны и «малой родины».  Цель   моей   краеведческой   работы   –   научить   ребят   любить,   уважать   свой   народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли собственно краеведческий компонент «История родного края», краеведческий компонент на уроках истории и краеведения и краеведческий компонент во внеклассной работе – лекторий «Историческое краеведение» Курс   «История   родного   края»   был   введен   как   самостоятельный   предмет регионального   компонента.   Он   знакомит   учащихся   с   археологией   края,   историей основания, социально – экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися   людьми,   а   также   с   культурой,   традициями,   обычаями,   бытом,   духовной жизнью   края.   Содержание   курса   позволяет   показать   связь   и   значение   истории   края   в истории   страны,   подвести   учащихся   к   важности   и   необходимости   ее   изучения, способствует развитию интереса. Воспитанию уважения к его прошлому и настоящему. Данный   курс   я   дополняю   внеклассной   работой   лектория   «Историческое краеведение». Главная задача лектория – воспитание любви и уважения к своей «малой» родине   как   части   огромной   России.   Содержание   изучаемого   материала   лектория предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо – поисковую, исследовательскую деятельность   учащихся.   В   курсе   используются   такие   формы   занятий   как   проекты, экскурсии, рефераты, виртуальные путешествия, акции, приуроченные к знаменательным датам…  Проекты  дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, занятия с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья,   учителя,   с   общественной   жизнью,   с   социальными   и   политическими   событиями, происходящими в масштабах села, города, области, Родины в целом. Источниками   изучения   истории   родного   края   для   учащихся   на   уроках   и   во внеурочное   время   становятся   воспоминания   родных,   домашние   архивы,   и   собственныеизыскания:   дома,   улицы,   люди,   природа   родного   края,   местные   газеты,   краеведческая литература.  «История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История   страны   складывается   из   истории   отдельных   регионов,   поэтому   привлечение краеведческого   материала   на   уроках   истории   необходимо   и   педагогически   оправдано. Например,   темы  «Монгольское   нашествие»,   «Смута»,   «Первая  российская   революция», «Вов» дополняются краеведческим материалом.  В   этом   году   наша   страна   отмечает   70­летие   Победы   в   Вов.   Этой   круглой   дате посвящен наш проект «Безмолвные свидетели войны». Проект рассчитан на 6 месяцев. Ребята вместе с учителем, классным руководителем занимаются поиском информации о наших земляках, участвовавших в Вов, экспонатов, реликвий Вов для того, чтобы ответить на проблемные вопросы проекта: ­ для чего человеку память? ­ как экспонаты­предметы могут изменить правду о войне? ­ имеют ли право павшие в борьбе с врагом на память о себе? Особый   интерес   у   учащихся   вызывают   сообщения,   подготовленные   на   основе рассказов   родственников   наших   земляков   с   подборкой   фотографий,   документов   из семейного архива; работа с государственными сайтами  «www. ОВД – МЕМОРИАЛ», «www. ПОИСК. ru» Результатом представления исследований будет создание виртуального школьного музея «Почта поколений». Особенностью музея является то, что узнав историю каждого экспоната,     ребята   брали   его   в   руки,   стараясь   быть   сопричастными   к   тем   суровым событиям XX века На   уроках   истории   и   в   краеведческой   работе   я   использую   информационно   – коммуникационные   технологии:   видео   ­   уроки,   компьютерные   презентации,   которые иллюстрируют     исследовательские   работы,   помогают   перевести   информацию   из   одной знаковой системы в другую. В   рамках   проекта   «Путешествие   по   губернии»,   реализующегося   в   Ивановской области с 2013 года, были организованы  экскурсии  для школьников, с целью посещения наиболее значимых природных и историко – культурных объектов Ивановского края. Так   в   апреле   2014   года   ребята   побывали   с   экскурсией   в   Ивановском   зоопарке. Интегрированный урок ­ экскурсия был приурочен к юбилейной дате зоопарка. Ребята познакомились с животным миром своего края, узнали о становлении зоопарка и о его функциях. Поздравили работников зоопарка с юбилеем, вручив подарки, сделанные своими руками. Приняли участие в выставке рисунков и поделок, посвященной Дню Рождения зоопарка «Мир друзей в стране зверей». В феврале 2015 года участники лектория «Историческое краеведение» побывали в литературно   ­   краеведческом   музее   К.   Д.   Бальмонта.   Посмотрели   экспозицию   «От Отечественной до Отечественной». Экспозиция была посвящена историческим событиям, происходившим   в   нашей   стране   от   Отечественной   войны   1812   года   до   Отечественной войны   1941   года.   В   экспозиции   были   представлены   вещи,   награды   героев,   военное обмундирование,   знамя   Шуйского   118   пехотного   полка,   живописные   произведения   с батальными сценами. Большое впечатление на ребят произвело оружие, представленное в разделах экспозиции: ­ Отечественная война 1812 года (пороховое оружие) ­ Крымская война (капсульное оружие) ­ Русско – турецкая война (восточное оружие) ­ Русско – японская война (оружие середины XIXвека, сделанное во Франции)­ Первая мировая война (немецкое оружие) ­ Отечественная война 1941 года (трофейное оружие). В связи с проектом «Путешествие по губернии», большой интерес у обучающихся вызвало богатое историко – культурное наследие нашего края: декоративно – прикладное творчество, народные промыслы. Произведения декоративно – прикладного искусства отражают культурный уровень народа   той   или   иной   эпохи   нашего   края.   Они   не   только   помогают   людям   жить,   но   и формируют их вкусы: обостряют художественное зрение, воспитывают чувство цвета, учат понимать замысел произведения, его образность. Два года подряд участники лектория «Историческое краеведение» работали над проектом   лектория   «Полезное   валяние   –   валяние   шерсти»   и   принимали   участие   в областной выставке декоративно – прикладного творчества. Результатом проекта стали прекрасные   работы   из   шерсти   обучающихся   нашей   школы,   награжденных   грамотами   и дипломом лауреата III областного конкурса «Восхождение к успеху».        Ежегодно ребята нашей школы принимают участие в патриотических акциях. Как правило, патриотические акции организуются с определенной периодичностью. Они приурочиваются к Дням воинской славы и памятным датам России. Акции могут быть Всероссийского, Межрегионального, Регионального и местного значения. В сентябре 2014 года   ученики   6­9   классов   участвовали   в   акции­мероприятии   «Первая   мировая   война: великая и забытая». Каждый год в апреле­мае стартует акция «Георгиевская ленточка». Учащиеся   санаторной   школы   посещают   памятные   места,   почтив   память   тех,   кто   не вернулся с той далекой войны. Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, а также формы и методы, применяемые на уроках и во внеурочной работе, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему краю, семье, воспитать из них Граждан России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.