Доклад на тему "Воспитание обучающихся при изучении географии" (РМО географов)

  • Семинары
  • doc
  • 14.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ДОКЛАД "Воспитание обучающихся при изучении географии" представлен на районном методическом объединении географов. Основной задачей учителя географии является формирование у обучающихся культуры природопользования, экологической грамотности, развитие умений применять полученные знания в разных жизненных ситуациях. Каждый ребенок должен подробно изучить 3 этапа изучения курса географии: I ЭТАП – курс начальной географии , 6 класс.; II ЭТАП – география природы 7-8 классы.; III ЭТАП – природопользование и геоэкология- 9, 10,11 классы.ДОКЛАД "Воспитание обучающихся при изучении географии" представлен на районном методическом объединении географов. Основной задачей учителя географии является формирование у обучающихся культуры природопользования, экологической грамотности, развитие умений применять полученные знания в разных жизненных ситуациях.
Иконка файла материала ДОКЛАД.doc
Воспитание обучающихся при изучении географии ДОКЛАД Школьное   географическое   образование   учащихся   должно   способствовать   развитию   их духовно­нравственного   потенциала.   География   как   учебная   дисциплина   представляет собой   единственный   школьный   предмет   мировоззренческого   характера.   Она   вместе   с другими   естественными   науками   формирует   у   школьников   понятия   «географическая оболочка»,   «жизненная   среда»,   «биосфера»,   «ноосфера».   Это   также   единственный предмет, знакомящий учеников с территориальным (региональным) подходом как особым методом   научного   познания   и   важным   инструментом   воздействия   на   социально­ экономические процессы региональной политики. Все это позволяет отнести географию к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование   у   школьников   гуманистического   мировоззрения,   любви   к   Родине,   но   и умений и навыков ориентации  и социально­ответственного поведения в окружающем мире. Считаю, что основной задачей учителя географии является формирование у обучающихся культуры природопользования,  экологической  грамотности, развитие  умений применять полученные знания в разных жизненных ситуациях.   Высокая результативность обучения школьников   достигается   тогда,   когда   учитель   проявляет   должную   заботу   о   развитии мышления   учащихся   и   вооружении   их   приемами   умственных   действий.   Воспитание является одной из важных составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Важное значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе   имеет   эффективное   использование   новейших   педагогических   технологий, обеспечивающих   проявление   школьником   собственной   нравственной,   гражданской позиции, расширение его социального опыта.  Каждый ребенок должен подробно изучить  3 этапа изучения  курса географии.  I   ЭТАП –       курс начальной географии , 6 класс. На   данном   этапе   основным   направлением   работы   по   формированию   культуры природопользования является усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой   природы.     Необходимо   сформировать   у   школьников   основные   представления   о Земле как о единстве целого («Земля­планета людей»), состоящего из отдельных частей – оболочек   (литосфера,   гидросфера,   атмосфера,   биосфера).   На   этом   же   этапе   нужно развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений   за   состоянием   окружающей   среды,   решения   географических   задач, самостоятельного приобретения новых знаний. Здесь отдается предпочтение такому виду познания, как формирование географических общеземледельческихзнаний. Например, тема урока «Решение задач», «окружающая среда» и т.д. Основные формы работы:  урок, экскурсия, полевой практикум по составлению плана местности, описанию природного комплекса. II    ЭТАП – география природы 7­8 классы. На данном этапе считаю необходимым формировать определенную систему предметных знаний, развивать навыки исследовательской  деятельности, обеспечивающей обогащение запаса знаний причинно­следственных связей обучающихся, развивающей умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы.Основными   формами   работы  на   данном   этапе:   являются   урок,   исследовательская работа,   внеклассная   работа   по   предмету.   На   этом   этапе   можно   отдать   предпочтение формированию   навыков   диалогового   общения,   работы   в   группах,   исследовательской, проектной   деятельности.     Преобладающий   вид   деятельности   обучающихся   – систематический познавательный поиск по типу научного исследования.  III    ЭТАП – природопользование и геоэкология­ 9, 10,11 классы. На данном этапе старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему   собственных   знаний,   умение   проектировать   новые   способы   решений,   а   также представлять   их   в   виде   проектов,   презентаций,   публикаций.   Основным   направлением работы   по   формированию   культуры   природопользования   является   моделирование последствий вмешательства человека в природу. Мы изучаем яркие примеры изменения человеком   окружающей   среды,   особенности   природы,   населения,   основных   отраслей хозяйства,   природно­хозяйственных   зон   и   районов.   На   этом   этапе   основной   задачей является   не   только   формирование   системы   географических   знаний   для   выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, но и вооружение учеников способами применения полученного багажа знаний в повседневной жизни для сохранения и улучшения качества окружающей среды. Формы, методы, приемы организации образовательного процесса Основной формой построения учебно­воспитательного процесса по географии является урок.  Но я представляю его как процесс тесного взаимодействия учителя и ученика, в рамках которого освещаются события, происходящие в современном обществе в целом и в своем   регионе   в   частности,   а   свое   назначение   на   уроке   определяю   как   организатора познавательной   деятельности   учащихся,   их   помощника   и   консультанта.   Считаю,   что каждый   урок   должен   не   только   обучать   и   развивать,   но   и   воспитывать   учеников. Нравственное воспитание для меня становится обязательной составной частью урока, как обучение и развитие. При этом планируя урок, выбираю такие задания и тексты, в которых содержится   информация   о   поступках,   результатах   деятельности   и   отношениях   людей. Например: «Северный Кавказ». Выполняя такие задания на уроках, учащиеся в первую очередь выполняют само задание, затем анализируют нравственную ситуацию, указанную в тексте или условии задания. Основными формами работы являются уроки в форме  пресс­ конференций,например по теме: «Научная экспедиция в зону экологической катастрофы», заседаний, исследовательская работа, внеклассная работа по предмету. На каждом этапе изучения   географии   нужно   использовать   краеведческий   материал,   например   по   теме: «Урал», т.к. это способствует активизации мыслительной деятельности школьников. Они учатся   сравнивать   характеристики   компонентов   природы   своего   края   с   компонентами природы   территорий,   использовать  краеведческий   материал   в   качестве   исходного   для постановки вопросов и заданий проблемного характера, создания проблемных ситуаций. Также  нужно использовать   на каждом   этапе  обучения  географии  элементы  технологии проектного   обучения.   Именно   метод   проектов   позволяет   школьникам   рассматривать изучаемые вопросы более широко и использовать окружающую среду, окружающую жизнь как лабораторию, в которой происходит процесс познания. При выборе методов и форм обучения необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся каждого   классного   коллектива.   Большое   значение   для   развития   нравственных   качеств учащихся   в   процессе   обучения   географии   имеют  творческие   и   исследовательскиезадания.  Их   выполнение   закрепляет   основные   знания   и   умения   в   форме   научных убеждений в сознании учащихся. Считаю, что одним из важных принципов в воспитании обучающихся является  наглядность, которая обусловлена особенностями восприятия и развития мышления учащихся. Человек черпает свои знания из внешнего мира при помощи органов   чувств,   а   наглядные   пособия   служат   источником   информации   для   учащихся. Наблюдая демонстрируемые объекты, учащиеся самостоятельно или с помощью вопросов обдумывают выводы, делают обобщения  и умозаключения, у них развиваются память, речь и   воображение.   Например:   творческое   задание   на   уроке:   заполнить   таблицу   «Создание системы водохранилищ на Волге». Положительные аспекты (хорошо) Отрицательные аспекты (плохо) В настоящее время задача учителя географии заключается в том, чтобы сделать учебный процесс   более   значимым   для   учащегося,   представляющий   непосредственный,   жизненно важный интерес. Учебный процесс должен отражать реалии сегодняшнего дня, те события, которыми живет  вся страна, а не быть, наоборот, изолирован  от проблем современной жизни.   В   воспитании   обучающихся   при   изучении   географии   важное   значение   имеет системность  и комплексность  работы.   Т.к.   силами   одного   предмета,   одного   учителя вырастить духовную, нравственную, творческую личность, невозможно.

Посмотрите также