Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"
Оценка 4.6

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
русский язык
Взрослым
11.11.2019
Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"
Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся" характеризует основные компетенции, которые формируются на уроках русского языка с учетом требований современного образовательного процесса. Представленный в качестве примера лингвистический материал может стать опорой в разработке уроков по различным темам.
доклад.doc
Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся Преподаватель русского языка и     литературы Агаева Л. Н.          Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. В связи с этим в системе образования утвердилось понятие «компетенция».         Компетенция   –   совокупность   определённых   знаний,   умений   и навыков,   в   которых   человек   должен   быть   осведомлён   и   имеет практический опыт работы.  Компетентностный   подход   выдвигает   на   первое   место   не информированность   студента,   а   умения   разрешать   проблемы   по   аналогии, возникающие в следующих ситуациях: ­  при освоении современной техники и технологии; ­ во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при    оценке собственных поступков; ­ в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, горожанина, избирателя; ­   при   выборе   профессии   и   оценке   своей   готовности   к   обучению   в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда; ­   при   необходимости   разрешать   собственные   проблемы   жизненного самоопределения; ­ при выборе стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.          Специфика   компетентностного   обучения   состоит   в   том,   что   учить следует   не   просто   конкретным   «застывшим»   знаниям;   следует  «учить учиться».        Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности обучающегося,   его   теоретического   мышления,   языковой   интуиции   и способностей,   овладение   культурой   речевого   общения   и   поведения,   что способствует решению воспитательных задач.  Ф. И. Буслаев говорил: «Нет ни одного … предмета, в котором бы так тесно   и   гармонично   совокуплялось   преподавание   с   воспитанием,   как   в обучении языку».  Действительно, воспитательное воздействие на обучающихся на уроках русского языка значимо. Оно вытекает из объективно существующих связей межу   языком   и   самыми   разнообразными   сторонами   действительности. Учебную дисциплину «Русский язык» обучающиеся часто воспринимают лишь Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся Преподаватель русского языка и     литературы Агаева Л. Н.          Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. В связи с этим в системе образования утвердилось понятие «компетенция».         Компетенция   –   совокупность   определённых   знаний,   умений   и навыков,   в   которых   человек   должен   быть   осведомлён   и   имеет практический опыт работы.  Компетентностный   подход   выдвигает   на   первое   место   не информированность   студента,   а   умения   разрешать   проблемы   по   аналогии, возникающие в следующих ситуациях: ­  при освоении современной техники и технологии; ­ во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при    оценке собственных поступков; ­ в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, горожанина, избирателя; ­   при   выборе   профессии   и   оценке   своей   готовности   к   обучению   в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда; ­   при   необходимости   разрешать   собственные   проблемы   жизненного самоопределения; ­ при выборе стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.          Специфика   компетентностного   обучения   состоит   в   том,   что   учить следует   не   просто   конкретным   «застывшим»   знаниям;   следует  «учить учиться».        Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности обучающегося,   его   теоретического   мышления,   языковой   интуиции   и способностей,   овладение   культурой   речевого   общения   и   поведения,   что способствует решению воспитательных задач.  Ф. И. Буслаев говорил: «Нет ни одного … предмета, в котором бы так тесно   и   гармонично   совокуплялось   преподавание   с   воспитанием,   как   в обучении языку».  Действительно, воспитательное воздействие на обучающихся на уроках русского языка значимо. Оно вытекает из объективно существующих связей межу   языком   и   самыми   разнообразными   сторонами   действительности. Учебную дисциплину «Русский язык» обучающиеся часто воспринимают лишь как   свод   орфографических   и   пунктуационных   правил,   поэтому   задача воспитания интереса к урокам русского  языка важна и актуальна.       В   известном   варианте   государственного   стандарта   по   русскому   языку определены три задачи курса: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.  1. Языковая компетенция.         Языковая компетенция – способность обучающихся употреблять слова, их   формы,   синтаксические   структуры   в   соответствии   с   нормами литературного   языка,   использовать   его   синонимические   структуры   в соответствии   с   нормами   литературного   языка,   использовать   его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются путём   введения   новых   пластов   лексики,   пополнения   фразеологического запаса,   усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных   видов,   речь   обучающихся   обогащается   синонимическими конструкциями.  2.   обогащения   грамматического   строя   речи: Лингвистическая компетенция.  Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако   это   понятие   шире.   Оно   предполагает   более   глубокое   осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры.  Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила их употребления, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные   способы   выражения   одной   и   той   же   мысли,   однако   не   уметь использовать эти знания и умения в реальной речевой обстановке, или, как говорят учёные, в конкретной коммуникативной ситуации.        Именно поэтому в обучении русскому языку выделяется третий тип компетенции – коммуникативная. 3. Коммуникативная компетенция.       Формирование   коммуникативной   компетенции   предполагает   знания   о речи,   её   функциях,   развитие   умений   в   области   четырёх   основных   видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).       Коммуникативная   компетентность   предполагает   способность   к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с   соблюдением   социальных   норм   речевого   поведения.   Основное   умение, формируемое   в   рамках   коммуникативной   компетенции  –   это   умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи,   строение   описания,   повествования,   рассуждения,   способы   связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.      Существуют компоненты ситуации, или речевые условия, которые диктуют говорящему   выбор   слов   и   грамматических   средств.   Это,   во­первых, как   свод   орфографических   и   пунктуационных   правил,   поэтому   задача воспитания интереса к урокам русского  языка важна и актуальна.       В   известном   варианте   государственного   стандарта   по   русскому   языку определены три задачи курса: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.  1. Языковая компетенция.         Языковая компетенция – способность обучающихся употреблять слова, их   формы,   синтаксические   структуры   в   соответствии   с   нормами литературного   языка,   использовать   его   синонимические   структуры   в соответствии   с   нормами   литературного   языка,   использовать   его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются путём   введения   новых   пластов   лексики,   пополнения   фразеологического запаса,   усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных   видов,   речь   обучающихся   обогащается   синонимическими конструкциями.  2.   обогащения   грамматического   строя   речи: Лингвистическая компетенция.  Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако   это   понятие   шире.   Оно   предполагает   более   глубокое   осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры.  Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила их употребления, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные   способы   выражения   одной   и   той   же   мысли,   однако   не   уметь использовать эти знания и умения в реальной речевой обстановке, или, как говорят учёные, в конкретной коммуникативной ситуации.        Именно поэтому в обучении русскому языку выделяется третий тип компетенции – коммуникативная. 3. Коммуникативная компетенция.       Формирование   коммуникативной   компетенции   предполагает   знания   о речи,   её   функциях,   развитие   умений   в   области   четырёх   основных   видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).       Коммуникативная   компетентность   предполагает   способность   к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с   соблюдением   социальных   норм   речевого   поведения.   Основное   умение, формируемое   в   рамках   коммуникативной   компетенции  –   это   умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи,   строение   описания,   повествования,   рассуждения,   способы   связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.      Существуют компоненты ситуации, или речевые условия, которые диктуют говорящему   выбор   слов   и   грамматических   средств.   Это,   во­первых, взаимоотношения между собеседниками и их социальные роли. Нет сомнения, что характер речевого общения будет разным в зависимости от того, с кем осуществляется   общение,   каков   социальный   статус   говорящих: преподаватель, студент, каков их возраст, пол, интересы и т.д. Во­вторых, место общения (например, общение преподавателя и студента на занятии, во время   перемены,   в   дружеской   беседе).   Третий,   очень   важный   компонент речевой   ситуации,   ­   цель   и   намерения   говорящего.   Приказ,   просьба   или требование,  конечно, будут  отличаться  от  сообщения, информации   или  их эмоциональной оценки, выражение благодарности, радости, обиды т.д.       Таким   образом,   собственно   коммуникативные   умения   и   навыки   –   это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим,  и,  наконец,   с   какой   целью.   Нет   сомнения,  что   формирование   их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции. 4. Культуроведческая (общекультурная) компетенция. Эта   компетенция   подразумевает   формирование   русской   языковой картины   мира,   овладение   русским   речевым   этикетом,   что   является необходимым средством приобщения к национальной культуре.      Формирование всех выше перечисленных компетенций происходит и на уроках литературы. В силу особой связи литературы с жизнью общества на  первый   план   здесь,   помимо   других,   выдвигается  социокультурная компетенция.  5. Социокультурная компетенция.       Приобретение   социокультурной   компетенции   –  это   становление представлений человека об окружающем мире.     Вхождение обучающихся в русский   мир   и   приобретение   социокультурной   компетенции,   образование русской   языковой   картины   мира   –   это   также   постижение   специфического русского образа мыслей, русского менталитета. Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского   языка   и   литературы   заключается   в   формировании   всесторонне развитой  личности  обучающегося,  его теоретического  мышления, языковой интуиции   и   способностей,   овладение   культурой   речевого   общения, воспитания полноценного гражданина общества. Чтобы   достигать   поставленных   целей   и   успешно   формировать компетенции,   урок   должен   быть   наполнен   таким   языковым   материалом, который бы не оставил обучающихся равнодушными. На   уроках   русского   языка   используются   высказывания   (афоризмы) выдающихся   людей   (писателей,   поэтов),   которые   влияют   на   понимание нравственных ценностей в жизни:  Истинная  человеческая сущность выражается в человеке тогда, когда его поступками движет не кто­то другой, а его собственная совесть.  ( В.Сухомлинский) взаимоотношения между собеседниками и их социальные роли. Нет сомнения, что характер речевого общения будет разным в зависимости от того, с кем осуществляется   общение,   каков   социальный   статус   говорящих: преподаватель, студент, каков их возраст, пол, интересы и т.д. Во­вторых, место общения (например, общение преподавателя и студента на занятии, во время   перемены,   в   дружеской   беседе).   Третий,   очень   важный   компонент речевой   ситуации,   ­   цель   и   намерения   говорящего.   Приказ,   просьба   или требование,  конечно, будут  отличаться  от  сообщения, информации   или  их эмоциональной оценки, выражение благодарности, радости, обиды т.д.       Таким   образом,   собственно   коммуникативные   умения   и   навыки   –   это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим,  и,  наконец,   с   какой   целью.   Нет   сомнения,  что   формирование   их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции. 4. Культуроведческая (общекультурная) компетенция. Эта   компетенция   подразумевает   формирование   русской   языковой картины   мира,   овладение   русским   речевым   этикетом,   что   является необходимым средством приобщения к национальной культуре.      Формирование всех выше перечисленных компетенций происходит и на уроках литературы. В силу особой связи литературы с жизнью общества на  первый   план   здесь,   помимо   других,   выдвигается  социокультурная компетенция.  5. Социокультурная компетенция.       Приобретение   социокультурной   компетенции   –  это   становление представлений человека об окружающем мире.     Вхождение обучающихся в русский   мир   и   приобретение   социокультурной   компетенции,   образование русской   языковой   картины   мира   –   это   также   постижение   специфического русского образа мыслей, русского менталитета. Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского   языка   и   литературы   заключается   в   формировании   всесторонне развитой  личности  обучающегося,  его теоретического  мышления, языковой интуиции   и   способностей,   овладение   культурой   речевого   общения, воспитания полноценного гражданина общества. Чтобы   достигать   поставленных   целей   и   успешно   формировать компетенции,   урок   должен   быть   наполнен   таким   языковым   материалом, который бы не оставил обучающихся равнодушными. На   уроках   русского   языка   используются   высказывания   (афоризмы) выдающихся   людей   (писателей,   поэтов),   которые   влияют   на   понимание нравственных ценностей в жизни:  Истинная  человеческая сущность выражается в человеке тогда, когда его поступками движет не кто­то другой, а его собственная совесть.  ( В.Сухомлинский) Каждая книга  обязательно что­то тебе открывает, бросает в душу маленькое зёрнышко, и оно потом всходит добрым росточком. (С.Бенедиктов) Любите книгу: она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и  бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувствами любви к миру, к человеку.  (М.Горький) Искренность  в отношениях, правда в общении ­ вот дружба.  (А.Суворов) Превосходная должность ­ быть на земле человеком.  (М.Горький)   пословицы, поговорки.   Они   отражают   наиболее   существенные   стороны   народного мышления, хозяйственного уклада и быта, морали и нравственности.   нравственного  опыта   всегда   служили   Источником  Лексика   народных   изречений   отличается   общедоступностью, неприхотливостью,   ясностью,   меткостью   и   безобидностью.   К   тому   же пословицы   ­   превосходный   тренировочный   материал   для   разных   видов лингвистического разбора.  Например, тематическая группа пословиц «Учение»:  С умным знаться ­ ума набраться.  Без букв и грамматики не учатся математике.  Красота приглядится, а ум пригодится.  Ученье­лучшее богатство.  Кукушка не ястреб, а неуч не мастер.  Знания в юности ­ это мудрость в старости.  Учить ­ ум точить.  Чужим умом не проживёшь.  Хлеб питает тело, а книга питает разум. Большой   запас   нравственных   оценок   заключён   во   фразеологических оборотах.   Важно   не   только   показать   различия   между   свободным словосочетанием и фразеологическим,   но и  помочь студентам вникнуть в те нравственные нормы, к которым   имеют отношение многие фразеологизмы, например такие как:  держаться до последнего, душа нараспашку, задать перцу,     глаза   на   мокром   месте,   горе   луковое,   недотёпа   (с   оттенком шутливого сочувствия), жить бирюком, ждать у моря погоды.   Эти и многие другие обороты, передавая то или иное понятие, создают образ,   в   то   же   время   выражают   отношение   говорящего   к   предмету высказывания.   Верно   употребляя   фразеологизмы,   обучающийся   учится   и нравственным оценкам, и нормам этических отношений. Русский   язык   как   учебная   дисциплина   несёт   чрезвычайно   высокую познавательную   ценность:   привитие   чувства   любви   к   родному   языку, Каждая книга  обязательно что­то тебе открывает, бросает в душу маленькое зёрнышко, и оно потом всходит добрым росточком. (С.Бенедиктов) Любите книгу: она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и  бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувствами любви к миру, к человеку.  (М.Горький) Искренность  в отношениях, правда в общении ­ вот дружба.  (А.Суворов) Превосходная должность ­ быть на земле человеком.  (М.Горький)   пословицы, поговорки.   Они   отражают   наиболее   существенные   стороны   народного мышления, хозяйственного уклада и быта, морали и нравственности.   нравственного  опыта   всегда   служили   Источником  Лексика   народных   изречений   отличается   общедоступностью, неприхотливостью,   ясностью,   меткостью   и   безобидностью.   К   тому   же пословицы   ­   превосходный   тренировочный   материал   для   разных   видов лингвистического разбора.  Например, тематическая группа пословиц «Учение»:  С умным знаться ­ ума набраться.  Без букв и грамматики не учатся математике.  Красота приглядится, а ум пригодится.  Ученье­лучшее богатство.  Кукушка не ястреб, а неуч не мастер.  Знания в юности ­ это мудрость в старости.  Учить ­ ум точить.  Чужим умом не проживёшь.  Хлеб питает тело, а книга питает разум. Большой   запас   нравственных   оценок   заключён   во   фразеологических оборотах.   Важно   не   только   показать   различия   между   свободным словосочетанием и фразеологическим,   но и  помочь студентам вникнуть в те нравственные нормы, к которым   имеют отношение многие фразеологизмы, например такие как:  держаться до последнего, душа нараспашку, задать перцу,     глаза   на   мокром   месте,   горе   луковое,   недотёпа   (с   оттенком шутливого сочувствия), жить бирюком, ждать у моря погоды.   Эти и многие другие обороты, передавая то или иное понятие, создают образ,   в   то   же   время   выражают   отношение   говорящего   к   предмету высказывания.   Верно   употребляя   фразеологизмы,   обучающийся   учится   и нравственным оценкам, и нормам этических отношений. Русский   язык   как   учебная   дисциплина   несёт   чрезвычайно   высокую познавательную   ценность:   привитие   чувства   любви   к   родному   языку, осмысление   общечеловеческих   ценностей,   воспитание   личности   с   высоким чувством патриотизма:  Самая большая ценность народа ­ его язык. Язык, на котором он   пишет,   говорит,   думает.   Думает!   Ведь   это   значит,   что   вся сознательная   жизнь   человека   протекает   через   родной   его   язык. Эмоции,   ощущения   только   окрашивают   то,   о   чем   думаем,   или подталкивают   мысль   в   каком­то   отношении,   но   мысли   наши   все формулируются языком. (Д. С. Лихачев) Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданности ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является   правильный   подбор   дидактического   материала:   тематических диктантов,  упражнений,  текстов   изложений.  Чаще   всего   это   фрагменты   из произведений русских классиков, писателей­прозаиков 20 века. Например,   дидактическим   материалом   для   изложения   может   служить текст Д. С. Лихачева «Любовь, уважение, знание»: Как   относиться   к   историческому   и   культурному   наследию   своей страны?   Всякий   ответит,   что   доставшееся   нам   наследство   надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. Довелось   мне   как­то   побывать   на   Бородинском   поле   вместе   с замечательным   человеком   ­   реставратором   Николаем   Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск, не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона.   Сделавшие   это   совершили   преступление   против   самого благородного из чувств ­ признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату­грузину. А как расценить тех,   кто   примерно   тогда   же   намалевал   гигантскую   надпись   на   стене монастыря,   построенного   на   месте   гибели   другого   героя   ­   Тучкова: «Довольно хранить остатки райского прошлого!» Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном   облике   город   связан   с   именами   Растрелли,   Росси, Кваренги;   Захарова,   Воронихина.   По   дороге   с   главного   ленинградского аэродрома   стоял   Путевой   дворец   Растрелли.   Замечательно:   первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии ­ стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой бы праздничной стала увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто осмысление   общечеловеческих   ценностей,   воспитание   личности   с   высоким чувством патриотизма:  Самая большая ценность народа ­ его язык. Язык, на котором он   пишет,   говорит,   думает.   Думает!   Ведь   это   значит,   что   вся сознательная   жизнь   человека   протекает   через   родной   его   язык. Эмоции,   ощущения   только   окрашивают   то,   о   чем   думаем,   или подталкивают   мысль   в   каком­то   отношении,   но   мысли   наши   все формулируются языком. (Д. С. Лихачев) Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданности ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является   правильный   подбор   дидактического   материала:   тематических диктантов,  упражнений,  текстов   изложений.  Чаще   всего   это   фрагменты   из произведений русских классиков, писателей­прозаиков 20 века. Например,   дидактическим   материалом   для   изложения   может   служить текст Д. С. Лихачева «Любовь, уважение, знание»: Как   относиться   к   историческому   и   культурному   наследию   своей страны?   Всякий   ответит,   что   доставшееся   нам   наследство   надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. Довелось   мне   как­то   побывать   на   Бородинском   поле   вместе   с замечательным   человеком   ­   реставратором   Николаем   Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск, не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона.   Сделавшие   это   совершили   преступление   против   самого благородного из чувств ­ признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату­грузину. А как расценить тех,   кто   примерно   тогда   же   намалевал   гигантскую   надпись   на   стене монастыря,   построенного   на   месте   гибели   другого   героя   ­   Тучкова: «Довольно хранить остатки райского прошлого!» Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном   облике   город   связан   с   именами   Растрелли,   Росси, Кваренги;   Захарова,   Воронихина.   По   дороге   с   главного   ленинградского аэродрома   стоял   Путевой   дворец   Растрелли.   Замечательно:   первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии ­ стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой бы праздничной стала увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там,   где   он   стоял,   пусто   в   душе,   когда   это   место   проезжаешь.   И   ­ горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима. Любовь   к   родному   краю,   к   родной   культуре,   к   родному   селу   или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще – с уважения к таким же чувствам людей,   которые   тоже   любят   свой   дом,   свою   землю,   свое   –   пусть   и непонятное тебе – родное слово. Вот   эти   важнейшие   человеческие   качества   и   поможет   тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание. Любовь к родине проявляется и в общей культуре, одним из аспектов которой   является   речевая   культура   личности   –   соблюдение   этических   и коммуникативных   норм.   Привитию   навыка   культуры   общения   отводятся специальные упражнения и разделы.  Например: Человек произносит слова. Мы воспринимаем их смысл. Но как   много   смысла,   помимо   слов,   кроется   в   самом   звуке   голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека. Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере?   Ведь   голос   бывает   тёплый   и   мягкий,   грубый   и   мрачный, испуганный   и   робкий,   ехидный   и   вкрадчивый,   твёрдый,   живой   и   ещё   с тысячью   оттенков,   выражающих   самые   разнообразные   чувства, настроения человека и даже его мысли. (Б. Расторгуев) Любовь к природе родного края ­ одно из проявлений любви к Родине, и ее   воспитание во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом родины. Воспитание любви к   природе   обеспечивается   использованием   текстов   писателей   и   поэтов, создавших незабываемые картины родного края: Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, в том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо  рисовалась грубым, темным  силуэтом,  а кое­где торчавшие над   ней   прозрачные   круглые   верхушки   голых   берез,   казалось,   были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть­ чуть   выше   розовый   отблеск   гаснущего   заката   незаметно   для   глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы... Воздух уже потемнел, и в нем выделялся ствол каждого дерева, каждая веточка, с той мягкой и приятной ясностью, которую можно наблюдать только ранней весной, по вечерам. Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где­то очень близко,   невидимый   жук   и   как   он,   сухо   шлепнувшись   о   какое­то препятствие, сразу замолкает. Кое­где   сквозь   чащу   деревьев   мелькали   серебряные   нити   лесных ручейков   и   болотец.   Лягушки   заливались   в   них   своим   торопливым, там,   где   он   стоял,   пусто   в   душе,   когда   это   место   проезжаешь.   И   ­ горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима. Любовь   к   родному   краю,   к   родной   культуре,   к   родному   селу   или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще – с уважения к таким же чувствам людей,   которые   тоже   любят   свой   дом,   свою   землю,   свое   –   пусть   и непонятное тебе – родное слово. Вот   эти   важнейшие   человеческие   качества   и   поможет   тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание. Любовь к родине проявляется и в общей культуре, одним из аспектов которой   является   речевая   культура   личности   –   соблюдение   этических   и коммуникативных   норм.   Привитию   навыка   культуры   общения   отводятся специальные упражнения и разделы.  Например: Человек произносит слова. Мы воспринимаем их смысл. Но как   много   смысла,   помимо   слов,   кроется   в   самом   звуке   голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека. Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере?   Ведь   голос   бывает   тёплый   и   мягкий,   грубый   и   мрачный, испуганный   и   робкий,   ехидный   и   вкрадчивый,   твёрдый,   живой   и   ещё   с тысячью   оттенков,   выражающих   самые   разнообразные   чувства, настроения человека и даже его мысли. (Б. Расторгуев) Любовь к природе родного края ­ одно из проявлений любви к Родине, и ее   воспитание во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом родины. Воспитание любви к   природе   обеспечивается   использованием   текстов   писателей   и   поэтов, создавших незабываемые картины родного края: Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, в том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо  рисовалась грубым, темным  силуэтом,  а кое­где торчавшие над   ней   прозрачные   круглые   верхушки   голых   берез,   казалось,   были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть­ чуть   выше   розовый   отблеск   гаснущего   заката   незаметно   для   глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы... Воздух уже потемнел, и в нем выделялся ствол каждого дерева, каждая веточка, с той мягкой и приятной ясностью, которую можно наблюдать только ранней весной, по вечерам. Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где­то очень близко,   невидимый   жук   и   как   он,   сухо   шлепнувшись   о   какое­то препятствие, сразу замолкает. Кое­где   сквозь   чащу   деревьев   мелькали   серебряные   нити   лесных ручейков   и   болотец.   Лягушки   заливались   в   них   своим   торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас­баранчик. (По А. Куприну) Использование   материала   краеведческого   характера  усиливает воспитательную,   развивающую,   социокультурную   направленность   обучения русскому языку, а именно осуществляется  знакомство с богатствами своего края, выработка умения понимать, какие ценности материальной и духовной культуры являются предметом национальной гордости. Анализ поэтических текстов о войне приобщает  студентов к памяти о Великой   Отечественной   войне.  Именно   поэтический   текст   в   наибольшей степени   может   способствовать   пробуждению   эмоционального   отношения   к событиям   военного   времени,   их   сопереживания   юным   читателем.   Кроме этого,  используются   фактические   тексты   публицистического   и   научно­ популярного стиля: В августе 1941 г. в Сибири началось формирование 12 стрелковых и 4­ х   кавалерийских   дивизий.   В   Кузбассе   сформировалась   376­я   стрелковая дивизия. В ноябре 1941 г. у знаменитого Бородино геройски сражалась 32­я стрелковая дивизия под командованием новокузнечанина В. И. Полосухина. Виктор Иванович пал геройской смертью под Москвой, и бойцы похоронили любимого   командира   в   городском   сквере   Можайска.   В   своих воспоминаниях   маршал   Советского   Союза   Георгий   Константинович Жуков   написал:   «На   Можайском   направлении   одной   из   лучших   в ожесточенных схватках с врагом проявила себя 32­я стрелковая дивизия полковника   В.   И.   Полосухина.   Спустя   почти   130   лет   после   нашествия Наполеона,   этой   дивизии   пришлось   скрестить   оружие   с   врагом   на Бородинском   поле   ­   том   самом,   что   является   нашей   национальной святыней,   бессмертным   памятником   русской   воинской   славы.   Воины дивизии Полосухина не уронили этой славы, а приумножили ее». Потерпев поражение под Москвой, немцы готовились к мощному удару на Волге и Северном Кавказе. В Сибири формировались добровольческие дивизии. За короткий срок только от кузбассовцев поступило 16318 заявлений. Первой в сибирском добровольческом корпусе была сформирована 150­я дивизия. В последней декаде сентября 1942 года Сибирский корпус поступил в резерв Ставки. Итак, в условиях стремительного развития общества современный урок рассматривается   не   как   статическая,   а   как   вариативная   и   постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности обучающихся. Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения,  воспитания   и   развития   личности.  Главное   же   направление   этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества   преподавателя   и   студента,   чтобы   он   отражал   те   ведущие тенденции   и   изменения,   которые   произошли   в   обществе   и   в   системе оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас­баранчик. (По А. Куприну) Использование   материала   краеведческого   характера  усиливает воспитательную,   развивающую,   социокультурную   направленность   обучения русскому языку, а именно осуществляется  знакомство с богатствами своего края, выработка умения понимать, какие ценности материальной и духовной культуры являются предметом национальной гордости. Анализ поэтических текстов о войне приобщает  студентов к памяти о Великой   Отечественной   войне.  Именно   поэтический   текст   в   наибольшей степени   может   способствовать   пробуждению   эмоционального   отношения   к событиям   военного   времени,   их   сопереживания   юным   читателем.   Кроме этого,  используются   фактические   тексты   публицистического   и   научно­ популярного стиля: В августе 1941 г. в Сибири началось формирование 12 стрелковых и 4­ х   кавалерийских   дивизий.   В   Кузбассе   сформировалась   376­я   стрелковая дивизия. В ноябре 1941 г. у знаменитого Бородино геройски сражалась 32­я стрелковая дивизия под командованием новокузнечанина В. И. Полосухина. Виктор Иванович пал геройской смертью под Москвой, и бойцы похоронили любимого   командира   в   городском   сквере   Можайска.   В   своих воспоминаниях   маршал   Советского   Союза   Георгий   Константинович Жуков   написал:   «На   Можайском   направлении   одной   из   лучших   в ожесточенных схватках с врагом проявила себя 32­я стрелковая дивизия полковника   В.   И.   Полосухина.   Спустя   почти   130   лет   после   нашествия Наполеона,   этой   дивизии   пришлось   скрестить   оружие   с   врагом   на Бородинском   поле   ­   том   самом,   что   является   нашей   национальной святыней,   бессмертным   памятником   русской   воинской   славы.   Воины дивизии Полосухина не уронили этой славы, а приумножили ее». Потерпев поражение под Москвой, немцы готовились к мощному удару на Волге и Северном Кавказе. В Сибири формировались добровольческие дивизии. За короткий срок только от кузбассовцев поступило 16318 заявлений. Первой в сибирском добровольческом корпусе была сформирована 150­я дивизия. В последней декаде сентября 1942 года Сибирский корпус поступил в резерв Ставки. Итак, в условиях стремительного развития общества современный урок рассматривается   не   как   статическая,   а   как   вариативная   и   постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности обучающихся. Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения,  воспитания   и   развития   личности.  Главное   же   направление   этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества   преподавателя   и   студента,   чтобы   он   отражал   те   ведущие тенденции   и   изменения,   которые   произошли   в   обществе   и   в   системе образования. Разрабатывая учебные занятия, мы должны помнить, что каждый студент, который пришел получать знания, ­ это уже личность. Наша задача – помочь развиться этой личности, чтобы стать в жизни  успешным человеком. А для этого следует формировать компетенции, которые позволят студентам впоследствии применять полученные знания и умения. образования. Разрабатывая учебные занятия, мы должны помнить, что каждый студент, который пришел получать знания, ­ это уже личность. Наша задача – помочь развиться этой личности, чтобы стать в жизни  успешным человеком. А для этого следует формировать компетенции, которые позволят студентам впоследствии применять полученные знания и умения.

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Доклад на тему "Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2019