Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия
Оценка 4.6
Особые потребности
rtf
русский язык +1
Взрослым
05.05.2018
Анализ понятия языка вражды в современных средствах массовой информации. Классификация форм его проявлений, негативные последствия применения. Методы борьбы с ним. Принципы использования журналистами ошибок для задания негативного смысла в публикации.Одним из самых распространённых явлений современных средств массовой информации, к сожалению, является риторика ненависти, или язык вражды. Это понятие в теории и практике журналистики возникло достаточно давно, но адекватный правовой механизм воздействия всё ещё находится в стадии разработки.Одним из самых распространённых явлений современных средств массовой информации, к сожалению, является риторика ненависти, или язык вражды. Это понятие в теории и практике журналистики возникло достаточно давно, но адекватный правовой механизм воздействия всё ещё находится в стадии разработки.
281506.rtf
Доклад
на тему: Язык вражды – истоки и последствия
язык вражда публикация Одним из самых распространённых явлений современных средств
массовой информации, к сожалению, является риторика ненависти, или язык
вражды. Это понятие в теории и практике журналистики возникло достаточно
давно, но адекватный правовой механизм воздействия всё ещё находится в
стадии разработки.
Под языком вражды следует понимать все формы языковых средств,
выражающих резко отрицательное отношение «оппонентов» — носителей
культурных ценностей,
иной системы религиозных,
национальных,
подсознательно или явно программирующих человека на агрессию.
Исследователь Дзялошинский И.М. представляет термин «язык
вражды» как «всю совокупность текстов (а также заголовков, фотографий и
иных элементов) СМИ, прямо или косвенно способствующих возбуждению
национальной или религиозной вражды или хотя бы неприязни»1.
Язык вражды может выступать в качестве формы проявления расизма,
антисемизма, ксенофобии, гомофобии, сескизма и т.д. Он может звучать как
прямой призыв к действиям, а также может иметь облик широко известных в
обществе штампов («лицо кавказской национальности»), «случайно»
брошенных фраз («полицейский задержал двух чеченцев»).
Появление текстов с признаками «языка вражды» связывают с
возникновением первых инструментов трансляции информации для массового
слушателя или зрителя (радио, телевидение).
Сам термин «язык вражды» пришёл к нам из западной социологии. В
США и в Европе в 1950х годах социологи стали приходить к выводу, что для
поддержания стабильного баланса в обществе необходимо постоянно
мониторить язык политиков, СМИ и общественнооткрытых каналов на
предмет выявления агрессивности. Этот «язык» (скорее, языковое поведение
и этикет) стал рассматриваться как нечто крайне опасное и нежелательное.
1 Дзялошинский И.М. Образы вражды в российских СМИ: социальные, культурные, профессиональные
факторы // Российские СМИ: как создается образ врага. Статьи разных лет. — М.: Московское бюро по
правам человека, «Academia», 2007. — 168 с. Язык вражды в СМИ встречается не только в цитировании
политических или общественных деятелей, не только в националистической,
клерикальной или «желтой» прессе, но и во вполне респектабельных
изданиях.
Чаще всего, журналисты, используя «язык вражды», не вкладывают в
свой текст намеренно негативного смысла. Авторами публикаций
допускаются следующего рода ошибки:
1. Журналистская небрежность. Непреднамеренное использование
автором текста таких формулировок, которые впоследствии могут вызвать у
аудитории отрицательное отношение к объекту.
2. Некорректный заголовок. Для привлечения внимания к своему тексту
журналисты часто прибегают к броским заголовкам.
3. Преувеличение статистических данных. Журналисты прибегают к
такому приёму для придания своему материалу большей сенсационности.
4. Национальная зацикленность. Тема, поднимаемая в тексте СМИ,
рассматривается лишь в рамках одной группы людей (по этническому,
национальному признаку), хотя на самом деле вопрос гораздо шире и не
сводится к одной социальной группе.
5. Вопросы национальности и гражданства. То есть журналист, говоря о
человеке другой национальности и проживающего на территории конкретной
страны, обозначает его как иностранца, не принимая во внимание наличие
временной регистрации или гражданства.
В неразрывной связи с понятием «языка вражды» находится понятие
«стереотипа». Стереотип неотъемлемый компонент индивидуального и
массового сознания. Люди привыкли делить окружающих на «своих» и
«чужих». Человек иной внешности, культуры и религии отличается от нас
самих – а значит опасен. Так диктуют животные инстинкты любого живого
организма. А с точки зрения социологии единая нация – и есть живой
организм. Классификация проявлений языка вражды:
1. Язык вражды может быть явным, т.е. проявляться в конкретных
словах, словосочетаниях, фразах, а может быть скрытым – негативный
подтекст высказывания может передаваться общей логикой изложения;
2. Может выражаться формой и/или содержанием;
3. Может быть однообъектным (напр. агрессивные высказывания в адрес
цвета кожи), или многообъектным (цвет кожи, религия, сексуальная
ориентация и т.д.);
4. По принципу деления на «своих» и «чужих», язык вражды может
проявляться в высказываниях о «наших» и о «других»;
5. Выражение языка вражды через негативные высказывания (в адрес
«чужих») или позитивные высказывания (в адрес «своих», тем самым
возвышая их над всеми остальными).
В средствах массовой информации существуют свои особенности языка
вражды. Данное явление более характерно для региональных изданий, где все
«свои», а не для общенациональных. Чаще всего журналисты и редакторы не
задумываются о последствиях, т.к. в нашей стране использование языка
вражды нередко остаётся безнаказанным. Более того, для некоторых изданий
язык вражды является частью редакционной политики, поскольку
сенсационные высказывания и громкие заголовки всегда приковывают
внимание аудитории.
Язык вражды является опасным не только нанесением эмоциональных
травм дискриминируемой группе людей, но и позволением самой
дискриминации. Использование и распространение языка вражды имеет свои
негативные последствия:
способствование развитию стереотипов;
увеличение дистанции между различными социальными слоями
общества;
нивелирование проблемы дискриминации;
рост числа преступлений на почве ненависти и др.
Известное соотношение: чем выше уровень социального доверия к
информационной площадке, тем сильнее она способствует интеграции тех или иных установок в общество. Это правило попрежнему работает, несмотря на
повсеместный стереотип об эпохе тотального недоверия к электронным СМИ.
Единственным возможным и действенным способом борьбы с
проявлениями «языка вражды» представляется ужесточение правовой
ответственности СМИ.
Размещено на Allbest.ru
Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия
Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия
Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия
Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия
Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.