Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия
Оценка 4.6

Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия

Оценка 4.6
Особые потребности
rtf
русский язык +1
Взрослым
05.05.2018
Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия
Анализ понятия языка вражды в современных средствах массовой информации. Классификация форм его проявлений, негативные последствия применения. Методы борьбы с ним. Принципы использования журналистами ошибок для задания негативного смысла в публикации.Одним из самых распространённых явлений современных средств массовой информации, к сожалению, является риторика ненависти, или язык вражды. Это понятие в теории и практике журналистики возникло достаточно давно, но адекватный правовой механизм воздействия всё ещё находится в стадии разработки.Одним из самых распространённых явлений современных средств массовой информации, к сожалению, является риторика ненависти, или язык вражды. Это понятие в теории и практике журналистики возникло достаточно давно, но адекватный правовой механизм воздействия всё ещё находится в стадии разработки.
281506.rtf
Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия язык вражда публикация Одним   из   самых   распространённых   явлений   современных   средств массовой информации, к сожалению, является риторика ненависти, или язык вражды. Это понятие в теории и практике журналистики возникло достаточно давно, но адекватный правовой механизм воздействия всё ещё находится в стадии разработки. Под языком вражды следует понимать  все формы языковых средств, выражающих   резко   отрицательное   отношение   «оппонентов»   —   носителей   культурных   ценностей, иной   системы   религиозных,   национальных, подсознательно или явно программирующих человека на агрессию. Исследователь   Дзялошинский   И.М.   представляет   термин   «язык вражды» как «всю совокупность текстов (а также заголовков, фотографий и иных элементов) СМИ, прямо или косвенно способствующих возбуждению национальной или религиозной вражды или хотя бы неприязни»1. Язык вражды может выступать в качестве формы проявления расизма, антисемизма, ксенофобии, гомофобии, сескизма и т.д. Он может звучать как прямой призыв к действиям, а также может иметь облик широко известных в обществе   штампов   («лицо   кавказской   национальности»),   «случайно» брошенных фраз («полицейский задержал двух чеченцев»). Появление   текстов   с   признаками   «языка   вражды»   связывают   с возникновением первых инструментов трансляции информации для массового слушателя или зрителя (радио, телевидение).  Сам термин «язык вражды» пришёл к нам из западной социологии. В США и в Европе в 1950­х годах социологи стали приходить к выводу, что для поддержания   стабильного   баланса   в   обществе   необходимо   постоянно мониторить   язык   политиков,   СМИ   и   общественно­открытых   каналов   на предмет выявления агрессивности. Этот «язык» (скорее, языковое поведение и этикет) стал рассматриваться как нечто крайне опасное и нежелательное. 1 Дзялошинский И.М. Образы вражды в российских СМИ: социальные, культурные, профессиональные  факторы // Российские СМИ: как создается образ врага. Статьи разных лет. — М.: Московское бюро по  правам человека, «Academia», 2007. — 168 с. Язык   вражды   в   СМИ   встречается   не   только   в   цитировании политических или общественных деятелей, не только в националистической, клерикальной   или   «желтой»   прессе,   но   и   во   вполне   респектабельных изданиях. Чаще всего, журналисты, используя «язык вражды», не вкладывают в свой   текст   намеренно   негативного   смысла.   Авторами   публикаций допускаются следующего рода ошибки: 1. Журналистская   небрежность.  Непреднамеренное   использование автором текста таких формулировок, которые впоследствии могут вызвать у аудитории отрицательное отношение к объекту. 2. Некорректный заголовок. Для привлечения внимания к своему тексту журналисты часто прибегают к броским заголовкам. 3. Преувеличение   статистических   данных.   Журналисты   прибегают   к такому приёму для придания своему материалу большей сенсационности. 4. Национальная   зацикленность.  Тема,   поднимаемая   в   тексте   СМИ, рассматривается   лишь   в   рамках   одной   группы   людей   (по   этническому, национальному   признаку),   хотя   на   самом   деле   вопрос   гораздо   шире   и   не сводится к одной социальной группе. 5. Вопросы национальности и гражданства. То есть журналист, говоря о человеке другой национальности и проживающего на территории конкретной страны,  обозначает  его  как  иностранца, не принимая  во  внимание  наличие временной регистрации или гражданства. В неразрывной связи с понятием «языка вражды» находится понятие «стереотипа».   Стереотип   ­   неотъемлемый   компонент   индивидуального   и массового   сознания.   Люди   привыкли   делить   окружающих   на   «своих»   и «чужих». Человек иной внешности, культуры и религии отличается от нас самих – а значит опасен. Так диктуют животные инстинкты любого живого организма.   А   с   точки   зрения   социологии   единая   нация   –   и   есть   живой организм. Классификация проявлений языка вражды: 1. Язык   вражды   может   быть   явным,   т.е.   проявляться   в   конкретных словах,   словосочетаниях,   фразах,   а   может   быть   скрытым   –   негативный подтекст высказывания может передаваться общей логикой изложения; 2. Может выражаться формой и/или содержанием; 3. Может быть однообъектным (напр. агрессивные высказывания в адрес цвета   кожи),   или   многообъектным   (цвет   кожи,   религия,   сексуальная ориентация и т.д.); 4. По   принципу   деления   на  «своих»   и  «чужих»,  язык   вражды   может проявляться в высказываниях о «наших» и о «других»; 5. Выражение   языка   вражды   через   негативные   высказывания  (в  адрес «чужих»)   или   позитивные   высказывания   (в   адрес   «своих»,   тем   самым возвышая их над всеми остальными). В средствах массовой информации существуют свои особенности языка вражды. Данное явление более характерно для региональных изданий, где все «свои», а не для общенациональных. Чаще всего журналисты и редакторы не задумываются   о   последствиях,   т.к.   в   нашей   стране   использование   языка вражды нередко остаётся безнаказанным. Более того, для некоторых изданий язык   вражды   является   частью   редакционной   политики,   поскольку сенсационные   высказывания   и   громкие   заголовки   всегда   приковывают внимание аудитории. Язык вражды является опасным не только нанесением эмоциональных травм   дискриминируемой   группе   людей,   но   и   позволением   самой дискриминации. Использование и распространение языка вражды имеет свои негативные последствия: ­ способствование развитию стереотипов; ­   увеличение   дистанции   между   различными   социальными   слоями общества; ­ нивелирование проблемы дискриминации; ­ рост числа преступлений на почве ненависти и др. Известное   соотношение:  чем   выше   уровень   социального   доверия   к информационной площадке, тем сильнее она способствует интеграции тех или иных установок в общество. Это правило по­прежнему работает, несмотря на повсеместный стереотип об эпохе тотального недоверия к электронным СМИ. Единственным   возможным   и   действенным   способом   борьбы   с проявлениями   «языка   вражды»   представляется   ужесточение   правовой ответственности СМИ. Размещено на Allbest.ru

Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия

Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия

Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия

Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия

Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия

Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия

Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия

Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия

Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия

Доклад на тему: Язык вражды – истоки и последствия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2018